Сделай Сам Свою Работу на 5

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов 247





Объект преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, - отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Предмет преступления - окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы - земли, недр, вод, атмосферы и др.

Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов и обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Исходя из содержания норм действующего законодательства общее определение опасных отходов можно сформулировать так: это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.

Суммарный перечень опасных отходов и веществ указан в Федеральной целевой программе "Отходы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098 <1> (в ред. от 30 января 2000 г.), Положении о государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 869 <2> (в ред. от 5 апреля 1999 г.), и в других нормативных актах.



Экологические требования к производству опасных отходов, транспортировке, хранению, захоронению, использованию и иному обращению с химическими, бактериологическими и радиоактивными веществами указаны в нормативных правовых актах, перечисленных в комментарии к ст. 246 УК РФ. Они изложены также в ряде других законодательных актов РФ, ее субъектов, подзаконных нормативных актах, на которые необходимо сделать ссылку. Например, правовые основы обращения с отходами определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <1> (в ред. от 18 декабря 2006 г.). Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Законом РФ от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <2> и рядом постановлений Правительства РФ.



Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.

Под обращением понимаются транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная, необходимо установить в каждом конкретном случае, нарушение каких правил имело место, являются ли они действующими, и сослаться на эти правила при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимаются создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Транспортировка - это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое

Хранение - это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения

Захоронение - закапывание в землю, помещение в могильник <1>. Статья 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определяет захоронение как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения их попадания в окружающую среду.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.



Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в ст. 247 УК РФ, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

Состав преступления по конструкции формальный. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

При этом по смыслу закона речь идет как о причинении существенного вреда здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

Угроза причинения вреда считается созданной, если она была реальной, действительной (а не мнимой), и вред здоровью людей или окружающей среде не был причинен лишь вследствие обстоятельств, не зависящих от воли виновного, или благодаря вовремя принятым мерам (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 названного Постановления разъяснил, что существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов; уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью животных, включая птиц, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой смертность превышает среднестатистический уровень в 3 раза и более; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Под угрозой причинения существенного вреда здоровью людей, на наш взгляд, понимается угроза причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного человека либо угроза распространения эпидемии. Такой вывод следует из сопоставительного анализа рассматриваемой нормы и иных норм об ответственности за экологические преступления, где в качестве последствий указывается вред здоровью человека.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом: лицо сознает общественную опасность совершаемых им действий, предвидит возможность либо неизбежность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде и желает эти действия совершить.

Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

Субъект преступления - общий: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, поскольку большинство из перечисленных в ст. 247 УК РФ деяний могут быть совершены любыми лицами.

Утверждения о том, что субъектом данного преступления могут быть только лица, на которых возложены обязанности по руководству промышленным предприятием, технологическим процессом <1>, необоснованно сужают смысл и содержание закона.

Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 данной статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 247 УК РФ, повлекшее: загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершение их в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Под загрязнением окружающей среды в ч. 2 ст. 247 УК РФ понимается физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее в результате этого угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою.

Отравление окружающей среды - это разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации.

Заражение окружающей среды - внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения).

Понятие "вред здоровью людей" излагалось при рассмотрении ст. 246 УК РФ, понятие "существенный вред природной среде" тождественно понятию "существенный экологический вред".

Массовая гибель животных представляет собой гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыб, на определенной территории, при котором уровень их смертности превышает среднестатистический в 3 раза и более (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <1>, законодательством об этих зонах. Однако эти вопросы до сего времени практически остаются вне правового регулирования.

Часть 2 ст. 57 данного Закона гласит, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1> (в ред. от 18 декабря 2006 г.), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон РФ от 19 декабря 1991 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" в ст. ст. 58 и 59 соответственно определял, что зонами чрезвычайной экологической ситуации признаются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, а зоны экологического бедствия - это территория, где названные изменения уже произошли и повлекли за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, обеднение растительного и животного мира вплоть до вымирания отдельных видов растений и животных <1>.

Преступления, предусмотренные ч. 2 данной статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайных экологических ситуаций), считаются оконченными с момента наступления указанных в них последствий: загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, причинения вреда здоровью человека либо массовой гибели животных. Состав преступления материальный.

Совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 247 УК РФ, в зонах экологического бедствия или в зонах чрезвычайных экологических ситуаций считается оконченным преступлением с момента их выполнения в указанных зонах. Состав преступления формальный.

Преступление, предусмотренное ч. 2, характеризуется как умышленной, так и неосторожной с субъективной стороны формой вины.

Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 ст. 247 УК РФ последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или сознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел) <1>.

<1> Мы придерживаемся позиции, что косвенный умысел в преступлениях с формальным составом невозможен, поскольку лицо, совершая деяние, не может относиться к его совершению безразлично или допускать, что оно его совершает.

