Сделай Сам Свою Работу на 5

Три операции: погрузка, транспортирование и разгрузка составляют один грузопоток.





Складские работы — совокупность работ, совершаемых с грузопотоками грузов на складах. К этим работам относят следующие основные виды: разгрузка, транспортирование, погрузка, взвешивание, распакетирование, пакетирование, комплектация, укладка, накопление, проверка габарита и др.

 

Определение объемов ПРТС работ и показателей состояния их механизации

Объем ПРТС работ определяется как сумма работ по грузопотокам грузов предприятия — цехам, складам в единицу временя: час, сутки, месяц, год.

Различают объемы ПРТС работ предприятия основных и вспомогательных цехов. К основным относят цехи, выпускающие продукцию предприятия. К вспомогательным—инструментальные, ремонтно-механические, ремонтно-строительные и др. Основные и вспомогательные цехи имеют соответствующие грузопотоки.

Основные грузопотоки входят в производственные процессы, дающие полезную продукцию предприятия. К вспомогательным грузопотокам относят: уборку стружки, мусора, подачу масла, эмульсии, обтирочных материалов и др.

К показателям состояния механизации ПРТС работ относятся следующие: уровень и степень механизации, коэффициент перевалок, трудоемкость и др.



Уровень механизации Ум этих работ есть отношение в процентах суммы объема по грузопотокам ПРТС работ, выполненных механизированным способом, к полному объему сумм по грузопотокам ПРТС работ, выполненных механизированным Σм и ручнымΣР способами, т:

Ум =м / Σ(М + Р))·100

Различают уровни механизации работ на внешних—выходящих и входящих грузопотоках предприятия, на межцеховых грузопотоках, внутри цеховых и т. д. Различают также уровни механизации отдельных машин на погрузке или разгрузке грузов.

Степень механизации труда См рабочих, занятых на ПРТС работах, есть отношение количества рабочих, управляющих машинами и механизмами О, к общему количеству рабочих, в которое входит величина О и количество рабочих, занятых ручным трудом D, %:

См= О 100.
О+D

Различают степени механизации ПРТС работ предприятия, цеха, склада и т. д. Этот показатель менее объективен по сравнению с показателем Ум.

Пример:

Электрический мостовой кран перегружает штучные грузы, которые стропальщик привязывает к крюку крана, степень механизации, %:



См= О = 100 = 50.
О+D 1+1

Мостовой кран перегружает контейнер, который загружается грузом двумя рабочими вручную, а также крепится к крюку крана, %,:

См= 100 = 33,3.
1+2

Вилочный погрузчик грузит в вагон грузы, установленные на поддоны,:%:

См= О = 100 = 100.
О+D 1+0

Коэффициент перевалок Кп грузов есть отношение объема межцеховых грузопотоков N и внешнего грузооборота предприятия Вк объему внешнего грузооборота В, %:

Кп = N+B 100.
B

Внешний грузооборот предприятия — сумма грузопотоков (т) поступления и отправления грузов на внешнем транспорте (железные дороги, автомобили, суда и т. д.) в единицу времени. Объем межцеховых грузопотоков N есть сумма всех грузопотоков между цехами и складами, которые транспортируются внутризаводским транспортом по территории завода в единицу времени. Чем больше этот коэффициент, тем хуже организован внутризаводской транспорт. Наличие большой величины этого коэффициента указывает на отсутствие разработок прогрессивной технологии перемещения материалов.

Трудоемкость ПРТС работ определяет количество человеко-часов или человеко-дней, затрачиваемых при изготовлении какой-либо продукции. В это количество часов или дней входят затраты времени рабочих на управление ПРТС машин, рабочих, занятых при машинах, и рабочих, выполняющих ручные ПРТС работы, затрачиваемые на изготовление какой-либо продукции, например, автомобиля. Различают трудоемкость ПРТС работ на предприятии, в цехе, участке, складе. Чем больше трудоемкость ПРТС работ, тем больше средств затрачивает предприятие на погрузочно-разгрузочные работы и тем больше будут накладные расходы. Высокий уровень механизации ПРТС работ свидетельствует о малой трудоемкости.



