Сделай Сам Свою Работу на 5

Гарантии свободы выборов.





Ключевые слова: выборы, избирательное право, избирательные системы

Цель: ознакомить с выборным процессом в РК

Выборы как один из механизмов распределения властных полномочий получили широкое распространение в сфере политики. При распределении

власти, кроме выборов, используются методы назначения, наследственной передачи власти, кооптации. Каждый из них обладает некоторыми преимуществами, которых лишены выборы. Метод назначения позволяет подобрать команду политических единомышленников, объединенных общим видением проблем и методов их решения, приводит к феномену личной ответственности назначаемого перед назначающим и создает тем самым определенную "вертикаль власти" и "вертикаль подчинения".

Наследственная передача власти ведет к аккумулированию навыков политической деятельности, традиции, опыта и знаний. Кооптация части членов властного органа также способствует объединению людей, близких по политическим взглядам.

В юридической литературе понятие "выборы" используется как в узком, так и в широком смысле. В первом случае речь идет о голосовании избирателей, проживающих на соответствующей территории, по кандидатурам, выдвинутым в состав представительного органа. Во втором случае под выборами понимают способ формирования органов государственной власти при условии, что на каждый мандат могут претендовать два и более кандидата.



В современном мире выборы широко распространены и многообразны. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, местные представительные и исполнительные органы, органы местного самоуправления.

Посредством выборов народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав, т.е. выборы продают власти законный характер. Они показывают настроение избирателей. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и идеи, выразителями которых являются различные политические объединения.

Понятие "избирательное право" в юридической литературе употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.



Объективное избирательное право - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Субъективное избирательное право представляет собой гарантированную гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, избирать и быть избранным. При этом различаются понятия активного и пассивного избирательного права.

1 Кооптация - (от лат. cooplatio - довыборы) - введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов без проведения дополнительных выборов.

Активное избирательное право означает право избирать, т. е. право граждан участвовать в формировании властных структур, а также участвовать в республиканском референдуме.

Пассивное избирательное право означает право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право Республики Казахстан имеет свои источники -нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К ним относятся Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан", решения избирательных комиссий.

Избирательное право основано на определенных принципах, под которыми следует понимать основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти. Наиболее важные принципы избирательного права закреплены непосредственно в Конституции. Более подробно регламентация принципов дается непосредственно в Законе о выборах.



Принцип всеобщего избирательного права не следует отождествлять с правом абсолютно всех граждан Республики Казахстан участвовать в выборах. Определенные ограничения рамок избирательного права признаются необходимыми в силу различных причин естественного и социального порядка.

Всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов, представляющих собой требования, которым должны отвечать граждане для получения права участвовать в выборах.

Имеются общие цензовые требования, которые регламентируют активное избирательное право - право голосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности, т. е.предписания так называемого пассивного избирательного права.

Среди общих цензов следует прежде всего назвать возрастной. Он означает признание за лицом избирательного права по достижении определенного возраста. Так, согласно Конституционному закону "О выборах в Республике Казахстан" все граждане, достигшие 18-летнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, местожительства или любых иных обстоятельств имеют право участвовать в голосовании на выборах. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Для пассивного избирательного права законодательство устанавливает целый ряд дополнительных требований. Так, например. Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин республики по рождению (не натурализованный), не моложе 40 лет (возрастной ценз), свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет (ценз оседлости).

Депутатом Сената может быть избран гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве последние пять лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы республики не менее трех лет.

Депутатом Мажилиса может быть избран гражданин республики, достигший двадцати пяти лет. ДепутатомМаслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет.

Принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет один голос. В юридической литературе соответствующий принцип иногда определяется как "один избиратель - один голос", однако в зависимости от избирательной системы голосов может быть и больше, чем один. Важно при этом, чтобы у всех избирателей их было поровну.

Кроме этого, данный принцип означает, что все кандидаты участвуют на выборах на равных основаниях. Идеально этот принцип не выдерживается, так как избирательные округа в Республике Казахстан создаются не всегда равные. Так, согласно статье 21 Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан" избирательные округа образуются с учетом административно-территориального деления и с примерно равной численностью избирателей. Разница в численности избирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы республики, района, города не должна превышать 25 процентов.