 

При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие).

К особо квалифицирующим признакам ч. 3 ст. 247 УК РФ относит деяния, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 не разъясняется понятие "массовое заболевание людей". Не характеризуется либо весьма скупо характеризуется это понятие и в юридической литературе. Одни считают, что массовое заболевание людей не следует отождествлять с эпидемией <1>. Другие определяют массовость тем, что из строя выводится большое количество людей <2>.

На наш взгляд, массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (понятие ее дается при рассмотрении ст. 248 УК РФ).

Своеобразие представляет и субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 247 УК РФ.

В силу прямого указания закона отношение виновного к смерти человека или массовому заболеванию людей может быть только неосторожным.

Однако сами деяния могут быть, как показано выше, либо умышленными, либо неосторожными.

В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного - в целом и все преступление является неосторожным.

Комментарий к статье 248

Объектом данного преступления являются общественные отношения по обеспечению экологической безопасности и здоровья населения.

Предмет преступления - окружающая среда в совокупности составляющих ее элементов.

С объективной стороны преступление состоит в нарушении действием или бездействием правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами; наступлении последствий в виде вреда здоровью человека либо распространения эпидемий или эпизоотий или наступлении иных тяжких последствий, причинной связи между деяниями и последствиями. Состав преступления материальный, преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

Какого-либо специального нормативного акта, содержащего правила безопасности при обращении с биологическими агентами и токсинами, не существует. Эти правила "растворены" в нормах международного права, природоохранительного, санитарного законодательства, законодательства по ветеринарии, сельскому хозяйству, медицине и иных правовых актов.

К основным нормативным актам Российской Федерации в данной сфере следует отнести: Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 50) <1>, от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" <2> (с послед. изм.), от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <3> (с послед. изм.); Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. (в ред. от 29 октября 2007 г.) <4>; Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Приказом Минсельхозпрода РФ от 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 (в ред. от 16 августа 2007 г.) <5>.

Ряд рекомендаций по применению ст. 248 УК РФ дан в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" <1>.

Под микробиологическим агентом понимается микроорганизм, вирус, бактериальное вещество.

К иным биологическим агентам может быть отнесено, например, любое инфекционное вещество либо его носитель, способные вызвать смерть, болезнь или другую биологическую дисфункцию в человеческом организме, животном, растении и другом живом организме, а равно порчу пищи, воды, оборудования, какого-либо материала или вредные изменения окружающей среды.

Термин токсин означает независимо от происхождения или способа изготовления любое ядовитое вещество, выделяемое живым организмом. Оно может быть бактериального, растительного или животного происхождения. Действие токсина проявляется в угнетении функций живого организма. Наиболее распространены и изучены бактериальные токсины, которые подразделяются на экзотоксины (выделяемые бактериями в процессе их жизнедеятельности) и эндотоксины (высвобождаются после гибели бактерий, являются продуктами их метаболизма).

Правила безопасности касаются обращения с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Под обращением по смыслу рассматриваемой нормы понимаются любые виды деятельности, связанной с образованием, хранением, использованием, транспортировкой, утилизацией указанных биологических агентов или токсинов.

В качестве последствий преступления закон называет причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий и эпизоотий либо иные тяжкие последствия.

Вред здоровью выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одного или нескольких лиц (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14

Эпидемия - распространение заразной болезни, значительно превышающее уровень заболевания ею, обычно регистрируемый в данной местности.

Под эпизоотиями понимаются случаи массовых заражений и заболеваний среди животных.

Понятие иные тяжкие последствия идентично рассмотренному в ст. 246 УК РФ.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной или неосторожной виной. Оно может быть совершено с прямым умыслом (лицо осознает общественную опасность нарушения соответствующих правил безопасности, предвидит возможность или неизбежность наступления указанных в ч. 1 ст. 248 УК РФ последствий и желает их наступления) либо с косвенным (когда лицо сознает общественную опасность нарушения указанных правил, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но специально допускает их наступление или относится к ним безразлично).

Мотивы и цели преступления находятся за рамками состава и на квалификацию преступления не влияют.

На практике чаще всего имеет место неосторожность в виде преступной небрежности (когда лицо не предвидит возможности наступления последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно или могло их предвидеть) или преступного легкомыслия (когда лицо предвидит возможность наступления преступных последствий нарушения правил, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение).

Субъект преступления общий - любое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, в обладании которого находятся биологические агенты или токсины, обязанное соблюдать правила обращения с ними. Прежде всего, это лица, оперирующие указанными материалами в силу своих профессиональных обязанностей или имеющие доступ к ним по роду своей работы.

В ч. 2 ст. 248 УК РФ назван квалифицирующий признак - смерть потерпевшего. Отношение к смерти может быть только неосторожным (преступная небрежность либо преступное легкомыслие).

