Сделай Сам Свою Работу на 5

Первый вопрос. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида (1:08)





Рубинштейн и Леонтьев по жизни были постоянными конкурентами. Они постоянно друг друга критиковали. Понятие субъекта и его основные свойства. Рубинштейн. Первое свойство субъекта. Деятельность или практика бытие – это есть взаимодействие субъекта с объектом. Объект это, конечно, окружающий мир как источник внешних воздействий, внешние условия деятельности. А вот субъект – это внутреннее условие деятельности. Свойство 1 – это активность субъекта. Внешние условия (S) действуют только через внутренние. S→□→R. Рубинштейн ещё не зная экспериментов Толмена это произнёс. Промежуточная переменная по Толмену – это и есть субъект деятельности, внутреннее условие. Субъект это всё то, что может изменить или модифицировать реакцию (R).

Свойство 2 выделяет Леонтьев. Книга Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». Леонтьев несколько изменяет формулировку Рубинштейна. Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет. Способность к изменению себя, к развитию и саморазвитию.

Свойство 3. У развития должны быть условия – это наличие противоречий. Наличие внутренних противоречий или множественность субъекта. Есть замечательный автор по развитию личности – И.С.Кон. Он очень любит цитировать Вознесенского: «Во мне семья, то есть 7 различных я».



Субъект не может быть рассмотрен как изолированный от мира. Субъект включён в жизнь, в мир. В каждом из нас может быть три разных субъекта, каждый человек включён в разные предметные области – природа (А), общество (Б) и культура (В).

(А) Природный субъект – это субъект активного гибкого приспособления (адаптации) к изменяющимся условиям окружающей среды. Ключевое – слово «приспособление» (адаптация). Подобный опыт выработан в процессе эволюции. В данном определении можно иметь ввиду не только человек. Человек как часть природы и сам есть животное, поэтому определение относится и к другим животным.

(Б) Социальный – это субъект присвоения и адекватного применения коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе. Ключевое – «присвоение». В каждом обществе свои социальные правила.



(В) Культурный – это субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих универсальных абсолютных норм. Ключевое – «решение».

Поясним в первый раз разницу между социальными правилами и культурными нормами[xvi]. Сменим материал. Личностную проблему можно уподобить творческой задачке, головоломке. Знаменитая задача про 6 спичек (из них нужно построить 4 треугольника со стороной в одной спичку). Если пробовать решить её на плоскости, то никогда не найдется решение. Природным мы являемся по факту нашего рождения, социальным – когда входим в общество, а культурным можно быть или не быть. Культурные нормы это принципы решения личностных проблем, а социальные правила – это различные реализации данных принципов, зависящие от местных и временных условий. Социальных правил в принципе гораздо больше, чем самих норм. Нормы абсолютно, социальные правила относительны (зависят от конкретных условий).

Понятие личности. Любое понятие имеет свой объем и содержание. Понятие личности имеет три варианта объема. Вариант 1 – личность в широком смысле, это синоним слова субъект, даже природный субъект относится к личности. Опираемся в первой точке зрения на С.Л.Рубинштейна. В любом отечественном учебнике психологии личность используется в этом широком смысле. Слово личность в этом варианте адекватно скорее не для общей, а для дифференциальной психологии. Здесь личность можно заменить термином индивидуальность – это совокупность всех психических свойств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Индивидуальностью обладают и животные. Странный парадокс: личность в широком смысле присуща и животным.



