Грамматика. Морфология. Морфемная структура слова. Словообразование
Введение в языкознание I курс
Бакалавриат. Направление «Педагогическое образование». Профиль «Иностранный язык с дополнительным иностранным языком»
Семинар 1
Происхождение языка. Развитие языков
1. Проблема происхождения языка. Группировка теорий происхождения языка. (Т.И.Вендина., стр.32)
2. Теории происхождения языка «по природе вещей»: а) теория звукоподражания; б) теория междометий; в) теория жеста и звука. (В.И.Кодухов, § 8, стр.46-47, 49-51; Т.И.Вендина, стр.32-35).
3. Теории происхождения языка «по установлению»: а) логосическая теория; б) теория общественного (социального) договора; в) теория трудовых выкриков (рабочая теория) (В.И.Кодухов § 8, стр.47-49; Т.И.Вендина, стр.32-35); г) трудовая (социальная) теория Ф.Энгельса, современное представление о происхождении языка. (В.И.Кодухов § 9, стр.51-56; Т.И.Вендина, стр.35-36).
4. Особенности первоначальной человеческой речи. (В.И. Кодухов. § 9, стр.56-57; Т.И.Вендина, стр.36-37)
5. Появление и развитие языков на ранних этапах формирования человеческого общества. (В.И.Кодухов, § 10; лекция).
6. Языки и диалекты при рабовладельческом строе. (Л.И.Баранникова §79; лекция).
7. Развитие языков и диалектов при феодализме. Образование языков народностей. (В.И.Кодухов § 11; Т.И.Вендина, стр.49-50; лекция).
8. Развитие национальных языков. (В.И.Кодухов § 12; Л.И.Баранникова #80; Т.И.Вендина, стр.50-52; лекция).
9. Взаимодействие языков: а) интеграция и дифференциация. (В.И.Кодухов. Глава IV, стр.58; Л.И.Баранникова § 82; Т.И.Вендина, стр.41-43); б) скрещивание (Л.И.Баранникова § 82; Т.И.Вендина, стр.47-48); в) сосуществование; смешение. (лекция).
Семинар 2
Классификация языков. Типологическая классификация. Генеалогическая классификация
1. Виды классификации языков: географическая, функциональная, социальная, генеалогическая, типологическая. (В.И.Кодухов § 39; Т.И.Вендина, стр.260-262; лекция).
2. Понятие о типе языка. Типологическая (морфологическая) классификация языков. (В.И.Кодухов § 40; 41; лекция).
3. Характеристика 4-х типов языков: а) изолирующие; б) полисинтетические в) агглютинативные; г) флективные. (В.И.Кодухов § 41; Л.И.Баранникова § 74; Т.И.Вендина, стр.262-265; лекция).
4. Языки синтетического и аналитического строя. (В.И.Кодухов § 41; Т.И.Вендина, стр.265-268; лекция).
5. Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Основные положения сравнительно-исторического метода. (В.И.Кодухов. § 42; Т.И.Вендина, стр.268-271, 279; лекция)
6. Характеристика индо-европейской семьи. (В.И.Кодухов. § 43; 44; Л.И.Баранникова #67; Т.И.Вендина, стр.271-274)
а) общая характеристика;
б) характеристика отдельных индо-европейских языков;
в) славянские языки;
7. Общая характеристика других языковых семей. (В.И.Кодухов. § 45; Т.И.Вендина, стр.274-279)
Семинар 3
Сущность языка. Язык как общественное явление
1. Сущность языка. (Т.И.Вендина, стр.22-24; лекция).
2. Функции языка. (В.И.Кодухов § 4, стр.21-25; лекция).
3. Вторичные функции общения. (лекция).
4. Язык как общественное явление. Социальная дифференциация языка. (Т.И.Вендина, стр.25-27; В.И.Кодухов § 5; лекция).
5. Язык как средство хранения и передачи общественно-исторического опыта людей. Язык и культура. (В.И.Кодухов. § 6, стр.38; Т.И.Вендина, стр.54-56).
6. Язык как орудие мышления. (В.И.Кодухов § 6, стр.34-38; Т.И.Вендина, стр.28-31).
Семинар 4
Развитие языка. Язык как система
1. Языковая ситуация. (В.И.Кодухов § 13, стр.72-75).
2. Социальная обусловленность развития языка. (В.И.Кодухов #13, стр.75-76).
3. Внутренние законы развития языка. (В.И.Кодухов #13, стр.76-78).
4. Система и структура языка. Язык как система ярусов. (В.И.Кодухов § 13, стр.78-79; Т.И.Вендина, стр.254-256; лекция).
5. Единицы языка и их функции. (В.И.Кодухов § 4, стр.26-27; Т.И.Вендина, стр.256-259; лекция).
