Понятие межкультурной коммуникации.
Лекция 2. Межкультурная коммуникация как форма коммуникации
1. Основные подходы к определению культуры.
2. Культура как «вторая природа».
3. Понятие межкультурной коммуникации.
4. Теория межкультурной коммуникации как научное направление.
Основные подходы к определению культуры.
Одной из форм коммуникации в настоящее время считается межкультурная коммуникация. В самом общем виде данную форму коммуникации определяют как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Из этой дефиниции очевидна тесная связь предмета нашего рассмотрения и такого базового понятия современных социально-гуманитарных наук, как культура.
Культура принадлежит к числу многозначных понятий, в содержание которых каждый исследователь может вкладывать свой смысл и долгое время вести научную дискуссию, не входя в противоречие со смыслами, вкладываемыми другими исследователями. Последние научные изыскания показали все возрастающий интерес к проблеме определения культуры. По подсчетам американских ученых А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 год различными науками было дано 7 определений культуры, с 1920 по 1950 год количество определений возросло до 150, а в настоящее время различных определений культуры насчитывается более 500. Однако все научные дефиниции культуры можно условно объединить в несколько групп в зависимости от подхода к анализу феномена:
1. Согласно описательному подходу, культура представляет собой сумму всего созданного человеческим обществом (представлений, знаний, верований, произведений литературы, живописи, архитектуры, научных изобретений и т.п.);
2. С точки зрения социологического подхода, культура – это совокупность идей, принципов и институтов как фактор организации общественной жизни;
3. Согласно психологическому подходу, в культуре отражены социально обусловленные особенности человеческой психики;
4. Деятельностный подход рассматривает культуру как генетически не закрепленный, то есть передаваемый способ человеческой деятельности;
5. Сторонники аксиологического подхода определяют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, которые регулируют поведение индивида в обществе и обусловливают его отношение к себе, к другим людям и к природе;
6. Наконец, символический подход позволяет представить культуру как совокупность символов – материальных носителей идеального содержания, определяющих сознание и поведение людей.
В повседневной жизни человека понятие «культура» также является многозначным и употребляется, как минимум, в пяти значениях:
1. Под культурой понимается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (к их числу принадлежат, например, клубы, театры, музеи и т.п. учреждения);
2. Под культурой подразумевается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи);
3. Культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (в этом смысле можно говорить о культуре быта или о культурном, то есть воспитанном и образованном, человеке);
4. Обыденные представления о культуре часто сводятся к ее отождествлению с художественной культурой;
5. Однако наиболее распространенным обыденным значением понятия «культура» является его понимание как совокупности материальных и идеальных сущностей, созданных человеком на протяжении его истории. В этой интерпретации культура предстает как сумма достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная человеком и образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы.
Культура как «вторая природа».
При рассмотрении культуры как «второй природы» обычно говорят о ее неоднородном составе. Наиболее распространенным вариантом аспектизации культуры является выделение ее материальной, духовной и интеракциональной составляющих.
При этом под материальной культурой понимают совокупность результатов материальной деятельности человека; духовной культурой называют совокупность результатов его духовной деятельности; а интеракциональную культурупредставляют в виде системы способов организации взаимодействия, имеющих целью производство материального и/или духовного. Целесообразность выделения интеракциональной части культуры обусловлена деятельностной природой культурной среды: все культурные феномены – результаты определенного вида деятельности. В теории культуры подчеркивается, что даже самый простой культурный феномен невозможно воспроизвести при незнании способа осуществления соответствующих действий.
В каждой из перечисленных составляющих культуры различают внешний и внутренний аспекты: внешний имеет вербальный и невербальный способы кодирования, а внутренний подразумевает укорененность соответствующего элемента культуры в ценностной системе, актуальной для данной культуры, и автоматизм воспроизведения данного элемента. В некоторых работах для разъяснения сути этих аспектов используется метафора «айсберг». Надводная часть айсберга, столкновение с которой редко приводит к возникновению проблем при межкультурной коммуникации, ассоциируется с внешней культурой, а подводная – с внутренней.