Вариант 2. Более узкий - включает только двух субъектов прежде всего социального (Б) и культурного (В). Леонтьев называет (Б) и (В) личностью, а природного субъекта – индивидом. Индивид природен, личность социальна. Представитель этой точки зрения – Альфред Адлер. Его основные понятия. Социальное чувство или чувство общности, тесно связано с необходимостью в общество и занять в нём полноценное место. Адлер изменяет Фрейду, который всё сводил к телесным нуждам. Психология Адлера – социальный или неофрейдизм[xvii]. У социального чувства есть преграды, препятствия к его реализации: а) наличие физических дефектов (пример из Леонтьева: у ребёнка врожденный вывих тазобедренного сустава; этот природный факт может иметь отношение к личности как преграда вхождению в общество; физический дефект может даже отсутствовать, но человек что-то в себе интерпретирует как дефект) б) авторитарное воспитание[xviii]в) излишняя эмоциональная опека. Это возможные источники комплекса неполноценности[xix] (комплекс собственного несовершенства; проявляется в негативных эмоциональных реакциях; человек неудачно или не попал вовсе в социальный субъект, но так как есть собственная проблема он может попасть в культурный субъект). Компенсация комплекса неполноценности, бывает негативной и позитивной. Негативная – компенсация социальных последствий комплекса (уход от общества, неверная защита[xx], стремление к личному превосходству, которое не зависит от собственных способностей, быть первым в любом деле независимо от содержания, это стремление выступает как стремление к власти).

Позитивная компенсация культурная и следовательно социальная, это компенсация причин комплекса. Адлер спрашивает, не замечали ли вы, что знаменитый художник обладал дефектами зрения, оратор – дефектами речи, музыкант – дефектами слуха[xxi]. Именно там, где содержится причина комплекса неполноценности, человек ставит себе жизненную цель. Жизненная цель строится на материале препятствий к реализации социального чувства. Алла Демидова рассказывала, что обладала серьёзнейшим дефектом речи, что закрывало путь на актерскую сцену. Жизненная цель достигается в сотрудничестве с другими людьми. Неверные защиты приводят к уходу из общества, а достижение продуктивной цели осуществляется в сотрудничестве с другими людьми. Профессия, дружба[xxii]и любовь[xxiii] – три вида сотрудничества или кооперации с другими.

Индивидуальный жизненный стиль – это совокупность стратегий достижения жизненной цели. Это характер, который формируется вместе с развитием личности. Про Демидову психолог скажет, что у неё особенность индивидуального жизненного стиля. Тут же можно назвать Вертинского. Это уже не дефект, а особенность. У Демидовой могут быть ученики и они могут захотеть подражать индивидуальному стилю. И если станут, то будут подражать остаткам чужого дефекта. А ему невозможно подражать. Адлер скажет: индивидуальность – это уникальность субъекта.

Вариант 3 личности. Личность в точном смысле есть лишь субъект культуры (В). В данном варианте социальный и природный это только индивиды. Есть природный индивид, социальный индивид и наконец личность. Индивид присваивает опыт (прежде всего чужой опыт), а личность преобразует опыт (прежде всего собственный опыт). Эта точка зрения свойственна К.Юнгу.

Когда Юнг работал с Фрейдом, они подмечали совпадения символики (сновидений и легенд). Была идея написать сонник Фрейда, толкователь снов. Юнг высказал гипотезу существования коллективного (общечеловеческого) бессознательного. Фрейд сказал Юнгу о том, что подобных утверждений делать нельзя, потому что их невозможно проверить. Тогда Юнг решил стать не только исследователем, а прежде всего практиком и решил что будет рассуждать на языке символов своих пациентов. Коллективное бессознательное – это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед людьми во все времена. Набор типовых проблем (отношения между родителями и детьми, проблемы выбора профессии, создания собственной семьи и мн. др.) Единица коллективного бессознательного – архетип – это форма постановки и возможного решения универсальной личностной проблемы. Скажем представление о себе – это архетип, как бы место, которое должно быть заполнено. Само бессознательное символизируется образом глубокой воды. По воде может бежать рябь, изображение на воде может ошибочно принять за собственную тень. Первый архетип, с которым встречается каждый – тень – это то же самое, что у Фрейда Оно, это мой антипод, образ врага. Как енот в мультфильме пугается собственной тени. На самом деле тени бояться не надо. Основной архетип по Юнгу – самость – это когда человек хочет сказать, что что-то сделал сам, но опускает слово «Я», и признаёт что такова моя сущность, такова моя самость. Первое переживаемое чувство - собственной уникальности, решил сам без помощи. Одновременно с этим есть понимание, что данную проблему до него решали также миллионы людей, это как бы приобщение к человеческому роду. Самость называют реальным Я, подлинным Я, настоящим Я и т.д.

