Сделай Сам Свою Работу на 5

Гимнастика для дошкольников





Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.

Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.

Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.

Начиная с младенческого периода, гимнастика применяется во всех возрастных группах. Она является важнейшим средством физического воспитания ребенка с первых дней его жизни.

Важную роль в организации гимнастических упражнений играет обучение, в процессе которого воспитывается умение оценить свои двигательные возможности, усвоить общие закономерности двигательной деятельности. Осуществлению этой задачи способствует распределение учебных заданий, применение анализа и синтеза движений, изучение разнообразных физических упражнений и творческое их использование.



Таким образом, гимнастика способствует повышению общей физической подготовленности ребенка и помогает успешнее решать задачи физического воспитания.

Тема 6 Подвижная игра – основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка

Подвижные игры как важнейшее средство всестороннего развития личности ребенка (наличие возможности комплексного использования различных приемов, методов, направленных на формирование личности ребенка).

Подвижная игра – как сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направленная на решение двигательной задачи. Характерная особенность – комплексность воздействия на личность ребенка (физическое,умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание). В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.



Оздоровительное воздействие подвижных игр на организм ребенка. Значение активной двигательной деятельности игрового характера для физического состояния и работоспособности детского организма.

Подвижная игра – как активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом, частично ограниченные правилами, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению к поставленной цели.

Компоненты подвижной игры. Содержание подвижной игры: сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Характеристика компонентов подвижной игры. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создаются специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. Классификация подвижных игр.

Особенности игровой деятельности дошкольников.Особенности игровой деятельности младших дошкольников (отображение реальной действительности). Подражательность и имитации – основа протекания игровой деятельности детей данного возрастного периода.



Особенности игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста (направленность на результат подвижной игры). Участие в подвижной игре – реализация стремлений ребенка (выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт).

Подражательность и имитации – основа протекания игровой деятельности детей данного возрастного периода.

Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста (наличие нравственного подражания, направленность игр на воспитание доброжелательности, стремления к взаимопомощи, организованности, инициативы). Участие в подвижной игре – реализация стремлений ребенка к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспорта и животных).

В становление и развитие теории подвижных игр большую роль сыграли работы отечественных ученых. П.Ф. Лесгафт о научно обоснованном физическом воспитании «Гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность, рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с меньшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствовать духовному развитию человека. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической подготовленности».

П.Ф. Лесгафт, о подвижной игре – как упражнении, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Вклад русских педагогов и психологов в создание теории игры. Вопросы теории и методики разрабатывались Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым, Н.Н Поддъяковым и др.

Работы А.И. Быковой, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, П.А. Тимофеевой, М.В. Потехиной касались разработки вопросов отбора содержания игр, их организации и методики.

П.Ф. Лесгафт отмечал значение подвижной игры в развитии личности ребенка (в игровой самостоятельной деятельности развивается инициатива, воспитываются физические и нравственные качества ребенка). Он указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать чувство удовлетворения.

П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание подвижной игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет расширять знакомые ребенку действия готовиться к более повышенным требованиям, способствует сохранению у него интереса к игре. При этом он значительное внимание отводит соблюдению правил игры, которому играющие подчиняются сознательно и охотно, развивая у ребенка честность, справедливость, выдержку, самообладание, чувство товарищества.

По утверждению П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его.

Значительную роль в результативности игры Е.А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог, при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.

Вопросы методики организации и проведения подвижных игр нашли свое отражение в работах ученых: В.В. Гориневекого, Н.А. Метлон. А.В. Кенеман, М.М. Конторович, Т.И. Осокиной, Е.Д. Тимофеевой и др.

Методика руководства подвижными играми: подбор и планирование подвижных игр, методика ознакомления детей с новой игрой, её организация; организация знакомой игры.

Проведение подвижной игры – комплексное использование разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею.