6. Отношения между языковыми единицами. (В.И.Кодухов. § 13, стр.79-80; лекция).
7. Речевая деятельность. Компоненты речевой деятельности. (В.И.Кодухов § 7).
8. Язык и речь. (Т.И.Вендина, стр.27-28).
9. Два подхода к изучению языковых явлений. Синхрония и диахрония.
(Л.И.Баранникова. § 6, стр. 25-26).
Cеминар 5
Фонетика. Фонетические аспекты речевого звука. Классификация речевых звуков
1. Фонетика как лингвистическая дисциплина. Определение звука речи. Аспекты звука речи. (В.И.Кодухов #18, стр.101-102; Т.И.Вендина, стр.66).
2. Акустический аспект речевого звука. (В.И.Кодухов #18, стр.102-104).
3. Анатомо-физиологический аспект речевого звука. Речевой аппарат. (В.И.Кодухов #18, стр.104-107; Т.И.Вендина, стр.67-68).
4. Артикуляция речевого звука. Фазы артикуляции. (В.И.Кодухов #18, стр.107-109).
5. Артикуляционная база языков. (В.И.Кодухов #18, стр.109-110).
6. Гласные и согласные. (В.И.Кодухов #19, стр.110-111).
7. Классификация гласных. (В.И.Кодухов #19, стр.111-112; Т.И.Вендина, стр.68-71).
8. Классификация согласных. Основные и дополнительные принципы классификации: а) классификация согласных по способу артикуляции (В.И.Кодухов #19, стр. 114-117; Т.И.Вендина, стр.73); б) классификация согласных по активному органу (В.И.Кодухов #19, стр.117-119; Т.И.Вендина, стр.72); в) классификация согласных по работе голосовых связок. Виды дополнительной артикуляции (В.И.Кодухов #19, стр.119-120; Т.И.Вендина, стр.73-74).
9. Акустическая классификация согласных. (Т.И.Вендина, стр.74-75).
Cеминар 6
Взаимодействие звуков в речевой цепи
1. Изменение звуков в речевой цепи. Две группы изменений. (Л.И.Баранникова. § 16; лекция)
2. Позиционные изменения звуков:
а) позиционные изменения согласных (Л.И.Баранникова. § 17, стр.70-71; лекция)
б) гласные. Редукция гласных. (В.И.Кодухов. § 21; Т.И.Вендина, стр.87-88)
3. Комбинаторные изменения звуков.
а) ассимиляция (В.И.Кодухов § 21, стр.125-126; Л.И.Баранникова § 18, стр.75-77; Т.И.Вендина, стр.85-86);
б) аккомодация, диссимиляция (В.И.Кодухов. § 21, стр.126; Л.И.Баранникова. § 18, стр.74-75, 77; Т.И.Вендина, стр.85, 86-87);
в) звуковые изменения на почве ассимиляции и диссимиляции: диереза, гаплология, эпентеза, метатеза (В.И.Кодухов. § 21, стр.126-127; Л.И.Баранникова. § 18, стр.77-78);
г) субституция ( Л.И.Баранникова. § 18, стр.78-79)
4. Чередование звуков. (В.И.Кодухов. § 21, стр.130-131; Т.И.Вендина, стр.88-89).
5. Орфоэпия (В.И.Кодухов #21, стр.128-130).
Cеминар 7
Супрасегментные средства языка
1. Фонетическое членение речи. Слог и его виды. (В.И.Кодухов. § 20, стр.120-121; Л.И.Баранникова #14; Т.И.Вендина, стр.75-79).
2. Ударение. Основания описания ударения. (В.И.Кодухов. § 20, стр.121-123; Т.И.Вендина, стр.80-83).
3. Такт, энклитики, проклитики. (В.И.Кодухов. § 20, стр.123-124).
4. Интонация. (В.И.Кодухов. § 20, стр.124-125; Т.И.Вендина, стр.83-84)
Cеминар 8
Фонема. Система фонем
1. Понятие фонемы. Функции фонем. (В.И.Кодухов #22, стр.1310133; Т.И.Вендина, стр.89-90, 93-96).
2. Фонема и ее дифференциальные признаки. (В.И.Кодухов #22, стр.133; Т.И.Вендина, стр.90-92).
3. Фонема и ее варианты. (В.И.Кодухов #22, стр.134-136; Т.И.Вендина, стр.92-93).
4. Фонологические системы. (В.И.Кодухов #22, стр.136-138; Т.И.Вендина, стр.96-97).
5. Транскрипция. (В.И.Кодухов #25, стр.156-158; Т.И.Вендина, стр.97-99).
Cеминар 9
Лексикология. Слово. Типы значений слова
1. Лексикология как лингвистическая дисциплина. (Т.И.Вендина, стр.112-114).
