Сделай Сам Свою Работу на 5

Состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и назначение ее элементов





ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Лечебный факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

 

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН И.М.Чиж   «___ »____________2015 г. 2010 г.  

 

 

Тема № __Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ЛЕКЦИЯ

для студентов лечебного факультета

 

 

Обсуждена на заседании кафедры «__ »______________201 г. Протокол №____

 

 

Москва 2015

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  Вводная часть
1. Задачи и основные принципы организации деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
2. Состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и назначение ее элементов
3. Функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  Заключение
Всего:

Литература



ОСНОВНАЯ

  1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.
  2. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций// Учебное пособие для медвузов. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011.
  3. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А., и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 375 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  2. Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
  4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  5. Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
  6. Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

 



Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2010)


Введение

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации.

Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны (ГО). В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствии (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).



Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, война на территории Чеченской Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней – РСЧС.

Задачи и основные принципы организации деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основными задачами РСЧС являются:

· разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· осуществление целевых и научно–технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно–правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· прогнозирование и оценка социально–экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций;

· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе и лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Организация деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основана на следующих принципах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

· мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;

· планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий (акваторий) и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

· объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях (акваториях) которых сложилась чрезвычайная ситуация (при недостаточности этих сил и средств, привлекаются федеральные силы и средства);

· силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в установленном порядке.

Состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и назначение ее элементов

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представлена функциональными и территориальными подсистемами, действующими на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы созданы и содержатся федеральными органами исполнительной власти (министерствами) и уполномоченными организациями (таблица 1).

Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. Например, территориальная система республики, может состоять из областных, окружных, районных, городских звеньев.

На каждом уровне единой системы созданы координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Основные элементы территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представлены в таблице 2.

Координационными органами являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности,

на других уровнях – соответствующие комиссии.

Основными задачами комиссийпо предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности являются:

- разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- координация деятельности органов управления и сил единой системы;

- обеспечение согласованности действий при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС

- рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Таблица 1

Функциональные подсистемы Единой государственной системы

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

и образующие их министерства и ведомства

  Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)  
  Функциональные подсистемы     Министерство
Функциональная подсистема (ФП) охраны общественного порядка МВД
ФП предупреждения и тушения пожаров   МЧС
ФП мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС
ФП предупреждения и ликвидации ЧС на подводных объектах
ФП координации деятельности по поиску и спасанию людей на водах
ФП предупреждения и ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ Минобороны
ФП восстановления спецобъектов в зоне ЧС Спецстрой
ФП предупреждения и ликвидации ЧС в сфере Спецстроя
ФП Всероссийская система медицины катастроф   Минздрав
ФП медико-санитарной помощи пострадавшим в ЧС на объектах ФМБА
ФП резервов медицинских ресурсов
ФП надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой
ФП соцзащиты населения, пострадавшего от ЧС Минтруда
ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах Минобрнауки и Роспатента Минобрнауки
ФП безопасности гидротехнических сооружений и другие Минприроды
ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах ОПК и другие Минпромторг
ФП транспортного обеспечения ликвидации ЧС и другие Минтранс
ФП информ.-технолог. инфраструктуры, электросвязи и почтовой связи Минкомсвязь
ФП защиты сельскохозяйственных животных, с/х растений и другие Минсельхоз
ФП государственного материального резерва Минэкономразвития
ФП защиты населенных пунктов от аварий, катастроф и стих. бедствий и др. Минрегион
ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах корпорации Росатома Росатом
ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах Минэнерго и ТЭК Минэнерго

Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Таблица 2

Уровни Единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ее

территориальные подсистемы

    Уровни РСЧС     Основные элементы территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  
Координационные органы Постоянно действующие органы управления Органы повседневного управления Силы и средства
Федеральный Правительственная комиссия. Комиссии федеральных органов исполнительной власти (министерств и других). Комиссии министерства и организаций имеющих функциональные подсистемы МЧС России.   Подразделения министерств и других организаций для решения задач в области защиты от ЧС и ГО. Национальный центр управления в кризисных ситуациях.     Ситуационно-кризисные центры, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы министерств и других организаций   Силы и средства федеральных органов исполнительной власти
Межрегиональный Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе Региональные центры МЧС России Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России Силы и средства федеральных органов исполнительной власти
Региональный   Комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ Главные управления МЧС России по субъектам федерации Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ
Муниципальный Комиссия органа местного самоуправления Органы по решению задач в области защиты от ЧС и ГО при органах местного самоуправления Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.   Силы и средства органов местного самоуправления
Объектовый Комиссия организации Подразделения организаций по решению задач в области защиты от ЧС и ГО Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).   Силы и средства организаций (объектов)

