Сделай Сам Свою Работу на 5

Б3. Обобщение, сравнение.





1. Слова ЭТО, ТАК, ВОТ:

Я нужен ей – это очевидно.

2. Факт – сравнение (=словно):

Молвит слово – соловей поёт.

Постановка двоеточия в БСП соответствует пояснительной (предупредительной) интонации: понижение тона – значительно увеличенная пауза – собственная интонация второго предложения. В1. Изъяснительное значение.
БСПявляется аналогом сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

1. Слова со значением мысли, чувства, восприятия:

Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.

2. Прямой вопрос:Одного я не понимаю: как она могла тебя укусить?

3. Можно вставить и увидел, и услышал и др.:Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.

В2. Пояснительное значение.

1. Требуется пояснение (можно вставить «а именно»):

Я, верно, болен: на сердце туман, мне скучно всё. Желанная минута настала: бричка готова, колесо обтянуто новой шиной, кони приведены с водопоя.

2. Наличие слов с неопределённым значением:

Об одном прошу: стреляйте скорее! Отроду я не бывал в таких пустых местах:нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука.

В3.Обратная последовательность событий(БСП является аналогом СПП с придаточным на втором месте).



1. Следствие – причина (=так как ):

Я не мог заснуть:передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами

2. Вывод – факт (=так как):

Пора спать: уже поздно. Художник – зеркало своей среды:в нём отражается его общество, нация и время.

Для современного языка характерна замена двоеточия на тире во всех его значениях, то есть для выражения изъяснительных, пояснительных и следственно-причинныхотношений. Г1. Изъяснительное значение.
Разделительная интонация вместо пояснительной: ускоренный темп речи, эффект присутствия автора.

1. Слова со значением мысли, чувства, восприятия:Вижу – дело плохо!

2. Прямой вопрос:

Спрашиваю – который час?

3.Можно вставить «и увидел», «и услышал» и др.:Он поднял голову – в небе сияла полная луна.

Г2. Пояснительное значение.

В этом случае для пояснения характерен присоединительный характер сообщения,т. е. отсутствует свойственная двоеточию значительно увеличенная пауза.

1. Требуется пояснение (а именно):



Было весело – хороший день, интересная компания.

2. Наличие слов с неопределённым значением: Ясно одно – пора уходить!

Всё стало понятно – на поляне кормилась лошадь, а где-то здесь, рядом, кто-то ночевал.

Г3. Обратная последовательность событий.

Постановка тире связана с добавочным характером сообщения, характерным для присоединения:

1. Следствие–причина (=так как):

Трава засохла и пожелтела – всё лето не было дождей.

2. Вывод - факт (=так как):

Надо идти – время мало!

Таблица 23. Обращения, междометия и частицы; утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.лист 28

А. Обращения. Б. Междометия и частицы. В. Устойчивые словосочетания.
Обращением называется слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращения обособляются запятыми; если приложение произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак. Одни и те же слова могут являться в предложении как междометием, выражающим чувства, так и усилительной частицей. Частицы, местоимения и союзы могут образовывать устойчивые словосочетания, выполняющие роль частицы или междометия.
А1. Способы выражения обращений. 1. Существительные в И.п.: Барин, не прикажешь ли воротиться? Сыпь, черёмуха, снегом. Стой, ямщик! 2. Субстантивные слова (прилагательные, причастия, числительные, имеющие значение существительного): Здорово, шестой! Услышь меня, хорошая. Жизнью пользуйся, живущий. Первый, срочно ответьте! 3. Междометия: Эй, стой! 4. Описательные обороты: Прощай, с глазами синими! Эй, в гимнастёрке, иди сюда! А3. Несколько обращений.
Обращениямогут быть однородными, если они обозначают несколько предметов или называют один предмет различным образом:

1. Однородные обращения (разные предметы):



Здравствуй, солнце и утро!

2. Однородные обращения

(один предмет):

О, Русь моя! Жена моя!

3. Повтор обращения:

О сердце, сердце!

4. Несколько обращений в одном предложении:

Принимаю тебя, неудача, и, удача, тебе мой привет!