Значение профессиональной подготовки педагога, педагогической наблюдательности. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка – условие успешного проведения игр. Подбор и планирование подвижных игр. Задачи и содержание предварительной работы (чтение художественных произведений, организация наблюдения за природой, поведением животных, деятельностью людей различных профессий пожарными, водителями, спортсменами, просмотр кино- и диафильмов, проведение беседы).

Подготовка атрибутов. Методы и приемы организации детей на игру. Создание интереса к игре. Объяснение сюжетной подвижной игры. Методы и приемы распределения ролей. Особенности руководства игрой. Подведение итогов подвижной игры.

Особенности организации и руководство подвижными играми детей старшего дошкольного возраста. Развитие физических качеств и формирование двигательных навыков детей в подвижных играх. Развитие самостоятельности. Развитие творческой активности детей.

Показатели творчества детей в игре (быстрота реакции, умение войти в роль, передавать свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательной задачи в связи с изменением игровой ситуации, способность к комбинации движений, придумывании вариантов игр, их усложнению).

Требования к организации и проведению подвижных игр (эмоционально-образная методика руководства воспитателя, систематическое повторение подвижных игр, вариативность подвижных игр (видоизменение содержания и усложнение двигательных заданий))

Подвижная игра – как средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально волевых качеств.

Творческая направленность руководства педагога подвижными играми.

Обеспечение двигательной активности ребенка – условие развития творчества дошкольников.

Лысова В.Я., Яковлева Т.С. и ряд других авторов отмечают, что: "Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка".

Шебеко В.Н. утверждает: «разнообразные формы творческой активности дошкольника могут иметь место как в повседневной жизни, в процессе самостоятельного создания вариантов движения, так на физкультурных игровых занятиях, в которых двигательное творчество – задача специального обучения.

В игровом занятии дошкольники получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Они не только передают знакомый образ в движении, но и учатся создавать новое движение, изменять и преобразовывать структуру. Этому способствует творческие композиции, широко используемые в игровом занятии: посредством движений и поз дети отгадывают двигательные загадки; показывают действия, изображенные на картинке, «оживляют» их; знакомое упражнение «обновляют» новыми структурными частями и т.п. В процессе двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения»

Творчество в движении – одно из условий личностного самовыражения, самосовершенствования, проявления ребенком своей внутренней сущности и индивидуальности.

Постепенное усложнение подвижных игр, варьирование с учетом возрастающей сознательности детей, накопленного ими двигательного опыта, необходимости подготовки детей к школе – основные методические требования к организации проведению подвижных, направленных на развитие творчества дошкольников.

Методика проведения и организации подвижных игр, направленных на развитие творчества детей дошкольного возраста.

Характеристика различных подходов к развитию творчества детей в подвижных играх. Развитие двигательного воображения (Кудрявцев В.Т. и Егоров Б.Б.)

Условия для развития творчества детей в подвижных играх:

- создание условий для отображения знаний ребенка в подвижных играх;

- направленность игры на совершенствование движений ребенка;

- использование различных вариантов проведения игры (изменение места водящего, играющих детей на площадке (в центре зала, сбоку); изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись); изменение количества участников в группе; изменение количества ловишек в игре; создание различных препятствий (скакалки, дуги, мячи); загадывание загадок, а дети, отгадав их, передают в движении характер образа; использование музыки; изменение атрибутов, их размеров, расположения; изменение звуковых сигналов, их дифференциация; использование цветовых ориентиров для разных групп детей; использование дополнительной наглядности (карточки, знаки);

- увеличение дозировки или расстояния; усложнение двигательного содержания; проведение игры в новых условиях; изменение формы построения.

Основные принципы отбора подвижных игр развивающих творчество детей (наличие ситуации разрыва двигательной деятельности детей, которая нарушает ее привычное течение; сюжет игры должен способствовать отображению имеющейся у ребенка информации о мире; использование различных вариантов проведения игр).

Таким образом, для развития детского творчества в подвижных играх необходимо предлагать различные варианты решения двигательной задачи, а также создавать условия для творческого самовыражения ребенка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.