Сделай Сам Свою Работу на 5

Общество. Основные сферы общественной жизни.





Билет 5

Нормы жизни в обществе: мораль и право.

Среди норм, которые регулируют поведение людей в обществе, преобладают нормы морали (нравственности). Они обхватывают практически все отношения, в которые вступает человек в процессе труда, отдыха, учебы и т.д. Примеры: сын уехал из дома, и не пишет матери; сосед помог соседу с ремонтом дома – это все поступки, которые одобряются или поощряются моралью. Право опирается на мораль, а та в свою очередь помогает праву регулировать общественные отношения. Мораль – это совокупность одобренных обществом правил и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. Например: одни поступки регулируются моралью, другие только правом. Право и мораль взаимно дополняют друг друга. Право усиливает действенность морали, а мораль способствует повышению эффективности права. Практически все правовые нормы имеют моральную основу. Все, что запрещает закон, запрещает и мораль. А, например ложь, жадность, зависть и другие моральные проявления не попадают под действие правовых норм, они осуждаются только общественным мнением.

 

 



Что такое права человека? Всеобщая декларация прав человека.

Права человека – это то, что присуще человеку от рождения и является естественным для человека: право на жизнь, но достоинство, но свободу и личную неприкосновенность, на управление страной, на свободу мысли, на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду, на образование и т.д. Без осуществления основных прав человека невозможны свобода, справедливость и всеобщий мир. Права человека обеспечивают социальную защиту личности и ее активное участие в общественной и государственной жизни. Все эти и многие другие права закреплены во всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, состоящей из статей. Декларация это не закон. Декларация (в переводе с латинского – объявление, провозглашение) – это документ, который содержит самые общие нормы и правила. Декларирование указывает на обязанности каждого человека перед обществом. Принятие Декларации и ее содержание оказало серьезное влияние на законодательство многих стран. Идеи Декларации служили ориентировкой при разработке КРФ, уже во второй статье которой говорится: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства”. КРФ включает, прежде всего, гражданские права и свободы, закрепляет свободу мысли, слова, совести, пользования информацией, дает гражданину возможность участвовать в управлении делами.



 

 

Билет № 6

Способности человека.

Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
Эмпирические признаки способностей:
1. Уровень продуктивной деятельности;
2. Скорость научения;
3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);
4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня
Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
Виды способностей:



- общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности;

- специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.
Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).
Талант - это способность к достижению высшего порядка.
Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
- осознание способности;
- включенность способности в характер.
Показатели одаренности:
- темп и легкость усвоения материала;
- широта переноса;
- время проявления;
- соотношение результатов с условиями.
Факторы, влияющие на развитие способностей:
- исходная предпосылка - врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
- соперничество и сотрудничество.

Общество. Основные сферы общественной жизни.

Общество- в широком смысле -часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

- в узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов ит.п.)

Понятие«общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «перво­бытное общество»,«средневековое общество»,«российское общество», означающие определен­ный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

-определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т.д.);

-людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

-население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

- все человечество (человеческое общество).

 

Функции общества:

•производство жизненных благ;

•систематизация производства;

•воспроизводство и социализация человека;

•распределение результатов труда;

•обеспечение законности управленческой деятельности государства;

•структурирование политической системы;

•формирование идеологии;

•историческая передача культуры и духовных ценностей

 

Человеческое общество включает в себя ряд об­ластей-сфер общественной жизни:

- экономическую —отношения между людьми в процессе производства, распределения, обме­на и потребления материальных и нематери­альных благ, услуг и информации;

- социальную—взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографичес­ких групп;

-политическую —деятельность государствен­ных организаций, партий и движений, связан­ная с завоеванием, удержанием и осуществле­нием власти;

-духовную -мораль, религия, наука, образова­ние, искусство, их влияние на жизнь людей.

 

Под общественными отношениями понима­ются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельнос­ти. Различают отношения в сфере материально­го производства, в духовной жизни.

 

Проявление сфер общества:

а) Политико-правовая сфера:

- ратификация международного договора

- введение поправок к закону

- проведение выборов в парламент

б) Экономическая сфера:

- рост числа акционерных предприятий

- увеличение денежной массы в стране

- уменьшение производства товаров

- введение нового налога

- отношения собственности

в) Социальная сфера:

- демографические изменения в государстве

 

Типы обществ:

1)до индустриальный (традиционный)- состязание человека с природой

Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около2/3работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2)индустриальный- состязание человека с преобразованной природой

Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3)постиндустриальный- состязание между людьми

Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4)Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества -информационного.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.