Сделай Сам Свою Работу на 5

Повышение познавательного интереса и воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры





 

 

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Думаю, что учителя физической культуры согласятся со мной, что к, сожалению, значительная часть молодежи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, у нее не формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Уровень физической подготовленности учащихся не соответствует современным требованиям к развитию личности, к эффективной производственной деятельности и службе в армии. И, как следствие, у школьников наметилась тенденция снижения интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, и в частности к уроку. Прослеживается тревожная тенденция ухудшения здоровья детей и учащихся. За период обучения в школе число здоровых детей снижается в 4 - 5 раз. Только 10 % выпускников общеобразовательных школ могут считаться здоровыми. В соответствии с разрабатываемой проблемой — повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры — стараюсь основывать свою деятельность на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентацией на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребностей в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, гуманистических отношений и приобретение опыта общения между школьником и педагогом. Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Это педагогическая аксиома, не требующая, какого либо подтверждения. Для того чтобы уроки проходили на высоком эмоциональном уровне, было меньше простоев, стремлюсь активизировать познавательную деятельность учащихся. Другими словами, стараюсь привлечь к своему предмету внимание. Развитие учебно-познавательной деятельности и, особенно, достижение познавательной активности определяется содержанием обучения и организацией работы учащихся на уроке. Одним из важнейших компонентов образовательного процесса является его мотивация. Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку. Мотивация обучения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл обучения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Мотивация деятельности учащихся, протекает через постановку каких либо задач на каждом уроке. Направляя работу в определенном русле и добиваясь от учащихся выполнения поставленных задач, тем самым мы будем развивать у наших учеников потребности в реализации поставленных целей. Чтобы учащиеся более успешно справлялись с учебными требованиями, строю учебный процесс с учетом возможностей и подготовленности учащихся. Так же необходимо на каждом уроке развивать познавательные потребности такие как: знать, уметь, понимать, исследовать. При решении поставленных задач учащиеся ориентируются на желаемый результат в соответствии с подбором упражнений и их последовательностью действий, обязательно обозначая реальный результат. В стремлении к достижению результатов нужно основываться на ориентировочно – исследовательскую деятельность. Ученики чаще всего остаются равнодушными к познавательным событиям, открывающимся на уроке. Да и учителю дать каждый урок на высоком уровне страстей и интереса не удается. В силу разных обстоятельств многие ученики не только не слушают объяснение на уроке, мыслительно и чувственно отсутствуют на нем. Обычные методические ухищрения позволяют вывести учеников из пассивного состояния через фронтальный опрос всего на несколько секунд. И спасение здесь, в: - самой фигуре учителя: она должна быть бесконечно привлекательна для детей; - в формальной организации урока, когда интересное хорошо пакуется в необходимое таким образом, что из этой сети не удается выпасть в сонное состояние никому; - в смене деятельностей и в выведении на орбиту ученического рассудка, все новых знаний, приемов, неожиданных поворотов, притягательных речей, достойных споров, волнующих проблем. Наблюдая за деятельностью учеников на уроках, точно знаю, кто из учащихся действительно выносит познавательную ношу с урока, а кто безнадежно отстал, кому не интересен предмет, а кто силится, но без поддержки, улыбки, одобрения не сможет подняться. Анализируя свою работу, пришла к выводу, что недостаточно применять различные формы и методы организации учебной деятельности (разнообразные инновационные педагогические технологии). Необходим творческий подход. В воспитании, ориентированном на личность, ее жизнь, деятельность, считаю, что перспективными являются такие формы работы между учеником и учителем, которые активизируют процесс инициативы у учеников. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» приводит ребенка его личное отношение к тому, что он делает. Педагогический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ученик будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность. Как повысить значимость и уровень интеллектуализации предмета, который помогает не только сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни? С этой целью я обратилась к межпредметным связям. Применяя на практике межпредметные связи, убедилась, что это является востребованной необходимостью, так как предмет "физическая культура" имеет многоаспектные связи с другими предметами. Основная идея применения межпредметных заданий связана с использованием знаний и умений различных учебных дисциплин при изучении конкретного учебного элемента (понятия). Актуальность использования межпредметных связей объясняется необходимостью разносторонней оценки явлений, формирования целостного представления учащихся об окружающем мире; потребностью в специалистах широкого профиля, умеющих ориентироваться в разнообразных ситуациях; престижностью определенных учебных предметов и необходимостью формирования базового ядра знаний, перегруженностью существующих базовых программ. Эти взаимосвязи при умелом использовании в учебном процессе обогащают и углубляют знания и способствуют формированию устойчивого познавательного интереса учащихся. Кроме того, это имеет огромное воспитательное значение, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей, создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся. Возможны три типа межпредметных заданий: — Индуктивные, когда обобщению подвергаются факты из различных учебных предметов; — Частично индуктивные, предусматривающие обобщение уже обобщенных предметных знаний; — Дедуктивные, когда требуется доказательство определенных положений с помощью знаний из различных предметов. Например, задание «Процесс дыхания» включает в себя знания и умения из учебных предметов: — Физическая культура (ЖЕЛ, режим дыхания при различных нагрузках); — Ботаника (дыхание растений, кислород); — Зоология (дыхание животных); — Химия (состав воздуха, химические свойства газов, в него входящих); — Физика (физические свойства этих газов); — Анатомия (процесс дыхания человека, органы дыхания, экология). Итак, решение межпредметных заданий позволяет включить ученика в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами учебного материала и умениями по разным учебным предметам. В связи с этим учитель физической культуры нуждается в конкретных разработках и рекомендациях по эффективности использования межпредметных связей в преподавании физической культуры. Проанализировав программы, была составлена сводная таблица перекрестков этих наук, где прослеживается развитие понятий, в смежных курсах.