Степенью автоматизации ПРТС работ Kа мы называем отношение количества ПРТС рабочих А, занятых на управлении автоматическими ПРТС машинами, ко всему количеству рабочих, работающих на автоматических ПРТС машинах А, неавтоматических машинах М, при машинах П и занятых также ручным трудом Р, %:

Kа = А 100.
А+М+П+Р

Важным показателем совершенства работы внутризаводского транспорта D является отношение количества всех категорий ПРТС рабочих Т к полному количеству рабочих предприятия R, %:

D = T 100.
R

Величина R складывается из количества рабочих R0, занятых на выполнении основной технологии предприятия, плюс количество рабочих Т, обслуживающих ПРТС работы этого предприятия:

R=R0+T

Лучшие предприятия с высоким уровнем автоматизации и механизации ПРТС работ имеют величину показателя совершенства работы внутризаводского транспорта D=5...7%, худшие D=20...30%.

Показатель D может быть также отнесен к отрасли, министерству, республике, стране.

 

Системный подход к планированию ПРТС-работ

 

Промышленный переворот конца XVIII — начала XIX вв. ознаменовал переход к машинному производству, положив начало крупной современной индустрии. Машинное производство коренным образом отличалось от ручного индивидуального производства союзов ремесленников, распространенного в эпоху Средневековья и Возрождения. Нельзя сказать, что до промышленного переворота не существовали небольшие фабрики или мастерские. Различие между ремесленным и фабричным производством заключалось главным образом в использовании паровой энергии и машин, позволивших в гигантских масштабах увеличить производительность труда.

По мере развития машинной индустрии появлялась необходимость в транспортно-складских операциях, причем не только в сфере производства, но и в сфере распределения товаров. Владельцы промышленных и торговых предприятий начали приобретать механизмы и машины, сберегающие труд при погрузочно-разгрузочных работах.

Хотя транспортные и складские операции не изменяют потребительскую стоимость изделия, они обычно являются существенным элементом производственных затрат. По различным оценкам доля ПРТС-работ в себестоимости продукции колеблется от 20 до 35 %. Однако имеются исключения из этого общего правила. Например, на химическом предприятии перемещение материалов из одних емкостей в другие происходит по трубам без вмешательства рабочих, и затраты живого труда при этом на единицу продукции невысоки. В то же время на предприятиях пищевой промышленности, где продукция многократно перемещается с места на место и проверяется, прежде чем попасть на стол к потребителю, затраты на ПРТС-работы — весьма значительны. Однако уже на примере этих двух отраслей видно, что точное определение затрат на транспортирование и перемещение материалов - дело весьма сложное.

Отсутствие точных оценок фактических затрат на транспортные и складские операции затрудняет обоснование проектов совершенствования ПРТС-работ, подготавливаемых для высшего руководства. В связи с этим инженер по ПРТС-работам должен обязательно обладать детальной информацией, чтобы защищать свои предложения. Такая информация позволяет сфокусировать внимание управляющих на проблеме, убедить руководство фирмы в необходимости осуществить предлагаемые меры.

Многие управляющие понимают, что затраты на транспортные и складские операции высокие, но считают, что изменить положение трудно и относятся к этим расходам как к неизбежным.

Немало еще фирм, которые не уделяют должного внимания процессам транспортирования и перемещения материалов, хотя затраты на оплату труда вспомогательных рабочих, занятых ПРТС-работами, растут, а фирмы-изготовители подъемно-транспортного оборудования выпускают все более совершенную технику.

Отношение фирмы к проблеме замены оборудования может быть самым различным. Опытным специалистам в области ПРТС-работ известны случаи, когда фирмы эксплуатируют устаревшее оборудование или, наоборот, устанавливают самую современную технику без какого-либо экономического обоснования. Выбор правильных методов при проведении системного анализа проблем транспортирования и перемещения материалов связан с использованием критерия экономической эффективности в качестве одного из основных критериев замены оборудования (при прочих равных условиях). Следует избегать крайностей и применять метод, который по сложности соответствовал бы масштабу проблемы, и стараться сводить к минимуму общие затраты на ПРТС-работы.

Для достижения целей системы перемещения и транспортирования материалов необходимо анализировать все элементы возникающих в ней причинно-следственных связей. Системный подход требует, чтобы решения проблем транспортирования и хранения материалов удовлетворяли ряду следующих важных условий.

