Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Тема: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА





Отношения в сфере образования регулируются нормами административного, гражданского, трудового, земельного, налогового, бюджетного и т.д. законодательства. Совокупность норм законодательства, направленных на регулирование образовательных отношений, обозначается как комплексное образовательное законодательство; как образовательное право (ОП) – совокупность норм поведения, установленных государством или от его имени для урегулирования образовательных правоотношений; как совокупность нормативных актов, регулирующих соответствующие отношения; как отрасль права (совокупность норм права, содержащихся в нормативных актах). Предметом правового регулирования ОП являются соответствующие общественные отношения – образовательные.

1. Предмет правового регулирования ОП – образовательные правоотношения.

Понятия, характеризующие в ФЗ-273 образовательные правоотношения (ст.2):

1) образовательные отношения – совокупность общественных отношений по реализации прав граждан на образования, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ;

2) отношения в сфере образования – образовательные отношения + общественные отношения, связанные с образовательными отношениями;



3) общественные отношения, связанные с образов отношениями, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование – отношения по финансовому обеспечению, созданию, реорганизации, ликвидации образовательных организаций и др.

2. Субъекты образовательных правоотношений: – физические лица, наделённые взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования + юридические лица.

Понятия, характеризующие в ФЗ- 273 субъектный состав образовательных правоотношений:

1) участники образовательных отношенийа) обучающиеся и родители несовершеннолетних обучающихся; б) педагогические работники и их представители; в) организации, осуществляющие образовательную деятельность;

2) участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений + федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления + работодатели и их объединения;



Понятия, характеризующие организации, осуществляющие образовательную деятельность:

1) образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации + организации, осуществляющие обучение + индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность;

3) организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности

3. Объект образовательных правоотношений – действия всех субъектов образовательных правоотношений, обеспечивающие новые качества и свойства обучающихся в результате освоения образовательных программ.

4. Принципы образовательного права в РФ ( принципы отрасли права согласуются с конституционно-правовыми нормами ):

1) общедоступность образования; 2) общеобязательность основного общего образования; 3) бесплатность дошкольного, основного общего, среднего профессионального и на конкурсной основе высшего профессионального образования; 4) государственная социальная помощь обучающимся; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) светский характер образования.

5. Источники образовательного права –формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу образовательно-правовые нормы: нормативные документы и договоры, содержащие общезначимые нормы, регулирующие отношения в области образования, включающие:



1) международно-правовые акты, договоры и соглашения (Всеобщая декларация прав человека, 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах – ст. 13, 1966 г., Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960 г.; Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989 г.; Болонская декларация, 1999 г. и др.);

2)внутригосударственные нормативно-правовые акты РФ:Конституция РФ, 1993 г.(ст. 43); Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 г.; ФГОСы; Трудовой Кодекс РФ; Гражданский Кодекс РФ и др

6. Основные образовательно-правовые понятия:

образование, конституционное право на образование, доступность образования, светский характер образования, образовательная деятельность, образовательные отношения, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная программа, учебный план, обучающийся, образовательная организация, педагогический работник, уровень образования, формы получения образования, формы обучения, виды образования, типы образовательных организаций, общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение, качество образования, документы об образовании, лицензирование, государственная и общественная аккредитация образовательной деятельности.

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: 1) обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование; 2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ; 3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования; 4) определение правового положения участников отношений в сфере образования.

Субъектами образовательных правоотношений являются, прежде всего, их непосредственные участники : обучающиеся (и родители несовершеннолетних), педагогические работники и организации, осуществляющие образовательную деятельность. Характерной особенностью образовательных отношений является их трехсторонность: правоотношения, связывающие педагога и обучающегося, возникают только при участии образовательного учреждения. В качестве объекта образовательных правоотношений выступают действия субъектов, обеспечивающие новые качества и свойства обучающихся в результате освоения образовательных программ. К основным методам правового регулирования образовательных отношений относят совокупность приемов и средств, с помощью которых регулируется поведение их участников: правовое положение субъектов; юридический факт как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Правовое положение субъектов образовательных отношенийопределяется всеобщностью и обязательностью среднего образования для всех граждан РФ и правом граждан на получение иных видов и форм образования. Особенности правового положения образовательных учреждений: они реализуют государственные образовательные стандарты и образовательные программы, что закрепляется юридически. Новое законодательство, помимо традиционных образовательных институтов, включило в круг организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальных предпринимателей. Педагогический работник, в силу выполнения им воспитательной роли связан в своих действиях нормами профессиональной этики и может быть уволен с работы в связи с их нарушением. Наибольшим своеобразием отличается правовое положение обучающегося: его правовой статус зависит от возраста; состояния здоровья; от его поведения: подростки с девиантным поведением обучаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Особенности юридических фактов ОП проистекают из особой природы образовательных отношений. Большинство юридических фактов выступает в форме документов, удостоверяющих личностные качества: свидетельство о рождении ребенка – возраст, заключение психолого-педагогической комиссии – адаптационные способности ребенка к социальной жизни, медико-педагогической комиссии – здоровье ребенка, аттестат об окончании средней школы – уровень образования.

Образовательное право может быть представлено совокупностью шести принципов (общих положений, которые имеют общеобязательное значение и подлежит применению при регулировании образовательных отношений: 1) общедоступность образования; 2) обязательность основного общего образования; 3) бесплатность общего, среднего профессионального и на конкурсной основе – высшего; 4) государственная социальная помощь обучающимся; 5) свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям); 6) светский характер образования. Эти принципы вытекают из содержания конституционного права граждан на образование в РФ.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.