Сделай Сам Свою Работу на 5

Источники по истории России XVI-XVIII в.





По курсу: «История России XVII – XVIII вв.)

Часть II.

Тема 15: Смутное время.

 


  1. Внесите в картотеку персоналий лица:

 


· М.Б. Шеин

· М. Скопин-Шуйский

· М.Г. Салтыков

· П. Ляпунов

· гетман Жолкевский

· И. Заруцкий

· А. Гонсевский

· Ян Сапега

· Гермоген

· Иов

· Г. Отрепьев

· И. Болотников

· Б.И. Морозов

· Филарет

· Д. Пожарский

· К. Минин

· Н.И. Романов

· СигизмундIII


 

  1. Раскройте содержания понятий:

  • патриарх
  • смута
  • гражданская война
  • крестьянская война
  • земщина
  • «Совет всея земли»
  • интервенция
  • ополчение
  • «тушинский вор»
  • семибоярщина
  • пятинные деньги
  • запросные деньги
  • соха
  • крестоцеловальная запись
  • казачество
  • крепостное право
  • «Приговор» первого земского ополчения от 30 июня 1611 г.
  • посадское строение

 


3. Заполните таблицу:

  I земское ополчение II земское ополчение
Время существования ополчения    
Предводители    
Города, участвующие в ополчении    
Социальный состав ополчения    
Результат деятельности ополчения    

 

4. Нанесите на контурную карту: территорию Речи Посполитой и Швеции; территории Московского государства, оккупированные иностранными войсками (с указанием дат оккупации); территории отошедшие к Речи Посполитой и Швеции по Деулинскому перемирию и Столбовскому миру; отметьте пути I и II земских ополчений и города принимавшие участие в их организации; походы Леждмитрия I и II; район восстания И. Болотникова (указать названия рек и городов).



 

5. Прочитайте исторические источники по теме, законспектируйте их: Маржерет Ж. «Сосотояние Российской империи и Великого княжества Московии», «Временник» Ивана Тимофеева (И.Т. Семенова) // Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников. М., Современник, 1989; Записки капитана Маржерета. М., 1982.

Ответьте на вопросы: Сравните информативность источников и оценку событий смуты авторами: Какие особенности текста источников говорят об иностранном или отечественном происхождении автора? Как авторы характеризуют личность Б. Годунова и его внутреннюю политику? Какие особенности внутренней политики Лжедмитрия отмечает Маржерет? Каковы были причины убийства Лжедмитрия по его мнению? В чем Маржерет видит сходство Б. Годунова и Лжедмитрия? Какова оценка Лжедмитрия I у И. Тимофеева?



 

6. Внесите в картотеку историков:


  • Ключевский В.О.
  • Платонов С.Ф.
  • Кобрин В.Б.
  • Скрынников Р.Г.
  • Корецкий В.И.

Темы 16–17: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Раскол в Русской Православной церкви.

 

1. Внесите в словарь понятия:


  • засечная черта
  • уезд
  • бобыли
  • сословие
  • чины (16-17 в.)
  • служилые люди по отечеству
  • служилые люди по прибору
  • воевода
  • мануфактура
  • издолье
  • изделье (изделие)
  • оброк
  • белые слободы
  • черные слободы
  • мелкотоварное производство
  • всероссийский рынок
  • общественное разделение труда
  • протекционизм
  • меркантилизм
  • приказная система управления
  • посессионные крестьяне
  • посадские люди
  • «Ближняя дума»
  • раскол
  • «ревнители древнего благочестия»
  • старообрядчество


2. Внесите в картотеку персоналий лица:


  • А. Винниус
  • Григорий Котошихин
  • Никита Минов (Никон)
  • Адам Олеарий
  • А.Л. Ордин-Нащекин
  • Б.И. Морозов
  • Л.С. Плещеев
  • Аввакум Петров
  • Ф.П. Морозова

 


3. Прочитайте исторические источники по теме, законспектируйте их: Котошихин И. «О России в царствование Алексея Михайловича»; Маржерет Ж. «Сосотояние Российской империи и Великого княжества Московии» // Записки капитана Маржерета. М., 1982. «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» // Петров А. Послания и челобитные. СПб., 1995.

