Сделай Сам Свою Работу на 5

Единицы классификации производных слов





Тема 3

Словообразование. Основные понятия словообразования

Морфонологические явления, сопровождающие словообразование

 

План

1. Словообразование как раздел языкознания.

2. Основные понятия словообразования.

3. Единицы классификации производных слов.

4. Словообразовательное гнездо, его структурные единицы.

5. Морфонологические явления, сопровождающие словообразование.

Словообразованиекак раздел языкознания.

Как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательный строй языка, словообразование в русском языкознании сложилось сравнительно недавно. В современной лингвистике термин словообразование употребляется в двух значениях:1) как обозначение фактов образования слов на базе других слов; 2) как название раздела науки о языке, изучающий словообразовательную систему языка.

Словообразование как процесс создания в языке новых лексических единиц нужно отличать от формообразования слов. В ходе словообразования в языке создаются самостоятельные новые слова: бумаг-а ® бумаж-н-ый, бумаг-а ® бумаж-ник-. При формообразовании возникают только другие формы одного и того же слова: бумаг-а, бумаг-и, бумаг-е и т.д. В процессе словообразования на базе одних слов создаются другие, с иным значением и разной частеречной принадлежностью: поле ® полевой, играть ® игрок-. При формообразовании одно и то же слово лишь грамматически изменяет свою форму. Его лексическое значение при этом сохраняется, и его принадлежность к определенной части речи остается прежней.



Словообразование как раздел языкознания дает описание средств, способов и типов словопроизводства (их характеристика будет дана ниже).

 

Основные понятия словообразования.

1. Центральным понятием словообразования является производность.

Под производностью понимают такое соотношение между однокоренными словами, когда строение и значение одного слова непосредственно могут быть выведены из строения и значения другого, более простого однокоренного слова (или нескольких слов): тигр- ® тигр-ёнок- ‘детеныш тигра’; сух-ие фрукты ® сух-о-фрукты.

Слова типа лес, вода, класс, у которых внешний вид основы и характер лексического значения не выводятся из строения и значения более простых однокоренных слов, называются непроизводными словами (или словами снепроизводными основами). Слова типа тигрёнок, сухофрукты, основы которых связаны по строению и значению с основами других, более простых слов, называются производными словами (говорят также, что у таких слов производная основа). Для каждого производного слова есть свое производящее слово. Например, для слова футболист производящим будет слово футбол, для слова лесок – слово лес, для слова ветвистый – слово ветвь, для слова раздарить – слово дарить и пр.У производных слов, образованных путем сложения, в качестве производящего устанавливается сочетание нескольких слов: пять этажей ® пятиэтажный.



Иногда отмечаются сложности, связанные с установлением отношений словообразовательной производности и определения производящего слова. Так, наречие, негромко может с равными основаниями рассматриваться как производное от двух различных производящих: от основы наречия громко ® негромко (в таком случае способ словообразования – префиксальный) или же от основы прилагательного негромкий ® негромко(при таком подходе наречие образовано суффиксальным способом).

Признание производности основным понятием словообразованиянаходит отражение в определении словообразования как раздела языкознания, изучающего отношения производности между однокоренными словами, т.е. образование производных слов от производящих: школа ® школьный, студент ® студентка.

2. Словообразовательный формант.



Производное слово всегда является двухкомпонентным: оно состоит из производящей части и формантной части.

В качестве производящей части (производящего) в производном слове выступает а) основа производящего слова или б) все производящее слово:

а) рыж-еват-ый рыж-ий б) рас-смотреть смотреть

учитель-ниц-а учитель-□ веселить-ся веселить

Формантную часть производного слова с учетом ее роли в процессе словообразования называют словообразовательным формантом.

Словообразовательный формант – составная единица. В его состав входят словообразовательные аффиксы – префиксы, суффиксы, постфиксы и все морфонологические средства – усечение производящей основы, наложение морфем, интерфиксация, чередование, перемещение ударения.

Словообразовательные аффиксы – основные средства словообразования в составе форманта, т.к. они выполняют словообразующую функцию самостоятельно, без участия морфонологических средств:

про-читать чит-а-ть; светить-ся светить; что-то чт-о; просвети-тель-□ просвети-ть; рассмотре-ни-е рассмотре-ть;

зл-ость-зл-ой; у-сил-и-ть сил-а; у-десятер-и-ть десятер

Морфонологические явления –вторичные средства словообразования, т.к. не имеют самостоятельной словообразующей функции и лишь сопровождают аффиксацию.

кол-юч-ий кол(-о-)ть про-ред-и-ть ред)-ий

лом-к-ий лом(-а-)ть(-ся) работ-ниц-а работ(-ник-)□

пе-в/уч-ий пе-ть арго/изм- арго

перв-ен/ец- перв-ый сад-ов/ник- сад-

сосняк- сосн- +няк роз-оват-ый роз(-ов-+ов)ат-ый

просвещ-енипросвет(-и-)ть (т//щ)

обновл-е′ни-е обнов(-и′-)ть (в//вл’)

рассма′тр-ива-ть рассмотре′-ть (о//а) оде-ва′-ть оде′-ть

 

Таким образом, словообразовательный формант– это совокупность всех средств, использованных для образования нового слова.

