Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование средств фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста





Для всех жанров народного искусства характерно, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями. Важен также тесный контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса [вас ]. Следует также отметить и нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров народно-фольклорного творчества.

Богатство жанров, образов, поэтики фольклора обусловлено разнообразием его социальных и эстетических функций, способами исполнения. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор. Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны [2].



Все фольклорные жанры - сказку, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни – равноценно можно использовать как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Сказка – очень важный и мощный инструмент эстетического воспитания. В ней доступно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со злом [2]. В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие пороки. И воспевает отвагу, удачливость, находчивость, взаимопомощь, милосердие, дружбу. Сказка имеет специфический языковой стиль, которому свойственны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, и метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.



Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.). В эпосе народ воспевает храбрость, силу, мужество, любовь и преданность Родине, родной земле.

Афоризмы, пословицы, поговорки — родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей. Пословицы – это живой голос народа. Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям. В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности: Слово-серебро, а молчание-золото. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста.



Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический и эстетический взгляд на действительность. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: морковь становится девицей с косой, лук - дед, в сто шуб одет. сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества. Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).

Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор. Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения. Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяжная песня) и инструментальные. Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.

Таким образом, все фольклорные жанры равноценно можно использовать как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Выводы по первой главе

 

Теоретическая значимость главы заключается в выявлении особенностей эстетического воспитания детей средствами фольклора в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Анализ эстетической и психолого-педагогической литературы показывает, что эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора оказывает сильнейшее влияние на развитие личности. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры сохранил свою воспитательную и эстетическую функцию и поэтому должен использоваться в воспитательном процессе. Через показ красоты и многообразия человеческой природы, фольклор пробуждает в детях чувство прекрасного, способствует их гармоничному эстетическому и всестороннему развитию. Фольклор отражает в играх, песнях, сказках жизнь, деятельность, культуру, эстетические вкусы и ценности многих поколений, что позволяет привить дошкольникам образцы норм поведения, художественной, музыкальной культуры, способствует их правильному эстетическому воспитанию, развитию эстетического вкуса.

Все жанры фольклора равноценно можно использовать как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.