Только при наличии вышеуказанных требований выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично; для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Другой элемент - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один кандидат не имеет каких-либо преимуществ перед другим кандидатом, а избирательные права всех граждан равным образом охраняются законом.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидата непосредственно. Этот принцип действует на выборах Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса, маслихатов и органов местного самоуправления.

Непрямые выборы осуществляются через представителей (выборщиков), и они подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. На основе косвенного избирательного права осуществляется избрание депутатов Сената. В выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - депутатымаслихатов соответствующих областей, города республиканского значение и столицы. Косвенные выборы применяются также и при избирании сельских акимов2. В CШA вначале избирается коллегия выборщиков для избрания Президента, которая затем распускается. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой, коллегией, а постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица является одним из полномочий, входящих в его компетенцию.

Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателей. Он позволяет избирателю свободно выразить свою волю. Избирателю предоставляется возможность использовать особую закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня, при этом никто не должен присутствовать, в т. ч. члены избирательной комиссии.

Принцип добровольного участия в выборах означает, что избиратель сам решает, участвовать ему в избирательном процессе или нет. За неучастие в выборах для избирателя не наступает какой-либо ответственности. Далеко не во всех зарубежных государствах участие в выборах является добровольным.

№ 7 Республиканский референдум.

1. Понятие непосредственной демократии.

