Сделай Сам Свою Работу на 5

Проявления отклонений в развитии, направления в работе воспитателей





Профилактика отклонений в развитии детей. Взаимосвязь специалистов и родителей

Введение

Психопрофилактика- предотвращение нервно-психических, психосоматических заболеваний.

Развитие современной цивилизации дисгармонично и противоречиво: повышая уровень и качество жизни, открывая новые возможности, оно порождает и множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека. Резко растет число детей с различными нарушениями в развитии.

Качественные проявления таких нарушений усложняются, а степень выраженности растет. Легкие отклонения носят массовый характер.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере.

Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.



К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети плохо запоминают материал, малоактивны на занятиях, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению с нормой.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной. Психологические проблемы генерализуются и приобретают более глубокий и стойкий характер. Возникают серьезные трудности в усвоении школьной программы, многие дети становятся неуспевающими.

Проблема школьной дезадаптации может быть во многом решена при условии раннего выявления и коррекции в дошкольном возрасте.

Детские сады и школы посещает огромное количество детей, требующих специальной педагогической помощи, и, порой, медицинского сопровождения.

Это накладывает большую ответственность на всех педагогов, особенно практических психологов, логопедов,дефектологов.



К сожалению, в массовом житейском сознании практически отсутствует тот минимум психологической культуры, при котором возможна правильная и своевременная постановка перед специалистом проблем обучения и воспитания ребенка. Чаще всего к специалистам обращаются за запоздалой помощью при остром неблагополучии. Поиски их обычно начинаются тогда, когда острота и запущенность проблемы становятся непереносимыми, а для специалиста – трудноразрешимыми.

Проявления отклонений в развитии, направления в работе воспитателей

Отклонения в развитии с последствиями органического поражения ЦНС выявляются уже в раннем возрасте: отсутствие скачкообразного характера раннего развития, снижение работоспособности, потеря ранее приобретенных навыков или застревание на более ранней ступени развития, отставание темпа развития. Замедленный темп развития может касаться одной или нескольких функций, сочетаться с различныминеврологическими нарушениями.

Те или иные отклонения в нервно-психическом здоровье могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, органических нарушений головного мозга.

Неврозы часто выражаются беспокойством, страхами, неуверенностью в действиях и непоследовательностью в поступках, раздражительностью и обидчивостью, неустойчивым, легко меняющимся настроением. Подобные отклонения встречаются непостоянно – в основном там, где обстановка наиболее травмирует ребенка.



Органические изменения головного мозга могут проявляться резко повышенной возбудимостью и агрессивностью, расторможенностью влечений, «отсутствием тормозов», наряду с рассеянностью и быстрым истощением внимания, а также нарушениями мышления и т. д.

Встречаются случаи, когда неадекватное поведение ребенка, его «странности» характера, нарушение познавательной деятельности вызваны психическими заболеваниями.

Что касается легких, минимальных нарушений, то они часто не выглядят острой проблемой.

Педагог, который видит ребенка каждый день, может заметить признаки неблагополучия в развитии, тактично обратить внимание родителей, посоветовать обратиться к специалистам. Поэтому хотелось бы познакомить педагогов с некоторыми проявлениями отклонений в развитии.

На практике дети с нарушениями плохо адаптируются в д\саду. И сами воспитатели испытывают определенные трудности в работе с такими детьми. Например, пытаются детей с невропатией заставить спать днем, есть «сколько положено», несмотря на то, что нервно ослабленные дети не могут спать днем с 3 – 4, а то и с 2 лет. Так как заснуть объективно невозможно, начинаются игры: ребенок притворяется спящим, испытывая все возрастающее нервное напряжение, или же начинает, чтобы успокоиться, сосать палец, грызть ногти, заниматься онанизмом. Последующие «воспитательные» акции еще больше накаляют обстановку во время тихого часа, мешая сну других детей. В итоге нервность детей только увеличивается, а воспитатель не испытывает ничего, кроме раздражения и досады.

В данном случае было бы лучше увидеть нарушения со стороны сна и понапрасну не воевать с ними, а посоветовать родителям обратиться к врачу и, если есть такая возможность, забирать детей после обеда или предоставить хронически не спящим и возбудимым детям условия для игры в спортивном или музыкальном зале.

С другой стороны, у детей с невропатией из-за пониженной массы тела и недостаточной ферментативной активности невысокий аппетит, легко появляется «каша во рту» при принуждении к приему пищи. И проблему аппетита можно решить, если искусственно его не форсировать, увеличивать двигательную активность, внимательнее относиться к индивидуальным запросам. Тогда не будет отвращения к пище, тошноты и рвоты при одном представлении о ней, а заодно и отвращения к д\с.

