Сделай Сам Свою Работу на 5

Тенденции развития образования в мире





ТЕМА 3. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ

1. Понятие «образование». Виды и уровни образования.

2. Тенденции развития образования в мире.

3. Этапы реформирования образования в России. Образовательная политика РФ на современном этапе.

 

Понятие «образование». Виды и уровни образования.

Исходное значение слова «Образ-ование» заключается в следующем – это создание человека по образу и подобию Божию. В данном определении содержится глубокий религиозный смысл. Начиная с Возрождения, когда ценностью становится сам человек, образование рассматривается как способ его саморазвития, вхождения в культуру, как способ создания своего образа, лика, личности.

В ФЗ «Об образовании в РФ» (2012 г.) дано следующее определение: «Образование– единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков (ЗУН), ценностных установок и опыта деятельности (компетенции)». Из этого определения следует, что образование – это, с одной стороны, процесс приобретения ЗУН и нравственно-мировоззренческих ценностей, с другой стороны, результат этого процесса (образованность отдельного человека, молодежи).



Образование также можно рассматривать как систему. Система образования формировалась постепенно: вначале она включала только образовательные учреждения; потом, с укреплением государственной власти, возникли специальные органы управления этими образовательными учреждениями; в настоящее время (с 1992 г.) появился еще один компонент системы образования – государственные образовательные стандарты, которые определяют содержание образовательных программ и единые требования к процессу и результату образования.

Таким образом, система образования – это сеть образовательных учреждений (организаций), а также государственных органов и средств управления ими.

Система образования может рассматриваться в разных измерениях, в качестве которых выступают:

- социальный масштаб: система образования в мире, стране, обществе, регионе, организации;

- форма организации и управления: система государственного, частного, общественного, клерикального, светского и др. образования;



- ступень образования: система дошкольного, школьного, среднего специального, высшего, послевузовского образования.

- вид, направление, профиль: система общего, профессионального, дополнительного; естественнонаучного, математического, гуманитарного, музыкального и др. образования.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» выделяют следующие виды образования:общее, коррекционное (специальное), дополнительное, профессиональное.

1) Общее образование предполагает овладение основами важнейших наук о природе, обществе, человеке и дается преимущественно в общеобразовательных школах. Общее образование включает следующие циклы: гуманитарное, естественнонаучное и математическое, политехническое (знание научно-технических основ производства: современных технологий, материалов и способов их получения, экономики, экологии, организации труда и др.).

2) Коррекционное (специальное) образование предусмотрено для детей с психофизическими нарушениями и предполагает использование специфических методик преподавания (например, системы Брайля для слепых, жестовой и дактильной речи для глухих). В нашей стране предусмотрено 8 типов школ: для глухих, для слабослышащих, для незрячих, для слабовидящих, для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушением интеллектуального развития.

3) Дополнительное образование дается в соответствии с индивидуальными интересами и образовательными потребностями личности. Дополнительное образование предполагает развитие природных способностей и склонностей детей и взрослых в музыкальных, художественных, театральных, спортивных, хореографических и т.д. школах, студиях, клубах, кружках, центрах научно-технического творчества, обучение на курсах разной направленности (языковых, компьютерных, психологических и др.).



4) Профессиональное образование готовит человека к определенной профессиональной деятельности, формирует его как специалиста в конкретной области труда. Профессиональное образование осуществляется в средних специальных и высших учебных заведениях и предполагает различные уровни профессиональной квалификации. По направленности оно бывает техническим, естественнонаучным, гуманитарным, экономическим, медицинским и др.

В нашей стране в соответствии и ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрены различные ступени и уровни образования.

 

Ступени и уровни образования

Ступени Уровни Образовательные учреждения/организации
Дошкольное   дошкольные образовательные учреждения: детские сады, центры развития детей разной направленности
Общее среднее образование начальное общее школы (в т. ч. с углубленным изучением предметов, национальные, религиозные, авторские), гимназии, общеобразовательные лицеи
основное общее
полное общее
Профессиональное образование среднее специальное проф. лицеи, техникумы, колледжи
высшее: бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре институты, академии, университеты (в т. ч. федеральные, национально-исследовательские, корпоративные)
дополнительное профессиональное: повышение квалификации, переподготовка институты, академии, центры, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров

 

Управление системой образования осуществляется на трех уровнях:

- федеральный уровень управления представлен Министерством образования и науки РФ, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором), Федеральным агентством по делам молодежи;

- на уровне субъектов РФ функционируют региональные департаменты (министерства) образования и науки (например, Министерство образования и науки Самарской обл.);

- на местном уровне действуют городские и районные органы управления образованием.

