Из воспоминаний современника (XIX в.)
Учебный год
Школьный этап олимпиады по истории среди обучающихся 10-11 классов Приморского района СПб
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа
55 минут (235 минут).
Ответы к заданиям 1–19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (20-25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний современника (XIX в.)
«...Гаврила Григорьевич Волков был известным торговцем антикварными и художественными предметами в двадцатых и тридцатых годах, пользовался репутацией знатока и успел уже составить себе хорошее состояние. Присватался он к купеческой дочери. Родители её не прочь дать согласие на брак, если б препятствием не служило то обстоятельство, что Волков был крепостным богатого помещика Голохвастова. Превращать свою дочь из свободной в крепостную [родители] решительно отказались. Тогда Волков стал хлопотать о том, чтоб откупиться самому. Это оказалось невозможным: Голохвастов, отличавшийся большой гордостью, отказал в просьбе, кичась тем, что его крепостной человек обладает большим состоянием...
Это было в тоне больших бар. Рассказывали, что такой же политики держались и Шереметевы. У них крепостные... владельцы мануфактур... достигали миллионных состояний и, тем не менее, несмотря ни на какие предложения, не отпускались на волю. Шереметев говорил: «Пусть платят оброки... Я горжусь тем, что у меня крепостные — миллионеры».
В своём горе Волков обратился за советом к князю Н.Б. Юсупову... Князь обещал ему помочь. Случилось, что Юсупов и Голохвастов встретились в Английском клубе за карточным столом. Голохвастов был страстный игрок, и в этот вечер ему страшно не везло. Проигравши все наличные деньги, он предложил играть на честное слово. «Ещё успеешь! — ответил Юсупов. — Теперь я ставлю на ставку столько-то, а ты поставь Гаврилу Волкова. Условие такое: коли проиграешь, давай Волкову вольную». Голохвастов согласился — и снова проиграл. Вот каким путем Гаврила Григорьевич Волков получил, наконец, давно желанную вольную».
20. В какие десятилетия XIX в. могли произойти события, о которых идёт речь в отрывке? В каком году было отменено зависимое положение крестьян, о котором идёт речь в отрывке? При каком императоре была отменена крепостная зависимость?
21. На основе текста и знаний по курсу истории укажите, в чём проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников) от помещиков. Назовите не менее трёх положений.
22. Почему помещики отвергали попытки таких крестьян выкупиться на волю? Назовите не менее двух положений.
23. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите не менее трёх примеров войн, походов, экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоев населения, страдавших от распрей феодальной аристократии».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1325-1462 гг.;
2) 1682-1725 гг.;
3) 1924-1953 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|