Или возьмем ситуацию, когда ребенок «не слышит» воспитателя и ведет себя обособленно, тихо, незаметно, не включаясь в жизнь группы: при прямом обращении к нему отвечает, но затем сразу отключается, затормаживается или занимается сам собой. Оценивается такое поведение по разному, в том числе как упрямство, негативизм, избалованность. Фактически же это невроз ввиду болезненного торможения нервных клеток головного мозга в ответ на действие запредельных раздражителей.

Возникает он при начале посещения д\с у эмоционального и впечатлительного ребенка, нередко единственного в семье, тяжело переживающего разлуку с матерью. И здесь можно найти выход из положения. Стоит только сказать родителям, чтобы они забирали малыша пораньше, хвалили бы его, пусть пока за скромные успехи в д\с, разрешали бы дома больше побегать, пошуметь, утвердить себя в подвижных играх, совместных со взрослыми. А в ДОУ не нужно насильно коллективизировать этого индивидуала. Лучше найти ему занятие по душе, помочь разобраться со сверстниками. Пусть они поиграют вместе, поближе познакомятся.

Трудные условия для работы воспитателя нередко создаются, когда в группе шумно от наличия нескольких повышенно возбудимых, гиперактивных и расторможенных детей. Они часто «не слышат» с первого раза, легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на занятии, закончить начатое, импульсивны, суетливы, дезорганизуют всю группу. Чувство вины не испытывают, легко дают обещания и не выполняют их, настроение однообразно приподнятое, отсутствует психологическая понятность оживления, оно не ограничивается реакцией на какое-либо событие, а затягивается во времени. Могут наблюдаться усиленные инстинкты и влечения: повышенный аппетит, онанизм. Иногда в высказываниях звучит переоценка своей физической силы, достижений. Таких детей нужно развести по другим группам. При отказе родителей лечить их у невропатолога или психиатра необходимо ставить вопрос о правомочности пребывания этих детей в ДОУ общего режима.

Вспомним и такую ситуацию, когда капризным, избалованным, ленивым считается ребенок, который на самом деле оказывается робким, боязливым, неуверенным в себе, опасающимся всего нового, неизвестного. Он дрожит от страха и не может произнести ничего в ответ на резкое обращение, непосильное требование, а то и отвернется, уйдет в себя, лишь бы его не трогали, не стыдили при всех.

На самом деле этот ребенок болен неврозом. И родители его не понимают. Именно сами родители своими неуемными требованиями, принципами и запретами, непоследовательностью и противоречивостью вызывают нервное расстройство у ребенка. Тогда д\с оказывается сверхсильным раздражителем для уже ослабленной нервной системы.

Ребенок может быть вялым, заторможенным или беспокойным, плаксивым, тревожным. В движениях, манере говорить и держать себя могут проявиться типичные депрессивные признаки: тихий голос, печальное выражение лица, старческая осанка (ходит, опустив голову, волоча ноги, не двигая руками).

Вообще, изменение эмоционального фона – тонкий индикатор общего состояния психики. Врачам известно, что оно может оказаться первым звонком душевной болезни. В детском возрасте изменение эмоционального фона может выражаться в нарушении вегетативных функций, расстройствах поведения, снижении познавательной активности.

Воспитателя должны настораживать и такие болезненные состояния, как самопроизвольные эмоциональные колебания, нарушения сна, аппетита, изменения психического тонуса, дезадаптация к привычным для него условиям, усиление инстинктов и влечений, неадекватность, повышенная тревожность, апатия, снижение волевых побуждений и продуктивности. Главный признак, который должен настораживать взрослых, - это заметное нарастание негативных тенденций развития и/или появление новых, несвойственных ребенку до этого психических отклонений.

В этих случаях необходимо проконсультироваться у психоневролога.

Во всех рассмотренных случаях позиция воспитателя может быть предопределяющей в дальнейшей судьбе ребенка: или о его «баловстве», «упрямстве», «лени» будет немедленно в резкой форме сообщено родителям, которым останется только «нажать», «исправить», «наказать», усилить проблемы ребенка, или же воспитатель обратит внимание родителей на явно болезненный характер поведения ребенка, посоветует, как поступить в том или ином случае.

Есть еще одна категория детей, которые, в общем-то не беспокоят воспитателей – это дети без каких-то поведенческих, психо-эмоциональных проблем, но не выполняющие образовательную программу в полном объеме. Дети, испытывающие умственную утомляемость, сниженную работоспособность, сложности в формировании произвольного внимания, памяти, мышления.