Посмотрим как называются инстанции А, Б, В у разных авторов. Первое имя У.Джемс, как он называет три наши инстанции.

Лекция 8 (13.11.97) (наверх)

Первое понимание объема: личность – это перечень всех свойств, индивидуальность. В таком понимании мы находимся не в рамках общей, а в рамках дифференциальной психологии.

Второе понимание А.Н.Леонтьева: социальный и культурный – это личность, а природный – это индивид. Адлер скажет, что личность начинается с социального чувства. Если субъект решает проблему – он становится развивающейся личностью.

Третье понимание личности в точном узком смысле: К. Юнг её именовал словечком «самость» - переживание своей уникальности и единство с человечеством. Здесь культурный субъект – это личность, а социальный и природный – индивиды. По Леонтьеву личность рождается дважды. Первое рождение личности происходит внутри социального индивида, внутри своего общества, социального слоя, группы. В качестве личности первый раз нельзя иметь отдельного человека, это обязательно двое людей (жрец и прихожанин, ученик и учитель, взрослый и ребёнок). Второе рождение личности происходит вне социального индивида, т.е. оно не имеет социальных опор (например выбор профессии должен опираться на собственные возможности, создание семьи включает полностью самостоятельный выбор).

Рассмотрим субъектов с позиций 1) Джемса, 2) Фрейда и 3) Бёрн.

1) Структура личности по Джемсу. Трёх субъектов он назовёт различными «Я». Природный – физическое (материальное) «Я». Казалось бы, просто организм, тело человека, но это не так. Потому что Джемс под этим понимает всё то, с чем мы себя отождествляем (скажем, одежда, предметное окружение, члены семьи). Например, птицы как бы поют «Здесь хозяин я».

Социальное «Я», «Я» для других – это субъект взаимодействия и общения[xxiv] с другими людьми в типовых ситуациях. Способы общения, взаимодействия с другими людьми (социальные привычки) – они нужны для того, чтобы упорядочивать общественную жизнь. В общественной жизни не должно возникать проблем, она должна быть в порядке. Возник вопрос – сразу должен быть получен ответ. Общение происходит знаками. Один автомобилист рассказывал, насколько удивительно интересно и спокойно в Финляндии водить автомобиль, там всё раззначено. Только возник вопрос сразу получаешь ответ в виде нужного знака.Помимо социальных есть и индивидуальные привычки – это как бы резерв для социальных, может оказаться что это индивидуальные особенности будут замечены (быть замеченным одна из потребностей). Инициативные должны быть немножко богаче, чем другие.

И наконец культурный субъект Джемс называет Духовное «Я». У Джемса были работы посвященные религиозному опыту, но духовное Я не ограничивается лишь приверженностью к той или иной религии. Духовное Я – источник активности, решимость, воля, развитие воли. Всех ли этих трёх субъектов может изучать психолог? Природный может, потому что природа живёт по закономерностям. Социальный тоже можно, так как социум имеет механизмы и правила. А духовное изучать нельзя. Либо свобода воли есть, тогда наука есть. Либо свободы воли нет, тогда науки о воле быть не может.

2) Структура личности по Фрейду. Фрейд имеет дело с больной личностью. Пациент Фрейда неудачно родился в первый раз не знает к какой группе ему пристать (в семье были плохие отношение и т.д.), но и второй раз не удаётся родиться. По Фрейду А – это Оно, неуправляемая природа, неуправляемое телесное желание. Б социальный субъект – это Я, сознающий себя индивид, хозяин своих желаний. А на верху где должны быть культура – там у пациента сверх-Я, это непонятная культура. У пациента конфликт неуправляемой природы с непонимаемой культурой. Пациент начинает защищаться. А подлинная защита – это конечно культура, а невротик строит защитный механизм. Невротику свободу заменяет защитный механизм (например отрицание реального обсуждаемого травмирующего события, тогда человек безразличен к логике). Фрейд говорит, что изучать надо механизмы защиты. Если их узнать, то человек избавится от своих проблем. Например, журналист приглашает видного политика. И спрашивает: «Правда ли что вы хотели ввести войска в одну из республик нашей страны? Представляете что было бы, если туда ввести войска?» Видный человек отвечает: надо бы узнать откуда у вас этот документик, а вообще-то вы правы, я отвечаю за всё, когда я принимаю решения я полностью отвечаю за все их последствия. Следующий вопрос: «Правда ли что вы в коммандировке имели в своему окружении уголовного преступника?» Ответ: разве я могу отвечать за все последствия своих решений? Это отрицающий по Фрейду, фантазёр.

