Сделай Сам Свою Работу на 5

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ





Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина»

ГБПОУ ММТ им. Л.Б. Красина

 

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ММТ им. Л.Б. Красина
Л.М. Табатадзе
«___»__________________2016 г.

 

 

Методические рекомендации по написанию курсовых работ и выпускных квалификационных работ

 

Москва


СОДЕРЖАНИЕ

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1.1. Общие положения

1.2. Этапы подготовки

1.3. Требования к оформлению

1.4. Структура курсовой работы

1.5. Порядок аттестации по курсовым работам

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАКЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР)

2.1. Общие положения

2.2. Выбор темы и руководство

2.3. Составление плана исследования и подбор необходимой литературы

2.4. Подготовка текста ВКР и его графическое оформление

III. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР)

3.1. Подготовка и допуск ВКР к защите

3.2. Процедура защиты ВКР

3.3. Критерии оценки ВКР

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1. Образец титульного листа курсовой работы

Приложение 2. Задание на курсовую работу (проект)

Приложение 3. График выполнения курсовой работы (проекта)

Приложение 4. Отзыв на курсовую работу (проект)

Приложение 5. Образец титульного листа ВКР

Приложение 6. Образец титульного листа ВКР

Приложение 7. Образец Календарного графика выполнения ВКР

Приложение 8. Отзыв на ВКР

Приложение 9. Рецензия на ВКР

Приложение 10. Оформление списка литературы

Приложение 11. Образец заявления о закреплении темы ВКР


Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами СПО и предназначены для всех специальностей, реализуемых в ГБПОУ «Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина».

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1.1. Общие положения.

Курсовая работа - обязательный вид учебной работы по одному из профессиональных модулей или общепрофессиональных дисциплин. Курсовая работа является результатом самостоятельного творческого исследования студента, имеющего характер научного поиска. При ее выполнении студент должен показать глубину и широту теоретических знаний по дисциплине или междисциплинарному курсу.



Выполняя курсовую работу, студент должен связывать вопросы теории с практикой, анализировать и обобщать свой практический опыт работы, совершенствовать свои професси­ональные умения.

Курсовые работы могут быть: теоретическими (реферативными), выполненными на ос­нове анализа и обобщения литературных данных по выбранной теме; эмпирическими - на основе изучения и обобщения передового опыта по профилю специальности; конструкторскими, связанными с изобретательской работой студентов и представляющими техническое описание, обоснование и назначение новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных пособий, программ для компьютеров и т. п.; экспериментальными, построенными с результатов проведения экспериментов, обусловленных целью работы.

Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения.

Перечень тем курсовых работ ежегодно обновляется и утверждается на заседании цикловой комиссии и предоставляется студентам для ознакомления. Студент имеет право выбрать себе тему исследования, а также предложить, в соответствии со своими научными интересами, собственную.

Темы работ могут носить «сквозной» характер: те или иные аспекты научной проблемы в течение всего периода обучения углубленно прорабатываются и становятся итогом в выпускной квалификационной работе. Тематика работ может включать различные направления исследования - от анализа теоретических проблем до выполнения конкретных работ прикладного характера.



Лица, не выполнившие курсовую работу, к очередной сессии не допускаются. В исключительных случаях и при наличии уважительных причин студенту может быть предоставлено право защиты курсовой работы в другие сроки. В качестве объективных обстоятельств могут выступать: длительная болезнь, беременность и роды, академический отпуск.

1.2. Этапы подготовки.

Порядок работы над курсовой темой включает следующие этапы:

• выбор темы исследования и формулировка названия работы;

• анализ научно-методической литературы;

• определение цели и задач;

• подготовка и проведение исследовательской части работы;

• формулировка выводов и заключения;

• оформление работы;

• защита.

На основе предварительного ознакомления с литературой и фактическим материалом, который может быть использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-трех глав и заключения.

При составлении плана следует, прежде всего, определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность.

План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.

Составленный план студент должен согласовать с руководителем курсовой работы.

