Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и понятийный аппарат акмеологии





акмеология [от греч. акmе – высшая степень чего – либо + логия, букв. наука о вершинах] – совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения;

 

Во многих научных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. Наука, предметом которой выступает взрослый человек, все чаще называется акмеологией. Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (как профессионала). Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, как супруга, как родителя, как специалиста в какой-то конкретной области труда, то некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны.



Акмеология открывает перед всем блоком психолого-педагогических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и обществом новые перспективы.

Помещая акмеологию между педагогикой и геронтологией, Б.Г. Ананьев как бы подсказал, что предметом акмеологии являются закономерности развития зрелого человекасредствамиобразования.

Большое внимание в акмеологии уделяется объективным и субъективным факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют взрослому человеку достигать уровня акме. Понятие "акме" является одним из основных в этой научной дисциплине. И хотя термин "акме" все чаще используется в публикациях, содержание которых соответствует профилю науки о развитии взрослого человека, он истолковывается в них очень неоднозначно. В одних случаях авторы, говоря об "акме", имеют в виду пик здоровья человека, или пик в развитии его как личности, или пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добивается наибольших для себя результатов. При этом достигаемое человеком акме оказывается ограниченным небольшим временным промежутком.



Другая группа исследователей, освещая проблему акме, имеет в виду более длительный временной период в жизни взрослого человека, когда для последнего характерен высокий уровень работоспособности, и как личность он наиболее граждански активен и вместе с тем творчески продуктивно реализует свой профессиональный потенциал в главной для себя области труда.

И наконец, есть исследователи, например сначала Н.А. Рыбников, а затем Б.Г. Ананьев и его ученики и последователи А.А. Бодалев, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина и др., которые термин "акме" включают в название раздела науки о развитии человека в онтогенезе. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, специально и настойчиво подчеркивая при этом, что как раз на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель, профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами.

И поскольку в научной школе Б.Г. Ананьева при освещении всех составляющих процесса развития человека в онтогенезе применяется комплексный подход: при прослеживании изменений, происходящих в психике и внутреннем мире человека, и при переходе его с одной возрастной ступени на другую, для более глубокого объяснения причин этих изменений привлекаются данные из сопредельных с психологией научных дисциплин, то и движение взрослого человека к своему акме (оптимуму), идущее через достижение им на предыдущих возрастных ступенях микроакме, и само это большое акме со всеми его характеристиками рассматривается многонаправленно и многоуравнево, как результат взаимодействия очень многих объективных и субъективных условий и обстоятельств, включая и собственное жизнетворчество самого человека, суть которых акмеологией раскрывается в тесном содружестве с другими науками – естественными, общественными, гуманитарными и техническими.



К настоящему времени, помимо общей акмеологии, предмет которой был раскрыт выше, в связи с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности, имеющих всегда многоаспектный характер, стали оформляться такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.

В них стали включать малые и большие общности людей, например управленческие команды, спортивные коллективы, производственные объединения, политические партии, этносы, государство и др., и также, как и при традиционном понимании предмета новой науки, искать и анализировать закономерности и механизмы их развития и саморазвития, результатом действия которых оказывается достижение ими акме. И в этом случае вершины, на которые они поднялись, или их акме тоже выступают одним из основных феноменов, общие, особенные и единичные характеристики которых целенаправленно, последовательно выявляются и описываются, когда изучаются изменения, вызванные в названных общностях объективными и субъективными факторами.

Конкретно ставится и решается задача, что, например, значит оптимум в деятельности управленческой команды, какие качества его характеризуют и каким критериям он должен отвечать, чтобы можно было утверждать о достижении этой командой своего акме, и, наконец, какие механизмы действуют или должны быть задействованы, чтобы названная команда смогла в своей деятельности подняться на уровень оптимума или, своего акме

Таким образом, как при ограничении предмета акмеологии лишь развитием человека на ступени взрослости и выяснением того, при каких условиях он может достичь оптимума в этом развитии и каким при этом будет его оптимум, так и при расширительном понимании ее предмета, когда в него включается и развитие различных типов общностей и выявление условий, способствующих достижению ими наивысших уровней в их развитии, в качестве базовой категории в этой новой науке выступает акме, конкретизирующееся в широчайшем континууме форм, в каждой из которых объективируются и интегрируются конкретные признаки той вершины, которую достиг в своем развитии тот или иной человек, или находят свое выражение пики, в которых аккумулируются достижения в развитии разных общностей.