3) Э. Бёрн рассматривает субъекта общения. Иными словами тот период, когда личность и социальный индивид совпадают. Бёрн называет: А природный – это ребёнок, дитя, субъект неуправляемых желаний. Б социальный – взрослый, субъект принятия решений в конкретной ситуации. В культурный – это родитель, он должен быть в каждом как носитель универсальных культурных принципов. Что такое культурный запрет? Родитель даст два ответа. Один ответ будет адресован ребёнку, и совершенно другой ответ – взрослому. Для ребёнка: нельзя потому что нельзя, бессмысленно объяснять ребёнку почему нельзя. Мамардашвили вспоминал, когда он был маленьким, ему приходилось объяснять почему нельзу ударить женщину. Казалось, что надо сначала всё объяснить, некое мироздание, следовательно женщину бить нельзя. А потом он понял: бить женщину нельзя, потому что нельзя и никакой мозговой скрежет к этому никакого отношения не имеет. Если ударил женщину, значит в принципе можешь ударить мАть. И можешь не любить Родину. И тогда ответ родителя взрослому. Первый смысл «нельзя» значит запрещено. А второй – нельзя значит невозможно, сколько не делай всё равно не сделаешь, не стоит потому что всё равно ничего не выйдет.

Есть люди, которые этого не понимают. Например, И.Кулибин не понимал элементарной физики. Он был мыслитель не вербального, а визуального типа и всю свою жизнь строил вечный двигатель. 20% ещё предлагал какие-то технические приложения. Наверное, у него была трудная жизнь. Хоть и хороший человек, но пациент аналитика. Его проблему решить нельзя. Или, например, коммунизм как попытка построить рай на Земле. Всякий кто строит рай на Земле пациент аналитика.

Роль природы общества и культуры в развитии личности. Природа это только предпосылка (задатки[xxv] способностей, свойства темперамента). Например, предпосылки для личностных проблем, это исходные данные, это материал для преобразования. Или объем рабочей памяти 7+-2, можно только менять элементы. Социальная среда есть необходимое условие развития личности. Человек впервые становится личностью только в обществе. Необходимое для первого рождения личности, и недостаточное - для второго, которое совершается уже без общественных опор.

Культура. А) прежде всего культурная норма – это универсальный принцип решения конкретных личностных проблем. Теорема Пифагора это в задаче принцип, а как их применять покажет условие Б) Культурный предмет – это средство преобразования природы Пример Леонтьева: ложка для ребёнка сначала что-то лишнее и каша всё время оказывается за ухом; а потом движение постепенно начинает подчинятся логике орудия, т.е. ложка определила движение руки; рука с ложкой (ухо слышащее музыку, глаз, который видит живопись) – это уже преобразованная природа. в) культурный запрет или норма – это защита преобразованной природы; преобразовал природу – изволь её защитить. Когда появились автомобили сначала не было никаких правил и пешеходы с автолюбителями соревновались кто кого, а потом появились ПДД и если их соблюдать, то в принципе будет безопасно. Ты в ответе за тех, кого приручил. (С.Экзюпери)

Второй вопрос. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе[xxvi] (1:46)

Личность рождается дважды. Сначала интересно то, как рождается личность в общественной истории. Можно выделить два типа обществ: традиционное (ремесленная средневековая община цех, экономически отсталые племена на островах или в джунглях, первобытные люди) и современное (обществе существующее в нашем времени, но современные общества появляются с эпохи возрождения).

