Сделай Сам Свою Работу на 5

Расчет минимального объема товарооборота, необходимого для безубыточной работы предприятия





 

Планирование розничного товарооборота торгового предприятия, особенно нового, целесообразно начинать с определения минималь­ного объема товарооборота, ориентированного на обеспечение безу­быточной работы. Такой объем принято называть критическим. Все расчеты по его определению сводятся к выявлению точки безубыточ­ности предприятия.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предпри­ятие несет определенные расходы. В практике экономического ана­лиза их принято подразделять на:

1. постоянные затраты, сумма которых не зависит от объема това­рооборота (аренда, амортизация, расходы на содержание зданий, помещений и т. д.);

2. переменные расходы, то есть затраты, связанные с покупкой то­варов, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсорти­ровкой, упаковкой, реализацией.

Предполагается, что переменные расходы развиваются в том же на­правлении и в тех же темпах, что и объем товарооборота.

Однако темп изменения совокупных затрат в связи с включением в них не только переменных, но и постоянных расходов будет от­клоняться от темпа изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные затраты. При этом мини­мально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию только безубыточную работу.



Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно вы­полнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен реализованных или запланированных к продаже товаров. Рознич­ная цена, в свою очередь, состоит из покупной для торгового пред­приятия цены товара и торговой надбавки. Сумма товаров по по­купным ценам представляет собой товарооборот торгового предпри­ятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия торговым предприятием издержек обращения и получе­ния прибыли.

 

Трц = Тпц + ТН,

где Трц — объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Тпц — объ­ем товарооборота по покупным ценам руб.;

ТН — сумма торговых надбавок, руб.

 

В свою очередь:



ТН=ИО+П

где П — сумма прибыли от реализации, руб.;

ИО — сумма издержек обращения, руб.

ИО= ИО пер+ ИОпост

 

где ИОпер — сумма переменных издержек обращения, руб.;

ИОпост – сумма постоянных издержек обращения, руб.

Тогда:

Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема то­варооборота будет иметь вид:

где — критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.

 

Товарооборот по покупным ценам представляет собой затраты тор­гового предприятия на покупку товаров, которые носят перемен­ный характер. Поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:

 

где Зпер — переменные затраты, руб.

Разделив полученное равенство на объем критического товарообо­рота, получаем:

 

Например, объем товарооборота торгового предприятия по рознич­ным ценам в отчетном году составил 72 115,0 тыс. руб., по покуп­ным ценам — 53 076,6 тыс. руб. Издержки обращения: всего — 14 179,1 тыс. руб., в том числе условно-переменные — 5084,1 тыс. руб., условно-постоянные — 9095,0 тыс. руб.

Тогда доля переменных затрат в объеме розничного товарооборота торгового предприятия составит:

 

Объем критического товарооборота, обеспечивающий предпри­ятию в отчетном году безубыточную работу:

Таким образом, фактический объем товарооборота в 72 115,0 тыс. руб. обеспечил предприятию в отчетном году запас финансовой прочно­сти в размере 25 112,5 тыс. руб. (72 115,0 - 47 002,5), или 34,5 %

 

7. Планирование товарооборота предприятия



 

 

План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объёму и отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

Все разделы плана товарооборота взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь:

 

Пф = Т ≤ Рт,

 

где Пф – покупательные фонды; Т – объём товарооборота; Рт – товарные ресурсы.

 

Объём и структура розничного товарооборота должны обеспечить, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения в товарах в соответствии с его спросом, а с другой – необходимый для дальнейшего развития предприятия размер прибыли.

Прогнозы бывают двух видов: «от общего к частному» (от объёма к структуре) и от «частного к общему». Подход «от частного к общему» более эффективен для небольших и средних предприятий.

Методы прогнозирования могут быть разделены на три группы: количественные, качественные и комбинации из этих двух методов.

Выбор метода зависит от периода, на который необходимо составить прогноз, возможности получить соответствующие исходные данные, требований к точности прогноза, опыта и рекомендаций экспертов, наличия компьютерной техники.

Для планирования розничного товарооборота могут быть применены следующие методики его расчета: с учётом получения необходимых доходов, исходя из предполагаемых ресурсов, изменений в зоне обслуживания, нормативов, на основе спроса населения.

 

Методика планирования товарооборота с учётом потребности в прибыли.

Данная методика построена на идее достижения такого объёма розничного товарооборота, который обеспечит необходимый для самофинансирования размер прибыли, остающейся у предприятия после возмещения всех расходов, связанных с его функционированием, уплаты налогов и осуществления других обязательных платежей.

Технология расчёта прогнозного размера розничного товарооборота (объёма продаж) включает три этапа:

На первом этапе определяется необходимая величина прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия и направляемая для реализации программы производственного и социального развития предприятия и удовлетворения интересов собственника. В соответствии с ныне действующим порядком важнейшими направлениями распределения чистой прибыли являются (прогнозный расчёт производится экспертным путём с учётом реальной потребности предприятия в этих расходах):

- финансирование прироста основного капитала (развитие материально – технической базы)

- финансирование прироста собственного оборотного капитала

На втором этапе осуществляется увязка рассчитанной потребности в прибыли с возможностями её получения при планируемом объёме деятельности. В этих целях определяется необходимый размер дохода и допустимый уровень расходов на реализацию товаров с использованием расчётных данных о сложившихся размерах за предыдущий базовый период.

На третьем этапе, после необходимых корректировок объёма товарооборота, приведения его структуры в соответствие с покупательными фондами и спросом населения рассчитываются все другие показатели деятельности предприятия (объём и структура товарного обеспечения, доходы, расходы на реализацию товаров, финансовый план, необходимая численность работников, потребность в кредитах и т. д.).

Обоснованность плана розничного товарооборота можно проверить посредством определения критической точки продаж, которую иногда называют порогом рентабельности. Она совпадает не с тем периодом, когда предприятие начинает нести убытки, а с тем отрезком времени, когда полученный доход не будет покрывать постоянные расходы.

Критическую точку продаж (Кт) можно рассчитать по формуле:

Рпс

Кт = Т ∙ ————,

Рпр + Рпс

 

где Т – расчётный плановый товарооборот, Рпс – постоянные расходы на реализацию, Рпр – переменные расходы на реализацию.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.