И поэтому одной из первостепенных задач акмеологии являются отвечающие критериям строгой научности исследование, описание и классификация этих форм. И другой, такой же столь важной и представляющейся несравненно более трудной задачей для акмеологии выступает выявление совокупностей объективных и субъективных факторов, результатом взаимодействия которых оказывается достижение человеком или общностью "акме".

Содержательные и формальные характеристики акме у людей, часто в далеко различных друг от друга областях труда, сильно отличаются друг от друга по наиболее существенным параметрам. Чтобы проникнуть в суть этих акме и понять общее, особенное и единичное в них, а также постичь закономерности и механизмы, которые в каждом случае действовали, когда отдельные люди или общности достигали своего акме, необходима опора на знания, добываемые при изучении развития человека в онтогенезе (если нас интересует именно его акме) и получаемые при изучении образования и функционирования малых и больших общностей (если на этот раз интересует их акме) очень многими науками. Важна также отвечающая характеру решаемой задачи интеграция этих знаний.

Среди акмеологов существуют две точ­ки зрения относительно количества пройденных этапов и их со­держания. Согласно первой точке зрения таких этапов было три:

имплицитный, связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психоло­гии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе осо­бое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание;

эксплицитный, проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, пробле­матике, общих и частных методологических принципах;

рефлексивный, связанный с осмыслением результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к дифференциации и интеграции акмеологии.

Согласно второй точке зрения акмеология развивалась как наука, пройдя не три, а четыре этапа:

латентный, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном позна­нии акмеологической проблематики;

номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана и появился сам термин «акмеология», характери­зовавший новую науку;

инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объектное поле, стали проводиться акмеологические теоретиче­ские и прикладные исследования;

институциональный, когда акмеология полностью приобрела са­мостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях.

Содержательно данные этапы, выделенные в первом и втором под­ходах, являются близкими.

В то же время эти процессы, в силу действия многих причин, осу­ществлялись неравномерно. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших дос­тижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессио­нальной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с про­фессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека как субъекта дея­тельности. Это вполне естественно: личностные достижения стано­вятся заметными в основном в профессиональной деятельности, осо­бенно той, которая имеет высокую социальную значимость.

Изучение закономерностей АКМЕ в профессиональной деятельно­сти имеет хорошо осознаваемое многими практическое значение. По этому поводу А. А. Бодалев высказал следующую мысль: «В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И, суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве, во внешней и внутренней политике, в промышлен­ности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни народа» .

Насущная практическая потребность в акмеологических знаниях о профессионализме стала главным импульсом развития и доминирования данного направления акмеологии. В результате весьма распро­страненным стало мнение о том, что акмеология — это прежде всего наука о закономерностях развития профессионализма.

Но, как известно, и человек, и многие общности часто за время своего бытия накапливают потенциал возможностей развития не по одному направлению. Достигнув пика в развитии одной своей ипостаси, они продолжают свое движение по восходящей, но уже в новом качестве. И здесь при благоприятном стечении объективных обстоятельств, продуктивно сопряженных с их собственными усилиями, они тоже часто поднимаются на уровень следующего "акме" в своем развитии. После чего опять-таки в зависимости от конкретного стечения новых обстоятельств, в которых оказывается человек или общность, а также от особенностей специфических проявлений их как субъектов индивидуального или коллективного действия их развитие продолжается в прежнем направлении и подводит к новому акме. Новое "акме" все отчетливее начинает носить прогрессивный характер, или в каких-то случаях может выступить как обязательное условие или предпосылка ранее не бывшего направления развития человека или общности.

Вместе с тем, идя от реальной жизни, мы можем встретиться и с таким вариантом развития человека, а иногда и общности, когда одна линия развития и все приобретенное ими в ходе этого процесса как бы отставляются в сторону, и они продолжают свое развитие в совершенно новом для них направлении. Действительность последних лет дает много ярких подтверждений целесообразности именно такой модели развития, ориентирующей на новые формы организации деятельности людей, на достижение целей, кардинально отличающихся от тех, которые были у этих общностей ранее, и на целый ряд других не менее значительных трансформаций, коренным образом изменяющих их сущностные характеристики.