Для чего нужна личность и как её искать. Она нужна для решения проблем (скажем проблем выбора). Всё разнообразие проблем человеческих сводится к двум основным – это выбор профессии и создание собственной семьи. Но если спросить есть право у человека в традиционном обществе выбирать профессию и супруга, то ответ отрицательный, такого права там нет. Личность надо искать по принадлежности к культуре. В традиционном обществе хранителями культуры являются жрецы, шаманы, священники, это особый социально-политический институт, сословие. Целый слой надо поименовать словом личность. Личность и социальный индивид здесь при первом рождении совпадают. Дюркгейм: туземец тогда переживает себя личностью, когда его персональность входит в коллективное «мы» (во время священного праздника, выполняя ритуал). Здесь пока нет различия между «я» и «мы». Джемс: коллективное чувство, течение. Скажем, на демонстрации попал в буквальное течение или на дискотеке переживаем коллективное чувство. Важнейшее чувство – сопричастие с социальным целым. У человека традиции дистанции нет, есть только «Мы» и «Они» («мы» мягкие справедливые, наши враги «коварные»). На индивидуальном уровне жрец отвечает за правильный выбор профессии своим прихожанином, учитель отвечает за правильно выученный урок своим учеником. Личность нужна для того, чтобы каждый индивид присваивал социальные нормы[xxvii]. Здесь нет разницы между усилием и насилием.

Итог по традиции. Самостоятельность здесь неполная, на уровне группы. Ответственность здесь совместная. Культурный субъект понимает абсолютные нормы. Культурные нормы и социальные правила не различаются.

Личность в современном обществе.

Чтобы личность возникала в современном обществе необходимы условия. В эпоху возрождения появилась возможность менять социальные позиции. Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». Сменил позиции. Прежде всего герой сталкивается с проблемой, как себя вести. Что дворяне флиртуют это понятно, но как ведут себя прилично не ясно. Нанимает учителей. Рано или поздно приходит к выводу, что теперь здесь и сейчас приходится опираться на собственные способности. Герои возрождения – это чемпионы смены социальных мест.Человек начинает быть самостоятельным, критичным. Другой драматург Бомарше. В чём трагедия в комедиях Фигаро – это конфликт между человеком традиции (граф) и современным (Фигаро). То, что графу далось по факту рождения, того фигаро добился своими силами. Даниэль Дефо «Робинзон крузо» - это учебник по второму рождению личности, потому что Робинзон – это выскочка из семьи, самостоятельный путешественник сначала попадает в рабство к «другим» и из этого рабства убегает как хитрый и умелый, однако домой не возвращается и когда попадает в кораблекрушение он попадает в плен к природе (в т.ч. к собственной), из природного рабства уже не убежишь. Фрейд говорит, что тело это место где можно жить. Крузо выживает за счёт того, что пока корабль не унесло, собирает что успеет из культурных предметов. За счёт этих предметов останется жив и как социальный и как природный индивид.

Герой возрождения – путешественник, он меняет географические места, он видит что во всяком обществе есть свои относительные социальные правила. В ХХ в. Была проблема - создать справочник для путешественников такой, чтоб хотя бы знать где как кивать головой чтобы сказать нет или да. Так вот такого справочника невозможно создать. Важно понять, что есть правила или нормы общие для всех людей. Нужно различить социальное и культурное.

Остров Крузо обитаем людьми, диким племенем канибалов. Робинзон встречает племя дикарей. Племя привозит на остров пленников и забивает и съедает их. Робинзон от страха начинает строить защитные механизмы. В пещере он был в безопасности. Один крайний вариант – его поймают и съедят. Как кто он погибнет? Дикари живут по закону «мы» и «они». Робинзон для них «они». В другом случае он станет страшным и коварным, но всё равно «они». Он в результате делает вывод, что современному человеку нельзя делать то, что можно традиционным дикарям – т.е. убивать себе подобных, потому что это самоубийство.

