Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, состав товарооборота и его роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия





 

Товарооборот — один из важнейших синтетических показателей развития, как на уровне предприятия, так и на уровне региона, стра­ны в целом.

Главной целью торговых предприятий является получение макси­мальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходи­мого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута эта цель.

Сущность розничного товарооборота выражают экономические от­ношения, связанные с обменом денежных доходов населения на приобретенные товары. Причем ключевым словом здесь является «население», ибо продажа потребительских товаров только конеч­ному потребителю, то есть населению, составляет розничный товарооборот. Другим непременным условием, позволяющим отнести продажу товаров именно к розничному товарообороту, является продажа товаров за наличный расчет. При этом каналами реализа­ции товаров могут быть:

1. юридические лица, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, па­латки и др.);

2. юридические лица, для которых торговая деятельность не явля­ется основной (магазины при промышленных предприятиях, фирменные магазины и др.);



3. физические лица, осуществляющие продажу товаров на веще­вых, продовольственных, смешанных рынках.

Розничный товарооборот подразделяется на товарооборот рознич­ной торговли и общественного питания.

Товарооборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению за наличный расчет либо оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, перечислениям со счетов вкладчиков, посредством платежных карт, что также учи­тывается как продажа за наличный расчет.

В оборот розничной торговли также включаются:

1. стоимость товаров, проданных в порядке комиссионной торгов­ли (по договору комиссии), по моменту продажи в размере пол­ной стоимости товаров, исключая комиссионное вознагражде­ние;

2. стоимость товаров, отправленных покупателям по почте с опла­той по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отде­лению связи);

3. полная стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту от­пуска товаров покупателям);



4. стоимость товаров длительного пользования, проданных по об­разцам (по времени выписки счета-фактуры или доставки поку­пателю, независимо от времени фактической оплаты товара по­купателем);

5. полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т. п.);

6. стоимость проданных по подписке печатных изданий (по момен­ту выписки счета, без учета стоимости доставки);

7. стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара;

8. стоимость проданной порожней тары.

Обязательным признаком операции, относимой к розничной тор­говле, является наличие кассового чека (счета) или заменяющего чек документа.

Товарооборот общественного питания складывается из выручки от продажи собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов) и покупных товаров без кулинарной об­работки (мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий) населе­нию — для потребления главным образом на месте, организациям и индивидуальным предпринимателям — для организации питания различных контингентов населения.

Оборот розничной торговли и оборот общественного питания учи­тываются в фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, наценку общественного питания, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.

Помимо розничной торговли торговые предприятия могут осуществ­лять оптовую продажу товаров.

Оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализа­ции товаров, приобретенных ранее на стороне для перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи).



Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, — наличие счета-фактуры на отгрузку товара.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение розничного товарооборота вытекает из выполняемых им задач.

Значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия.

На государственном уровне значение показателя «объём и структура товарооборота» состоит в следующем:

1. Розничный товарооборот является одним из важных показателей социально-экономического развития страны. Он характеризует состояние национальной экономики важнейшие пропорции в системе расширенного воспроизводства между производством и потреблением, между потреблением и накоплением, спросом населения и предложением, розничной продажей и денежным обращением.

2. Розничный товарооборот характеризует объём реализованных покупательных фондов потребителей, которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.

3. Розничный товарооборот – важное звено в процессе осуществления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары.

4. Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного, населения страны.

 

 

4. Анализ объема и структуры товарооборота

 

Основными задачами анализа товарооборота торгового предпри­ятия являются:

• оценка выполнения плана (при наличии такового) и ритмично­сти его выполнения в отчетном периоде;

• изучение объема товарооборота в динамике (то есть за ряд лет);

• изучение структурных сдвигов в товарообороте;

• определение и количественное измерение влияния отдельных факторов на объем товарооборота;

• изучение сезонных колебаний в товарообороте по кварталам и месяцам;

• выявление и использование внутренних резервов развития това­рооборота.

Анализ товарооборота следует начинать с оценки выполнения пла­на. При этом определяется сумма перевыполнения (недовыполне­ния) и процент его выполнения:

 

где Т% — процент выполнения плана товарооборота.

 

Анализ равномерности выполнения плана товарооборота за отдель­ные периоды времени осуществляется с помощью расчета коэффи­циента равномерности:

Р = 100 — V,

где Р — коэффициент равномерности выполнения плана товарообо­рота, %;

V — коэффициент вариации выполнения плана товарообо­рота по отдельным периодам, %.

где σх— среднеквадратическое отклонение выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %;

— средний процент выполнения плана товарооборота.

 

 

где хі — процент выполнения плана товарооборота за г-й период.