А2. Распространение обращений. 1. Определения (согласованные и несогласованные): Выходи, красна девица! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! 2. Приложения, в том числе обособленные: Здравствуй, сестра Машенька! О, сон, хранитель добрый мой! Где ты? Здравствуй, пёстрая осинка, ранней осени краса! 3. Определительные обороты: Звёзды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? 4. Распространенные обращения могут расчленяться другими членами предложения: Откуда, умная, бредёшь ты, голова? А4. Обращения и местоимения. 1. Местоимение не входит в состав обращения(основной вариант): Прости ж и ты, моя свобода! Узнаю тебя, жизнь! 2. Местоимение входит в состав обращения (не отделяется запятой): Друг ты мой милый! Ветер ты вольный, раздуй паруса! 3. Местоимение входит в состав междометия, стоящего перед обращением (отделяется запятой): Ах ты, солнце, солнце красное! Эй вы, сходитесь, лихие друзья! 4. Местоимение является обращением.
В этом случае местоимение имеет логическое ударение и к нему часто относятся частицы, междометия, определительные обороты:

Тише, вы! Эй, вы, стойте! О вы, чьих подвигов ждёт отечество!

Б1. Различные функции частиц и междометий. 1. Частица.
Частица – это служебная часть речи, придающая словам дополнительный смысловой оттенок. Частицы относятся кразличным частям речии не обособляются:

Жалко, ах жалко! Достанется тебе, ох достанется! Стар я, ой стар!

2.Междометие.

Междометие это часть речи, которая непосредственно выражает чувства и желания, не называя их. Междометия обычно находятся в начале предложения и всегда обособляются:

Ой, сколько цветов! Ах, где-то гроза! Ой, кто это? А, это ты.

Ну, стреляй же!

Б2. Частицы и междометия перед обращением.

1. Частица пред обращением

не обособляется (эмоциональное обращение):О мой милый сад! О любимые сердцем обманы! Барин, а барин!Ах Надя, Наденька!

Ах витязь! То была Наина!

2. Междометие перед обращением выражает чувство, произносится с паузой и обособляется:

О, моя утраченная свежесть!

О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.

Ах, душа моя!

Ах, поля мои, борозды милые! Хороши вы в печали своей!

Эй, садись ко мне, дружок!

В1. Сочетания частиц, местоимений и союзов в роли междометий или частиц. 1. В роли частицы(не обособляется): Парень он ух какой горячий! Ай да молодец! Ну и дорога! Ух и вино! Ох и жарко здесь! Жалко, ах как жалко! Жилось ой как трудно! Ох и устал я. 2. В роли междометия(обособляется): Ну что же, продолжайте. Ух ты, какая неожиданность! А ну, всем разойтись! В2. Варианты перед обращением. 1. Частица: Ах ты негодник! Ах ты глупенький! 2. Междометие: Ах ты, обжора! Ах вы, разбойники! Ой ты, Днепр-река! Ах ты, степь моя! Ой ты, Волга, родимая Волга! Эй ты, в шляпе! 3. Не являются устойчивыми сочетаниями: Ах, как быстро кончается день! Ой, кто там стучит? Ну, что вы тут делаете? Г. Слова ДА и НЕТ. ДА: 1. Утвердительное слово (обособляется): Да, были люди в наше время! 2. Союз:Мал золотник, да дорог (ДА=НО). Вокруг тайга да ночь (ДА=И). 3. Частица (усилительная и побудительная): Да разве всё вспомнишь! Даздравствует солнце! НЕТ: 1. Отрицательное слово (обособляется): Нет, никогда я зависти не знал! 2. Сказуемое: Нет братьев у меня. Д. Вопросительно-восклицательные (в-в) слова и сходные выражения. 1. Обособляются: Что же, пора идти. Как же, дождёшься от него! Как, разве это всё? Ну и что же мне, возвращаться? Что же мне, хвалить его за это? Мне что, уйти? Что, ему лет 25, не больше? А что, разве я не так сделал? (В-в слова). 2. Не обособляются: Что же делать? Как же поступить? (Не являются в-в словами).
       

Таблица 24. Предложения с прямой речью.лист 29

Прямая речь представляет собой дословную передачу высказывания, обязательно сопровождаемую авторскими словами. Прямая речь передаёт высказывание другого лица, или слова самого говорящего, сказанные им ранее, или мысли говорящего. Авторские слова могут занимать различное положение по отношению к прямой речи.  
А. Слова автора перед прямой речью: схема А—П. Б. Прямая речь перед словами автора: схема П—А.   Г. Прямая речь внутри слов автора: схема А—П—А.  
 
В схеме А—П все знаки (точка, вопросительный и восклицательный знак, многоточие), которые были в прямой речи, сохраняютс; соответственно, имеются четыре варианта оформления прямой речи:

 

 

А: «П».

Алёша нехотя проговорил: «Они на обрыв пошли».