Федеральные органы управления образованием решают вопросы стратегического характера: формируют и осуществляют государственную политику в области образования, готовят законы, указы, др. документы; разрабатывают Федеральные программы развития образования в стране, государственные образовательные стандарты, типовые положения об образовательных организациях, утверждают перечень направлений и специальностей (профилей) подготовки специалистов, устанавливают порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, порядок аттестации педагогических работников.

 

Тенденции развития образования в мире

Система образования – это открытая система, т. е. все, что происходит в политике, экономике, социокультурной жизни оказывает на нее непосредственное влияние. К значимым факторам, влияющим на систему образования, можно отнести следующие:

1) усложнение геополитических проблем в мире, изменение политического ландшафта;

2) усиление экономической конкуренции между странами, их борьба за сырьевые рынки;

3) новый виток научно-технической революции, особенно в области информатики и связи;

4) интегрирующие последствия глобализации.

В этих условиях повышается роль знаний как одного из двигателей экономического и социального прогресса, а также приходит понимание того, что с появлением новых носителей информации образование должно быть качественно иным.

Можно выделить ряд тенденций развития образования, которые характерны, прежде всего, для развитых стран. Часть тенденций обнаружила себя в конце 20 века, другие появились совсем недавно. И, как обычно бывает, любая тенденция несет в себе, с одной стороны, что-то положительное, с другой – порождает определенные противоречия, вызывает проблемы, требующие своего разрешения. Рассмотрим важнейшие тенденции развития образования в мире и отметим связанные с ними новые проблемы.

1. Массовость, широкая доступность образования и связанное с этим резкое падение его качества. В нашей стране прослеживается следующая динамика: после Великой Октябрьской социалистической революции на государственном уровне решалась проблема ликвидации безграмотности значительной части населения, перед Второй мировой войной было введено всеобщее неполное среднее образование, в 70-е гг. – всеобщее среднее образование, в конце 20 века благодаря платной доступности высшего образования заговорили об его массовизации. В настоящее время в России наблюдается «образовательный бум»: молодежь стремится получить высшее образование, так как этого требуют работодатели, которые рассматривают диплом об окончании вуза как некий символический уровень образованности и культуры претендентов на должность. При этом, примерно 60% выпускников вуза не работают по специальности, а часто выполняют работу, не требующую высшего образования. Высшее образование утратило свою элитарность. Сейчас в вузы поступают (на платной основе) абитуриенты, которые по своим исходным учебным навыкам и интеллектуальным способностям не могут усвоить достаточно сложные, наукоемкие программы. Как результат – падение общего интеллектуального уровня студенческой молодежи, снижение преподавателями планки требований к обучающимся.

2. Следующая тенденция – это усиление непрерывного характера образования. Впервые концепция непрерывного образования была представлена на форуме ЮНЕСКО еще в 1965 г. крупнейшим чешским теоретиком П. Ленграндом и вызвала широкий резонанс. Главная идея в том, чтобы обеспечить образовательную поддержку личности на протяжении всей ее жизни. Система непрерывного образования включает несколько уровней: 1) базовое образование, которое человек получает в учебных заведениях общего, средне-специального, высшего звена; 2) дополнительное образование, которое включает повышение квалификации и переподготовку; 3) общее и профессиональное самообразование, которое обеспечивается благодаря функционированию развитой сети культурно-досуговых учреждений (библиотек, музеев, домов культуры и т.п.).