Для поиска необходимых изданий следует обратиться к каталогам библиотек, библиографическим указателям, спискам литературы в учебных и учебно-методических пособиях, в научных монографиях, статьях в научных изданиях, энциклопедиях и словарях. Для подбора литературы последних лет можно также изучать указатели содержания периодических изданий.

После составления примерного перечня намеченных для анализа нормативно-правовых актов и списка статей и монографий по теме курсовой работы нужно проконсультироваться с руководителем.

Знакомясь с содержанием научной литературы, важно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать выдвинутые автором гипотезы от собранных и приведенных им доказательств и иллюстративного материала. Определенную трудность для изучения представляют статьи, опубликованные в тематических сборниках, поскольку в них обычно анализируются частные аспекты той или иной проблемы. Чтобы выделить основные идеи исследователя и охарактеризовать его аргументы, целесообразно прочитать публикацию несколько раз.

Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет изложить ее так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.

Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок.

Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами.

Текст работы должен демонстрировать:

• знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;

• умение выделить проблему и определить методы ее решения;

• умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

• владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

• приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

Курсовая работа может проверятся на наличие заимствований и плагиата.

1.3. Требования к оформлению.

Курсовая работа должна включать в себя:

• титульный лист

• содержание (план работы);

• введение - цель работы, обоснование темы и ее актуальности;

• основное содержание с разбивкой на главы, со сносками на используемую литературу, оформленными в соответствии с существующими стандартами;

• заключение;

• список нормативных правовых актов и используемой литературы;

• приложения.

Рекомендуемый объем курсовой работы (без приложений) не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста.

Курсовая работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований:

• работа должна быть отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с полями: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм, правое - 10 мм, нижнее - 20 мм;

• шрифт Times New Roman; кегль 14;

• интервал - полуторный;

• нумерация страниц - сквозная;

• страницы нумеруются в правом нижнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (содержание) не нумеруются, но считаются.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,25 см. Формулы и фамилии иностранных авторов могут вписываться черной пастой или тушью.

Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры. Например, если автор ссылается на работу, представленную в списке использованной литературы под номером 7, то эта цифра должна ставиться и в тексте работы, она заключается в квадратные скобки, например: «В.И. Николаев [7] утверждает ...», или «По А.Т. Брыкину [2] способы образования терминов...», или «Исследованиями последних лет установлена эффективность современных информационных технологий в подготовке специалистов [10; 12; 15]». Если приводится цитата, т.е. дословное описание определенных положений или выводов какого-либо автора, то указывается также и номер страницы, с которой она взята, например: «Сущность программированного обучения, - указывает Н.Ф. Талызина [15, с.7], - состоит...». Цитата в работе заключается в кавычки.

Наряду с текстовой информацией в курсовых работах значительное место занимает цифровая информация, которая чаще всего оформляется в виде таблиц. Таблицы должны отличаться компактностью и единообразием построения. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово Таблица (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, посередине строки, размещается название таблицы строчными буквами, но с заглавной и еще ниже - сама таблица. В тексте на все таблицы должны быть даны ссылки. Если в работе всего лишь одна таблица, то слово «таблица» пишется полностью, в остальных случаях - сокращенно, например: «В табл. 2».

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и названия, боковика, заголовка вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф.

 

Ценным дополнением к статистическому анализу и обобщению результатов являются иллюстрации (рисунки). Они могут быть представлены в виде графиков, схем, диаграмм, фотографий. Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подписи к ним делаются внизу в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название рисунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится. Располагать иллюстрации необходимо непосредственно после ссылки на них в тексте (например «.. .что видно из рис. 3 »), в которой они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Наиболее часто результаты исследований представляются в виде диаграмм и графиков, для оформления которых целесообразно использовать электронную таблицу Excel. Диаграммы - это последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев или частоту в этом разряде (рис. 1).

В отдельных случаях, когда результаты представлены в процентном отношении, целесо­образно делать секторную диаграмму в виде круга (рис. 2). При этом площадь круга принимается за 100%. Для определения дуги сектора используется следующая формула:

 

d = 3600 х n 100%

Для сравнения двух или нескольких рядов измерений можно построить график. Значения измерений наносятся на одни и те же оси координат ломаными линиями (рис. 3):

 
 

где n - количество процентов, приходящихся на отдельную часть круга.