3. Словообразовательное значение – семантическая разность между значением производного и производящего слова, выраженная словообразовательным формантом и регулярно воспроизводимая в рамках определенного словообразовательного типа.

Напр., словообразовательный тип существительных со значением лица, основное средство словообразования – суффикс-ист, словообразовательное значение – ‘наименование лица по отношению к предмету, названному производящим словом’: автомобиль- ® автомобил-ист; шпаг-а ® шпаж-ист-; регби® регбист-; самб(о)® самб-ист-; алгебр-а ® алгебр-а/ист-.

Следовательно, словообразовательное значение – это значение, выраженное с помощью словообразовательного форманта, у слов, представляющих один словообразовательный тип, напр.:

1) словообразовательное значение «становление признака» у глаголов типа бел-е-ть выражается словообразовательным формантом «суффикс -е- + насуффиксальное ударение»: бел-е-ть ← бел-ый; сед-е-ть ← сед-ой; прочн-е-ть ← прочн-ый; добр-е-ть ← добр-ый;

2) словообразовательное значение «неполнота проявления признака» у прилагательных типа красн-оват-ый, син-ева-тый выражается словообразовательным формантом «суффиксами -оват-/-еват- + насуффиксальное ударение»: красн-оват-ыйкрасн-ый; сед-оват-ыйсед-ой; глуп-оват-ый ← глуп-ый; син-еват-ый ← син-ий; рыж-еват-ый ← рыж-ий;

3) словообразовательное значение «невзрослое живое существо» у существительных типа медвеж-онок-, ворон-ёнок- выражается словообразовательным формантом «суффиксами -онок-/-ёнок-+ насуффиксальное ударение»: медвеж-онок- ← медведь-; галч-онок-← галк-а (основной состав форманта дополняется историческим чередованием д//ж, к//ч); олен-ёнок- ← олень-; ворон-ёнок- ← ворон- и пр.

4) словообразовательное значение «действующее лицо мужского пола» у существительных типа рез-чик- выражается словообразовательным формантом «суффикс -чик- + усечение производящей основы»: рез-чик- ← рез(-)ть; налад-чик- ← налад(-)ть; навод-чик- ← навод(-)ть.

 

Единицы классификации производных слов

Словообразовательный типосновная единица классификации производных слов. Словообразовательный тип представляет собой класс производных слов, принадлежащих к одной части речи и характеризующихся одинаковыми словообразовательными свойствами: 1) производностью от слов одной части речи; 2) общим способом словообразования; 3) тождественным средством словообразования, 4) одним и тем же словообразовательным значением. Например:

(1) Словообразовательный тип отглагольных существительных

наброс-ок- наброс(а)-ть

облом-ок- облом(а)-ть

отрез-ок- отрез(а)-ть

слеп-ок- слеп(и)-ть,

имеющих следующие словообразовательные свойства:

1) связаны словообразовательной производностью с глаголами совершенного вида;

2) образованы суффиксальным способом;

3) средство словообразования – суффикс -ок-;

4) суффикс формирует словообразовательное значение ‘предмет как результат действия’.

(2) Словообразовательный тип прилагательных

толст-оват-ый толст-ый

бледн-оват-ый бледн-ый

коротк-оват-ый коротк-ий

худ-оват-ый худ-ой,

имеющих следующие словообразовательные свойства:

1) связаны словообразовательной производностью с качественными прилагательными;

2) образованы суффиксальным способом;

3) средство словообразования – суффикс -оват-;

4) суффикс формирует словообразовательное значение ‘неполнота проявления признака’.

В рамках словообразовательного типа обычно противопоставлено несколько словообразовательных моделей, которые представляют собой более дробные единицы словообразовательной классификации, выделяемые с учетом дополнительных формальных различий. Например:

(1) Словообразовательный тип существительных со значением лица, характеризуемого тем или иным отношением к предмету, названному производящей основой, типа шахмат-ы ® шахмат-ист, представлен пятью моделями:

1) модель, где суффикс присоединен к неизменной производящей основе: автомобил- ® автомобил-ист-;

2) модель с чередованием в конце производящей основы: шпаг-а ® шпаж-ист-;

3) модель с наложением суффикса на конец производящей основы: регби® регб(и+и)ст-;

4) модель с усечением производящей основы: самб(о)® самб-ист-;

5) модель с интерфиксацией: алгебр-а ® алгебр-а/ист-.

(2) Словообразовательный тип отглагольных прилагательныхсо значением ‘склонность к тому, что обозначается производящей основой’ типа полз-ти ® полз-уч-ий представлен четырьмя моделями:

1) модель, где суффикс присоединен к неизменной производящей основе: полз-ти ® полз-уч-ий;

2) модель с чередованием в конце производящей основы:

же-чь ® жг-уч-ий е // Ø;

3) модель с усечением производящей основы:

а) тяг(-а-)ть ® тяг-уч-ий;

б) пах(-ну-)ть ® пах-уч-ий;

в) сып(-а-)ть-(ся) ® сып-уч-ий

4) модель с интерфиксацией: жи-ть ® жи-в/уч-ий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.