Непрерывный характер профессионального образования потребовал создания новых схем подготовки специалистов: школа (профильный класс) – колледж/техникум – вуз. В настоящее время появились многоуровневые университетские комплексы, которые объединяют учреждения среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования кадров. Большое значение придается вопросам регулярного повышения квалификации работников, их переподготовки для получения новой, более востребованной профессии. Особенно это важно для специалистов инженерно-технического профиля, так как идет стремительное обновление производственных технологий, создание новой техники. Появилось выражение «полураспад компетентности инженера», то есть каждые пять лет инженеры утрачивают 50% знаний по специальности, поэтому необходимо их регулярное пополнение. Для IT-специалистов этот период гораздо меньше.

Непрерывность образования порождает проблему обеспечения реальной преемственности всех ступеней и уровней образования (преемственности учебных планов, программ, технологий обучений), пока эта проблема не решена.

3. Диверсификация образования, как тенденция, связана с появлением новых типов учебных заведений, многообразия программ, которые призваны удовлетворить образовательные запросы разных групп населения. Еще в 90-е гг. 20 века стали появляться новые типы школ: гимназии, общеобразовательные лицеи, национальные, религиозные, авторские школы, частные школы-пансионы. В системе среднего профессионального образования появились колледжи, которые стали давать более углубленную подготовку по сравнению с ПТУ и техникумами. В системе высшего образования появились коммерческие учебные заведения. В настоящее время выстраивается «иерархия» вузов, то есть идет выделение элитарных и массовых. На вершине этой иерархии – университеты, которым даны особые полномочия (МГУ, СПбГУ), далее – федеральные университеты (они созданы в каждом федеральном округе путем объединения нескольких вузов), национальные исследовательские университеты (они отобраны по конкурсу сроком на 10 лет), опорные региональные вузы и так называемые «массовые» вузы (для подготовки по программам академического и прикладного технического бакалавриата, специалистов социально-культурной сферы и сервиса). В последние годы появляются виртуальные вузы, специализирующиеся на дистанционном обучении, а также корпоративные университеты для подготовки специалистов и повышения квалификации руководителей и работников конкретной отрасли.

Диверсификация учебных заведений, особенно выстраивание их «вертикали», создает проблему неравных возможностей. Например, в системе высшего образования преимущественное финансовое обеспечение получают элитарные университеты, призванные развивать фундаментальную и прикладную науку, остальным предложена конкурентная борьба за исследовательские гранты, а по сути, борьба за выживание.

4.Усиление конкуренции между национальными системами образования, а также между образовательными учреждениями внутри страны. В последние десятилетия появилось понятие «транснациональное образование». Крупнейшие западные университеты открывают свои представительства и филиалы в других странах, создают образовательные онлайн-платформы и предлагают по всему миру разнообразные онлайн-курсы. Для того чтобы выжить в условиях конкурентной борьбы западные школы, колледжи, вузы ищут инвестиции, вступают в альянсы с различными организациями, учреждениями, фондами, устанавливают внешние связи, проводят пиар-акции, активно работают на свой бренд.

В нашей стране конкуренция усилилась в последнее десятилетие. Во многом это связано с демографической ситуацией в стране. В настоящий момент количество мест в вузах сравнялось с числом выпускников общеобразовательной школы. Кроме того, государственная образовательная политика основана на том, что конкуренция – это эффективный механизм повышения качества образования. В стране за постперестроечные годы появилось огромное количество вузов, многие из них дают некачественное образование (ряд коммерческих вузов, по сути, занимается профанацией, выдавая за деньги дипломы всем желающим). У государства не финансовых средств, чтобы «поднимать» все вузы до требуемого уровня, поэтому в условиях конкурентной борьбы должны выжить сильнейшие. Широкомасштабный государственный мониторинг как раз и направлен на то, чтобы выявить неэффективные учебные заведения. В соответствии с государственной программой «Развитие образования в Российской Федерации до 2020 г.» (2012 г.) должно остаться всего 40% вузов (государственных, частных) и 20% филиалов, в то же время планируется укреплять сеть среднего профессионального образования, так как ощущается острая потребность в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена.

Конкуренция между образовательными учреждениями внутри страны обостряет проблему их выживания, а также мешает взаимовыгодной кооперации в решении общезначимых задач (например, при создании учебно-производственных площадок, совместного использования дорогостоящего оборудования, разработке электронных ресурсов учебного назначения и др.)