А: «П?»

Все удивились: «Неужели это правда?»

А: «П!»

Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!»

А: «П...»

Он сказал: «Вы извините, что так вышло…»

Примечание. Следует обратить внимание на то, что точка ставится после кавычек, в то время как остальные знаки - до кавычек.

 

В схеме П—А точка, стоящая в конце повествовательной прямой речи, меняется на запятую, остальные же знаки сохраняются, то есть реализуются четыре вариантаоформления прямой речи. Предложения этого вида имеют два варианта оформления:а) встроеннаяпрямая речь с запятой; б) универсальная схема с тире.  
Точка в конце прямой речи меняется на запятую: «П», - а. «Я тебя никому не выдам»,- обещала Тоня. Остальные знаки препинания сохраняются: «П?» - а.«Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика. «П!» - а.«Пожар!» - раздался внизу отчаянный крик. «П…» - а. «Я хотел бы купить крестьян…» - сказал Чичиков. Встроеннаяпрямая речь с запятой. Универсальная схема с тире после прямой речи.  
 
Если на месте разрыва слов автора находится запятая (между однородными членами, в сложном предложении или закрывающая обособленный оборот), а прямая речь является повествовательной, то прямая речь естественным образом встраиваетсяв общую структуру предложения и после неё сохраняется запятая. (Нет тире!):

Отец Василий сказал: «Да, вот так », вздохнул, помолчал и ушёл.

Брат вдруг говорил: «Мишка, пойдём на биллиард», и они по три часа играли на биллиарде.

Когда вы мне ответили: «Этого не может быть», значило ли это никогда?

Пробормотав: «Барчуки проклятые», он закурил сигару и плотнее завернулся в шинель.

 
Если на месте разрыва слов авторане было знаков препинания или если прямая речь не является повествовательной, то после прямой речи делается пауза и ставится тире: А: «П» а. (Нет запятой!)

1. Нет знаков:

Девушка сказала: «Добрый вечер» и отошла в сторону.

Со словами:

«Прощайте и будьте здоровы» он вышел из комнаты.

2. Прямая речь не повествовательная.

«А: «П?» - а.

На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» никто не ответил. Когда пешеход спросил у Эзопа: «Сколько часов ходьбы до Афин?» мудрец не сразу смог ему ответить.

А: «П!» - а.

Он хотел сказать: «Не впутывайте меня в это!» но промолчал.

 
В. Слова автора внутри прямой речи: схема П—А—П.  
Оформление прямой речи в схеме П—А—П имеет три основных варианта.  
Прямая речь состоит из одного предложения (единая схема). Прямая речь состоит из двух или больше предложений. Два глагола со значением высказывания.  
«П,-а,-п».
Слова автора внутри прямой речи с двух сторон выделяются одинаковым знаком запятая – тире.

«В этих местах, рассказывал он, я охотился в прошлом году».

«Нет, промолвил Ермолай, дело не ладно».

«Я уверен, продолжал я, что княжна в тебя влюблена».

Примечание. Оформление предложения с прямой речью не зависит от знаков препинания на месте разрывапрямой речи.

 

Первая часть прямой речи оформляется по схеме П—А, затем после слов автора ставится тире и следует вторая часть прямой речи с прописной буквы.

«П, а. – П».

«Я уезжаю», - сказал он. Не провожай меня».

«П?» а. – П».

«Чему я обучаюсь? спросил Макар. – Английскому языку».

«П! а. – П!»

«Стойте! раздался крик. Подождите!»

«П… а. – П».

«Придётся заночевать… сказал Морозко. Распрягайте лошадей».

Особая схема: «П, - а: П». «Я знаю, что вы уезжаете, - сказал Князев и добавил: –Вы извините, что так вышло».
Примечание: Следует обратить внимание на редкий случай одновременного употреблениядвоеточия и тире.

 

 
               

Таблица 25 (1). Предложения с прямой речью (продолжение). Оформление диалога.лист 30

А. Отличие прямой речи от других вариантов. Особые случаи прямой речи. Б. Оформление диалога.  
А1. Отличие предложений с прямой речью от БСП (бессоюзного сложного предложения) и СПП (сложноподчиненного предложения). 1. БСП со значением изъяснения и пояснения.
Высказывание оформляется в виде БСП со значением изъяснения, если сказуемого в словах автора выражено глаголом несовершенноговида и обозначает неоднократно повторяемое действие (ставится двоеточие):

Я думал: когда же наступит лето и мы поедем в Аксаково?(прямой вопрос, ставится вопросительный знак).

