Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация методов психодиагностики





Особенности постановки психологического диагноза.

 

Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей человека с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций (которые обычно определяются целью исследования).

Особенности:

1)Целостный, комплексный подход к сбору и анализу информации о клиенте. Необходимость получения максимально полной информации о личности клиента;
2)Феноменологическая ориентация. Важность учета как объективных проявления психического, так и субъективные переживания клиента, учет особенностей его феноменологии;
3)Процессуальный характер. Ориентация при психологической диагностике не только на ее конечный результат, но и на процесс. Диагностика процесса (качества контакта между психологом и клиентом) является важным аспектом получения психологической информации о клиенте;

4)Структурно-функциональный характер диагностики и диагноза. При осуществлении психологической диагностики необходимо ориентироваться не только на выделение структурных компонентов личности клиента, но и на особенности ее функционирования;
5)Контекстуальность психологической диагностики и диагноза. Анализ личности клиента необходимо производить в непосредственно связи с ее жизнедеятельностью, в контексте его индивидуальной истории.



Сущность психологической задачи.

Психологические задачи – задачи, возникающие перед практическим психологом при установлении психологических причин, обусловивших определенные параметры деятельности или психического состояния, а также определение места (положения) испытуемого по оцениваемому свойству среди других людей.

Психологическая задача характеризуется особенностями объекта, методов и результатов решения. В структуре психологической задачи выделяются цель, условия и проблемная ситуация.

Целью психологической задачи является ответ на вопрос о причинах, обусловивших определенное состояние объекта психодиагностики, оцениваемых с точки зрения нормы, а также определение его места (положения) по оцениваемому качеству среди других людей.



Специфика условий состоит в том, что, отражая реальное отклонение диагностического объекта от нормы или его гипотетическую возможность, они не заданы эксплицитным образом (т.е. явно и в полном объеме) в самом начале решения задачи, а устанавливаются и формулируются психологом в ходе проведения обследования.

Проблемная ситуация – ситуация, возникающая при соотнесении условий психологической задачи с ее целью и характеризующаяся неполнотой эмпирических сведений, полученных при обследовании, наличием разновероятных причин, обусловивших в качестве факторов то или иное состояние индивида.

В этой связи деятельность психодиагноста будет направлена на решение основных типов задач:

· установление диагноза на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака у обследуемого человека (группы людей);

· постановка диагноза, позволяющего находить место испытуемого или группы испытуемых среди других по выраженности тех или иных качеств;

· прогноз дальнейшего развития объекта обследования;

· определение наиболее эффективных способов работы с обследуемым.

9. Этапы психодиагностического процесса

Психодиагностический процесс – процесс переработки диагностической информации, ведущий к принятию решения – диагнозу и прогнозу

Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, имеющихся в распоряжении практического психолога психодиагностических средств и уровня его подготовки. Основными этапами психодиагностического процесса являются:



- принятие заказа (осознание проблемной, неблагополучной ситуации);-постановказадачи исследования, выбор методик;

- сбор данных об объекте на феноменологическом уровне;

- обработка и интерпретация данных;

- выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта;

- уточнениегипотезы в ходе дополнительного обследования, обобщение результатов;

- построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым и коллегами.

 

Типы данных психодиагностики.

 

В психолого-педагогической диагностике используются следующие типы данных:

1) L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования:

- оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;

- эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени;

- необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого;

- ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.

2) Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттела и др. Возможны следующие искажения результатов исследования:

- познавательные (вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции и использованием неверных эталонов);

- мотивационные (вызваны нежеланием отвечать и уклонением ответов в сторону «социальной желательности»).

3) T-данные (Objective test data) - данные объективных тестов.