Если бы акмеология ограничивала поле своих поисков объектированием характеристик оптимумов или кульминаций развития и саморазвития людей и общностей и даже получала достаточно полные знания обо всех детерминантах, которые стоят за этими оптимумами, она могла бы претендовать лишь на статус описательной и объяснительной научной дисциплины.

Действительно, акмеологических исследований прогрессивного развития зрелого человека как индивида, личности и индивидуаль­ности значительно меньше, чем исследований развития человека как субъекта труда. Особенно много проблем возникает с изучением лич­ностного аспекта АКМЕ. Дело в том, что, определяя его содержание в прогрессивном развитии человека как личности, необходимо четко обозначить следующее:

• мировоззренческие позиции;

• дать описание соответствующих личностных стандартов и этало­нов развития.

Естественно, что это неизбежно приведет к идеологизации акмео­логии как науки со всеми вытекающими последствиями, свидетелями которых мы были в недавнем прошлом. В период господства «все­побеждающего марксистско-ленинского учения» такое положение, как ни странно, позволило бы четко и непротиворечиво определить мировоззренческую направленность акмеологии (эталоном АКМЕ были бы, естественно, «личность и деятельность В. И. Ленина», вернее созданный пропагандистской машиной его мифологический образ). Сейчас сделать это чрезвычайно сложно, т. к. отсутствуют общепри­нятые идеологические эталоны и неясны перспективы их создания. Выходом из создавшейся ситуации могла бы стать опора на религиозные парадигмы. Тогда акмеология, скорее всего, разделилась бы на хрис­тианскую, буддистскую, исламскую и другие виды, ориентированные конфессионально, и потеряла бы свой статус объективной и интегративной науки, хотя именно такое разделение дало бы необходимый импульс исследований личностного аспекта АКМЕ. Обобщение таких исследований позволило бы выйти на интегральные аксиологические ориентиры. Однако такой подход в настоящее время считается дис­куссионным.

В ситуации «идеологического плюрализма» некоторые направле­ния акмеологии просто не могут плодотворно развиваться без соот­ветствующих базисных философских, исторических и культурологи­ческих исследований. Но и эти науки, освобождаясь от догм сугубо материалистического понимания причинно-следственных связей в анализе явлений, сами находятся в переходном состоянии. Опора же на зарубежные исследования показывает их недостаточную теоретико-методологическую глубину, необходимую для решения акмеологических проблем, оторванность от наших культурно-исторических традиций. Поэтому-то акмеология и развивается гетерохронно, преимущественно преуспев в разработке акмеологических проблем прогрессивного раз­вития человека как субъекта труда.

В соответствии с данными особенностями развития акмеологии и сформировался ее образ как «науки о профессионализме», характер­ный для ее обыденного восприятия. В то же время под влиянием этой гетерохронности развиваются и ее теоретико-методологические осно­вы. Отрицать или бескомпромиссно бороться с мнением, что акмеоло­гия — это наука о профессионализме, пока не стоит, хотя это упрощен­ное понимание, значительно сужающее предметные и объектные поля, ограничивающее проблематику акмеологии рамками прогрессивного развития личности как субъекта труда. Данное мнение возникло не случайно, и оно в целом правильно отражает состояние данной науки на сегодняшний день, в котором отчетливо доминируют исследования профессионализма. К тому же это вызвано не только потребностями практики, но и известным идейным кризисом гуманитарных наук. Сейчас необходимо, разрабатывая акмеологические проблемы, решать задачи разного уровня, ориентированные как на узкое, так и широкое предметные поля, соответствующие истинному статусу акмеологии. Борьба же с «ересью профессионализма» в акмеологии будет только препятствовать ее развитию, исследованиям других ее направлений, в которых АКМЕ рассматривается на уровне личности, индивида и индивидуальности.

Насколько такое «однобокое развитие» вредит акмеологии? Как отмечалось, в этом случае серьезно сужается ее объектное и предмет­ное поля, а также круг проблем и научных задач. Но, как ни странным это может показаться, помогает акмеологии. Оснований для такого утверждения несколько.

Во-первых, получаемые научно-практические результаты отлича­ются практической значимостью, ясностью и доступностью, что спо­собствует утверждению акмеологии как науки, укреплению ее по­зиций.