Ответьте на вопросы: Какие сведения содержат записки Маржерета об организации государственной власти на Руси (Боярская Дума, казна, налоги)? Как Маржерет характеризует сословную структуру общества и отношения власти и церкви? Как было организовано русское войско, из кого оно состояло, и какие недостатки и достоинства этой организации отмечает Ж. Маржерет?



4. Нанесите на контурную карту: центры специализации хозяйства (укажите главные населенные пункты); наиболее крупные порты России; крупные торговые города и ярмарки; укажите направление важнейших торговых путей; отметьте территории засечных полос; территории, где в 17 в. сохранялся фонд «черных» земель и укажите стрелками направления расширения феодального землевладения.

 

5. Составьте генеалогическую схему династии Романовых (Михаил Романов – Екатерина II).

 

6. Составить схему органов государственного управления в середине XVII в.

 

Тема 18:Международное положение и внешняя политика России в середине – второй половине XVII в.

1. Внесите в словарь понятия:


· гетманство

· шляхта

· магнат

· Брест-Литовская уния

· Переяславская Рада



2. Внесите в картотеку персоналий лица:


  • Б. Хмельницкий
  • И. Выговский
  • Ю. Хмельницкий
  • Ф.И. Шереметьев

 

3. Заполните таблицу: Внешняя политика России в XVII в.

Военные конфликты Период военных действий, этапы. Государства –участники конфликта, их главы (государи). Внешне- и внутриполитические цели России в конфликте. Внешне- и внутриполитические цели противни ков России. Наиболее важные битвы (названия; даты) и участвовав- шие в них русские военачальники. Итоги конфликта: названия и даты мирных соглашений, принятые территориальные и политические решения.
Борьба России со Шведской оккупацией 1617 г.          
Борьба России с оккупацией Речи Посполитой. 1617-1618 гг.          
Смоленская война            
Русско-польская война 1654-1667 гг.          
Русско-Швецкая война 1657-1658 гг.          
Русско-Османская война 1677-1681 гг.          

4. Отметьте на контурной карте: районы поселения казачества (с указанием географических ориентиров: названия рек, территорий, городов), территорию Войска Запорожского, направления военных походов казаков. Нанесите на карту границы государств: Польско-Литовского государства, Османской империи, Крымского ханства. Отметьте территории русских, украинских и беларусских земель, находившихся в составе Речи Посполитой к 1648 г.; земли, возвращенные России по Андрусовскому перемирию и «Вечному миру»; границы Украины по Белоцерковскому и Збровскому договорам; походы Б. Хмельницкого и места важнейших сражений. Азовские походы русских войск 1695-1696 гг.; территорию, закрепленную за Россией по Константинопольскому миру 1700 г.

 

 

Тема 19: Культура России в XVII в.

  1. Внесите в словарь понятия:

· секуляризация культуры

· сатира

· барокко (в литературе)

· «Московское барокко» («Нарышкинское»)

· парсуна

· «традиционная» культура


 

  1. Внесите в картотеку персоналей личности:

  • Мелентий Смотрицкий
  • Сильвестр Медведев
  • Карион Истомин
  • Софоний и Иоанникий Лихуды
  • Юрий Крижанич
  • Артамон Матвеев
  • Симон Ушаков
  • В. Поярков
  • С. Дежнев
  • Е. Хабаров
  • А. Атласов

 

5. Прочитайте исторические источники по теме, законспектируйте их: «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».

Ответьте на вопросы: В каком жанре написаны данные произведения, какие особенности данного жанра необходимо учитывать при анализе источника? Почему данный литературный жанр получает развитие в XVII в.? Какие пороки современного общества разоблачаются в произведениях?

 

6. Нанесите на контурную карту: пути русских землепроходцев (В. Пояркова, Ф. Попова и С. Дежнева, Е. Хабарова, А. Атласова); территории вошедшие в состав России к концу XVII в. (укажите народы, проживающие на данных территориях, названия рек, основанные на новых землях населенные пункты).