 
 

В случае использования приложений следует учитывать, что:

• каждый структурный элемент приложений необходимо пронумеровать и снабдить подписью;

• нумерация листов приложения продолжает общую нумерацию страниц текста курсовой работы;

• в основном тексте делаются пометки, указывающие, к какому фрагменту относится то или иное приложение.

При оформлении библиографических описаний (сноски, списки литературы) принято использовать определенные правила (см. Приложение 10).

В тексте работы (в отличие от сносок) при упоминании каких-либо персоналий инициалы принято ставить перед фамилией (например, А.С. Иванов).

Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована и иметь обложку.

1.4. Структура курсовой работы.

Титульный лист выполняется на первом листе работы и оформляется в соответствии со стандартом. В содержании титульного листа указываются: учредитель образовательного учреждения, название образовательного учреждения, тема курсовой работы (без сокращений); сведения об авторе - курс, группа, специальность, фамилия, инициалы; сведения о руководителе должность, фамилия, инициалы; место и год выполнения работы.

На следующей странице размещается «Содержание» курсовой работы. Заголовки глав и под­разделов должны быть краткими, четкими, синтаксически разнообразными, точно отражающими внутреннюю логику работы.

Арабскими цифрами обозначаются номера глав, параграфов, подпунктов и т.д. Параграфы нумеруются отдельно внутри главы соответствующей главы, подпункты - внутри параграфа. Названия разделов воспроизводятся полностью. И в тексте работы, и в «Содержании» номера разделов указываются в одной строке с заголовками, но в тексте в конце заголовка точка не ставится. В «Содержании» обязательно указываются номера страниц, на которых помещены соответствующие заголовки.

Во введении отражаются следующие основные моменты:

• общая формулировка темы;

• теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность;

• конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой;

• объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование ло­гической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и струк­туры работы;

• использованные в работе источники информации.

Введение должно быть кратким (до 2-3-х страниц) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Необходимо четко обозначить, чему посвящена работа, какую цель поста­вил перед собой автор и какие задачи намерен решить для достижения намеченной цели. Цель и задачи легче сформулировать после ознакомления с учебной и научной литературой.

Основная часть курсовой работы (обычно - 20-25 страниц) состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, - на пункты. Название глав не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие дру­гих глав становится излишним), а название параграфов дублировать название главы. Каждая глава освещает какой-либо самостоятельный вопрос, а параграф - часть этого вопроса. Начиная работать над главой, необходимо для себя отметить ее главную идею, выделить основные тезисы, которые предстоит обосновать.

В основной части курсовой работы раскрывается сущность вопросов и современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе. Проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы конкретных учреждений, предприятий, ор­ганизаций. Предлагаются возможные пути решения проблемы, излагаются методики и доказательства. По каждому из рассматриваемых в основной части вопросов целесообразно делать краткие выводы. Важнейшим являются содержательный аспект, логичность и последовательность изложения материала. Тема должна быть раскрыта полностью, без пропуска звеньев логической цепочки.

Следует избегать повторения одних и тех же слов и выражений.

В заключении (рекомендуемый объем - до 2-3-х страниц) следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть краткими и органично вытекать из содержания работы. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.

Список используемой литературы оформляется по установленному порядку (см. Приложение 10).

Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. При оформлении списка нельзя забывать о правилах библиографического описания. Каждую запись следует начинать с красной строки, располагать работы в алфавитном порядке.

Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы. При­ложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала, варианты юридических актов, других документов. Такой материал, помещенный в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение.

1.5. Порядок аттестации по курсовым работам

Курсовая работа должна быть написана в установленные сроки. Несвоевременное предоставление курсовой работы приравнивается к неявке на экзамен, поэтому студентам, не сдав­шим без уважительной причины в срок курсовую работу, ставится неудовлетворительная оценка. Студент, не сдавший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю.