Была передача. Некий потенциальный заказчик убийств спрашивал что ему делать обретать эту профессию или нет. «Психологи» не нашлись что ответить. Ответ такой: хочешь убивать плохих людей? Убери слово плохих. Хочешь убивать людей. Хочешь убивать себе подобных. Вывод: я есть плохой человек. Но ты ведь жив и тогда зачем ты сюда пришёл?

Когда личность выскочила из социального индивида она всё время кричит «Я!». Есть притча про лягушку-путешественницу. Вот её несут в дальние страны пошёл переход во второе рождение. Зеваки думают кто же создал такое социокультурное средство. Наконец она кричит «Я!» и попадает в длинную очередь психоаналитика.

Личность в онтогенезе.

Проиллюстрируем примером из Леонтьева. Сразу после рождения личность человеку не нужна. Первое рождение личности может возникнуть в возрасте 3-х лет. Ребёнок заявляет, что он может сделать сам. Что-то он может делать сам, но о подлинной самостоятельности речи не идёт. Личность здесь внутри социального индивида.

Феномен горькой конфеты. Личность возникает при определенном поступке в неопределенной ситуации. Кладем на стол какой-то предмет, сажаем ребенка на стул так чтобы нельзя было дотянуться. Вот достанешь не вставая со стула, получишь конфету. Ребенку устроили мотивационный конфликт. С одной стороны его привлекает награда, а сдругой – есть запрет. Где личность? Личность в ребёнке там, где есть договоренность со взрослым, социокультурный запрет. Пока взрослый в комнате, послушный ребенок не встанет со стула. Будет испытывать фрустрацию[xxviii]. Взрослый выходит и наблюдает через полупрозрачное стекло. Дети встают со стула и берут предмет, а взрослому говорят, что не вставали.

Социальному индивиду необходимо лгать, играть надо уметь. А личности лгать можно? Бессмысленно. Личность должна решить какую-либо проблему. Личность, которая лжет себе никогда не решит какую-либо проблему. Ребёнок - это личность внутри социального индивида пары ребёнок-взрослый. В игре между сверстниками ребенок может лгать. Происходит феномен: ребенок есть конфету-награду, она сладкая, но ребенок плачет. Леонтьев скажет «Конфета оказалось горькой по личностному смыслу.» Рассуждать о личности на языке статистики[xxix] крайне трудно, потому что это уникальное явление. Каждый случай интересен.

Результатом первого рождения личности является появление структуры мотивов. Один из мотивов занимает ведущее положение, а другой подчиненное. У ребёнка нет нужды осознавать свои мотивы, пока он находится внутри пары со взрослым. Мотивы будут действовать и порождать личностные смыслы, но при этом не осознаются. Если есть ведущий мотив, то есть и ведущие деятельности (эмоциональное общение с матерью, манипуляции[xxx] с предметом, ролевая игра и т.д.). Но это так только в присутствии взрослого. Стоит взрослому выйти из комнаты и прекращается ведущая деятельность[xxxi].

Хотелось бы пояснить словечко подросток. Готовый к росту, но не взрослый. Когда-то считалось в отеч. возрастной психологии подросток это 10-14 лет. В одной из работ подростковый возраст[xxxii] 14-20 лет. А в мировой психологии не различают подростковый возраст и юношеский[xxxiii]. В принципе если человек самостоятелен, быть или не быть. По Леонтьеву, второе рождение личности – это осознание её мотивов. Возникает вопрос проблема и решить её нужно самостоятельно. Структура мотивов имеется и был определён ведущий мотив. Например, не лги или наоборот лгать можно. Человек начинает осознавать мотивы, если хочешь поступить самостоятельно, то нужно осознавать основание поступка - мотив. В результате осознания может измениться структура мотивов. Значит сменяется ядро личности. И надо добавить, что в принципе мотивы могут не осознаваться до конца.

Пример режиссера Андрея Тарковского. Перед отъездом в Италию Тарковский отвечает на вопросы в большом зале. Как Вы относитесь к своему раннему творчеству, к фильму Иваново детство[xxxiv]? Он сказал, что не помнит этого фильма, когда снимал его он не понимал тогда что такое кино. Внешняя мотивация была, социальная мотивация[xxxv] была. И с фильма Андрей Рублёв он начал постепенно понимать, чем он занимается. Внутренняя мотивация – это предметно-специфическая для данной деятельности мотивация. Каждый фильм Тарковского – это попытка понять внутреннюю мотивацию своей профессии, выбора.