До сих пор мы говорили о культуре как продукте совместной жизнедеятельности людей в целом. Однако очевидно, что длительное совместное проживание конкретных групп людей на одной территории, коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В итоге формируется самостоятельная культурная система. Элементы этой системы не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. По этой причине невозможным становится существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. Таким образом, несмотря на свою очевидную реальность, культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох, а внутри этих эпох – в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными, или этническими культурами.
Тем не менее, ни одна из локальных культур не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур». В современных условиях такое взаимодействие может происходить в самых разных сферах человеческой жизни - в туризме, спорте, военном, экономическом и научном сотрудничестве, при межличностном общении людей в быту, семье и при переселении народов, которое в настоящее время осуществляется в очень широких масштабах – и обычно именуется также межкультурной коммуникацией.
Понятие межкультурной коммуникации.
Как было указано выше, межкультурная коммуникация является формой человеческой коммуникации как таковой, поэтому ее структурные компоненты чаще всего определяются с опорой на интерактивную коммуникативную модель. Соответственно, в структуре межкультурной коммуникации выделяют отправителя и получателя, сообщение и канал, кодирование и декодирование, шумы и обратную связь.
В связи с тем, что субъектами (отправителем и получателем) при межкультурной коммуникации могут выступать группы людей различного характера, можно говорить о существовании нескольких ее типов:
1. Межэтническая коммуникация. Это коммуникация между лицами, представляющими разные народы, в том числе проживающие на территории одного государства. Свое культурное наследство эти народы передают из поколения в поколение и благодаря этому сохраняют свою идентичность среди доминирующей культуры. Однако совместное существование в рамках одного общества естественно приводит к обмену культурными достижениями между его разными этническими группами.
2. Контркультурная коммуникация.Характерной особенностью этого типа коммуникации является отказ субкультурных («дочерних») групп от ценностей доминирующей («материнской») культуры и выдвижение своих собственных норм, противопоставляемых ценностям большинства. Яркой иллюстрацией подобного «противостояния» являются отношения преобладающей части молодежи к субкультуре готов.
3. Коммуникация социальных групп основывается на различиях между социальными классами того или иного общества, например, между элитой и бедным населением некоторой страны.
4. Коммуникация между представителями разных демографических групп: религиозных (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений).
5. Коммуникация между городскими и сельскими жителями основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, разной жизненной философии.
6. Региональная коммуникация возникает между жителями разных регионов одной страны, поведение которых в одинаковых ситуациях может значительно отличаться. Так, жителя северных штатов США отталкивает приторно-сладкий стиль общения южных штатов, который они считают неискренним. Житель же южных штатов, напротив, воспринимает сухой стиль общения своего северного друга как грубость.
7. Межкультурная коммуникация в деловой культуре.Выделение данного типа межкультурной коммуникации связано с тем, что каждая организация располагает рядом специфических корпоративных обычаев и правил, поэтому при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.
В дальнейшем, говоря о межкультурной коммуникации, мы будем иметь в виду все же коммуникацию не между субкультурами, а между этническими культурами. Межкультурная коммуникация такого рода, в свою очередь, может осуществляться в четырех различных формах:
1. При прямой коммуникации информация адресована непосредственно от отправителя к получателю. Она может проходить как в устной, так и в письменной форме. В прямой коммуникации наибольший эффект достигается посредством устной речи, сочетающей в себе вербальные и невербальные средства.
2. В косвенной коммуникации, которая носит преимущественно односторонний характер, информационными источниками являются произведения литературы и искусства, сообщения радио, телевизионные передачи, публикации в газетах и журналах и т.п.
3. Непосредственная коммуникация
4. Опосредованная формы коммуникации различаются наличием или отсутствием промежуточного звена, выступающего в роли посредника между коммуникантами. В качестве посредника может выступать человек или техническое средство. Коммуникация, опосредованная техническими средствами, может оставаться прямой. В этом случае речь идет, например, о разговорах по телефону или о переписке по электронной почте. Однако при этом сокращается возможность использования невербальных средств.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|