Эмоциональная сфера сознания
Билет №4
Философия Древнего Китая: шесть школ.
В Китае в эпоху «Сражающихся царств» философия достигла максимального расцвета, т.к. происходило интеллектуальное соперничество между «школами».
1) Школа натурфилософов (Инь ян цзя);
2) Школа конфуцианцев (Жу цзя);
3) Школа моистов (Мо цзя);
4) Школа имен (Мин цзя);
5) Школа легистов (Фа цзя);
6) Школа пути (Дао дэ цзя).
Школа натурфилософов
Главнейшие понятия - силы инь-ян и “пять элементов”.
Инь наделялось такими атрибутами, как отрицательное, темное, холодное, женское. Ян - положительное, светлое, горячее, мужское.
Состав “пяти элементов”: вода, огонь, дерево, металл и земля. Материальный мир - продукт взаимодействия пяти стихий. Стихии порождают друг друга (вода рождает дерево, дерево – огонь…). Также существовал путь взаимного преодоления (вода гасит огонь, огонь плавит металл…)
Школа конфуцианцев
Конфуций (551–479 гг. до н. э.) – самый известный китайский мыслитель.
Цель [которую ставил Конфуций] - построение гармоничного и гуманистического общества.
Философ размышлял о воспитании людей в духе преклонения перед стариной, уважения к старшим, а также почтительности по отношению к окружающим людям.
Конфуцию приписывают авторство золотого правила этики «Чего себе не пожелаешь. Того не делай и другим”.
Важное место занимает проблема создания идеала “благородного мужа” (Цзюнь-цзы). «Благородный муж» реализует на практике основные принципы: человеколюбие, справедливость, мудрость, добросовестность.
Великая цель конфуцианства – это социальная гармония, т.е. знания каждым человеком своего места в социальном порядке (муж и жена, отец и сын, старший брат и младший брат)
Таким образом, конфуцианство представляет собой систему политических, социальных, моральных и религиозных мыслей, которые оказали огромное влияние на китайскую историю.
Школа моистов
Основатель: Мо Ди.
Отличительная черта философии Мо Ди: проповедь всеобщей любви и взаимной выгоды.
Моисты выделяли два вида любви:
· “отдельную любовь” - любовь к ближнему
· “всеобщую любовь” – любовь к дальнему.
Причину всех беспорядков моисты видели в отсутствии “всеобщей любви”, а причину взаимной ненависти – в наличии “отдельной любви”.
Правители должны любить всех своих поданных. Государства должны жить в мире, ибо война, прежде всего, наносит вред народу. Моисты считали, что источник знаний – народ; они избирательно относились к традициям, полагая, что традиция хороша, если из нее можно почерпнуть что-то хорошее.
Школа легистов
Идея легистов: Государство - беспощадная машина, функционирующая на основе наказаний.
Цель: полная победа своего царства над всеми другими царствами, а также объединение Китая.
Ради достижения цели упразднялись все излишества (искусство, свободомыслие, философия). Государственные должности должны были замещаться по способностям, а не по родовитости. Главными ориентирами развития государства становились земле- делие и военное дело.
Представитель школы: Шан Ян.
Шан Ян провел реформы, вошедшие в историю как “реформы Шан Яна”. Придерживался принципа тоталитарного гос-ва. Предлагал аморальные, но очень эффективные способы управления народом (напр., много наказаний, мало наград; карать людей за мелкие преступления; разобщать людей доносительством, слежкой).
Идея управления государством на основе “кнута и пряника” принесла плоды для всего Китая, правда, не сразу, а через сто с небольшим лет.
Школа пути
“Дао” буквально переводится как “путь”.
Основатель: Лао-цзы (VI–V в. до н. э.)
Даосы понимали “дао” диалектически - тождество противоположностей.
Главный принцип в сфере управления – это принцип недеяния, согласно которому “лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.
А про просвещение народа говорили: «Трудно управлять народом, когда у него много знаний.». Выступали также против жестоких законов и войны.
Школа спорщиков
Основной проблемой: выяснение отношений “имен и реалий”.
Представитель: Гунсунь Лун
Знаменитый диалог [Гунсунь Луна] “Когда Белая Лошадь не есть лошадь”.“Белое” есть определение цвета, а “лошадь” – определение формы, поэтому они являются несовместимыми понятиями. “Белизна” обязательно остается белизной, даже когда она не присуща вещам. Такие первичные качества философ называет “чжи” – “указатели”
Отнесения имен к объектам действительности, Гунсунь Лун решал, используя категорию чжи. Таким образом, все множество вещей подлежит чжи, так как на любую вещь можно указать с помощью имени.
Понятие сознания. Современные программы анализа сознания. Интегративная структура сознания.
Понятие сознания
Термин «сознание» труден для определения. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание.
Сознание — это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление.
Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).
Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии.
Современные программы анализа сознания
В современной философии и науке сложились три типа наиболее перспективных программ изучения природы, сущности и содержания сознания:
Инструменталистские программы подходят к сознанию как к инструменту, средству, форме жизнедеятельности человека. С их помощью исследуются когнитивно-информационные механизмы сознания: извлечение и преобразование информации, а также распознавание образов, вычисление и координация операций.
Интенционалистские программы (интенция – направленность) анализируют условия возможностей протекания процессов сознания. Одна и та же информация о мире может получать в сознании разные значения и названия в зависимости от того, на что направлено сознание, с кем или чем, каким объектом контактирует субъект.
Кондиционалистские программы (conditio – условие) исследуют зависимость сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека.
Все три типа программ анализа сущности сознания позволяют исследовать
механизмы действия его структурных элементов и составить представление о
функционировании исследуемого феномена как сложного, самоорганизующегося
системного образования, в котором каждая структура и каждый ее элемент
выполняют особые функции, обеспечивая выполнение функций самого
сознания.
Интегративная структура сознания
Мы уже выяснили, что сознание является сложным системным образованием, включающим в себя многие компоненты, функции, подсистемы. Кроме того, оно является целостным образованием. Понятие целостности в этом случае означает, что сознание как целостная система не сводится ни к одной своей подсистеме, ни к их простой совокупности. Рассмотрим основные подсистемы сознания, помня о том, что ни одна из них полностью не выражает собою сознание, в виде сфер сознания. Включает в себя то, что связано с восприятием, ощущением, воображением.
Перцептивная сфера сознания
Поставляет сознанию информацию в виде образов, чувственных данных, впечатлений. Но данная сфера не только «поставщик» информации, уже на этом уровне идет ее переработка, кодирование, оценка по критериям значимости, обобщение и типизация.
Мыслительная сфера сознания
Переработка информации. Информации приписывается определенное значение.
Логическая сфера
Упорядочивает мысли о предмете. Такими универсальными способами упорядочивания строя рассуждений о предмете являются гипотетико-дедуктивная и гипотетико-индуктивная модели строя суждений. Первая дает возможность вывода частных суждений из постулатов. Вторая идет от частного к общему.
Эмоциональная сфера сознания
Выражает внутреннее состояние человека, его отношение и к объектам внешнего мира, и к своей внутренней реальности, к самому себе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|