После написания курсовая работа передается для ознакомления руководителю, который определяет ее научный уровень, контролирует соблюдение требований по оформлению курсовой работы и допускает работу к защите. Студенты представляют руководителю для проверки и предварительной оценки законченные и полностью оформленные работы, а также их электронные копии (на флеш-карте) не позднее, чем за две недели до срока защиты.

При несоблюдении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовой работы руководитель возвращает курсовую работу для доработки и устранения недостатков со сроком исполнения не более 5 дней.

На курсовые работы руководителем составляется отзыв-рецензия. Форма и содержание отзыва-рецензии руководителя аналогичны тем, которые составляются на выпускную квалификационную работу. Результаты рецензирования указываются на бланке рецензии, где обязательно выставляется оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

При подготовке к защите автор может использовать копию текста курсовой работы, поскольку ее первый экземпляр накануне защиты должен находиться у руководителя курсовой работой.

К защите студент готовит устное выступление не более, чем на 5 минут. Выступление должно:

• быть четким и лаконичным;

• демонстрировать знания по освещаемой проблеме;

• содержать четко выделенный объект исследования, его предмет и гипотезу, а также обоснование актуальности рассматриваемой темы;

• освещать выводы и результаты проведенного исследования.

При устном выступлении может использоваться наглядно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, графики и пр.

Во время защиты автор должен быть готов ответить на вопросы по теме исследования. Умение отвечать на вопросы емко и четко является очевидным достоинством любого студента, претендующего на высокую оценку.

Защита курсовой работы может являться одной из форм квалификационного экзамена по профессиональному модулю.

Критерии оценки за курсовую работу:

«Отлично» выставляется за курсовую работу, в которой:

1. Используется основная литература по проблеме.

2. Дано теоретическое обоснование темы и анализ передового опыта работы.

3. Показано применение научных методик и передового опыта в своей работе с ис­пытуемыми, обобщен собственный опыт, иллюстрируемый различными наглядными материа­лами, сделаны выводы и даны практические рекомендации.

4. Работа безукоризненна в отношении оформления (орфография, стиль, цитаты, ссылки и т. д.)

5. Все этапы работы выполнены в установленные сроки.

«Хорошо» выставляется в случае, если:

1. Использована основная литература по теме (методическая и научная).

2. Дано теоретическое обоснование и анализ передового опыта работы.

3. Все этапы выполнены в срок.

4. Работа правильно оформлена.

5. Недостаточно описан личный опыт работы, применение научных исследований и передового опыта работы.

«Удовлетворительно»:

1. Библиография ограничена.

2. Нет должного анализа литературы по проблеме.

3. Хорошо обобщен собственный опыт работы.

4. Оформление работы правильное.

5. Большая часть выполнена в срок.

На защиту курсовой работы преподавателем может быть запланировано не более 2 аудиторных часов, что находит отражение в календарно-тематическом плане по междисциплинарному курсу или дисциплине.

Защищенные курсовые работы студентов хранятся в техникуме в течение трех лет. Студенты имеют право воспользоваться своими курсовыми работами (электронными копиями), находящимися в техникуме, при написании выпускных квалификационных работ.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. Общие положения

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа, дипломный проект) является одним из видов государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе.

Дипломная работа - это документ, представляющий собой итоговую квалификационную работу, содержащую результаты самостоятельного исследования по определенной теме.

Дипломный проект - это документ, представляющий собой итоговую квалификационную работу, содержащую результаты проектирования по определенной теме, включающую аналитическую, графическую и расчетную часть.

При написании выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) преследуются следующие цели и задачи:

• систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний по специальности и их применение для постановки и решения конкретных научных и прикладных (практических) задач;

• углубление навыков ведения самостоятельной работы, овладение современной методикой проведения исследований при решении профессиональных вопросов;

• развитие умения проводить критический анализ литературы, творчески обсуждать результаты работы, вести научную полемику.

Сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются соответствующими учебными планами программами ГИА.

Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту приказом директора назначается руководитель, а при необходимости, консультант.

