Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы, возникающие в процессе вознаграждения работников и их решение





Классификация видов вознаграждения персонала

Процесс определения материального вознаграждения работника должен, с одной стороны, учитывать деятельность работника, а с другой - мотивировать его на достижение желаемого уровня деятельности.

 

Материальное вознаграждение хотя и играет основополагающую роль в мотивации, но без учета других факторов не достигает всех целей. Оно должно сочетаться с социально-психологическими и организационно-административными факторами: признанием коллектива, участием в принятии управленческих решений, властью, привилегиями, интересной работой, продвижением по службе, комфортными условиями труда и т.д.

Материальная мотивация рассматривается как средство удовлетворения не только физиологических потребностей, но и потребности в безопасности. Величина заработной платы может также рассматриваться как отражение степени уважения и уровня занимаемого положения. Если рост заработной платы отражает заслуги работника, то это показатель высокой оценки работника руководством, престижа и специального статуса. Некоторые авторы склонны рассматривать заработную плату и как средство удовлетворения потребности в самоуважении.



 

Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Ввиду того, что понятия ценности у людей специфичны, различна и оценка вознаграждения, относительность его ценности.

Менеджеры по персоналу имеют дело с двумя главными видами вознаграждения: внутренним и внешним.

Внутреннее вознаграждение дает сама работа; это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Общение, возникающее в процессе работы, также можно рассматривать как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ его обеспечения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.

Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Это продвижение по службе, похвалы и признание, символы служебного статуса и престижа, заработная плата, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата определенных расходов и страховки).



Характер и величина вознаграждения, получаемого сотрудниками от организации в качестве компенсации за свой труд, оказывают непосредственное влияние на способность организации привлекать, удерживать и мотивировать требуемый ей персонал.

 

Одним из важных является вопрос разумного сочетания материального и морального стимулирования в рамках единой системы.

Материальное поощрение может выступать в виде зарплаты, премии и продвижения по службе, а для руководящих работников - в форме признания их заслуг. Моральное поощрение вытекает из самого процесса работы - это удовлетворение достигнутым результатом и ощущение смысла происходящего. В целях усиления этого стимулирующего фактора руководство должно стараться постоянно улучшать условия работы. В этих целях в передовых компаниях часто осуществляется реорганизация трудового процесса с целью повышения ответственности работника за порученное дело.

Помимо заработной платы к материальным мотиваторам относятся так называемые дополнительные льготы - отпуск, оплачиваемый отпуск по болезни, пенсионное и социальное обеспечение, время для отдыха, время для обеда и др.

 

Формы вознаграждения персонала организации

Все применяемые системы дополнительного вознаграждения в основном можно подразделить на две группы: надбавки к заработной плате производятся либо за выслугу лет, либо только за заслуги (насчитывается более 30 различных систем выплаты "по заслугам").

 

Все виды доплат, надбавок и выплат можно разделить на две группы:

- стимулирующие

- компенсационные



 

К стимулирующим относятся выплаты, направленные на усиление материальной заинтересованности работников в улучшении производственных результатов:

- премии,

- надбавки (рабочим - к тарифным ставкам за профессиональное мастерство, руководителям подразделений, специалистам и служащим - к должностным окладам за высокие достижения в труде, за выполнение особо важной работы на срок ее проведения и т.п.);

- вознаграждение за общие результаты работы предприятия по итогам работы за год,

- единовременное вознаграждение за выслугу лет (единовременное вознаграждение за непрерывный стаж работы на предприятии);

- другие выплаты стимулирующего характера за достижение работниками высоких производственных результатов, как действующие на предприятии, так и устанавливаемые им вновь.

Стимулирующие выплаты определяются предприятиями самостоятельно и производятся в пределах имеющихся средств. Размеры и условия их выплат определяются в коллективных договорах.

В настоящее время все виды компенсационных доплат и надбавок можно разделить на две большие группы.

Во-первых, это доплаты и надбавки, не имеющие ограничений по сферам трудовой деятельности. Как правило, они обязательны для предприятии всех форм собственности.

Во-вторых, доплаты и надбавки, применяемые в определенных сферах приложения труда. В большинстве своем они также обязательны, но о размерах их можно договориться с работодателями.

 

В первую группу входят доплаты:

 

- за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время;

- несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня;

- рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда (разница между тарифной ставкой рабочего, исходя из присвоенного ему разряда, и ставкой по выполняемой работе);

- при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника;

- до среднего заработка в условиях, предусмотренных законодательством; рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий исполнения работы.