2. Представительная демократия: юридическая природа и формы

3. Понятие референдума и его виды

Ключевые слова: референдум, президент

Цель: ознакомить с особенностями референдума

Референдум - referendum - в переводе с латинского означает то, что "должно быть сообщено". Избиратели принимают на основе всеобщего, тайного, равного голосования окончательное решение по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам. Иначе говоря, референдум -это способ принятия законов и решений путем всенародного голосования, обладающих высшей юридической силой, не нуждающихся в каком-либо утверждении и обязательных для применения на всей территории Казахстана, а значит, и способ расширения демократии пyтем привлечения граждан к решению важных вопросов государственной жизни, поскольку народ, принимая правотворческое решение, непосредственно отправляет акт законодательной власти. В статье 1 Закона СССР от 27 декабря 1990 г. "О всенародном голосовании (референдуме СССР)" референдум определен как "способ принятия гражданами СССР всенародным голосованием законов СССР и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни"1. Наконец, референдум-это форма прямой демократии, выражающаяся в непосредственном волеизъявлении народа Казахстана путем всеобщего голосования по проектам Конституции, изменений и дополнений в нее, конституционных законов, законов республики, а также другим наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.Таким образом, референдум является, как подчеркивается в Конституции, непосредственным выражением власти народа. Он есть наиболее четкий, рельефный выразитель подлинной воли общества и мнения народа. И это особенно значимо в условиях противоборства различных политических сил, в котором референдум оказывается в роли арбитра в их бескомпромиссном столкновении.В XX в. были многочисленные факты прямого волеизъявления народов по вопросам государственного развития: в Европе проведен 101 референдум, в Африке и на Северном Востоке - 54, в Азии - 18, в Америке-25, в Австралии и Океании - 45. Лишь в последнее десятилетие состоялись многочисленные референдумы в Швейцарии, Италии, Великобритании и других государствах. В бывшем СССР был проведен только один референдум в марте 1990 г. по вопросу о возможности дальнейшего существования СССР. В республиках бывшего Союза он вовсе не проводился, хотя в их конституциях и предусматривалась такая возможность.Референдум не является универсальным институтом. В этом состоит его основное отличие от выборов. В одних странах он вовсе не применяется или, как было отмечено выше, имеет многочисленное применение, в других - используется лишь в единичных случаях, в авторитарных государствах-для политического манипулирования (фашистская Германия). Вот почему при его использовании должна обязательно учитываться политическая ситуация, поскольку он не только правовой, но и политический институт.Голосованием избирателей на референдуме принимается государственное или самоуправленческое решение и придается высшая юридическая сила не мандату какого-либо лица, а решению конкретного, как правило, судьбоносного вопроса. Оно принимается посредством утвердительного или отрицательного ответа голосующих на поставленный вопрос.Референдум, с юридической точки зрения, синоним плебисцита. Но особенностью последнего является то, что он проводится по вопросам, имеющим для страны или региона особое, судьбоносное значение, например, о государственной принадлежности спорной территории, о доверии лидеру страны, о форме правления и дальнейшем функционировании действующего режима власти и т. и. В международно-правовой литературе под плебисцитом понимается прежде всего голосование в отношении территориальных изменений (отделение от государства, приобретение независимости). Хотя плебисцит и проводится по важнейшим вопросам жизни общества, но его результат является формализованным выражением общественного мнения в отличие от референдума, представляющего собой обязывающее решение, вынесенное народом и отраженное и законе или действиях правительства3. Но плебисцит может иметь и косвенное преимущество: он поднимает престиж инициаторов голосования, расширяет их полномочия по сравнению с действующими положениями закона.Вотношении Республики Казахстан и других стран СНГ проявилась закономерность: почти все референдумы, начиная со всесоюзного (17 марта 1991 г. о сохранении СССР) и включая референдумы в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане о продлении срока полномочий президентов, мартовский и декабрьский 1993 г. в России, Конституционный референдум в Белоруссии, были инициированы главами государств и ставили вопросы о доверии народа власти, лидерам и проводимой ими политике. Разница между референдумом и плебисцитом проявилась здесь и по субъекту назначения, и по инициаторам проведения народногоголосования.