Если такой ребенок долгое время «тихо отсиживается» и не получает

необходимого специального педагогического воздействия или медикаментозной поддержки, дальнейшее обучение его становится весьма затруднительным.

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозга, и неумение создать ему соответствующий режим обучения, порождает обвальное нарастание проблем в начальной школе.

Сегодня, когда возможности психофармокологии велики и продолжают увеличиваться, значительно возросли возможности помощи заболевшему ребенку. Своевременно начатое и правильно подобранное лечение может остановить болезненный процесс, свести к минимуму ущерб, нанесенный болезнью психике ребенка. Поэтому очень важно обратиться к врачу при первых признаках психического расстройства, от этого нередко зависит успех лечения и прогноз дальнейшего развития ребенка.

Нервно ослабленным детям, не имеющим грубых нарушений, и тем более детям с неврозами – функциональными нервно-психическими расстройствами – можно эффективно помочь на самом раннем этапе, используя психологические, а не медицинские меры воздействия.

Как известно, продуктивная коррекционно-развивающая работа возможна на основе своевременной диагностики и правильной квалификации особенностей психического развития детей. Важная роль в этом принадлежит специальному психологу, дефектологу, логопеду.

Наибольшую отдачу от работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, можно ожидать, если начать ее с детьми 3-5 лет, поскольку за несколько лет достигается прочный и доверительный контакт со специалистом, вовремя преодолеваются возрастные проблемы развития, родители успевают перестроить свои неправильно сформировавшиеся установки на воспитание детей и взаимоотношения в семье. Но даже год работы со старшими дошкольниками значительно уменьшает трудности в обучении и поведении в первых классах школы. Таким образом, снимаются с повестки дня два критических для появления неврозов возраста – 3 и 6-8 лет, когда дети начинают посещать д\с и школу. Это и есть настоящая психопрофилактика отклонений в развитии, в самом начале их возникновения, когда педагоги и родители еще не успели «наломать дров», своим неправильным поведением усугубить состояние детей.

Очевидно, что для повышения эффективности работы с такими детьми требуется новый подход к подготовке педагогов, работающих в д\с и школах. Психологу массового д\с необходим такой инструментарий, который позволил бы по результатам однократного обследования ребенка определить его дальнейший педагогический маршрут и оптимальные пути коррекции выявленных отклонений. А современным воспитателям и учителям желательно иметь элементарные знания и умения в области психологии, в том числе, специальной, и коррекционной педагогики. Ведь это те люди, с которыми дети находятся в тесном контакте помимо членов семьи, и именно они должны первыми бить тревогу и направлять родителей за помощью. . Кроме того, понимая особенности состояния ребенка, воспитатель должен подобрать к нему правильный индивидуальный подход, создать щадящие условия.

Заключение

Опыт показывает, что своевременное обращение к специалистам, помощь родителям в воспитании детей с нарушениями в развитии, индивидуальный подход с учетом особенностей конкретного ребенка позволяет более успешно преодолевать трудности в воспитании и развитии детей.

В настоящее время в системе образования разрабатывается и совершенствуется система помощи детям, нуждающимся в специальной поддержке. Эта система, хоть и далека от совершенства, имеет достаточно богатый арсенал вариантов, средств и способов такой помощи.

Таким образом, как только воспитатель заметил явное неблагополучие в развитии ребенка, необходимо предпринять следующее:

- деликатно и подробно сообщить об этом родителям, соблюдая конфиденциальность, не составляя свой прогноз дальнейшего развития ребенка;

- вместе с психологом (логопедом, дефектологом) наметить индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут развития для этого ребенка, ознакомить с ним его родителей;

- создать охранительный режим работы для такого ребенка;

- не обсуждать особенности ребенка в присутствии других детей и его самого;

- избегать негативной оценки его пока еще неуспешной деятельности, неадекватного поведения, чтобы избежать усиления чувства неполноценности, вины и не вызвать протестные реакции и замкнутость;

- не стоит проводить «лобовую» атаку, читая нотации, призывая к волевым усилиям и выставляя жесткие требования, усугубляя расстройства;

- активизировать работу родителей. Знакомить с методами и приемами работы, проводить семинары, консультации по изучению проблемы;

- направлять, если это необходимо, к врачу, дефектологу, психологу, логопеду.

Сделать можно многое, если не оставаться равнодушными, чувствовать ответственность, и, самое главное, иметь готовность и интерес к работе с детьми, которым требуется дополнительная помощь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.