Предмет ФК физика биология химия ОБЖ история математика
Тема
1. Дыхание. + + + +      
2. Кровообращение. +   + +      
3. Расстояние. + +         +
4. Скорость. + +         +
5. ЗОЖ (Рац.питание). +   +   +    
6. Работа мышц, утомление. +   + +      
7. История Олимпийских игр. +   +     +  
8. Обморожения. +   +   +    
9. Тренированность. + + + + +    
10. Масса. + + + +     +
11. Сила. + + + + + + +
12. Мощность. + +   +      

Использование приведенных выше форм, средств и методов организации и обучения на уроке позволяет достичь положительных результатов. С целью развития познавательной деятельности учащихся посредством межпредметных связей на уроках физической культуры мною разработаны и применяются карточки задания с физикой, математикой.

Например:

Карточка № 1 Задание: Определить среднюю длину шага. 1. Измерить число своих шагов (n), укладывающихся в длину зала L. 2. Произвести вычисления длины шага по формуле l = L/n 3.Измерить число шагов, укладывающихся в две длины спортивного зала. 4. Произвести вычисления длины шага по формуле l = 2L/n 5. Определить среднюю длину шага по формуле l = l + l/2.
Карточка № 2 Задание: Измерение скорости бега. 1. Пробежать юношам 5 мин., девушкам – 3 мин. с подсчетом количества кругов. Стандартное расстояние (периметр спортивного зала) S умножить на число кругов (n) и разделить на время пробежки (t) v = ns/t. 2. Выполнить перевод скорости в км/час.

 

 

Неизменный интерес у ребят вызывает перевод скорости, выраженной в м/сек., на всем понятные км/час и сравнение со скоростью лыжника, велосипедиста и т. д.

Карточка № 3 Задание: Измерение максимальной скорости движения 1. Пробежать дистанцию 60 м. на максимальный результат; 2. Определить скорость движения, выполнив вычисления: Vmax = s/t. (s- длина дистанции, t- время в сек.)

Скорость, естественно, будет больше максимальной. Почему? Готова тема для разговора о различиях в биохимических функциям организма при беге на различные дистанции.

Карточка № 4 Задание: Измерение массы тела учащегося 1. Выполнить измерение массы тела на весах. 2. Сравнить личные показатели с показателями таблицы.

Учитель, демонстрируя на стенде таблицу соответствия массы росту и возрасту учащихся, помогает выявить отклонения от нормы. Одна из болезней урбанизированного населения — избыточный вес получит в сознании учащегося зримые очертания. Последующий рассказ о вреде данного отклонения в здоровье и методах борьбы с ним воспринимается с большим вниманием.

Карточки задания по физической культуре и физике для 7—8 классов.

Раздел гимнастика.

Карточка № 5 Задание: Определение силы рук при выполнении виса на перекладине. 1. Из виса на перекладине на одной руке, почувствовать напряжение мышц путем сгибания рук; 2. Зная массу m (в кг) и объем своего тела V (в м), рассчитать силу руки: F = 10 (m – 1,1 V)  

 

 

Карточка № 6 Задание: Работа рук при подтягивании на перекладине. 1. Выполните подтягивание на перекладине 10 раз; 2. Работа нескольких подъемов рук (п) будет равна (где работа одного подъема тела равна: А = 10 mlджоулей, m- масса тела (в кг), 1 — длина рук (в м)) А = lOnml 3. Объясните зависимость показателей работы от массы тела.

 

 
Карточка № 7 Задание: Определение мощности, развиваемой при подъеме по канату. 1. выполнить подъем по канату без помощи ног на время. 2. Рассчитать мощность по формуле: N = 10 mh/t. Где m - масса тела (в кг), h - высота каната (в м), t - время (в сек). Сравнить мощность своих рук с мощностью телевизора.

 

 

Из всего выше сказанного, хотелось бы отметить важность соблюдения принципа индивидуального подхода к ученику. Нужно помнить, что успех, обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Его можно пробудить, предоставив детям возможность творческого мышления на уроке. Затронутая мною тема трудна и многолика, требующая более глубокого изучения предмета. Специфика преподаваемого мною предмета требует особого подхода, сложно связать теорию с практикой в урочной деятельности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.