Определение референдума как всенародного опроса теоретически несостоятельно, поскольку результат голосования не получает обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан. В Конституции СССР 1936 года референдум определялся как всенародный опрос населения без расшифровки этого понятия ни в Конституции, ни в последующем законодательстве. В конечном итоге опрос сводится к выяснению предварительного мнения народа перед решением какого-либо вопроса, что нe может иметь обязательной, тем более высшей юридической силы.Референдум следует отличать от выборов также и но другим признакам. При выборах объектом волеизъявления избирателей является кандидат в депутаты или на должность представительного учреждения, в процессе референдума - определенный вопрос: одобрение конституции и иных законов или решение проблемы внутриполитического или международного характера. Выборы проходят по мажоритарной, пропорциональной или по той и другой (смешанной) системам: референдум -лишь по мажоритарной системе. Выборы отличаются и от референдума о доверии какому-либо органу или должностному лицу, например, Парламенту, Президенту, и это не обязательно влечет прекращение их полномочий, а показывает субъективное отношение к ним избирателей. При выборах кредит доверия выдается конкретному кандидату. Разница рассматриваемых институтов непосредственной демократии проявляется и в способах их финансирования: при выборах оно может быть смешанным (государственным и негосударственным), при референдуме все расходы идут за счет республиканского бюджета.Референдум как форма прямой демократии имеет преимущества перед парламентским способом решения тех или иных вопросов жизни общества: непосредственное волеизъявление народа, оперативность решения вопросов, четкое определение позиции граждан, подтверждение доверия народа определенному лицу или политической линии или отказ в этом. Только референдум предоставляет возможность всем гражданам путем голосования высказаться в отношении вопросов, вынесенных на обсуждение, принять решение с учетом интересов или целей не какой-то политической партии, а общества. Референдум совмещает интересы народа и правительства, поскольку данный институт непосредственной демократии позволяет понять, что сами граждане несут ответственности за то, что происходит в стране.Как форме народовластия референдуму присущи и некоторые "слабости". В процессе голосования оказывается невозможной всесторонняя оценка законопроектов, вынесенных на референдум. Трудно просчитать до конца политические последствия принимаемых решений. Многое зависит от средств массовой информации, а их позиция не всегда надежна и предсказуема. Законодательный процесс в Парламенте обеспечивает и более качественные законопроекты в сравнении с теми, какие принимаются референдумом. Снижают его значимость и подделка подписей, неразберихи в формулировках, проблема явки и кворума, недостаточная осведомленность голосующих, обман при подсчетах голосов и др.В различных странах решение о проведении референдума принимается на различных уровнях: в Казахстане - на центральном, в Италии, Швейцарии, России - на центральном, региональном и местном, в США, Канаде - на региональном и местном, в Белоруссии - на центральном и местном уровнях. Во многих странах установлены и пределы возможного использования института референдума, что зависит от допустимости или недопустимости вопросов, выносимых на голосование. К последним, например, относятся вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальной подготовки, а также такие, ответ на которые заранее известен. Определенные ограничения установлены и относительно сроков проведения или обстоятельств, препятствующих назначению референдума. Действующим законодательством определены конкретные основания для классификации референдума, а значит, выделения его различных видов.Основаниеклассификации - это предмет, под которым понимаются вопросы, подлежащие решению посредством народного голосования. Основными критериями определения предмета являются актуальность, масштабность, целесообразность, однозначность, лаконичность и доступность.Актуальность означает высокую значимость вопросов для государства, народа, решающих жизненные проблемы общества с учетом перспектив его дальнейшего развития.Масштабность свойственна вопросам, имеющим отношение ко всей территории Казахстана, затрагивающим существенные интересы всех или большей части граждан, государства в целом, его основных политических сил и сфер жизнедеятельности общества.Целесообразность означает наиболее эффективный способ достижения компромисса между государственными органами, высокую значимость поставленных проблем.Однозначность отрицает неопределенность вариантов ответов на вопросы. Ответ должен быть одним, четким и ясным.Лаконичность предполагает краткость и четкость формулировки вопроса и вариантов ответов на него.Доступность - вопрос должен быть простым и понятным каждому гражданину, позволяющим ему голосовать осознанно.Не могут быть предметом республиканского референдума вопросы:

-могущие повлечь нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- изменения унитарности, территориальной, государственной целостности республики;

- административно-территориального устройства и границ Казахстана;

- правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;

- бюджетной и налоговой политики;

-амнистии и помилования;

- назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящихся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики;

- выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров республики.

Ограничение предмета референдума обусловлено объективными обстоятельствами: необходимостью по вопросам, включенным в ограничение, специальных знаний, более широкий информации (например, по бюджету, налогам), недостаточным уровнем политической и правовой культуры граждан, невозможностью однозначных ответов на вопросы, требующие дополнительного изучения.Сложились определенные принципы республиканского референдума, под которыми понимаются основные свойства, начала, в соответствии с которыми организуется его проведение. Выделяются две группы принципов: конституционно-правовые испециальные.Первые имеют конституционное закрепление: добровольность участия в референдуме и свободное волеизъявление граждан; всеобщее, равное и прямое право граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; гласность. Вторая группа принципов характеризует республиканский референдум как особую форму непосредственной демократии, и к ней относятся исключительность, ограниченный характер, бюджетное финансирование, множественность субъектов в проявлении инициативы проведения референдума, единоначалие в его назначении, участие общественности в инициировании вопросов, выносимых на референдум, его подготовке и проведении; юридически обязательная сила решений, принимаемых на референдуме; республиканский масштаб.Добровольность участия в референдуме означает самостоятельное решение граждан об участии в голосовании, поскольку это их право, а не обязанность. Закон запрещает принудительное привлечение граждан в процесс референдума. Ответы на поставленные вопросы проходят на основе свободного волеизъявления, проистекающего из принципа народного суверенитета и провозглашения народа как единственного источника власти.Всеобщность права означает возможность участия в референдуме лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, дееспособных, т. е. психически здоровых. В референдуме не могут принимать участие граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговорусуда.Равное право предполагает у каждого голосующего обладание одним голосом. Повторное голосование допускается Центральной избирательной комиссией лишь в случаях признания результатов голосования на отдельных участках недействительными. Установлен конституционный запрет на ограничение участия в республиканском референдуме по мотивам происхождения, должностного, социального и имущественного положения, пола, расы, языка, отношения к религии и иным обстоятельствам.Прямое право означает голосование по предмету референдума без посредников.Тайна голосования обеспечивается анонимным характером бюллетеней и голосованием в закрытых кабинах при внешнем контроле.Гласность выражается в организации и осуществлении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение информирования граждан о работе комиссий референдума, их составе, месте нахождения, об образовании участков для голосования, списках голосующих, представителях общественных объединений, иностранных наблюдателях; о доступе средств массовой информации; праве граждан, общественных объединений выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на референдум, на собраниях, митингах, сходах граждан, в печати. Как мера, превышающая уровень осознанности и осмысленности народного выбора при голосовании, заслуживает внимания зарубежная практика заблаговременного (за 3-4 месяца) сообщения перечня вопросов участникам референдума5. В нашей стране перед республиканским референдумом 1995 г. были опубликованы вопросы, и это дало положительные результаты. Органы печати, телевидения и радио проводили агитационную компанию в поддержку прежде всего решений Президента, средства массовой информации свободно определяли направленность своих передач и публикаций. Заслуживают внимания предложения о предварительном рассмотрении вопросов, выносимых на референдум, в органах государственной власти. И это тем более целесообразно, если его инициатором является Парламент.По предмету различаются конституционные, законодательные, международно-правовые, административно-правовые и финансовые референдумы. По юридической силе выделяются обязательный и факультативный референдумы, по времени проведения -дозаконодательный и послезаконодательный, по правовым последствиям -консультативный и императивный (утверждающий), по месту проведения- национальный и местный, по инициатору- проводимый по инициативе государственных органов и петиционный (по инициативе избирателей).Конституционный референдум решает вопросы принятия нового Основного закона или внесения в него изменений и дополнений, что достаточно часто используется, особенно в постсоциалистических и развивающихся странах. Конституционные референдумы состоялись в России, Казахстане, Белоруссии и других странах. В одних странах проводится обязательное голосование любой поправки к Основному закону (49 штатов США, Дания и др.), в других используется факультативный порядок проведения референдума (Республика Казахстан, Россия) или закрепляются обе разновидности (Австрия).Законодательный референдум проводится в отношении проектов или действующих законов с выделением двух разновидностей: отклоняющей полностью или частично текст закона либо утверждающей, ратифицирующей законопроект.Факультативный референдум означает возможность, но не обязательность его проведения по усмотрению органа или должностного лица, имеющихполномочие его назначения, либо на основе заявленной инициативы управомоченного субъекта. Принятие Конституции в Казахстане не является прерогативой Парламента - она может приниматься только на республиканским референдуме и вступает в силу со дня официального опубликования результатов референдума с одновременным прекращением действия прежней Конституции. Международно-правовые и финансовые референдумы означают голосование народа во внешнеполитическим и финансово-кредитным вопросам. В последнее двадцатилетие широкое распространение получили референдумы по международно-правовым вопросам. Одной из первых в Европе Швейцария внесла в свое законодательство положения о проведении референдума по международно-правовым вопросам. Путем голосования решались вопросы о приеме либо пребывании в ЕЭС или Европейском сообществе во Франции, Дании, Ирландии, Норвегии, Великобритании, Финляндии и Швеции, в начале 90-х гг. на референдум был вынесен Маастрихтский договор во Франции, Дании, Ирландии

