Сделай Сам Свою Работу на 5

Субъекты торговой деятельности. Товарооборот торгового предприятия





 

Цель: изучение видов и функций субъектов торговой деятельности, организационно-правовых условий и основ регулирования их деятельности. Раскрыть понятие товарооборота, его состава и роли в формировании результатов хозяйственной деятельности, разъяснить методику анализа и планирования товарооборота

 

Задачи:

- дать характеристики предприятий как объектов экономической системы и методов хозяйствования

- охарактеризовать организационно правовые формы и виды торговых предприятий

- раскрыть понятие, состав товарооборота и его роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия

- изложить методику анализа объема и структуры товарооборота

- изложить методику расчетов факторов, влияющих на объем товарооборота

- изложить методику расчетов минимального объема товарооборота, необходимого для безубыточной работы предприятия

- изложить методику планирования общего объема, структуры и динамики товарооборота предприятия

 

План

 

1. Торговое предприятие как организационно-экономическая система, сущность и функции торгового предприятия



2. Организационно-правовые формы и виды торговых предприятий

3. Понятие, состав товарооборота и его роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия

4. Анализ объема и структуры товарооборота

5. Анализ факторов, влияющих на объем товарооборота

6. Расчет минимального объема товарооборота, необходимого для безубыточной работы предприятия

7. Планирование товарооборота предприятия

 

1. Торговое предприятие как организационно-экономическая система, сущность и функции торгового предприятия

Исходя из современных концепций экономической науки, все хозяй­ствующие субъекты, к которым относятся и торговые предприятия, рассматриваются как организации. Под организацией в общем плане понимается объединение людей, деятельность которых сознательно координируется для достиже­ния общей цели.

Организации, преследующие в качестве основной цели своей дея­тельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал, рас­сматриваются как экономические (коммерческие) организации.



Торговое предприятие является сложной экономической организа­цией со множеством взаимозависимых целей, ориентированной на получение прибыли, использующей в своей торгово-производст­венной деятельности трудовые, материальные, финансовые, инфор­мационные и другие виды ресурсов. Поэтому торговые пред­приятия рассматриваются как целостные системы в единстве всех составляющих ее элементов и во взаимосвязи с внешней средой.

Торговое предприятие по своим свойствам относится к сложным социально-экономическим системам, поскольку создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управля­ется ими в соответствии с их личностными особенностями.

Экономической системой торговое предприятие является потому, что в результате использования ресурсов и реализации товаров обеспечивается непрерывность воспроизводства общественного продукта, нормальное функционирование сферы товарного обра­щения, доведение до конечного потребителя товаров и услуг.

Любое торговое предприятие является одновременно и торгово-тех­нологической системой, способствующей преобразованию ресурсов в товары и услуги; социальной системой, где происходит взаимо­действие членов трудового коллектива; и организационно-экономи­ческой системой, в которой целенаправленно координируется их деятельность.

 

Вопрос о сущности и содержании понятия «предприятие» следует рассматривать с разных сторон: организационно-экономической, правовой, места и роли предприятия в системе общественного производства.

С организационно-экономической точки зрения предприятие представляет собой совокупность материальных, трудовых и финансовых средств, надлежащим образом организованных для производства продукции, выполнения каких либо других работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществление социально-значимых функций.



Очень важным моментом является также вопрос о праве предпринимать решения по всем видам и результатам своей деятельности на рынке и нести ответственность за свои действия.

Понятие предприятия имеет и правовую основу. Оно обязательно должно быть юридическим лицом.

Предприятие – это первичное, основное звено общественного производства, самостоятельный хозяйственный субъект, c правом юридического лица, созданное для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально значимых функций.

Данное определение относится к любому предприятию.

Основными признаками (чертами) предприятия являются:

- организационное единство;

- экономическая обособленность;

- экономическая самостоятельность;

- хозяйственно-оперативная самостоятельность;

- обособленное имущество;

- имущественная ответственность;

- единоналичие;

Участие в хозяйственном обороте от собственного имени.

Организационное единство предполагает определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой, объединенный общим процессом труда.

Экономическая обособленность предполагает обособление экономических ресурсов, возмещение затрат за счет собственных средств, присвоение результатов работы, наличие целей деятельности.

Экономическая обособленность порождена отношениями собственности и предполагает полную экономическую и хозяйственно-оперативную самостоятельность.

Экономическая самостоятельность предполагает влияние предприятия на порядок своей деятельности.

В соответствии с законодательными и нормативными актами Республики Беларусь субъекты хозяйствования самостоятельно определяют:

- численность и структуру персонала;

- формы и системы оплаты труда;

- поставщиков и покупателей;

- ассортиментную политику и политику ценообразования (в рамках действующего законодательства).