Во-вторых, углубление исследований, расширение ее объектного поля, как это случалось не раз в науке, приводит к тесной интеграции с другими направлениями и дисциплинами, в нашем случае, следова­тельно, движению к первоначальным идеям АКМЕ.

В-третьих, прогрессивное развитие человека не происходит по од­ной «узкой колее», ведь трудно стать настоящим профессионалом сво­его дела, развиваясь исключительно как субъект труда. Практика сви­детельствует, что чем выше уровень профессионализма, тем больше в нем индивидуального и личностного. Специалисты в области психо­логии творчества утверждают, что настоящее дарование проявляется во множестве выраженных сложных способностей, личностных и ха­рактерологических особенностях, влияющих на особенности деятель­ности и ее продуктивность. Это справедливо и для акмеологического понимания профессионализма.

Отмеченное гетерохронное развитие акмеологии в настоящее вре­мя для нее все же имеет больше плюсов, чем минусов.

Однако сейчас уже с большим удовлетворением можно утверждать, что с самого начала своего становления она целенаправленно формулирует, системно разрабатывает и постоянно на практике проверяет на эффективность, а затем активнейшим образом внедряет стратегию, тактику и технику оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса в таких важных областях деятельности, как сферы управления и образования, оборона страны, предпринимательство и др. Одновременно в таком же созидательно-творческом ключе она определяет общую методологию и конкретный инструментарий совершенствования проектирования, реальной организации и последующего продуктивного алгоритма действования различающихся по своему профилю больших и малых профессиональных объединений людей.

Таким образом, теоретико-методологический, экспериментально-эмпирический и практико-ориентированный уровни уже состоявшегося бытия акмеологии и ее последующего развития составляют одно нерасторжимое целое.

Нынешнее состояние акмеологии отразилось и на сущностных ха­рактеристиках ее базисных основ и категорий. Проведенные теорети­ческие и эмпирические исследования позволили определить и опи­сать цель, предмет, объект и задачи акмеологии на ее настоящем этапе развития как науки.

Цельюакмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и про­фессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Объектомакмеологии является прогрессивно развивающаяся зре­лая личность, самореализующаяся главным образом в профессио­нальной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.

Предметомв широком понимании являются процессы, законо­мерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализа­ции, достижению вершин в развитии. На данном этапе — это преж­де всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содейст­вующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.

Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни кон­кретности, соответственно разные исследовательские сферы и прак­тики.

В наше время предмет акмеологии, очерченный в свое время Б. Г. Ана­ньевым, стал более широким, и эта тенденция продолжается. Пред­принимаются попытки расширить и объектное поле акмеологии.

Это естественно, ведь проведенные акмеологические исследования и акмеологическая практика наглядно доказали, что современная акмеология не может сводиться только к онтопсихологическому аспекту. Поэтому данные определения предмета и объекта науки отражают определенную ступень ее становления в данном временном периоде. В содержательном отношении они более узкие, если исходить из сущ­ности акмеологии как науки о прогрессивном развитии зрелой лич­ности. По мере накопления акмеологического знания, расширения объектного поля, обобщения полученных эмпирических фактов, раз­вития теоретико-методологических основ акмеологии научное со­держание объекта и предмета акмеологии будет уточняться и, без­условно, приближаться к тому, что было изначально заложено в акмеологических идеях. Развитие же самой предметной сферы акмеологии будет осуществляться с учетом усиления влияния ее аспектов: он­тологического, гносеологического, социологического, культурологи­ческого, аксиологического, этического, религиозного, бытового и других. На это будут направлены теоретические исследования акмеологов.

Своеобразие предмета и объекта акмеологии нашло свое отражение в главных задачах, актуальных именно на нынешнем этапе ее разви­тия как науки.

Первая группа задач связана с научным освещением феномено­логии АКМЕ, дальнейшей разработкой теоретико-методологических основ акмеологии, описанием ее статуса, места в системе наук, опре­делением и описанием количественно-качественных характеристик АКМЕ. Последнее позволит процесс его достижения сделать более целенаправленным.

Вторая группа задач направлена на изучение общих и частных закономерностей достижения АКМЕ, определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидам, личностям и субъектам деятельности. В то же время выделение обще­го должно обязательно сопровождаться анализом особенного, харак­терного для конкретного вида профессиональной деятельности, и еди­ничного, присущего отдельному индивиду.