 

 

Тема 20: Россия при Петре I. Модернизация России.

  1. Внесите в словарь понятия:

 


· «полицейское (регулярное) государство»

· камерализм

· рекруты

· «ревизия»

· «подушная подать»

· посессионные крестьяне

· «тарханы»

· «губернатор»

· городские магистраты

· «прибыльщики»

· модернизация

· коллегии

· майорат

· «Табель о рангах»

· «Плакат»

· сенат

· синод

· война за «испанское наследство»

· академия

· кунсткамера

· цифирные школы

· ассамблеи

· гравюра


 

  1. Внесите в картотеку персоналей личности:

 


  • Л.К. Нарышкин
  • Ф. Шакловитый
  • Ф.Я. Лефорт
  • Карл XII
  • Ян Мазепа
  • С. Яворский
  • П.И. Ягужинский
  • К. Булавин
  • А.Д. Меньшиков
  • Б.П. Шереметьев
  • Ф.С. Салтыков
  • И.Т. Посошков
  • Ф. Прокопович
  • И. Никитин
  • Д. Трезини

 

  1. Прочитайте исторические источники по теме, законспектируйте их: Феофан Прокопович «Правда воли монаршей в определении наследника державы своей», «Слово о власти и чести царской»; Посошков И.Т. «Книга о скудости и богатстве»; Болотов А.Т. «Жизнь и приключения Андрея Болотова».

 

  1. Нанесите на контурную карту: Границы России к началу Северной войны (1700 г.). Отметьте территории Швеции, Финляндии, Дании, Речи Посполитой, Австрийской империи, Пруссии, Крымского ханства, Османской империи. Отметьте стрелками действия шведских и русских войск и флота в период Северной войны, места важнейших сражений, территории, вошедшие в состав России по Ништадскому миру 1712 г. Отметьте стрелками Персидские походы Петра и области, присоединенные к России по Константинопольскому мирному договору 1724 г.

Отметьте границы губерний и провинций в 1725 г. Столичные города и центры губерний. Район восстания под руководством К.Булавина. Крупные промышленные центры, порты, ярмарки, основные направления внешней торговли.

 

  1. Составьте схему органов государственного управления после реформ Петра I. (высший, центральный и региональный уровень; судебная, исполнительная, законодательная власть и контролирующие органы; укажите в таблице годы создания органов управления, их количество, состав и функции).

 

  1. Внесите в картотеку историков:
  • Багер Х.
  • Анисимов Е.В.
  • Мавродин В.В.
  • Буганов В.И.

 

 

Тема 21-24: Россия во второй четверти - конце XVIII в.

 

  1. Внесите в словарь понятия:

· Дворцовые перевороты

· гвардия

· «тестамент» Екатерины I

· «кондиции»

· «верховники»

· «Бироновщина»

· фаворитизм

· «работные люди»

· секуляризация

· капиталистический уклад

· Уложенная комиссия

· Жалованная грамота дворянству (городам)

· Просвещенный абсолютизм

· Губерния

· «Восточный вопрос»

· «Декларация о вооруженном нейтралитете»

· Масоны

· Просветительство

· Классицизм

· Сентиментализм

· Роккоко


 

  1. Внесите в картотеку персоналей личности:

  • И. Лефорт
  • А.И. Остерман
  • А.П. Волынский
  • Е.Р. Дашкова
  • Е. Пугачев
  • П.А. Румянцев
  • А.В. Суворов
  • Ф.Ф. Ушаков
  • Н.И. Новиков
  • М.В. Ломоносов
  • А.Н. Радищев
  • Е. Десницкий
  • В.Н. Татищев
  • М.М. Щербатов
  • И.И. Болтин
  • В. Растрелли
  • В.И. Баженов
  • М.Ф. Казаков
  • Д.Г. Левицкий
  • В.Л. Боровиковский
  • И.П. Аргунов
  • Ф. Шубин
  • М. Козловский
  • Э. Фальконе
  • В. Беринг
  • С.И. Челюскин
  • С.П. Крашенинников

 


  1. Прочитайте исторические источники по теме, законспектируйте их: Екатерина II. «Наказ комиссии о сочинении проекта нового уложения»; Дашкова Е.Р. Записки; Сегюр Л.-Ф. «Записки о пребывании в России в царствие Екатерины II»; Де Бруин К. «Путешествие в Московию».