5. Увеличение экономической составляющей в деятельности учебных заведений, коммерциализация образовательных услуг. Правительство рассматривает систему образования как часть экономической системы государства и требует увеличения прибыльности от деятельности, самостоятельного зарабатывания учебными заведениями финансовых средств на свое развитие. При университетах разрешено открывать малые предприятия, конструкторские, патентные бюро, консультационные центры и т.п. Поощряются различные формы предпринимательства за счет внедрения научных разработок в производство и предложения платных образовательных услуг населению. Ежегодно сокращается количество бюджетных мест для абитуриентов, поступающих в вузы, особенно на престижные специальности.

Коммерциализация деятельности учебных заведений обостряет проблему сохранения в них воспитательных традиций, так как процесс воспитания подрастающего поколения нельзя рассматривать через призму образовательных услуг. Возникает вопрос: образование – это общественное благо, которое творится совместными усилиями и для всех (и тогда оно должно быть бесплатным), или это сфера услуг со всеми вытекающими из этой логики отношениями?

6. Глобализация и интеграционные процессы в сфере образования, то есть сближение национальных образовательных систем, унификация сроков, форм, уровней получения образования, учебных планов, программ, технологий обучения. Интеграционные процессы, прежде всего, коснулись сферы высшего образования. Связаны они с подписанием Болонской декларации (1999 г.), цель которой – создание в Европе единого образовательного пространства, зоны самого качественного в мире высшего образования. Россия ратифицировала Болонскую декларацию в 2003 г., и тем самым приняла на себя некоторые обязательства. Болонские соглашения включают пять основных позиций, по которым осуществляются преобразования в системе высшего образования всех стран-«подписантов»:

- выдача выпускникам высшей школы признаваемых в Европе дипломов;

- внедрение уровневой системы обучения: бакалавриат, магистратура, аспирантура;

- введение кредитно-модульной системы обучения;

- повышение академической мобильности студентов и профессиональной мобильности преподавателей;

- разработка и внедрение совместимых критериев качества образования.

Часть этих позиций Болонской декларации уже реализована в системе российского высшего образования, другие – находятся в стадии внедрения.

С одной стороны, присоединение России к Болонскому процессу позволяет влиться в мировой образовательный процесс, привнести в деятельность высшей школы передовой зарубежный опыт, с другой стороны, возникает опасность утраты лучших национальных традиций профессиональной подготовки специалистов. К тому же, не всегда зарубежный опыт, даже самый положительный, хорошо приживается в условиях иной социально-экономической реальности и национального менталитета.

7. Информатизация образования. В настоящее время все учебные заведения оснащены современными компьютерами, имеют локальные и корпоративные сети, разместили свои сайты в Интернете. Стремительное распространение компьютерных систем, их активное внедрение в образовательный процесс заставляет учителей и преподавателей осваивать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые являются и необходимым дополнением традиционного учебного процесса, а также составляют основу дистанционного обучения. В настоящее время перед учителями и преподавателями поставлена задача, связанная с созданием электронных учебных изданий, позволяющих обучающимся самостоятельно осваивать новый материал, а также осуществлять самоконтроль и самооценивание. Наряду с использованием электронных изданий широкое распространение в учебных заведениях получают новые формы и методы обучения на основе компьютерной техники. В вузах – это лекции-презентации, виртуальные экскурсии, имитационный лабораторный практикум, компьютерные игры, тренинги и т.п. ИКТ позволяют оптимизировать образовательный процесс вуза. Они расширяют возможности передачи и усвоения информации, по-новому организуют взаимодействие учителя с учащимися, преподавателя со студентами, делают обучающихся активными и равноправными участниками образовательной деятельности.

Появление новых носителей информации, широкое использование в учебном процессе компьютеров, гаджетов позволяет школьникам и студентам учиться в удобном режиме, а педагогам разнообразить формы обучения. В то же время появляется много новых проблем, связанных с усилением виртуальной социализации подрастающего поколения, компьютерной зависимостью, излишней технократизацией сознания и формированием у детей и молодежи т.н. «клипового мышления».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.