Третья группа задач направлена на выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих дви­жению к АКМЕ и достижению вершин в развитии. Здесь особое вни­мание следует уделять поиску и систематизации субъективных фак­торов, анализу роли семейного воспитания, образования, личностных и профессиональных стандартов и эталонов, отношению к профессио­налам и профессионализму и пр.

Четвертая группа задач связана с разработкой собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Любая наука по-настоящему приобретает самостоятельный статус, когда у нее име­ется свой собственный исследовательский и методический аппарат. Акмеология не является исключением. В начале ее становления акмеологические задачи решались с помощью общенаучных и психологи­ческих методов, но скоро наступило время, когда актуализировалась задача разработки собственных методов. Работа в этом направлении продолжается, и уже есть обнадеживающие результаты.

Пятая группа задач ориентирована на разработку акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных классов про­фессиональной деятельности. Разумеется, потребовалось теоретиче­ское обоснование самой категории «акмеологическая модель». Создание акмеологических моделей позволит описать целостные и структури­рованные стандарты профессионализма, являющиеся важным ориен­тиром для личностно-профессионального развития, оптимизировать этот процесс.

Шестая группа задач направлена на создание собственно акмеоло­гических технологий прогрессивного развития личности и в первую очередь профессионализма.

Седьмая группа ориентирована на конкретные прикладные акмеологические исследования, что, в свою очередь, закрепит естественные тенденции к дифференциации науки, становлению ее научных направ­лений.

В учебнике Г.И. Хозяинова, Н.В. Кузьминой и Л.Е. Варфоломеевой к основным относятся 7 задач:

1. Определение тех характеристик, которые должны быть сформированы у человека на определенном этапе взросления и жизни.

2. Научное изучение феномена "Акме", когда происходит выявление сходства и различий у разных людей.

3. Научный анализ той совокупности характеристик, которые связаны с овладением профессией, достижениема уровня профессионального мастерства.

4. Выявление зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими его проявлениями.

5. Прведение комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса перехода начинающего специалиста на более высокие уровни профессионализма, вплоть до "акме".

6. Исследование эффективности деятельности в определенных коллективах.

7. Создание методологии, разработка общих и частных теорий, без которых не может быть осуществлена интеграция результатов различных исследований зрелого человека, достигшего вершин в созидательной деятельности.

Развитие акмеологии как науки, утверждение ее в системе человекознания требуют решения и методологических задач, решение ко­торых необходимо для создания теоретических оснований фундамен­тальных и прикладных акмеологических исследований. В настоящее время наиболее актуальными для акмеологии являются следующие методологические задачи:

• дифференциация предмета акмеологии от предметов смежных наук;

• систематизация специфических понятий и раскрытие их акмеологического смысла и содержания;

• соотнесение в акмеологических исследованиях индивидуально­го подхода с типизацией, типологизацией, факторизацией в ана­лизе стратегий и методов;

• внутренняя интеграция общей и специальных областей акмеоло­гии;

• разработка фундаментальных проблем «нашего времени» в кон­тексте решения акмеологических задач.

 

Резюме

Возникнув и интенсивно развиваясь, новая наука акмеология закрывает еще одно "белое пятно", существовавшее в человекознании, а именно: она всесторонне освещает процесс развития человека на протяжении всей его жизни и особенно на ступени взрослости и выявляет объективные и субъективные условия, которые, действуя во взаимосвязи друг с другом, позволяют человеку оптимально состояться как многонаправленной социально активной личности и высококлассному профессионалу в основной для него области труда.

Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, - с другой; выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики "акме". Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств. Одновременно столь же последовательно и целенаправленно она прослеживает и систематизирует факторы, наличие которых необходимо, чтобы по восходящей шло развитие малых и больших общностей людей и чтобы на высоком уровне социальной и индивидуальной полезности они реализовали свои главные функции.

Цель акмеологии - разработка научных и методических основ повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, развития их творческого потенциала,

формирования психологической готовности решения сложных и многообразных задач в условиях реформирования общества в целом и отдельных его сфер.

Задачи акмеологии :

1. Актуализация личностно-профессионального роста человека.