2. Понятия слова, лексемы, словоформы. (В.И.Кодухов #26, стр.160-161; Т.И.Вендина, стр.114-118).
3. Проблема определения слова. (Т.И.Вендина, стр.118-121).
4. Слово и понятие. (Т.И.Вендина, стр.121-125; В.И.Кодухов #26, стр.163-165).
5. Слово и предмет. (Т.И.Вендина, стр.125-126; В.И.Кодухов #26, стр.162-163).
6. Мотивированность слова. Внутренняя форма слова. (Т.И.Вендина, стр.126-129; В.И.Кодухов #26, стр.166-168).
7. Семантическая структура слова. (Т.И.Вендина, стр.129-132; В.И.Кодухов #26, стр,168-169).
8. Типы лексических значений слова. (Т.И.Вендина, стр.132-136).
9, Многозначность слова. (Т.И.Вендина, стр.136-140; В.И.Кодухов #26, стр.169-172).
10. Полисемия и омонимия. (В.И.Кодухов #26, стр.172-174; Т.И.Вендина, стр.140-142).
Cеминар 10
Словарный состав языка
1. Системность словарного состава. Его деление по частотности употребления слов на активный и пассивный. (Т.И.Вендина, стр.146-151, 166-167; Л.И.Баранникова. § 36, стр.135-136; лекция).
2. Деление лексики по степени близости лексических значений:
а) лексико-семантические группы (В.И.Кодухов. § 28, стр.177-179; Т.И.Вендина, стр.151-155);
б) термины (В.И.Кодухов. § 28, стр.179-180; Л.И.Баранникова § 35);
в) синонимы (В.И.Кодухов. § 28, стр.180-183; Л.И.Баранникова § 34, стр.125-130; Т.И.Вендина, стр.155-158);
г) антонимы (В.И.Кодухов. § 28, стр.183-184; Л.И.Баранникова § 34, стр.130; Т.И.Вендина, стр.158-160);
д) омонимы (В.И.Кодухов. § 26, стр.172-174; Т.И.Вендина, стр.140-142);
е) паронимы (Т.И.Вендина, стр.160)
3. Деление лексики по стилистической принадлежности. (В.И.Кодухов. § 29, стр.184-187; Т.И.Вендина, стр.160-164).
4. Деление лексики по хронологическому принципу:
а) архаизмы, историзмы (Т.И.Вендина, стр.167-169; Л.И.Баранникова #37)
в) неологизмы. (В.И.Кодухов. § 29, стр.187-189; Л.И.Баранникова § 38; Т.И.Вендина, стр.169-170).
5. Деление лексики по происхождению слов:
а) исконные слова;
б) заимствованные слова (В.И.Кодухов #30, стр.194-196)
в) основной лексический фонд языка. (В.И.Кодухов. § 29, стр.188).
Cеминар 11
Изменения словарного состава. Фразеология
1. Исторические изменения словарного состава. (Т.И.Вендина, стр.165-166)
2. Основные способы обогащения словарного состава:
а) морфологический способ (В.И.Кодухов § 30, стр.188-191);
б) семантический способ: расширение и сужение значения слова; метафорический,
метонимический и функциональный переносы. (Кодухов § 30, стр.191-194; Т.И.Вендина, стр.173-174).
в) заимствование. Калькирование. (Л.И.Баранникова. § 39, 40, Т.И.Вендина, стр.171-173).
3. Свободные и устойчивые сочетания слов. (В.И.Кодухов. § 27, стр.174-175; Т.И.Вендина, стр.143-144).
4. Виды фразеологизмов. (В.И.Кодухов. § 27, стр.175-177; Т.И.Вендина, стр.144-146).
Семинар 12
Грамматика. Морфология. Морфемная структура слова. Словообразование
1. Грамматика. Основные единицы грамматики. Разделы грамматики. (Т.И.Вендина, стр. 187-191, В.И.Кодухов, *32, стр.210-211)
2. Морфема. Значение морфем. (Л.И.Баранникова. § 46; В.И.Кодухов. § 33, стр.211-212; Т.И.Вендина, стр.195).
3. Типы морфем:
а) корень;
б) аффиксы и их типы. (Л.И.Баранникова. § 47, 48; В.И.Кодухов. § 33, стр.212-214; Т.И.Вендина, стр.196-198).
4. Основные способы образования новых слов:
а) аффиксация. Словообразовательный тип;
б) словосложение;
в) конверсия;
г) сокращения;
д) повторы. (Л.И.Баранникова. § 51; В.И.Кодухов. § 30, 35, стр.190-191, 224-227; Т.И.Вендина, стр.209-212).
4. Исторические изменения в составе слова. (Л.И.Баранникова #49; Т.И.Вендина, стр.216-219).
Семинар 13
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|