Сделай Сам Свою Работу на 5

В.3. Построение организационно-функциональной структуры компании





Для построения организационно-функциональной структуры, используется всего два типа элементарных моделей:

· Древовидные модели (классификаторы) – точные иерархические списки выделенных объектов управления (организационных звеньев, функций, ресурсов (в том числе исполнительных механизмов для бизнес-процессов), документов и их структуры, и т.п.). Каждый элемент классификатора может быть дополнительно охарактеризован рядом атрибутов: тип, шкала, комментарий и т.п. Фактически, классификаторы представляют собой набор управленческих регистров, содержащих, в основном, неколичественную информацию, совокупность которых задает систему координат для описания деятельности компании. Количество таких списков-классификаторов определяется целью построения модели.

· Матричные модели (проекции),задающие систему отношений между классификаторами в любой их комбинации. Связи могут иметь дополнительные атрибуты (направление, название, индекс, шкала и вес).

Причем, в начальной модели применяется всего несколько классификаторов предметной области:

· Основные группы продуктов и услуг компании



· Ресурсы, потребляемые, компанией в ходе своей деятельности

· Функции (процессы), поддерживаемые в компании

· Организационные звенья компании

В самых простых моделях этого типа отсутствует даже классификатор ресурсы.

Зато в классификаторе функций, обычно, выделяют три базовых раздела:

· Основные функции – непосредственно связанные с процессом преобразования внешних ресурсов в продукцию и услуги предприятия.

· Функции менеджмента – или функции управления предприятием.

· Функции обеспечения – поддерживающие производственную, коммерческую и управленческую деятельность. Эти функции создают условия для реализации основных функций и функций менеджмента.

Надо также иметь ввиду, что главной функцией Компании является предоставление продуктов и услуг. Поэтому сначала производится формальное описание, согласование и утверждение руководством предприятия перечня его бизнесов (направлений коммерческой деятельности), продукции и услуг. Из этого классификатора внешним контрагентам должно быть понятно, чем предприятие интересно рынку, а для внутренних целей – ясно для чего нужен тот или иной функционал компании.



В результате этих операций производитсяидентификация функционала исоздаетсяединая терминология описания функций предприятия, которая должна быть согласована всеми ведущими менеджерами.

Составление классификатора оргзвеньев достаточно прозрачно и на этом можно не останавливаться – важно только, чтобы уровень детализации функций соответствовал уровню детализации звеньев.

После формирования всех базовых классификаторов производится их закрепление за оргзвеньями предприятия. Делается это с помощью матричных проекций:

· Основные группы продуктов и услуг компании – > Организационные звенья компании

· Функции (процессы), поддерживаемые в компании –> Организационные звенья компании

По – научному это называется формирование матрицы-распределителя функций по оргзвеньям. А на практике напоминает игру в крестики- нолики (Рис. О1)

Рис.О1.

По строчкам таблицы указываются подразделения, по столбцам – функции, составляющие содержание процесса управления или бизнес-процесса в данной компании. На пересечениях функций и подразделений, которые ответственны за выполнение функции, ставится крестик (´ ) или для проекций большой размерности используется механизм расстановки связей между двумя классификаторами, представленных списками.

После расстановки всех связей может быть использован специальный генератор отчетов, который формирует окончательный вид документов, готовых для утверждения (в том числе и организационную диаграмму компании)



Рис.О2.

Таким образом, процесс создания Положения об организационно-функциональной структуре Компании (Рис. О2) состоит из вполне определенных этапов (Рис. О3) и доступен для понимания и самостоятельного освоения.

Рис. О3.

Приведенный пример построения организационно – функциональной модели компании продемонстрировал только минимальный набор необходимых возможностей по конструированию бизнес-модели. Для эффективного построения бизнес-моделей необходим гораздо более мощное множество операций (Кроме того эти операции постоянно совершенствуются и пополняются (в том числе и по предложениям многочисленных пользователей продукта!)

Таким образом, так же как пространственный объект любой сложности (например, здание) может быть представлен конечным числом двумерных (плоских) проекций – чертежей, так и несколько матриц дают возможность строить многомерные структурные описания системы, делают сложные конструкции обозримыми и документируемыми.

Каждое предприятие пронизано сложнейшей системой отношений и связей. И, тем не менее, все задачи принятия решений по закреплению ответственности, средств и т.п. решаются методом парных проекций регистров-классификаторов.

Выбирая количество классификаторов и глубину иерархии, мы можем получать модель бизнеса той или иной степени точности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.