№ 8 Конституционная система государственных органов Рес­публики Казахстан.

1. Государственный орган: понятие, основные признаки

2. Конституционная система государственных органов РК

Ключевые слова: полномочия, государственный орган, государственный служащий

Цель: ознакомить с особенностями построения государственных органов в РК

 

Согласно Конституции Республики Казахстан единственным источником государственной власти является народ, который делегирует осуществление своей власти государственным органам. Государственным органом в свою очередь является государственное учреждение, уполномоченное на выполнение функций государственного управления и контроля, создаваемое в установленном законодательством Республики Казахстан порядке. Данные полномочия согласно Конституции Республики Казахстан присущи всем государственным органам, но объем предоставленных им полномочий определяется кругом функций и задач, которые они выполняют. Государственные органы представляют собой граждан, коллективы граждан, организованных государством для осуществления его деятельности, т. е. государственный орган это не что иное, как управленческая единица, при помощи которой осуществляется государственная власть, реализуются функции, достигаются задачи и цели, стоящие перед государством. Государственным органам присущи следующие определенные признаки.1. Государственный орган обладает государственно-властными полномочиями, позволяющими ему разрешать в пределах имеющихся у него прав конкретные правовые вопросы, принимать и издавать акты, обязательные в свою очередь для исполнения другими органами, должностными лицами и гражданами и контролировать их исполнение. Государственно-властные полномочия определяются компетенцией, под которой понимается "совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения". Признак властности характерен и для органов местного самоуправления, однако их властные решения не имеют государственного характера и не принимаются от имени Республики Казахстан.2. Государственный орган образуется в установленном государством порядке. В качестве примера следует привести статью 41 Конституции Республики Казахстан, в которой указывается, что "Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом".3. Органы государственной власти уполномочиваются для решения задач и функций государства. В данном признаке отражается объем полномочий того или иного органа. Так, согласно Конституции Республики Казахстан (ст. 40) Президент Республики Казахстан является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина; глава государства, его высшее должностное лицо определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях, обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Правительство в рамках Конституции Республики Казахстан (ст. 64) осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью.4. Государственный орган действует в установленном государством порядке. К примеру, согласно Конституции Республики Казахстан (п. 4 ст. 64) "компетенция, порядок организации гг деятельности Правительства определяются конституционным законом".5. Каждый государственный орган является одним из элементов системы государственных органов Республики Казахстан. В Конституции (ст. 3) сказано, что государственная власть в республике едина. Таким образом, вышеуказанные признаки государственного органа позволяют сделать вывод о том, что государственный орган - это управленческая единица, уполномоченная на выполнение функции государственного управления и контроля, создаваемая в установленном законодательством Республики Казахстан порядке. Единство системы органов государственной власти Республики Казахстан обусловлено тем, что она согласно пункту 4 статьи 3 Конституции Республики Казахстан осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Монолитность системы государственных органов заключается в том, что все государственные органы действуют в прямой взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости, назначаются и избираются, одни из них руководят другими, контролируют одни органы и подотчетны другим, и в этом проявляется их организационно-правовая связь .В соответствии с разделением государственной власти в Республике Казахстан на законодательную, исполнительную и судебную ветви система органов государственной власти подразделяется на определенные виды. Так, в Конституции Республики Казахстан (ст. 3) закреплено, что "право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах их конституционных полномочий. Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий", т. е. органы государственной власти подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные. Органы представительной власти - это Парламент и местные представительные органы, обеспечивающие единство и суверенитет народа Республики Казахстан. Полномочия Парламента по осуществлению законодательной власти определены Конституцией (IV раздел) и Конституционным законом от 16 октября 1995 г. "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов". Являясь ветвью государственной власти, представительные органы наделены полномочиями по разработке и принятию законодательных актов и выполнению иных функций, закрепленных в Конституции Республики Казахстан. К признакам данной ветви власти следует отнести:

- государственно-властный характер, основанный на демократизме и законности;

- выражение воли народа Республики Казахстан;

- определенная суверенность от исполнительной и судебной ветвей власти.

Органы исполнительной власти - это система органов, функционально осуществляющая исполнительную и распорядительную деятельность по разрешению задач общества и государства в административно-политической, социально-культурной, хозяйственной и других сферах деятельности. К ним относятся высшие органы исполнительной власти (Правительство) Республики Казахстан, центральные органы исполнительной власти -министерства, комитеты, ведомства и местные органы исполнительной власти - Акимы областей, городов, районов в городах, управления, департаменты, отделы. Главы органов исполнительной власти в лице Акимов назначаются Президентом по согласованию с Правительством. В соответствии с принципом сдержек и противовесов Правительство ответственно перед Президентом во всей своей деятельности и в то же время подотчетно Парламенту в соответствии с подпунктом 6 статьи 53 Конституции Республики Казахстан. По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы:1) общей компетенции, охватывающие все отрасли исполнительной деятельности;2) специальной (основной) компетенции, в объеме полномочий которых находится управление отдельными отраслями исполнительной деятельности. Органы общей компетенции подразделяются на отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, - министерства и органы, осуществляющие межотраслевое управление, - государственные комитеты. Помимо этого, органы исполнительной власти подразделяется на коллегиальные и едино начальные. Коллегиальным органом является Правительство, к едино начальным относятся министерства, агентства (например, Агентство по стратегическому планированию).Органы судебной власти - это составные части судебной системы Республики Казахстан, включающие Верховный Суд и местные суды республики, учреждаемые законом. Разделы VI и VII Конституции Республики Казахстан посвящены Конституционному Совету, судам и правосудию. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Согласно Конституции деятельность Конституционного Совета Республики Казахстан, а также прокуратуры в сферу правосудия не включаются, а учреждение специальных и чрезвычайных судов не допускается. В других странах отнесение прокуратуры к органам судебной власти зависит от места, занимаемого ею в систе

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.