- Решения не должны создавать бóльшей проблемы, чем та, которую мы решаем. Нельзя смещать проблему в соседнюю область. Экономический эффект от решения должен перекрывать связанные с ним затраты.

- Решения должны касаться не только текущих, но и долгосрочных вопросов, позволять легко вносить необходимые изменения и дополнения без существенных затрат, другими словами, не должны устаревать слишком быстро.

-Решения должны быть по возможности простыми. Простые решения чаще находят поддержку руководителей и других заинтересованных лиц, включая рабочих, их легче и быстрее осуществить.

Поиск лучших решений проблем транспортирования и перемещения материалов – дело трудоемкое. Он связан с факторным анализом, исследованием (насколько это возможно) системы в целом, применением различных методов.

Важно подчеркнуть, что метод решения проблемы должен соответствовать поставленной цели и не быть сложнее самой проблемы.

Долговременное решение, учитывающее все взаимосвязанные факторы, может обеспечить минимальные общие затраты на ПРТС-работы. На достижение этой цели и ориентирован системный подход к процессам транспортирования и перемещения материалов.

В сферах производства, распределения, управления - везде, где имеет место движение материалов, выполняются погрузочно-разгрузочные работы, В любых транспортных сетях, на любом виде транспорта (морском, воздушном или наземном) выполняются операции отгрузки, комплектации заказов, погрузки и выгрузки частных и государственных транспортных средств.

Для того чтобы увидеть элементы ПРТС-работ в неискаженном, рассмотрим процессы транспортирования и перемещения материалов с позиций системного анализа, выделив в них отдельные уровни или страты.

1. Рабочее место оператора, на котором перемещается конкретная деталь или узел.

2. Участок, цех, завод, где происходят операции транспортирования и перемещения грузов.

3. Система транспортирования и перемещения материалов в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Затем материалы и изделия перемещаются в процессе производства, реализации через торговую сеть, использования конечным потребителем, удаления отходов, повторного использования части материалов или изделия.

Эти три уровня изображены на рис. 4. Используя методы анализа и синтеза, необходимо тщательно исследовать каждый уровень и объединить их в систему.

Рис. 4. Выделение уровней в процессах транспортирования и перемещения материалов с позиций системного анализа

В связи с высокими затратами на процессы транспортирования и перемещения материалов (20‑35% себестоимости продукции), основной задачей специалиста по ПРТС-работам является сведение таких работ к минимуму. Его девизом может быть выражение: "Самое лучшее достижение в организации ПРТС-работ - их отсутствие". Это становится нашей целью. Даже когда предприятия и склады будут полностью автоматическими, мы вынуждены будем совершенствовать программное и аппаратное обеспечение производственных систем.

 

Процессы транспортирования и перемещения материалов неизбежно предполагают движение материалов, а каждое движение обязательно включает операции погрузки и разгрузки. В большинстве случаев места погрузки и разгрузки находятся на некотором, так называемом транспортном расстоянии.

Поскольку затраты на погрузку и разгрузку являются относительно постоянными, то в качестве переменной величины, определяющей стоимость ПРТС-работ, выступает транспортное расстояние.

Таким образом, когда затраты на погрузку и разгрузку материалов не меняются, единственной независимой переменной становится расстояние или время, необходимое для доставки груза от места первоначальной погрузки до места хранения, складирования или уничтожения.

Можно назвать три основных операции в процессах транспортирования и перемещения материалов: погрузка; транспортирование; разгрузка. Независимо от того, насколько сложной становится проблема транспортирования и перемещения грузов, в ее основе лежат именно эти три операции.

В целях лучшей организации труда и бухгалтерского учета на многих промышленных предприятиях отделяют основную работу от второстепенной, вспомогательной. Соответственно выделяются основные и вспомогательные рабочие, различные системы оплаты труда. ПРТС-работы всегда относятся к вспомогательным, а труд рабочего, который перемещает предмет труда на рабочее место оператора станка, считается подсобным. Фонд заработной платы этой категории рабочих доходит до 20—40 % общего фонда заработной платы промышленно-производственного персонала. Однако часть затрат на транспортирование и перемещение материалов остается скрытой в издержках на оплату труда основных рабочих, которые большýю часть своего рабочего времени также затрачивают на перемещение предметов труда. В отдельных случаях основные рабочие затрачивают больше труда на установку, снятие и перемещение деталей, чем подсобные рабочие. Без учета этих затрат затраты на транспортирование и перемещение материалов составляют примерно 35 % себестоимости продукции. Какова же их действительная величина? Перед специалистом по ПРТС-работам встает еще одна задача: определить скрытые затраты и устранить их, либо минимизировать.

