Сделай Сам Свою Работу на 5

Эмоциональная сфера сознания





Билет №4

Философия Древнего Китая: шесть школ.

В Китае в эпоху «Сражающихся царств» философия достигла максимального расцвета, т.к. происходило интеллектуальное соперничество между «школами».

1) Школа натурфилософов (Инь ян цзя);

2) Школа конфуцианцев (Жу цзя);

3) Школа моистов (Мо цзя);

4) Школа имен (Мин цзя);

5) Школа легистов (Фа цзя);

6) Школа пути (Дао дэ цзя).

Школа натурфилософов

Главнейшие понятия - силы инь-ян и “пять элементов”.

Инь наделялось такими атрибутами, как отрицательное, темное, холодное, женское. Ян - положительное, светлое, горячее, мужское.

Состав “пяти элементов”: вода, огонь, дерево, металл и земля. Материальный мир - продукт взаимодействия пяти стихий. Стихии порождают друг друга (вода рождает дерево, дерево – огонь…). Также существовал путь взаимного преодоления (вода гасит огонь, огонь плавит металл…)

Школа конфуцианцев

Конфуций (551–479 гг. до н. э.) – самый известный китайский мыслитель.

Цель [которую ставил Конфуций] - построение гармоничного и гуманистического общества.

Философ размышлял о воспитании людей в духе преклонения перед стариной, уважения к старшим, а также почтительности по отношению к окружающим людям.



Конфуцию приписывают авторство золотого правила этики «Чего себе не пожелаешь. Того не делай и другим”.

Важное место занимает проблема создания идеала “благородного мужа” (Цзюнь-цзы). «Благородный муж» реализует на практике основные принципы: человеколюбие, справедливость, мудрость, добросовестность.

Великая цель конфуцианства – это социальная гармония, т.е. знания каждым человеком своего места в социальном порядке (муж и жена, отец и сын, старший брат и младший брат)

Таким образом, конфуцианство представляет собой систему политических, социальных, моральных и религиозных мыслей, которые оказали огромное влияние на китайскую историю.

Школа моистов

Основатель: Мо Ди.

Отличительная черта философии Мо Ди: проповедь всеобщей любви и взаимной выгоды.

Моисты выделяли два вида любви:

· “отдельную любовь” - любовь к ближнему

· “всеобщую любовь” – любовь к дальнему.

Причину всех беспорядков моисты видели в отсутствии “всеобщей любви”, а причину взаимной ненависти – в наличии “отдельной любви”.



Правители должны любить всех своих поданных. Государства должны жить в мире, ибо война, прежде всего, наносит вред народу. Моисты считали, что источник знаний – народ; они избирательно относились к традициям, полагая, что традиция хороша, если из нее можно почерпнуть что-то хорошее.

Школа легистов

Идея легистов: Государство - беспощадная машина, функционирующая на основе наказаний.

Цель: полная победа своего царства над всеми другими царствами, а также объединение Китая.

Ради достижения цели упразднялись все излишества (искусство, свободомыслие, философия). Государственные должности должны были замещаться по способностям, а не по родовитости. Главными ориентирами развития государства становились земле- делие и военное дело.

Представитель школы: Шан Ян.

Шан Ян провел реформы, вошедшие в историю как “реформы Шан Яна”. Придерживался принципа тоталитарного гос-ва. Предлагал аморальные, но очень эффективные способы управления народом (напр., много наказаний, мало наград; карать людей за мелкие преступления; разобщать людей доносительством, слежкой).

Идея управления государством на основе “кнута и пряника” принесла плоды для всего Китая, правда, не сразу, а через сто с небольшим лет.

Школа пути

“Дао” буквально переводится как “путь”.

Основатель: Лао-цзы (VI–V в. до н. э.)

Даосы понимали “дао” диалектически - тождество противоположностей.

Главный принцип в сфере управления – это принцип недеяния, согласно которому “лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.



А про просвещение народа говорили: «Трудно управлять народом, когда у него много знаний.». Выступали также против жестоких законов и войны.

Школа спорщиков

Основной проблемой: выяснение отношений “имен и реалий”.

Представитель: Гунсунь Лун

Знаменитый диалог [Гунсунь Луна] “Когда Белая Лошадь не есть лошадь”.“Белое” есть определение цвета, а “лошадь” – определение формы, поэтому они являются несовместимыми понятиями. “Белизна” обязательно остается белизной, даже когда она не присуща вещам. Такие первичные качества философ называет “чжи” – “указатели”

Отнесения имен к объектам действительности, Гунсунь Лун решал, используя категорию чжи. Таким образом, все множество вещей подлежит чжи, так как на любую вещь можно указать с помощью имени.

Понятие сознания. Современные программы анализа сознания. Интегративная структура сознания.

Понятие сознания

Термин «сознание» труден для определения. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание.

Сознание — это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление.

Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).

Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии.

Современные программы анализа сознания

В современной философии и науке сложились три типа наиболее перспективных программ изучения природы, сущности и содержания сознания:

 

Инструменталистские программы подходят к сознанию как к инструменту, средству, форме жизнедеятельности человека. С их помощью исследуются когнитивно-информационные механизмы сознания: извлечение и преобразование информации, а также распознавание образов, вычисление и координация операций.

Интенционалистские программы (интенция – направленность) анализируют условия возможностей протекания процессов сознания. Одна и та же информация о мире может получать в сознании разные значения и названия в зависимости от того, на что направлено сознание, с кем или чем, каким объектом контактирует субъект.

Кондиционалистские программы (conditio – условие) исследуют зависимость сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека.

Все три типа программ анализа сущности сознания позволяют исследовать

механизмы действия его структурных элементов и составить представление о

функционировании исследуемого феномена как сложного, самоорганизующегося

системного образования, в котором каждая структура и каждый ее элемент

выполняют особые функции, обеспечивая выполнение функций самого

сознания.

Интегративная структура сознания

Мы уже выяснили, что сознание является сложным системным образованием, включающим в себя многие компоненты, функции, подсистемы. Кроме того, оно яв­ляется целостным образованием. Понятие целостности в этом случае означает, что сознание как целостная система не сводится ни к одной своей подсистеме, ни к их простой совокупности. Рассмотрим основные подсистемы сознания, помня о том, что ни одна из них полностью не выражает собою сознание, в виде сфер сознания. Включает в себя то, что связано с восприятием, ощущением, воображением.

Перцептивная сфера сознания

Поставляет сознанию информацию в виде образов, чувственных данных, впечатлений. Но данная сфера не только «поставщик» информации, уже на этом уровне идет ее пе­реработка, кодирование, оценка по критериям значимости, обобщение и типизация.

Мыслительная сфера сознания

Переработка информации. Информации приписывается определенное значение.

Логическая сфера

Упорядочивает мысли о предмете. Такими универсальными способами упорядо­чивания строя рассуждений о предмете являются гипотетико-дедуктивная и гипотетико-индуктивная модели строя суждений. Первая дает возможность вывода частных суждений из постулатов. Вторая идет от частного к общему.

Эмоциональная сфера сознания

Выражает внутреннее состояние человека, его отношение и к объектам внешнего мира, и к своей внутрен­ней реальности, к самому себе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.