Сделай Сам Свою Работу на 5

Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ





Организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС.

Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа. Первый этапподготовительный, второй этап - это этап собственно оказания экстренной психологической помощи, третий этап можно обозначить как этап завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи. На каждом конкретном этапе перед психологами стоят свои цели и задачи.

1.Подготовительный этап.

Целью работы на подготовительном этапе является подготовка развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помощи. Для этого необходимо осуществить:

Сбор информации, о психологической ситуации, сложившейся в результате ЧС

В некоторых ситуациях нужные сведения имеется у специалистов-психологов или специалистов другого профиля, уже работающих на месте происшествия. Если информации такого рода нет, необходимо собрать ее самостоятельно, для того чтобы организовать работу специалистов наиболее оптимальным образом.

Сбор информациипроизводитсяпо следующей схеме:

·Определение мест, где предстоит работать психологам: места дислокации пострадавших, их родственников, пункты проведения массовых мероприятий (панихида, опознания, встреча с представителями властных структур). Часто таким местом является также и само место ЧС (если ЧС произошло на территории населенного пункта);



·Приблизительный подсчет людей, нуждающихся в помощи;

·Выяснение числа специалистов, которые уже работают, или приступят к работе в ближайшее время;

·Уточнение времени, мест и примерного количества участников массовых мероприятий;

·Выяснение порядка, времени и места действий, которые необходимо совершить пострадавшим или их родственникам (выплата компенсаций, процесс опознания, получение свидетельств о смерти и т.д.);

По прибытию специалистов на место чрезвычайной ситуации происходит:

Организация взаимодействия с местной администрацией;

Ориентировочное определение количества пострадавших;

Сбор информации о расположении, телефонах, руководящих работников администрации, больниц, моргов, школ и т.д.;

Организация "Горячей линии" и информационная поддержка "Горячей линии";



Определение места сбора пострадавших и родственников пострадавших;

Определение места стационарной работы с пострадавшими и их родственниками;

Определение периодичности информирования пострадавших и родственников;

Определение необходимого количества психологов и врачей;

Установление длительности смены, дежурного, запасного состава;

Установить время проведения каждодневного инструктажа;

Определение ответственных (оперативных дежурных) за сбор и анализ информации;

Разделение зоны работы на сектора, а также распределение специалистов для работы на том или ином секторе.

Основной этап.

На основном этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи специалисты работают по двум основным направлениям: психологическая помощь специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС, нацеленная на обеспечение условий профессиональной деятельности, и психологическая помощь пострадавшим в результате ЧС.

Содержание деятельности специалистов может быть различным, оно определяется на подготовительном этапе и отражается в плане работ. Это содержание зависит от специфических характеристик ситуации.

Основной задачей работы психологов на этом этапе является работа с пострадавшими, которая заключается в:

информационно-разъяснительной работе;

индивидуальной работе с пострадавшими;

выявлении лиц с симптомами психических заболеваний и передача их психиатрам;

оценке группы риска среди пострадавших;

работе с острыми стрессовыми реакциями;



помощи в преодолении психосоматических проявлений;

создании сети социальной поддержки;

отслеживании вероятности возникновения массовых негативных реакций;

работе в толпе. Отслеживании работы представителей средств массовой информации;

организации мест для оказания первой медицинской помощи (около каждого места располагаются обязательно врач, психолог);

организации доставки достаточного количества питьевой воды и бесплатного питания для пострадавших, навесов от дождя, солнца, места для обогрева и т.п.

Также, одной из задач работы на основном этапе оказания экстренной психологической помощи является работа по сопровождению процедуры опознания. На этом этапе работа с родственниками заключается в:

сборе и анализе информации о месте и процедуре проведения опознания;

организации предоставления, если необходимо, перчаток и марлевых повязок;

подготовке родственников к процедуре опознания;

информировании о фазах проживания горя;

поиске ресурса;

отборе родственников для процедуры опознания;

информировании родственников о дальнейших действиях.

После процедуры опознания происходит захоронение, которое при необходимости сопровождается специалистами - психологами. Здесь происходит:

сбор и анализ информации о месте и процедуре проведения захоронения;

организация работы психолого-психиатрических бригад;

организация сопровождения при захоронении: по периметру кладбища, через определенный интервал, расположить пункты первой медицинской помощи (на столах) и, если есть возможность, машин скорой помощи. На каждом пункте необходим психолог, врач;

организация доставки большого количества воды, успокоительных средств, нашатыря, капель, нормализующих сердечную деятельность и т.п.;

организация доставки горячего чая (на это следует отвести отдельное место);

помощь оказывается только при проявлении острых стрессовых реакций или при запросе.

Завершающий этап.

На завершающем этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи решаются такиезадачи как:

·Оказание помощи тем лицам, кому это необходимо.

Как правило, на завершающем этапе количество пострадавших, находящихся в районе ликвидации последствий ЧС невелико, однако, нуждающиеся в психологической помощи есть.

·Мероприятия по оказанию психологической помощи специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС. Такие мероприятия возможны и целесообразны на данном этапе, так как интенсивность работ по ликвидации последствий ЧС, оказанию социальной помощи пострадавшим и т.д. снижается, а усталость специалистов, осуществляющих такую помощь, накапливается.

·Обобщение и анализ информации полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи.

·Составление прогноза развития ситуации на основании обобщения и анализа данных.

Из вышесказанного следует, что психологическая работа в рамках экстренной психологической помощи не сводится непосредственно к работе с пострадавшими в чрезвычайной ситуации, она начинается с того момента, когда специалисты узнают о возникновении ЧС и завершается по возвращению специалистов на базу.

 

Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ

Эффективное общение с людьми, попавшими в чрезвычайную ситуацию, то есть с людьми, подвергшимися сильному стрессу и, находящимися, как правило, в дезадаптивном психическом состоянии, предполагает необходимость соблюдения определенных принципов.

Действительно, очень сложно общаться с людьми, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что вы здесь, чтобы помочь.

Наряду с приемами активного слушания, которые следует по возможности использовать при общении с пострадавшими, можно назвать следующие общие принципы общения с пострадавшими.

 

Общие принципы

конструктивного общения

с пострадавшими во время аварийно-спасательных работ:

1. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи, например: "Извините, пожалуйста, …., не могли бы Вы…", т.к. пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей.

. При работе в зоне ЧС необходимо давать людям короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы "не".

. Не давайте обещаний,которые вы не в состоянии выполнить (даже если вы обещаете из хороших побуждений, например, чтобы успокоить человека), потому что в случае не выполнения их, человек вряд ли вам поверит во второй раз, а контакт, состоявшийся между вами ранее - скорее всего, будет разрушен. Помимо этого, недоверие пострадавшего может распространиться не только на вас, но и на ваших коллег (тех, кто в одинаковой форме с вами), что в последующем может:

затруднить взаимодействие спасателей с этим пострадавшим;

повлечь за собой слухи, связанные с недоверием к спасателям, источником которых будет данный пострадавший;

ухудшить состояние пострадавшего и т.п.

.Запрет на фразу: "Все будет хорошо"! связан именно с невыполнимым обещанием. Вы не можете знать, когда у человека все будет хорошо и будет ли вообще (в случае смерти близкого человека или потери крова). Говоря такие фразы, вы берёте ответственность за результат на себя, а когда результат не соответствует вашим прогнозом, а вам уже поверили, то возможно возникновение у пострадавших острых стрессовых реакций, наиболее распространенная - это агрессия.

. Общаясь с пострадавшими необходимо говорить правду, однако, подавая информацию надо помнить следующее. Информация должна быть:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.