Причинение смерти в данном случае полностью охватывается ч. 2 ст. 248 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст. 109 УК РФ не требуется.

Комментарий к статье 249

Статья 249 УК РФ содержит два состава преступления, предусмотренных ее различными частями: нарушение ветеринарных правил и нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.

Общественная опасность нарушений ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249 УК РФ) состоит в том, что они способны причинить значительный вред животному миру, сельскому хозяйству. Ряд опасных болезней животных может передаваться людям: сибирская язва, туберкулез, бруцеллез, сап, бешенство, сальмонеллез и др. Таким образом, вред причиняется отношениям по охране животных и обеспечению экологической безопасности населения. Указанные общественные отношения и являются объектом рассматриваемого преступления.

Предметом преступления следует считать диких и домашних животных.

Ветеринарное законодательство состоит из Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <1> (с послед. изм.), Законов РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" <2> (с послед. изм.), от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" <3>; Постановления Правительства РФ от 11 мая 1993 г. N 437 "О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации" <4> (с послед. изм.), других нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, актов министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 249 УК РФ, заключается в нарушении ветеринарных правил, повлекшем эпизоотию или иные тяжкие последствия.

Нарушение ветеринарных правил может быть совершено как путем действия (продажа больного скота, выгон его в общее стадо и т.п.), так и путем бездействия (невыполнение профилактических мероприятий, невоспрепятствование сбыту зараженной инфекционными болезнями продукции, непринятие мер по уничтожению больных животных и др.).

Обязательным условием возникновения уголовной ответственности является наступление последствий в виде эпизоотии (см. комментарий к ст. 248 УК РФ) или иных тяжких последствий (их понятие излагалось при рассмотрении ст. 246 УК РФ).

В частности, иные тяжкие последствия могут заключаться в относительно массовом падеже диких или домашних животных, не имеющем характера эпизоотии, но причинившем значительные убытки либо значительный вред природной среде или охотничьему хозяйству.

Между нарушением правил и преступными последствиями должна быть установлена причинная связь. Состав преступления материальный. Преступление окончено, когда наступили названные в законе последствия. Поскольку ст. 249 УК РФ не предусматривает в качестве последствий причинения вреда здоровью человека, содеянное в этом случае образует совокупность преступлений и квалифицируется по ст. 249 УК РФ и при наличии признаков состава по ст. ст. 109, 118 УК РФ как неосторожное преступление против личности.

С субъективной стороны преступление в силу прямого указания закона характеризуется неосторожной формой вины. Лицо, нарушая ветеринарные правила, не предвидит возможности распространения эпизоотий либо наступления иных тяжких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит возможность наступления названных в законе последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие).

Субъект нарушения ветеринарных правил общий - вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Им может быть как должностное, так и иное лицо, обязанное соблюдать указанные правила: работники Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, владельцы животных, водители транспортных средств, следующие через карантинную территорию, перегонщики скота и др.

Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249 УК РФ), посягает на общественные отношения в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования флоры (объект преступления).

Предмет преступления - растительность всякого рода: леса, насаждения, посевы, сады, огородная растительность, травы, кустарники и т.д.

Правовую базу борьбы с болезнями и вредителями растений составляют международные конвенции, ратифицированные в свое время СССР, к которым присоединилась Россия (например, Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вредителей и болезней 1959 г.) <1>; Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <2>; от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" <3> (с послед. изм.); соответствующие положения главы 3 "Охрана и защита лесов" Лесного кодекса РФ; Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. N 437 "О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации" <4> и др. На основе общегосударственных актов правила борьбы с болезнями и вредителями растений устанавливаются Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, таможенными органами, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, местными органами власти в виде многочисленных положений, правил, приказов, решений, инструкций, обязательных к исполнению на соответствующей территории.

С объективной стороны нарушение указанных правил выражается как в совершении действий, запрещенных правилами (например, использование для посева семян, зараженных болезнями), так и в бездействии (например, непринятие мер по истреблению вредителей леса - дубового или сибирского шелкопряда). Нарушением правил будет и несоблюдение условий, порядка и допустимых пределов применения специальных средств (ядохимикатов, специальной техники).

Обязательными признаками состава преступления являются тяжкие последствия.

К ним по смыслу закона относятся массовое распространение болезней растений на значительных площадях (эпифитотия); полное или частичное вынужденное уничтожение или гибель большого количества сельскохозяйственных культур (например, виноградника, пораженного филлоксерой), гибель или порча семенного или элитного фонда, значительных площадей посевов, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста леса, гибель животных, птиц, других элементов природы.

Между нарушением правил и этими последствиями должна быть установлена причинная связь.

