Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура и состав современного культурологического знания





Тема 1.

1. Место культурологии в системе наук, объект, предмет, цели культурологии. Смежные дисциплины. Разделы культурологии.

2. Понятие "культура", классификация культуры

3. Функции культуры

До XX в. исследование культуры находилось в рамках философской и исторической наук. Выделение культурологии как отдельного научного блока в конце XX в. связано с накоплением большого объема знаний о культуре и необходимостью систематизировать его.

Термин "культурология" образован от лат. cultura (в свою очередь произошел от colo, cultum, colere – «возделывать, обрабатывать») и от греч. logos (слово, понятие, учение, теория, разум, мысль, знание). Впервые слово «культурология» в качестве научного термина предложил использовать американский исследователь Лесли Уайт.

Существует несколько взглядов на вопрос о статусе культурологического знания:

1. Культурология – учебная дисциплина, которая рассматривает человека, общество и культуру, используя знания различных наук: философии, эстетики, этики, истории, искусствознания, религиоведения, этнографии, археологии, психологии, лингвистики и т.д. Эта гуманитарная дисциплина была введена в России в специфических условиях (1980-е гг.), когда происходил кризис марксисткой системы обществознания, и предназначалась она в основном для студентов негуманитарных вузов. После обретения экономикой, политологией, социологией, философией собственного места и значения в системе гуманитарного знания, культурология стала исполнять роль подготовительного курса дисциплин социально-гуманитарного цикла.



2. Культурология – самостоятельная отрасль научного знания, имеющая собственный объект и предмет познания, методы и подходы исследования., т.е. культурология – это наука о культуре (только в России).

Объект исследования:

o социокультурная среда (включающая культуру)

o наиболее общие закономерности культуры;

o принципы функционирования культуры в обществе;

o взаимосвязь и диалог различных культур;

o единые тенденции культурного развития человечества.

Предмет исследования:

· результат деятельности людей;

· модели культуры;

· установки, регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностях;



· коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные языки межличностного общения;

Цели культурологии:

1. Прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития, анализ социокультурных последствий общественных процессов;

2. Поиск новых методов социализации (общественного становления) и инкультурации (т.е. освоения содержания культуры) личности;

3. Предоставление знания о национальной культуре;

4. Сравнительный анализ культур (компаративный метод культурологического исследования).

Смежные с культурологией дисциплины

Антропология культуры (культурная антропология) показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру, сосредотачивает внимание на социальной структуре, политической организации, экономической системе, системе родства, особенностях пищи, жилища, одежды, инструментов, религии, мифологии той или иной культуры. Культурная антропология опирается на большой этнографический материал.

Философия культуры (культурфилософия) – выступая в качестве самостоятельного направления, остается разделом в философии, направленным на осознание сущности и значения культуры. Философия культуры – это максимально возможный уровень обобщения культурных процессов. Изучает культуру в контексте фундаментальных философских проблем – бытия (онтология культуры), сознания, общества, личности.

Социология культуры – специфическая отрасль знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры и, соответственно, изучает социальные закономерности в человеческой деятельности. В социологии понятие «культура» обозначает созданную людьми искусственную среду существования: вещи, символические системы, обычаи, верования, ценности, нормы, находящие выражение в предметной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником коммуникации, регулирования социального взаимодействия и поведения.



Выделяют 2 раздела в культурологии

Фундаментальная культурология изучает процессы и формы интеграции и взаимодействия людей на основе их общих ценностей, создает категориальный аппарат.

Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики. Цель: прогнозирование и регулировка актуальных культурных процессов, разработка социальных технологий передачи культурного опыта, управление и охрана культуры, культурно-просветительская и досуговая деятельность.

 

2.

Термин "культура" – латинского происхождения, что значит "возделывание", "обработка", "уход". Цицерон (1 в. до н.э.) сказал: "Культура – это возделывание человеческого ума в процессе целенаправленного воздействия". То есть основным объектом «возделывания» становится сам человек, его внутренний мир. А следовательно, до его размера начинает сужаться и само понятие «культура» : под ней начинают понимать только духовную культуру – область высших достижений человека в духовной сфере.

Более широкий и доминирующий подход в понимании культуры - когда акцент переносится на окружающий мир человека и таким образом культура расширяется, охватывая наряду с духовной и материальную сферу. Таким образом, культуру можно определить как совокупность достижений (и утрат) человечества в материальной и духовной сфере.

Понятие "культура" обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя.

 

Классификация культуры:

1. По носителю:

– Мировая, общечеловеческая

– Государственная

– Национальная

– Региональная

– Городская, деревенская

– Социальных слоев и групп и т.д.

 

2. По генезису (происхождению, возникновению):

– Народная

– Профессиональная

3. По характеру:

– Общая

– Специализированная

4.По видам (хотя четкой границы между ними нет):

– Материальная

– Духовная

Материальная – производственно-технические знания, техника (технология, организация труда, условия труда, продукт труда); материальная культура быта (бытовые умения, навыки, знания, сервиз, вещи); культура физического развития человека (отношение к собственному телу: спортивные занятия, гигиенические знания, система учреждений, оборудование).

Духовная – духовные качества человека (сознание); духовные ценности (научные теории, нормы, традиции); интеллектуальная сфера (наука); эстетическая сфера (искусство); этическая сфера (мораль); социальная (государство, политика, право), религия.

В некоторых классификациях из духовной культуры отдельно выделяют художественную культуру.

Художественная культура – художественные ценности, унаследованные от предшествующих эпох и созданные в настоящее время, сам процесс творения произведений, творцы, группы и объединения профессиональных творцов, музеи, работники музеев, художественная критика и сами критики, публика.

 

3.

1. Функция преобразования мира (преобразующая, человекотворческая). Процесс преобразования невозможен без появления новых знаний, норм, ценностей и других артефактов культуры. Культурный артефакт(с лат. "искусственно сделанный") – любая материально-духовная реальность, созданная творческим трудом человека, а также процесс или состояние не свойственное объекту в нормальном для него состоянии, а возникающее под воздействием сложного и непредсказуемого сочетания множества внутренних и внешних факторов культурной динамики (девиантное поведение, культурный национализм, экономический коллапс). Освоение и преобразование окружающей действительности является фундаментальной потребностью человека.

2. Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

3. Информационная функция."Культура всегда, – пишет Ю.М. Лотман, – подразумевает сохранение предшествующего опыта. Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей". Когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении, систематизации и передаче (трансляции) информации. Носители информации – память индивида, коллективная память (язык). Символически-вещественные средства хранения информации. Формы трансляции: магия, миф, фольклор, религия, наука, искусство. Трансляторы могут сосуществовать, но на определенном этапе есть приоритетный транслятор.

4. В тесной связи с информационной находится коммуникативная функция. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура вырабатывает конкретные правила и способы коммуникации.

5. Нормативная (регулятивная или защитная функция) – является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. На уровне отдельного человека культура обеспечивает его "подключенность" к богатству человеческой деятельности. Культура создает нормы – юридические, технические, этические, экологические и т.д.

6. Ценностная (аксиологическая) – показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

7. Духовно-нравственная – воспитывает человека.

8. Потребительская (релаксационная) – снимает стресс, напряжение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.