2. Теоретическое и практическое обоснование комплекса средств, позволяющих обеспечить эффективную реализацию профессионального роста личности

3. Разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма.

Основная область исследований акмеологии связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект акмеологии. - профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет акмеологии- объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

Новаторство акмеологии заключается еще и в том, что, решая вышеназванные задачи, она в теснейшем сопряжении с ними, откликаясь на запросы практики, разрабатывает и эффективно внедряет стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса, а также реализующихся по своему деятельностному профилю больших и малых объединений людей.

По мере накопления акмеологического знания цель, предмет, объект и главные научные и методологические задачи акмеологии будут уточ­няться, и, скорее всего, следует ожидать расширения объектного и пред­метного пространства акмеологии, спектра актуальных научных и практических задач. Это соответствует общей логике развития акмео­логии как науки.

 

Список литературы

Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы / Под ред. Н.В. Кузьминой, Э.М. Зимичева. СПб., 2000.

Ананьев С.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2001.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998.

Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 2000.

 

 

Преемственность идей научной школы В.М. Бехтерева -Б.Г. Ананьева в акмеологии состоит в следующем.

1.Целостный подходк изучению человека предложен и обоснован В.М. Бехтеревым. В творчестве Б.Г. Ананьева он получил развитие в теоретической модели целостного рассмотрения человека, как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

Развитие идей целостного подхода в акмеологии состоит в обосновании сравнительного принципа исследования. Подбор объектов исследования в ней проводится на основании предварительно сформулированных критериев и признаков уровня продуктивности деятельности: высоко-, средне-, малопродуктивные.

2. В научной шкале Б.Г. Ананьева важнейшей является парадигма, предусматривающая рассмотрение человека, как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

Акмеология следует этой парадигме, дополняя её двумя позициями: 1) "конечный результат" субъекта деятельности, индивидуальности и 2) обратной связью, позволяющей человеку осуществлять самокоррекцию и самореорганизацию деятельности, рассчитанной на достижение более высокого результата.

3. Другая важная парадигма научной школы Б.Г. Ананьева -"Жизненный путь человека", как "история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения" (Б.Г. Ананьев "Избранные психологические труды", т.1, М., 1980, с.67).

Акмеология эту парадигму конкретизирует, "привязывая" ее к образовательному маршруту и профессиональной деятельности на протяжении жизненного пути, а также к "поступкам" и "продуктам", которые могут быть разных уровней успешности - неуспешности, разной результативности.

Конкретизация парадигмы применительно к жизненному пути человека в профессиональном учебном заведении (от первого до пятого курса - исследования Г.А. Томиловой, О.А. Вахониной и других), а также к самостоятельной деятельности от старта до оптимума и финиша (исследования Н.В. Кузьминой, 1965 г. и З.Ф. Есаревой, 1974 г.) позволила выявить закономерность цикличности в переструктурировании деятельности на протяжении жизненного пути школьного учителя (Н.В. Кузьмина) и преподавателя высшей школы (З.Ф.Есарева).

Акмеологическая служба в работе со зрелыми людьми состоит в том, чтобы помочь им состояться в жизни и профессии, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям. Обращение к научному наследию Б.Г. Ананьева после нашего определения предмета акмеологии говорит о том, что диапозон проблем, которыми он занимался, в конечном счете, был подчинен теоретико-методическому обоснованию и методическому обеспечению психолого-акмеологической службы. Чтобы состояться в жизни, профессии, семье, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям, развивать профессиональное самосознание и творческое профессиональное мышление, взрослому человеку нужно уметь помогать. При этом искусство акмеолога состоит в использовании не прямых рекомендаций, которые вызывают агрессию, а стратегий косвенного управления, вызывающих потребность в самокоррекции и самореорганизации деятельности.

Овладение и применение любой области научного знания предполагает стимулирование самореализации творческого потенциала и высокий уровень сознания, самосознания человека в окружающем мире и профессии. Эти процессы не могут быть продуктивными вне синтеза эмпирических и научных психологических знаний. Проблема состоит в том, как подводить человека к такому синтезу, одновременно формируя эмпатию и интуицию. Это и есть предмет акмеологии. В настоящее время в акмеологии разработаны стратегии. Но идея поиска в этом направлении когда-то устно была сформулирована Б.Г. Ананьевым.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.