Сделай Сам Свою Работу на 5

Чем раньше вы обратитесь к специалистам, чем активнее сами будете взаимодействовать с ними, тем успешнее ваш ребенок адаптируется к жизни.





Ваши наблюдения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

Определите, что именно вас тревожит. Отметьте, что происходит с ребенком в течение дня. Подчеркните, что беспокоит в его поведении: вялость, возбужденность, резкий протест при необходимости отвлечься от какого-то занятия, непослушание…

«В каких случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?»

Когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом (отставание в речи, нарушение общения…), сопровождаться другими нарушениями. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на душевное заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики.

Это те случаи, когда:

- ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);



- имел (имеет) много проблем в первые годы жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон…);

- в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние;

- поздно начал сидеть, стоять, ходить, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас;

- у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;

- он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы (ДЦП, парезы и параличи рук или ног, судорожные проявления);

- не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжать, легко отвлекается);

- импульсивен (сначала делает, потом думает);

- склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;

- неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;

- медленно двигается, говорит, ест, пассивен;

- неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;



- быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его;

- плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;

- у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным.

Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Конечно, многое проходит по мере взросления, но чем раньше будут приняты меры, тем лучше будут достигнуты результаты.

«Где можно получить квалифицированную консультацию?»

Специально для этого созданы психолого-медико-педагогические консультации. Там проводится диагностика, ориентированная именно на особенности развития ребенка, его достоинства и недостатки оцениваются в связи с возможностью различных вариантов обучения, все вопросы решаются на пересечении клинических, психологических и педагогических аспектов.

Кроме того, в каждом районе города функционируют центры психолого-медико-социальной помощи, где специалисты могут предложить работу по коррекции и развитию вашего ребенка с учетом его особенностей.

Успехов вам и вашим детям!

Психолого-педагогическая диагностика и психопрофилактика.Цель психологического консультирования — создание клиентом новых осознанных способов действия в проблемной ситуации.Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п. Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Задачи: работа по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др.;создание программ индивидуальной работы с участниками образовательного процесса, предназначенные для адаптации учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования;проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении образования;осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива и др. В психопрофилактике выделяют три уровня: I уровень — первичная профилактика (психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей). II уровень — вторичная профилактика направлена на «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.



 

Мероприятия по психопрофилактике объединяются системой типа психогимнастика, состоящие из нескольких блоков:

1. Двигательно-расслабляющая или релаксационная деятельность.

2. Двигательно-организующая или регуляционная деятельность.

3. Иметационно-выразительная.

 

«Психогимнастика – как средство для сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей»

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основные достоинства психогимнастики:

· игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

· сохранение эмоционального благополучия детей;

· опора на воображение;

· возможность использовать групповые формы работы.

Цели психогимнастики:

· опора на естественные механизмы в развитии ребенка;

· преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

· снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;

· создание возможности для самовыражения;

· развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Педагогическая аксиома – эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком.
В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников).
Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя возможность познавать мир в деятельности (игровой, познавательно-практической и изобразительной) и т.д. Материнская любовь к детям дает ребенку уверенность в том, что он понят, принят и признан как личность, а это залог здорового самочувствия и развития. Любовь – катализатор чуткости, сердечности, человечности воспитанников. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, вторжение в мотивационное пространство ребенка нарушают его психическое равновесие.
Педагоги дошкольных учреждений должны решать следующие задачи по развитию эмоциональной сферы:

· произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;

· различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);

· произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

· улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;

· сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

· отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.
Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять.
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

· движений;

· эмоций;

· общения;

· поведения.

Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей. Опытный педагог, выстраивая занятие, обязательно включает в него творческие идеи и предложения самих детей.
Занятие по психогимнастике должно начинаться с общей разминки. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Упражнения и игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т.п. Например: «Что изменилось в этой комнате?» «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».
Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Педагог должен помнить, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психологического функционального единства: например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Это игровое упражнение доставляет ребенку массу удовольствия, включает в работу его фантазию, улучшает ритмичность движения. В это же время воспитатель описывает фактор физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, воспитатель говорит: «Как сильно зайчики стучат по барабану! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся?! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у Вас мышцы в кулачках, руках, даже в плечах?! А вот лицо – нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен, дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения».
Игровое (психогимнастическое) содержание упражненийне случайно. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:

· дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);

· тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

· тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;

· тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:

· напряженных и расслабленных;

· резких и плавных;

· частых и медленных;

· дробных и цельных гармоничных;

· едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;

· вращений тела и прыжков;

· свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
В коммуникативной частизанятия происходит тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.
Это могут быть эмоциональные проявления и контакты –пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения – умением сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.
В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения. На этом этапе решаются следующие задачи:

· показ – проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями;

· выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;

· приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;

· развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.

Источником сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи.
Взаключительную частьзанятия желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой могут спонтанно продолжиться понравившийся сюжет и упражнения.
Занятия желательно проводить раз в неделю. Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:

· относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;

· каждого ребенка принимать таким, какой он есть;

· не допускать упреков и порицаний за неуспех;

· занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;

· давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;

· развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;

· создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;

· постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.