Личность рождается лишь дважды: сначала в поступке (под руководством) а затем в осознании. Каждая задача является всегда второй, всегда новой, творческой, когда нельзя опереться на собственный опыт.

Когда осознаешь свои мотивы, как определить где культурный предмет. Скажем, ложка культурный предмет он изменяет движения руки. Например, произведения Шекспира – это культурные предметы. Но ещё нет гарантий, что они являлись таковыми во время их написания. А как разобраться в том, где культура сейчас. Скажем книга «Улисс» в своё время считалась порнографической, её не печатали по культурным соображениям. А вот сегодня как разобраться. В конце 80-х Москву посещали люберецкие хулиганы. Они полностью убеждены, что в Москве живут одни хулиганы. И вот появляется группа Любэ и они намеренно надевают формы этих люберецких хулиганов. И тогда их можно даже не слушать. Но люберецких хулиганов не стало. Что такое группа Любэ? Это культура, средство преобразования природы.

Произведение искусства – это всегда интерпретация.

Свойства развитой родившейся второй раз личности: 1) личность по определению является творческой; она выходит за пределы собственного прошлого опыта, собственных привычек. Происходит трансциндирование (выход за пределы). Может быть мнимый вопрос, а может быть настоящий. Что-либо бросать (привычки) надо с большой осторожностью. Надо не бросать, а преобразовывать. Было время когда в профессора выбирали трудовым коллективом вплоть до нянечек и уборщиц. Уборщицы говорят – не быть профессором, потому что курит всё время. В США курить не вредно, там курить стыдно. Там 20 лет отучали курить путем оперантного научения. Показывать курение как проблему неприлично. Выход: тень знай своё место. Стоять на крылечке и курить там. Да, я не ваш, я из России и в нашей стране проблемы есть, поэтому я и курю. Трансциндирование – это всегда стремление к совершенству. Те кто кричат с плакатами, они не понимают что такое любовь. А ведь любовь – это выход за пределы. На бытовом языке я хочу стать лучше, чтобы добиться ответной любви, совершаю усилие. Если продолжать расти выше и выше, то где предел. Это любовь не к другому человеку, это любовь к богу с маленькой буквы.

Мамардашвили приводит пример Солженицына. Был на каторге, писатель живет в СССР. Он должен быть советский писатель. Советский писатель мог получить травму из-за ленинской премии. Что с точки зрения понятия личности премия. Солженицын родился второй раз как личность и стал просто писателем. Ни Солженицын, ни Тарковский, ни Мамардашвили не называют себя шестидесятниками (тем, кто ещё раз поверили в социализм с человеческим лицом, а это невозможно). На самом деле 7-8 ноября праздник красно-черный день траура по нашей загубленной Родине. Тот кто это считает праздником несет плакат с надписью «Социализм или смерть». В ситуации Робинзона пропадёт «или». 2) личность является множественной, сохраняя при этом целостность. Лотман смотрит и удивляется кто такой Пушкин: с одной стороны друг декабристов едва не вышедший на сенатскую площадь, с другой – друг царя убежденный монархист; с одной - гуляка и донжуан, с другой – убежденный семьянин и домостроевец. Если идут люди с плакатами «Пушкин с нами» - монархисты, или декабристы или домостроевцы, то они не понимают кто такой Пушкин. Личность множественна.

 


[i] БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (англ. unconscious) – понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о Б. в психологии была начата З. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает (см. Психоанализ). Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б. изучались как в прикладной клинической психологии, так и в экспериментальной психологии. На сегодняшний день выделяются 5 классов проявлений Б.1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их соц. неприемлемости или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности (см. Защита психологическая). Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии, в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля.2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности.4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.).5. Структуры общественного Б. – неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и соц. нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре (см. Пралогическое мышление).