По Р.Б. Кэттелу и В.Ф. Варбуртону, различают 12 групп тестов:

- тесты способностей (интеллектуальная функция, знания, способности и т.д.);

- тесты умений и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта и т.п.);

- тесты на восприятие;

- опросники (анкетный опрос о поведении, состоянии здоровья и т.д.);

- мнения (выявление отношения к другим людям, нормам и т.д.);

- эстетические тесты (выявление предпочтения картин, рисунков и т.п.);

- проективные тесты (формализованные личностные тесты). Тесты ТАТ, Роршаха, не удовлетворяющие требованию формализации, не являясь объективными, сюда не входят;

- ситуационные тесты (изучение выполнения заданий в разных ситуациях - индивидуально, в группе, в соревновании и т.д.);

- игры, в которых наиболее полно проявляются люди;

- физиологические тесты (ЭКГ, КГР и др.);

- физические тесты (антропометрические);

- случайные наблюдения, т.е. изучение того, как проводится тест (запись поведения, выводы и т.д.).

 

Этический кодекс психодиагноста.

 

Этический кодекс психодиагноста:

• Создание для изучаемой личности состояния психологического комфорта в процессе обследования.

• Сохранение тайны общения.

• Использование психологической информации в интересах обследуемой личности.

• Сочетание диагностических задач с формирующими.

• В исследовании идти от задачи распознавания и формирования личности к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – к подбору адекватных методик, а не наоборот.

• Одного метода или методики, как бы совершенны они ни были, недостаточно для полного изучения личности. Необходимо сочетание ряда методик и методов.

Этические требования распространяются не только на принципы и методы работы психодиагноста, но и на его личностные свойства и профессиональные качества.

Принципы

1. Благополучие

2. Безопасность

3. Ответственность

4. Следование моральным, правовым, ценностным требованиям общества

5. Корректность и сдержанность

6. Конфиденциальность, гарантия сохранности информации об индивиде

7. Доверительные отношения с обследуемым

8. Качество используемых методик

9. Адресность психодиагностического заключения

10. Полезность заключения

Эти принципы закреплены в нормах Международных профессионально-этических стандартов

 

Классификация методов психодиагностики

Методы психодиагностики принято классифицировать по трем основаниям:

1.По предмету психодиагностики (классам диагностируемых психических свойства) принято различать следующие группы методик:

1) методики на диагностику свойств темперамента человека (свойств, тесно связанных с психофизиологическими особенностями функционирования центральной нервной системы человека),

2) методики на свойства характера (прижизненно приобретенные универсальные тактики и стратегии поведения),

3) методики на свойства мотивационно-потребностной сферы (на выявление направленности личности).

4) методики на общие интеллектуальные способности (связанные с темпом выполнения умственных операций, с уровнем обучаемости новым знаниям и умениям),

5) методики, связанные с частными, модально-специфическими способностями (например, звуковысотный, или музыкальный слух),

6) методики, направленные на прижизненно- формируемые специальные способности, важные для определенных профессий (тут часто говорят о тестах достижений, а последнее время – о тестах на специальные компетенции),

7) методики на диагностику функциональных состояний,

8) методики на диагностику эмоциональных состояний,

9) методику на диагностику особенностей сознания, самосознания и самооценки личности,

10) методику на диагностику социальных установок (в отношении определенных макросоциальных явлений),

11) методики на диагностику частных межличностных отношений в рамках его микросоциального окружения.

2.По операционально-технологическим признакам (по используемым методическим приемам):

1) приборную регистрацию психофизиологических показателей (например, полиграф),

2) объективные поведенческие методики (частный случай – компьютерные имитации реального поведения с автоматизированной фиксацией полного протокола всех игровых действий),

3) объективные тесты (такие серии из отдельных задач, которые предполагают формально-заданный правильный ответ),

4) тест-опросники (серия вопросов с заданным набором ответов, среди которых нет однозначно-правильных),

5) методики шкалирования стимульных объектов (графические, числовые, парных сравнений, ранжирования и т.п.),

6) проективные методики,

7) контент-анализ текстов,

8) методики стандартизированного наблюдения (поисковое наблюдение, как правило, решает задачу подготовки основы для последующего стандартизированного наблюдения – по заданной системе признаков и категорий событий),

9) методики беседы (разнообразные техники свободного и стандартизированного интервью),

10) методики групповой игры (включая ролевые игры, психодраматические упражнения с группой и т.п.),

11) метод обучающего эксперимента.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.