При причинении вреда здоровью человека вопрос решается так же, как при применении ч. 1 ст. 249 УК РФ. Состав преступления материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Содержание ее аналогично содержанию вины при нарушении ветеринарных правил.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Им могут быть как должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, так и иные лица, обязанные соблюдать указанные правила.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 Постановления от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" <1> разъяснил, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за экологическое преступление, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность по ст. ст. 285 и 201 УК РФ.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, являются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу соляных озер и заливов морей.

Законодательство о недрах состоит из Федеральных законов от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <1> (с послед. изм.), от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <2> (с послед. изм.), от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <3> (с послед. изм.); Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <4> (с послед. изм.); Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. <5>, и иных нормативных правовых актов. Положения общего характера по охране или застройке территорий закреплены также в Градостроительном кодексе РФ.

Предмет преступления - содержимое недр (полезные ископаемые, добыча и использование которых природопользователями требует специального разрешения, в том числе уголь, нефть, газы, руды, нерудные полезные ископаемые, воды, драгоценные металлы и драгоценные камни).

Полезные ископаемые классифицируются на твердые (угли, руды и др.), жидкие (нефть, воды, в том числе минеральные), газообразные (природные горючие и инертные газы).

На практике зачастую сложность вызывает определение драгоценных металлов и драгоценных камней.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, осмий, родий, рутений).

Драгоценными камнями Закон признает природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также жемчуг. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ювелирной промышленности и торговле используется классификация с учетом рыночной стоимости драгоценных камней, применения их в ювелирных изделиях и предметах художественно-камнерезного промысла. Согласно этой классификации к драгоценным камням относятся: алмаз, рубин, изумруд, сапфиры (синий, зеленый, оранжевый и фиолетовый), александрит, благородный опал (белый и огненный), благородный жадеит, демантоид, шпинель, аквамарин, топаз, родолит, циркон, турмалин, альмандин, лунный и солнечный камни, хризолит, цитрин <1>.

Классификация, выработанная геолого-минералогической наукой (академиком А.Е. Ферсманом и М. Бауэром), к драгоценным камням относит более 60 минералов, которые, в свою очередь, делятся на три порядка.

От драгоценных камней следует отличать поделочные цветные камни, которые представлены примерно 40 минералами и горными породами. Они делятся также на три категории:

1 - нефрит, лазурит, главколит, лабрадор, орлец, малахит, кварцит, яшма, везувиан, розовый кварц и др.;

2 - лепидолит, стеатит, селинит, флюорит, агальмагодит, серпектин и др.;

3 - мрамор, порфиры и частью декоративный материал - брекчии, сливные кварциты и др.

Предметом рассматриваемого преступления могут быть любые природные минералы: драгоценные и полудрагоценные камни, поделочные цветные камни. Жемчуг как продукт органического происхождения не подпадает под понятие "полезные ископаемые недр Земли" и не может быть предметом рассматриваемого преступления. Незаконная добыча ракушек-жемчужниц (как морских, так и речных) при наличии признаков состава преступления квалифицируется по ст. 256 УК РФ.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при совершении хотя бы одного из нижеперечисленных действий (бездействия): проектировании; размещении; строительстве; вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых; наличии последствий в виде причинения значительного ущерба; причинной связи между последствиями и деянием.

Как правило, такое нарушение может быть совершено путем действия. Однако при эксплуатации объекта - и путем бездействия.

Понятие "охрана недр" аналогично понятию "охрана природных ресурсов". Оно предполагает их сохранение, рациональное использование, предотвращение экологически вредного воздействия на недра хозяйственной и иной деятельности человека.

Недра предоставляются гражданам и юридическим лицам, включая иностранных, в пользование для:

а) регионального геологического изучения, включающего геолого-геофизические работы, изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

б) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

в) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

г) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое и иное значение;

д) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (ст. 6 Закона "О недрах").

Права и обязанности пользователя, основания возникновения права недропользования, сроки, виды работ, места пользования, виды полезных ископаемых, которые разрешены к пользованию, и прочие условия оформляются специальным государственным разрешением в виде лицензии, выдаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом (ст. 16 указанного Закона).

Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песка, глины, торфа, гравия и др.), или участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается органами власти субъектов РФ.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения недр, добычи подземных вод, образования особо охраняемых геологических объектов и других целей, указанных в ст. 16 Закона "О недрах", устанавливается федеральным органом управления фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.

Наиболее характерными нарушениями правил охраны недр, влекущими уголовную ответственность, следует считать: самовольное без разрешения строительство, размещение горнодобывающих предприятий или сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; порчу месторождений; неприведение участков земли и других природных объектов, испорченных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, выборочную отработку месторождений, приводящую к необоснованным потерям запаса полезных ископаемых.

Действия по нарушению правил охраны недр также могут выражаться в затоплении, загрязнении недр, в частности при хранении нефти, газа, размещении отходов производства без разрешения либо в ненадлежащем месте или с превышением объемов захоронения, несоблюдением их химического состава, указанного в разрешении <1>.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.