 

  1. Нанесите на контурную карту: Границы России к середине XVIII в. Отметьте походы русских войск и флота в Русско-Турецких войнах, места и даты крупнейших сражений, территории, присоединенные к России по Белградскому миру 1739 г.;

Границы Речи Посполитой и территории, присоединенные к России в результате разделов Речи Посполитой.

Действия русских и шведских войск в Русско-Шведской войне 1741-1743 гг., места и даты крупнейших сражений, территории, присоединенные по Абосскому договору 1743 г.

Территорию, охваченную крестьянской войной Пугачева, направление похода восставших.

 

  1. Составьте схему органов государственного управления при Екатерине II.

 

  1. Внесите в картотеку историков:

  • Медушевский А.Н.
  • Каменский А.Б.
  • Эйдельман Н.Я.
  • Молчанов М.И.

 

7. Заполните таблицу: Внешняя политика России во второй четверти - конце XVIII в.

Военные конфликты Период военных действий, этапы. Государства –участники конфликта, их главы (государи). Внешне- и внутриполитические цели России в конфликте. Внешне- и внутриполитические цели противни ков России. Наиболее важные битвы (названия; даты) и участвовав- шие в них русские военачальники. Итоги конфликта: названия и даты мирных соглашений, принятые территориальные и политические решения.
           
           

Источники по истории России XVI-XVIII в.

  1. Феофан Прокопович «Правда воли монаршей в определении наследника державы своей», «Слово о власти и чести царской» // Прокопович Ф. Сочинения. М., 1961.
  2. «Житие протопопа Аввакума им самим написанное». (Аввакум Петров Послания и челобитные. СПб., 1995.)
  3. «Временник» Ивана Тимофеева (И.Т. Семенова) // Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников. М., 1989.
  4. Маржерет Ж. «Сосотояние Российской империи и Великого княжества Московии» // Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников. М., Современник, 1989; Записки капитана Маржерета. М., 1982.
  5. Котошихин И. «О России в царствование Алексея Михайловича»
  6. Екатерина II. «Наказ комиссии о сочинении проекта нового уложения»; «Собственноручные записки императрицы Екатерины II» // Екатерина II. Сочинения /сост. В.К. Былинин, М.П. Одесский/. М., 1990.
  7. Дашкова Е.Р. Записки. Л., Наука, 1985.
  8. «Повести о Шемякином суде» или «Калязинская челобитная»
  9. Посошков И.Т. «Книга о скудости и богатстве».
  10. Болотов А.Т. «Жизнь и приключения Андрея Болотова» // Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. М., Современник, 1986.
  11. Сегюр Л.-Ф. «Записки о пребывании в России в царствие Екатерины II» // Россия в XVIII в. глазами иностранцев.
  12. Де Бруин К. «Путешествие в Московию» // Россия в XVIII в. глазами иностранцев.

 

Сборники:

  1. Хрестоматия по русской литературе 18 в. учебное пособие для вузов /сост. А.В. Кокорев/. М., 1965.
  2. Памятники литературы Древней Руси. М., 1987-1989 гг. (XVII вв.)
  3. Россия в XVIII в. глазами иностранцев.
  4. Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников. М., 1989.

Конспект источника:

- Сведения об авторе источника (время жизни, социальная среда, род занятий)

- Годы создания памятника

- Тип, вид, структура текста памятника

- Цель создания памятника (и в связи с какими историческими событиями)

- Краткое содержание

- Основные идеи автора и его оценка событий (подтверждать цитатами c указанием страниц)

 

Литература для самостоятельного изучения и конспекта

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.