Все остальные виды надбавок имеют ограниченную сферу применения. Это ограничения разного рода. Одни из них устанавливаются в целях компенсации дополнительной работы, не связанной непосредственно с основными функциями работника (например, работник выполняет функции руководителя, но не освобождается от основной работы). Другие виды надбавок охватывают сферу работ с неблагоприятными условиями труда. Третьи обусловлены особым характером выполняемой работы.

Таким образом, основная цель вознаграждения - обеспечение реализации стратегических целей организации за счет привлечения, сохранения и стимулирования персонала.

 

Проблемы, возникающие в процессе вознаграждения работников и их решение

Успех любого предприятия напрямую зависит от качества работы каждого его сотрудника. Поэтому хороший руководитель должен создать такие условия для своих работников, которые позволили бы им работать в полную силу. Задача успешного менеджера - вызвать у работника высокую самоотдачу, желание добросовестно работать в данной компании. А это зависит от того, насколько удовлетворяются на этом предприятии наиболее значимые для работника потребности, в какой мере он видит связь между собственной хорошей работой и возможностью удовлетворять свои нужды.

Вознаграждение работников - это понятие, относящееся ко всем формам выплат или наград, которые поступают работникам вследствие факта их найма.

 

Среди проблем, возникающих в процессе вознаграждения работников необходимо отметить следующие:

 

- Стремление работников к получению денег за факт присутствия на работе.

То есть работники проявляют незаинтересованность к качеству и производительности своего труда, что, естественно, приводит к весьма негативным последствиям для эффективности деятельности предприятия. Сам факт присутствия работника не приносит необходимой результативности для компании.

 

- Проблема несправедливости.

Работник считает что соотношение его затрат к полученному вознаграждению занижено и/или не соответствует соотношению затрат к вознаграждению другого работника.

 

- Проблема с налогообложением.

То есть вознаграждение персонала - это также своеобразное "налоговое бремя".

 

- Проблема правильности соотношения материальных и моральных вознаграждений.

Нужно отметить, что у работников есть масса потребностей, лишь немногие из которых можно удовлетворить непосредственно при помощи денег. Другие потребности, например, потребность в успехе/ достижении, в причастности, власти или самореализации невозможно удовлетворить с помощью финансов.

Рассмотрим возможные решения данных проблем и сформулируем предложения для правильного и эффективного вознаграждения персонала.

Для того, чтобы работник был заинтересован в результатах своей деятельности, он должен четко осознавать миссию компании, её цели и задачи, какое положение она занимает во внешней среде. Таким образом, очень важной задачей для менеджеров является делиться такой информацией с работниками.

Следует учитывать тип работника: если этот человек активен, инициативен, трудолюбив, то заинтересовать его работой можно путем предоставления ему творческой свободы и постоянного подчеркивания его важности и ценности для организации. А если же работник ленив, пассивен и безынициативен, то вызвать у такого человека интерес к работе можно только путем денежного поощрения соответствующего объема и качества работы и путем жесткого контроля.

Вознаграждая работника, следует подойти к этому максимально объективно, не завышая и не занижая его заслуги, чтобы сохранить справедливость, следует также опираться на критерии, которые могут быть выражены количественно. Менеджеры должны знать, как измерять уровень производительности, как оценивать вклад отдельных работников.

Необходимо учитывать правовые аспекты при формировании и реализации финансовой политики в области управления вознаграждениями персонала, что позволит скоординировать интересы всех экономических субъектов (работников, организации и государства)

Необходимо помнить, что предмет мотивации для одного человека может не иметь никакого значения для другого. К каждому работнику нужен индивидуальный подход.

Следует предлагать работникам обучение и повышение квалификации. Одним из важнейших шагов к мотивации работников является предоставление продолжения обучения и путей его реализации. Это иллюстрирует заботу компании о своих работниках.

 

Неэффективная система вознаграждения может вызвать у работников неудовлетворенность и привести к болезненным для организации последствиям в виде демотивации работников, стагнации или снижения производительности, высокой текучести персонала, напряженности в отношениях между сотрудниками.

В то же время эффективная система вознаграждения повышает производительность работников, направляет их деятельность в нужное для организации русло.

Все изменения в сфере вознаграждения должны быть хорошо продуманы и соответствующим образом подготовлены, так как это крайне чувствительная область, непосредственно затрагивающее материальные интересы сотрудников, в которой цена ошибки чрезвычайно велика. Основное значение вознаграждения заключается в том, чтобы стимулировать производственное поведение сотрудников компании, направив его на достижение стоящих перед ней стратегических задач, иными словами, соединить материальные интересы работников со стратегическими задачами организации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.