Выпускные квалификационные работы подлежат рецензированию. Рецензентами могут быть сотрудники базовых предприятий, практические работники предприятий, организаций. В исключительных случаях рецензентами могут быть преподаватели техникума, которые утверждаются соответствующим приказом.

Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день их проведения после оформления протокола заседания Государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК).

Государственная экзаменационная комиссия принимает решение на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, при обязательном присутствии председателя или заместителя председателя ГЭК. При равном числе голосов председатель (заместитель председателя) обладает правом решающего голоса.

По завершении работы ГЭК выпускные квалификационные работы выпускников сдаются на архивное хранение (срок хранения - 5 лет).

 

2.2. Выбор темы и руководство

Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития конкретной отрасли, отражать потребности профессио­нальной практики.

Общий перечень тем ВКР ежегодно обновляется с учетом новейших социально-экономических потребностей общества, региональной специфики.

Тематика ВКР рассматривается на заседаниях выпускающих цикловых комиссий и утверждается приказом директора.

Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Студент выбирает тему ВКР, основываясь, как правило, на материале своей курсовой работы, информации, полученной в ходе производственной практики или результатах и опыте собственной трудовой деятельности. Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема выпускной квалификационной работы закрепляется за студентом-выпускником по его личному письменному заявлению.

Выбор темы выпускной квалификационной работы должен быть связан с проблемами преддипломной практики, в ходе которой целесообразно собрать материал для будущей работы.

По одной проблеме могут выполняться ВКР несколькими студентами-выпускниками (но не более 2-х человек в одной группе), если тема, цели и задачи исследования различны. Это различие должно быть отражено в плане работы.

Утверждение тематики и руководителей ВКР производится не менее, чем за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Изменение темы ВКР может производиться по приказу директора в крайних уважительных случаях, но не позже, чем за 3 месяца до защиты.

Руководителю совместно со студентом перед началом преддипломной практики необходимо продумать, какой фактический материал требуется для подготовки ВКР по избранной теме исследования.

Руководитель выпускной квалификационной работы осуществляет контроль над процессом исследования:

• выдает студенту-выпускнику задание по ВКР;

• оказывает помощь в составлении календарного плана-графика на весь период выполнения работы;

• рекомендует студенту необходимые основные законодательные, нормативные правовые акты, научную, методическую литературу, справочные материалы, учебные пособия и другие источники по теме работы;

• проводит предусмотренные расписанием консультации;

• проверяет выполнение работы (по частям и в целом).

Задание по выпускной квалификационной работе составляется в двух экземплярах. Каждый экземпляр задания подписывается руководителем и студентом. Один экземпляр задания выдается студенту перед началом преддипломной практики, в ходе которой осуществляется сбор материалов для ВКР и обобщение информации по избранной теме.

После завершения студентом-выпускником исследования руководитель дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы студента над выбранной темой, а также рекомендация по допуску к защите, отмечается ее актуальность, практическая значимость, оцениваются степень самостоятельности автора ВКР, его склонность к научной деятельности и т.д.

2.3. Составление плана исследования, подбор необходимой литературы и фактического материала

План выпускной квалификационной работы представляет собой расположенный в определенной логической последовательности перечень ее структурных частей, подлежащих раскрытию (глав и параграфов).

Если студент уже работал над избранной темой раньше (курсовые работы, доклады и др.) и знает примерный круг проблем и вопросов по данной теме, то сразу же после утвержде­ния темы он должен приступить к составлению плана будущей выпускной квалификационной работы и обсудить его с руководителем.

Весь процесс подготовки условно можно представить в следующем виде:

• выбор темы исследования;

• анализ научно-методической литературы;

• определение объекта и предмета исследования;

• определение цели и задач;

• выдвижение и разработка рабочей гипотезы;

• выбор методов исследования;

• формулировка названия работы;

• предзащита;

• подготовка и проведение исследовательской части работы;

• математико-статистическая обработка результатов исследования;

• обобщение и интерпретация полученных данных;

• формулировка выводов и практических рекомендаций;

• оформление работы;

• защита.