Неосознаваемый характер функционирования существенной части психического аппарата человека – неизбежное следствие его устройства. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания, что позволяет разгрузить его для выполнения др. задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б. позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением. См. также Автоматические процессы, Бессознательные умозаключения, Гельмгольц Герман фон. (Д. А. Леонтьев)

[ii] ГИПНОЗ (англ. hyрnosis; от греч. hyрnos – сон) – особое психофизиологическое состояние (отличное от сна и бодрствования), возникающее под влиянием направленного психологического воздействия – внушения. Значительное повышение восприимчивости к внушению сочетается в Г. с резким понижением чувствительности к действию всех др. факторов (вплоть до полной анестезии в глубоком Г.). Первостепенное место в возникновении и протекании Г. принадлежит психологическим факторам: характеру воздействий, исходящих от гипнотизера (целенаправленности внушающего влияния, искренности и выразительности интонации при внушениях, стройности и последовательности их смыслового содержания); установкам испытуемого (определяющим его отношение к соц. среде, личности гипнотизирующего, к самой процедуре Г.). Отличительной чертой Г. является строгая, не свойственная сну и бодрствованию избирательность в усвоении и переработке информации.

Принято выделять 3 стадии Г.: сонливость, гипотаксию, снохождение (сомнамбулизм; от лат. somnus – сон + ambulo – хожу). 1-я стадия характеризуется легкой мышечной слабостью и небольшой дремотой; пациент может легко, по собственному желанию открыть глаза, встать и прервать сеанс. На этой стадии Г. пациент лежит в состоянии приятного покоя, отдыха и, по субъективному отчету, спящим себя не считает. 2-я стадия — гипотаксия – отличается полной мышечной слабостью; в этой стадии можно вызвать внушенную каталепсию — восковидную гибкость мышц, которая иногда возникает и без внушения, спонтанно. В отчетах пациенты говорят о том, что чувствовали себя в состоянии побороть сонливость и открыть глаза, но хотелось лежать и слушать голос гипнотизера. 3-я стадия представляет собой наиболее глубокую степень Г., когда пациент совсем или почти не воспринимает посторонние раздражители и поддерживает контакт через очаг раппорта только с гипнотизером: пациенту можно внушить галлюцинаторные переживания; изменить характер его реакций на первосигнальные раздражители; заставить ходить, отвечать на задаваемые вопросы, выполнять действия, соответствующие внушенной ситуации (скакать на лошади, грести, катаясь на лодке, ловить бабочек, собирать цветы, отмахиваться от пчел, прогонять собак и т. д.). На этой стадии можно добиться возрастной регрессии с поведением и речевой продукцией, соответствующими внушенному, чаще детскому, возрасту; легко добиться полной потери чувствительности к болевым раздражениям и выключения др. анализаторов; можно производить постгипнотические внушения, т. е. приказания о выполнении к.-л. действия спустя заданное время после гипнотизации. В глубоком Г. можно наблюдать расщепление личности, когда загипнотизированные «живут» двойной жизнью (за себя и за внушенный образ). Еще один эффект гипнотического воздействия – отрицат. галлюцинации, т. е. внушенное невидение реально существующих предметов, что может проявляться на протяжении долгого времени после выхода из Г. Но возможности внушения не безграничны. При попытках внушить пациенту покушение с помощью бутафорского оружия у него возникала нервная сшибка, заканчивавшаяся истерическим припадком.

Знакомство с явлениями Г. существовало у людей с незапамятных времен. К первым попыткам объяснения природы Г. следует отнести учение Ф. А. Месмера о животном магнетизме (XVIII в.). В 1784 г. Шастенэ де Пьюисегюр, занимаясь магнетическими пассами, открывает наиболее глубокую стадию Г. – искусственный сомнамбулизм («лунатизм»). В 1813 г. аббат Фариа впервые ввел методику словесного погружения в Г. Джеймс Брэйд в трактате «Нейрогипнология» (1841) впервые использует термин «Г.», который вытеснил слово «магнетизм». С этим фактом связывают начало эры научной гипнологии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.