При наличии указательных местоимений и частиц БСП имеет значения пояснения (ставится двоеточие или тире):

Он рассуждал так: отцу раньше шутя можно было прожить.

Быть или не быть вот в чём вопрос.

2. Косвенная речь (СПП с союзными словами).

Косвенная речь обычно замещает нераспространённую прямую речь, содержание которой не требует особого выделения:

Он спросил, когда будет следующий поезд.

В косвенной речи происходит грамматическая перестройка предложения, а именно замена существительного на местоимение или изменение лица местоимения:

Они спросили, откуда я приехал.

Для сравнения: Они спросили: «Откуда ты приехал?»

Они спросилимальчика, откуда он приехал.

3. Упрощённый вариант прямой речи со словами ТАК, ВОТ, ЭТО (есть тире и кавычки, но нет запятой).

Упрощённый вариант оформления прямой речи – это средний вариант между БСП и обычным оформлением прямой речи:

«Нет худа без добра» - так решили мы, выслушав его рассказ.

«Всё искусство состоит в известной доли преувеличения» - так считал Ф.М. Достоевский.

«Будет буря» - вот что подумали все.

4. Примеры различных вариантов оформления высказываний сходного содержания.

Я думал: «Так ли хороша моя жизнь, всё ли в ней достойно и правильно?» (Прямая речь).

Я спрашивал себя: так ли хороша моя жизнь? (БСП).

Я размышлял,так ли хороша моя жизнь,и никак не мог отвлечься от этих мыслей.

(СПП, косвенная речь).

А2. Прямая речь как член предложения.
Нераспространенная прямая речь может являться членом предложения – подлежащим, дополнением, несогласованным определением. Прямая речь заключается в кавычки, но двоеточие после неё не ставится. Допускается использование как прописной, так и строчной буквы в начале прямой речи.

Подлежащее:

Вдруг раздалось громкое «Ура!»

Дополнение:

Сказав «стойте здесь», она вошла в дом. Он вскочил, но она воскликнула «сидите, играйте!» и опять исчезла.

Несогласованное определение:

Повстанцы бежали с криком « Да здравствует свобода!»

На вопрос «Чьи это луга?» ему никто не мог толком ответить.

А3. Однородные части прямой речи.

Если части прямой речи включаются в авторское предложение в качестве ряда однородных членов, то они разделяются запятыми при бессоюзной связи или связываются одиночными союзами И, ИЛИ; перед однородным рядом часто находится обобщающее слово, после которого ставится двоеточие. Допускается использование как прописной, так и строчной буквы в начале прямой речи:

Мы прочитали надписи на камне: «Навек с тобой», «Здесь были Коля с Катей».

Не кричать же нам: «Эй, собака!» или «Эй, кошка!»

Здесь налицо весь романтический набор: «ласкаю негу», «всё ничтожно».

А4. Неявная прямая речь с вводными предложениями.

Нераспространенные слова автора могут быть оформлены в виде вводного предложения.

У каждого писателя, считал Достоевский, свой слог и своя грамматика.

Отчего, думал я, люди обращаются к искусству только для развлечения?

Вводные предложения выделяются запятыми.

 

Диалог– это разговор между двумя лицами, обмен репликами.

Б1. Оформление в абзац.

В этом случае каждая реплика начинается с тире и в кавычки не берётся.Диалог может состоять только из прямой речи или включать в себя слова автора:

Ты видел? Это просто ангел!

Отчего? – спросил я с видом чистейшего простодушия.

Разве ты не видал?

Нет, видел: она подняла твой стакан.

Б2. Оформление в строку.

При оформлении диалога в подбор каждая реплика берётся в кавычки. Между репликами ставится тире, если встречаетсяпрямая речь разных авторов; в противном случае тире не ставится.

1. Встреча прямой речи разных авторов:

Базаров спросил: «За мной, что ль, прислали?» «Помилуйте, батюшка, как можно!» - залепетал Тимофеич.

Тире

2. Прямая речь разных авторов не встречается.

«Видели вы сестру?» - закричал он мне ещё издали. «Разве её нет дома?» - спросил я. Нет тире

3. Встреча прямой речи разных авторов в одном предложении.

При встрече прямой речи разных авторов в одном предложении после первой прямой речи ставится тире, а также запятая (илидругой знак) согласно структуре предложения:

Когда я спросил: «Зачем вы ходите на курсы?», «А зачем всё делается на свете?» отвечала она...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.