Если студент впервые приступает к работе над темой, начинать сразу с составления плана не рекомендуется. Прежде всего, необходимо определить круг вопросов и проблем, которые следует рассмотреть в работе. Для этого требуется изучить несколько основных работ (монографий, статей), наиболее полно освещающих тему. Лишь после этого можно приступать к составлению плана.

Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы работы. Первоначально с целью обзора имеющихся источников целесообразно обратиться к электронным ресурсам в сети Интернет. Благодаря оперативности доступа к данным типам источников информации можно создать общее представление о предмете исследования, выделить основные рубрики (главы, параграфы, проблемные модули) будущей ВКР.

Подбор студентами необходимой литературы может осуществляться с использованием предметно - тематических и алфавитных каталогов научных библиотек, картотек и указателей научных работ, журнальных статей, специальных библиографических справочников, издаваемых по различным тематикам, тематических сборников литературы, на основе рекомендаций руководителя и иными путями.

Основным результатом предварительного анализа источников должен стать рабочий план, который представляет собой черновой набросок исследования. Форма рабочего плана может быть произвольной.

Особое внимание следует обратить на последовательность постановки вопросов: каждый последующий пункт должен иметь связь с предыдущим вопросом. Окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы утверждается руководителем и по существу должен представлять собой содержание работы.

Сбор необходимого для подготовки ВКР фактического материала осуществляется в период прохождения преддипломной практики.

2.4. Подготовка текста ВКР и его графическое оформление

Результаты проведенного исследования должны быть изложены понятным языком, стилистически и грамматически правильно, логически последовательно, без исправлений и подчисток, без пропусков и произвольных сокращений. Изложение текста должно осуществляться в форме безличного монолога, ведущегося от третьего лица. Использование форм первого и второго лица нежелательно.

Каждая выпускная квалификационная работа, как правило, включает следующие структурные элементы:

• титульный лист;

• содержание работы;

• введение;

• основная часть, включающая обычно две или три главы, в каждой из которых выделяется, как правило, 2-3 параграфа;

• заключение;

• список использованной литературы;

• приложения.

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам.

После титульного листа помещается «Содержание», в котором приводятся все заголовки работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т.е. с цифровыми номерами, со­держащими во всех ступенях, кроме первой, номер, как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена.

Введение и заключение - важнейшие части ВКР. Именно к ним обычно обращаются члены Государственной экзаменационной комиссии для беглого ознакомления с текстом работы. Рецензент также внимательно изучает введение и заключение, сопоставляет их, проверяя соответствие намеченных исследователем задач и полученные результаты.

Во введении четко и убедительно обосновывается актуальность избранной темы и со­временное состояние разрабатываемой проблемы, характеризуется научно-нормативная база и методика проведенного исследования, определяется его объект и предмет, формулируется цель и задачи дипломной работы. Объем данной части дипломной работы обычно составляет от 3-х до 5-и страниц.

Обоснование актуальности темы (значимости, важности, приоритетности среди других тем и событий) исследования - одно из основных требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе. Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния права, управления и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Важно обосновать необходимость изучения проблемы в новых социально-экономических условиях, учесть региональные потребности и обозначить недостаточность разработанности проблемы в научных исследованиях.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет исследования - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.

Основное внимание студента-выпускника должно быть направлено на предмет исследования, т.к. именно он определяет тему дипломной работы.

Цель работы представляет собой формулировку результата исследовательской дея­тельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Другими словами, цель работы - исследовать намеченную тему. У ВКР может быть только одна цель, поскольку для исследования намечена только одна тема.

Определив цель дипломной работы, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы. Таких задач может быть 2-3 (как правило, количество задач соответствуют количеству глав в ВКР). Так, например, одна из них может быть связана с изучением состояния вопроса, другая - с разработкой экспериментальной методики обучения или тренировки и третья - с выявлением эффективности при­менения ее на практике. Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая из них формулируется в виде поручения («Изучить...», «Разработать...», «Выявить...», «Установить...», «Обосновать...», «Определить... » и т. п.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.