Хозяйственно-оперативная самостоятельность предприятия проявляется в рамках нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования.

Совокупность черт предприятия придает ему целостность как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Торговое предприятие- это первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица созданный для закупки, хранения, реализации товаров и представления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения рынка и получения прибыли.

Основной функцией торгового предприятия является продажа товаров народного потребления, которая характеризуется сменой товарной формы стоимости в денежную.

Для торгового предприятия характерны три основных признака: экономический, организационный и правовой.

Экономический признак означает осуществление цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных средств.

Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой управления в соответствии с Уставом или Положением.

Правовой признак характеризует предприятие как юридическое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.

 

Условия внешней среды функционирования торговых предприятий формируются под влиянием целого ряда факторов. Основные из них следующие:

- политические (уровень политической стабильности в регионе, правительственная политика, правовая база деятельности предприятия и отрасли и др.)

- демографические (половозрастной состав населения, уровень рождаемости, старения, населения, эмиграция и др.)

- природные (климатические условия, источники сырья и топлива и др.)

- научно-технический потенциал (состояние отраслевой науки, рост или снижение расходов на научно-исследовательские работы в отрасли, срок внедрения научных разработок и их эффективность).

Кроме перечисленных выше факторов на работу предприятий торговли оказывают влияние: объем производства, предметов потребление, численность и состав обслуживаемого населения, денежные доходы и расходы населения, конкуренты.

Внутренняя среда – это совокупность условий и системы взаимосвязи подразделений субъекта хозяйствования. Основными элементами внутренней среды торговых предприятий являются структура, материальные ресурсы, персонал, финансы, маркетинг, межличностные отношения работников и др.

 

В самом общем виде экономический механизм хозяйствования торгового предприятия можно представить как необходимую взаимосвязь различных экономических явлений. Применительно к субъекту экономики хозяйственный механизм определяется как совокупность различных форм и методов управления для сознательного, целенаправленного воздействия на экономику с целью повышения эффективности субъекта хозяйствования.

Хозяйственный механизм предприятий торговли является подсистемой хозяйственного механизма всего народнохозяйственного комплекса. Как экономическая категория хозяйственный механизм предприятий торговли представляет собой совокупность форм, методов, и инструментов хозяйствования, посредством которых регулируется торговая деятельность и достигаются высокие конечный результаты.

Структура хозяйственного механизма предприятий торговли включает следующие основные звенья:

- хозрасчетные отношения, основанные на самоокупаемости и самофинансировании предприятий торговли. В условиях рыночной экономики это звено хозяйственного механизма выступает на первый план, несколько отодвигая такой структурный элемент, как планирование;

- планирование и прогнозирование хозяйственной деятельности предприятий торговли;

- хозрасчетное стимулирование, предполагающее ряд экономических рычагов и стимулов;

- организационная структура управления предприятий торговли;

 

Хозрасчетные отношения представляют собой метод ведения и управления торговой деятельностью, основанный на соизмерении в стоимостном выражении затрат и результатов труда, а также предусматривающий не только возмещение расходов, но и получение прибыли.

Главной целью реализации хозрасчетных отношений является повышение эффективности деятельности на базе рационального и экономного использования всех видов ресурсов.

Экономическая сущность хозрасчетных отношений в торговле раскрывается через их принципы, полнота соблюдения которых в свою очередь определяет формы этих отношений. К основным принципам хозяйственного расчет традиционно относятся следующие:

1. Хозяйственно-оперативная самостоятельность торговых предприятий, которая заключается в их экономической обоснованности. Этот принцип предполагает наличие у торговых предприятий обособленного имущества, возможности осуществления самостоятельного планирования и самостоятельного выбора партнеров (поставщиков товаров, кредитных учреждений, рекламных агентств, ремонтных организаций); статуса юридического лица.

2. Самоокупаемость и самофинансирование торговой деятельности. Самоокупаемость является первой ступенью хозрасчета и предполагает покрытие расходов (или текущих затрат) доходами. Самофинансирование – это более высокая ступень текущих затрат, но и получение достаточной прибыли для расширения объемов деятельности.

3. Материальная заинтересованность в торговой деятельности, которая заключается в получении максимального дохода при минимальных затратах.

4. Материальная ответственность предполагает несение ответственности торгового предприятия за использование всех видов ресурсов, а также возмещение прямых убытков партнерам за счет дохода и резервов (например, за нерациональное использование кредита начисляется пеня).

5. Экономическая ответственность – понятие более широкое, чем материальная ответственность. Экономическая ответственность означает, что предприятие за принимаемые решения отвечает также режимом хозяйствования и степенью доверия, используя при этом не только денежные резервы, но и собственность, что грозит банкротством.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.