Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория межкультурной коммуникации как научное направление.





 

Итак, несмотря на расширяющееся в ХХ веке международное общение в разных сферах, сторонам не всегда удается достичь согласия по тем или иным вопросам не только вследствие принципиальных расхождений в их позициях, но и из-за того, что на почве различных культурных традиций, даже привычек, обусловленных культурной спецификой восприятия событий, контактирующие стороны не могут адекватно воспринять переданную информацию, не хотят или не могут по объективным причинам понять и принять позицию другой стороны. Вследствие этого возникает отношение к собеседнику как «чужому», отличному от «нашего». Многим знакомо ощущение неловкости, возникающее при общении с иностранцами, когда их поведение удивляет или вызывает негативную реакцию, причем не столько на рациональном уровне, сколько на эмоциональном, в силу его необычности, непохожести на наше собственное. Это препятствует взаимопониманию, а, следовательно, успешному решению самых различных проблем, которые могут быть нейтрализованы только в рамках более чем одной культуры. Чтобы взаимодействия между представителями различных культур были более эффективными, такие взаимодействия должны быть организованы на основе знания принципов межкультурной коммуникации. Именно поэтому в ХХ веке теория межкультурной коммуникации превратилась в самостоятельное научное направление.



 

Первоначально становление теории межкультурной коммуникации как научного направления было обусловлено сугубо практическими интересами американскихполитиков и бизнесменов. После Второй мировой войны активно расширялась их сфера влияния, но политики и бизнесмены, работавшие за границей, часто обнаруживали свою беспомощность и неспособность разобраться в ситуациях непонимания, возникавших при работе с представителями других культур. Нередко это приводило к конфликтам и взаимной неприязни.

 

В то же время США разработали программу помощи развивающимся странам. В рамках этой программы активисты Корпуса Мира посещали различные страны и нередко сталкивались там с конфликтами, которые в итоге приводили к провалу их миссии. Стало ясно, что подготовки, которую они проходили перед отъездом, недостаточно. Поднялся вопрос о специальной подготовке, в которой основное внимание уделялось бы выработке практических навыков и умений общения с иностранцами как носителями других культур.



 

В ответ на эту ситуацию правительство США в 1946 году создало Институт службы за границей,который возглавил лингвист Эдвард Холл. Для работы в институте были привлечены ученые самых разных специальностей, однако все их попытки понять поведение представителей других культур в значительной степени основывались на интуиции, и сначала эффективность их исследований была невысокой.

 

Однако в ходе работы Э. Холл смог на практике изучать особенности коммуникации представителей различных культур – сотрудников своего института. В частности, он заметил, что итальянцы часто стоят близко друг к другу, когда разговаривают, или что греки много жестикулируют во время общения. И наоборот, китайцы при общении использовали мало жестов. Свои наблюдения Э. Холл подтверждал консультациями с носителями разных культур. В итоге ученый систематизировал огромный практический материал и сформулировал соответствующие практические указания.

 

Датой рождения теории межкультурной коммуникации считают 1954 год, когда в свет вышла книга Э. Холла и Д. Трагера “Culture as Communication”, в которой авторы впервые предложили для широкого употребления сам термин «межкультурная коммуникация». Развивая в дальнейших работах свои идеи о взаимосвязи культуры и коммуникации, Э. Холл пришел к выводу о необходимости обучения культуре. Так теория межкультурной коммуникации стала самостоятельной учебной дисциплиной. В 1960-е годы этот предмет начали преподавать в ряде университетов США, а в 1970-е годы курс был дополнен необходимыми теоретическим положениями и приобрел форму классической университетской дисциплины.



 

В Европе становление теории межкультурной коммуникации как учебного курса началось несколько позднее, чем в США, и было обусловлено несколько иными причинами. Создание Европейского Союза открыло границы для свободного перемещения людей, товаров и капитала. Европейские столицы и крупные города стали интенсивно менять свой облик благодаря появлению в них представителей других культур. Практика поставила задачу взаимного общения носителей разных культур. И на этом фоне происходило формирование интереса ученых к проблемам межкультурной коммуникации. По примеру США в некоторых западноевропейских университетах на рубеже 70-80-х годов ХХ века были открыты отделения межкультурной коммуникации.

 

В отечественной науке инициаторами изучения теории межкультурной коммуникации стали преподаватели иностранных языков. Они первыми осознали, что для эффективного общения с представителями других культур недостаточно одного владения иностранным языком. Поэтому преподавание иностранных языков во многих вузах дополнилось предметом «Страноведение», который знакомит студентов с историей, обычаями, социальной организацией страны изучаемого языка, а в настоящее время Государственный стандарт высшего профессионального образования сделал изучение основ теории межкультурной коммуникации обязательным для будущих лингвистов-переводчиков и лингвистов-преподавателей иностранных языков и культур.

 

Предметом современной теории межкультурной коммуникации являются контакты между отдельными представителями различных культур, а также группами, принадлежащими к различным культурам, и, в глобальном аспекте, между различными культурами в их целостном представлении.

 

Перечислим основные цели данной теории:

 

1. систематическое изложение основных проблем межкультурного взаимодействия, овладение основной терминологией;

 

2. развитие культурной восприимчивости, то есть способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах;

 

3. формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.

 

Теория межкультурной коммуникации имеет междисциплинарный характер и включает в себя данные и методы психологии, культурной антропологии, этнографии, лингвистики, социологии, философии и ряда других дисциплин, что обусловлено историческими причинами: в самом начале развития теории ее основатель Э. Холл привлек к работе представителей разных научных направлений. Однако подходы каждого из этих направлений в отдельности к проблемам межкультурной коммуникации, в совокупности позволившие открыть новые аспекты исследования межкультурных контактов, оказываются всегда более ограниченными предметно. Они, как правило, направлены на рассмотрение конкретных аспектов межкультурной коммуникации.

 

Приведем отдельные примеры связи теории межкультурной коммуникации с другими науками.

 

Так, культурная антропология занимается изучением вопросов становления и развития как культур конкретных народов, так и культуры человека в целом, причем во всех аспектах, среди которых – образ жизни, видение мира, результаты и формы духовной деятельности человека. Кроме того, она изучает уникальную способность человека рассматривать культуру через коммуникацию и анализирует огромное разнообразие человеческих культур. Понятно, что без этих сведений изучение коммуникации между представителями разных культур было бы невозможным.

 

Множество положений было заимствовано теорией коммуникации из этнопсихологии. Среди них - теория инкультурации и аккультурации, теория авто- и гетеростереотипов, проблемы культурного шока и другие подобные вопросы.

Наконец, поскольку одним (но не единственным) из направлений теории межкультурной коммуникации является описание вербальных межкультурных контактов, важную роль в ее развитии играют различные методы лингвистических исследований, в частности, методы лингвострановедения, занимающегося изучением национальных реалий, то есть тех фактов действительности, которые объективно присущи только данной этнокультурной общности, и различных разделов этнолингвистики, изучающей самые разнообразные взаимосвязи языка и культуры.

Последнее изменение: Четверг 29 Август 2013, 18:46

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.