 

 

В процессе анализа динамики товарооборота определяются:

• сумма увеличения (уменьшения) объема товарооборота в отчет­ном году по сравнению с прошлым годом:

 

 

• темп роста (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:

При анализе объема товарооборота в динамике за ряд лет следует рассчитать цепные (в % к предыдущему году) и базисные (в % к первому году в ряду динамики) темпы роста или снижения

 

 

Среднегодовой темп изменения объема товарооборота рассчитывается по средней геометрической:

где Р — среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %;

Тп — объем товарооборота отчетного года, руб.;

Т1 — объем товаро­оборота в первом году ряда динамики, руб.;

п — количество лет в ряду динамики.

 

В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота сле­дует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах.

Пересчет объема товарооборота отчетного года в сопоставимые це­ны прошлого года производится по формуле:

где ТС.Ц. — товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах прош­лого года, руб.;

Т — товарооборот отчетного года в фактических це­нах, руб.;

]ц — индекс цен.

 

Анализ товарооборота следует проводить не только в целом по тор­говому предприятию, но и в разрезе структурных подразделений (филиалов, секций), отдельных товарных групп, то есть по ассорти­ментной структуре.

В ходе анализа структуры товарооборота определяется выполнение плана реализации по отделам, секциям, товарным группам, выявля­ется тенденция их оборотов, определяется удельный вес реализа­ции в общем объеме

 

5. Анализ факторов, влияющих на объем товарооборота

 

На объем товарооборота торгового предприятия оказывает влияние большое число факторов. В практике экономического анализа их принято подразделять на три группы:

• факторы, связанные с товарными ресурсами;

• факторы, связанные с численностью работников и производи­тельностью их труда;

• факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия и режимом его работы.

Факторы, связанные с товарными ресурсами, влияют на объем то­варооборота через изменение величины запасов товаров на начало и конец года, поступление товаров и их выбытие. Между указанны­ми величинами имеется определенная взаимосвязь, выражаемая формулой товарного баланса:

Зн + П = Р + В + зк,

где Зн — запасы на начало года, руб.;

П — поступление товаров, руб.;

Р — объем товарооборота, руб.;

В— выбытие товаров, руб.;

Зк — запасы на конец года, руб.

 

Преобразуя данную взаимосвязь можно получить балансовую формулу товарооборота:

Р = Зя + П — В — Зк

 

Изменение каждого из слагаемых соответствующим образом влия­ет на объем товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступ­ления товаров оказывает положительное влияние на сумму реали­зации товаров. Их уменьшение, наоборот, способствует сокращению объема товарооборота.

Уменьшение выбытия товаров, сокращение их конечных запасов повлияет положительно на сумму реализации; увеличение же отри­цательно сказывается на величине объема товарооборота.

Рассматривая направления влияния (+; -) данных факторов, необ­ходимо учитывать доброкачественность поступающих товаров во всем ассортименте и требуемых количествах. Тот же подход соблю­дается в отношении товаров в запасах. При нарушении этих усло­вий фактор, оказывающий положительное влияние, может перейти в разряд отрицательных.

Влияние на объем товарооборота торгового предприятия факторов, связанных с товарными ресурсами, определяется способом разниц или цепных подстановок.

В первом случае находятся отклонения между показателями отчет­ного и прошлого года, а затем определяется направление влияния фактора на увеличение или уменьшение объема товарооборота. Причем следует учитывать, что направление влияния на объем товарооборота изменения выбытия товаров и запасов товаров на ко­нец года меняется на противоположное.

 

Значительное влияние на объем товарооборота торгового предпри­ятия оказывают трудовые факторы: численность работников и про­изводительность их труда. Модель имеет вид:

 

Т = В · Ч,

где Т — объем товарооборота, руб.;

Ч — среднесписочная числен­ность работников, чел.;

В — производительность труда одного ра­ботника, руб.

 

В условиях инфляции такой анализ целесообразно проводить по товарообороту и производительности труда (выработке на одного работника) в сопоставимых ценах.

Используя способ разниц или метод интегрирования можно рас­считать влияние на объем товарооборота изменения трудовых фак­торов и индекса цен.

Используя способ разниц, имеем:

где ΔТЧ — изменение объема товарооборота за счет изменения сред­несписочной численности работников, руб.;

Ч0 — среднесписочная численность работников в прошлом году, чел.;

Ч1 — среднесписоч­ная численность работников в отчетном году, чел.;

В0 — производи­тельность труда одного работника в прошлом году, руб.

 

где ΔТВ — изменение объема товарооборота за счет изменения про­изводительности труда одного работника, руб.;

Ч1 — среднесписоч­ная численность работников в отчетном году, чел.;

Всоп — производительность труда одного работника в сопоставимых ценах, руб.,

В0 — производительность труда одного работника в прошлом году, руб.

 

 

где ΔТЦ — изменение объема товарооборота за счет изменения цен на товары, руб.;

В1 — производительность труда одного работника в отчетном году, руб.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.