Силы и средства РСЧС

Силы и средстваединой системы представляют собой специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (рис. 1).

 

    Силы и средства РСЧС
Силы и средства наблюдения и контроля
Силы и средства ликвидации ЧС

 

 


Рис. 1.Состав сил и средств РСЧС

 

 

Силы и средства РСЧС. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:

а) силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции:

- наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

- контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

- санитарно-карантинный контроль;

- социально-гигиенический мониторинг;

- медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;

- государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;

- государственный мониторинг атмосферного воздуха;

- государственный мониторинг водных объектов;

- государственный мониторинг радиационной обстановки;

- государственный лесопатологический мониторинг;

- государственный мониторинг состояния недр;

- сейсмический мониторинг;

- мониторинг вулканической активности;

- мониторинг медленных геодинамических процессов в земной коре и деформации земной поверхности;

- федеральный государственный экологический надзор;

- карантинный фитосанитарный мониторинг;

- контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой;

- контроль в сфере ветеринарии и карантина растений;

- контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства;

- контроль за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;

- мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая:

- тушение пожаров, в том числе лесных пожаров;

- организацию и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий;

- организацию и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

- ограничение негативного техногенного воздействия отходов производства и потребления;

- обеспечение безопасности работ по уничтожению химического оружия, работ по уничтожению или конверсии объектов по производству, разработке и уничтожению химического оружия, а также организацию работ по ликвидации последствий деятельности этих объектов;

- авиационно-космический поиск и спасание;

- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

- обеспечение транспортной безопасности;

- организацию и проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

- координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;

- осуществление аварийно-спасательных работ по оказанию помощи судам и объектам, терпящим бедствие на море;

- обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота, а также проведение аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;

- обеспечение общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление мероприятий по предупреждению (ликвидации) последствий дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;

- осуществление мероприятий по ликвидации аварий на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, сетей электросвязи;

- защиту населения от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе общих для человека и животных;

- предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения;

- обеспечение общественного питания, бытового обслуживания и социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий радиационных аварий.

Таблица 2

Уровни Единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ее

территориальные подсистемы

    Уровни РСЧС     Основные элементы территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  
Координационные органы Постоянно действующие органы управления Органы повседневного управления Силы и средства
Федеральный Правительственная комиссия. Комиссии федеральных органов исполнительной власти (министерств и других). Комиссии министерства и организаций имеющих функциональные подсистемы МЧС России.   Подразделения министерств и других организаций для решения задач в области защиты от ЧС и ГО. Национальный центр управления в кризисных ситуациях.     Ситуационно-кризисные центры, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы министерств и других организаций   Силы и средства федеральных органов исполнительной власти
Межрегиональный Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе Региональные центры МЧС России Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России Силы и средства федеральных органов исполнительной власти
Региональный   Комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ Главные управления МЧС России по субъектам федерации Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ
Муниципальный Комиссия органа местного самоуправления Органы по решению задач в области защиты от ЧС и ГО при органах местного самоуправления Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.   Силы и средства органов местного самоуправления
Объектовый Комиссия организации Подразделения организаций по решению задач в области защиты от ЧС и ГО Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).   Силы и средства организаций (объектов)

 

В состав сил и средствкаждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет МЧС России

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляется:

- в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;

- в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

- по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Управление осуществляется с использованием систем связи и оповещения,представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.

Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации

Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Справочно: 11 февраля 2013 года Президентом РФ подписан Федеральный закон РФ № 9-ФЗ, устанавливающий номер «112» — единым номером вызова экстренных оперативных служб для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в России в телефонных сетях местной телефонной связи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.