В дополнение к трем основным операциям транспортирования и перемещения материалов, необходимо рассмотреть еще два фактора, влияющих на затраты: номенклатуру продукции и размер груза.

Чем шире номенклатура выпускаемой продукции, тем с большим числом форм, видов и размеров деталей приходится иметь дело. С ростом номенклатуры стоимость переработки грузов неизменно повышается из-за различных размеров груза. Переработка грузов существенно усложняется, если на приемную площадку поступают стальные барабаны, картонные коробки, неоднородные грузы на поддонах. Приходится использовать различные методы и оборудование, что удорожает операции. С другой стороны, если обрабатываются только картонные коробки одинаковых размеров, задача упрощается, оборудование может быть стандартизировано, а затраты на единицу продукции снижены до очень низкого уровня. Таким образом, можно заключить: "Чем меньше номенклатура продукции, тем ниже затраты на ПРТС-работы".

Размер груза оказывает различное влияние на затраты в зависимости от ряда условий. Например, с увеличением размеров грузовой единицы затраты на ПРТС-работы обычно снижаются. Нагрузить и переместить поддон с кирпичом дешевле, чем переносить на лотке с места на место несколько штук кирпича. Транспортирование на поддоне четырех мешков муки экономически выгоднее, чем переноска каждого мешка в отдельности. В свою очередь, если масштабы производства позволяют использовать специальные транспортные средства для перевозки муки, то это обходится еще дешевле, чем затаривать муку в мешки и укладывать мешки на поддоны. Таким образом, все относительно, но, вообще говоря, чем больше размеры груза, тем ниже затраты на ПРТС-работы, при условии, что объемы грузооборота оправдывают приобретение специального оборудования.

Поскольку основы организации ПРТС-работ являются общими для всех предприятий, независимо от их размеров, результаты работы по совершенствованию процессов транспортирования и перемещения материалов, проделанной на одном предприятии или в одной фирме, легко переносятся на другие предприятия или фирмы. Объективно следует сказать, что все подразделения, занятые проектированием ПРТС-работ, решают задачи снижения издержек производства, внедрения прогрессивных методов труда, средств автоматизации и механизации, оказывают консультативную помощь, занимаются подготовкой кадров. При хорошей организации работы подразделение может оказать большую помощь руководству предприятия в обеспечении постоянной рентабельности предприятия.

Вопросы рентабельности, получения прибыли являются основными и их следует рассмотреть подробнее. Если нас интересует прибыль, то мы должны исследовать минимальные общие затраты на погрузочно-разгрузочные и складские работы в масштабах всего предприятия независимо от того, идет ли речь о промышленном предприятии или о снабженческо-сбытовой организации. Поэтому, когда мы определяем общие затраты, то рассматриваем систему в целом или, выражаясь точнее, исследуем процессы транспортирования и перемещения материалов методами системного анализа. Перечислим признаки нарушения нормальной работы предприятия, требующие применения системного подхода к исследованию ПРТС-работ.

Снижение рентабельности производства и повышение себестоимости продукции. Симптомами плохой организации ПРТС-работ являются высокие издержки на непроизводственную рабочую силу и все сопутствующие затраты, связанные с совершением операций, но не выявленные периодическим учетом.

Несоответствие товарных запасов потребностям производства. Симптомами является либо слишком высокий, либо слишком низкий уровень запасов.

Необходимость улучшения обслуживания потребителей. Обслуживание потребителей можно улучшить, сократив время между поступлением заказа и доставкой заказанной продукции клиенту. Это время зависит от организации ПРТС-работ.

Возрастающие затраты на эксплуатацию оборудования. Когда подъемно-транспортное оборудование плохо обслуживается или чрезмерно эксплуатируется, затраты на техническое обслуживание и ремонт начинают расти. Затраты на содержание оборудования также увеличиваются, если оборудования слишком много и оно простаивает. Такие "узкие" места не могут быть ликвидированы без наличия обширной программы предупредительного ремонта и четко налаженной системы учета и анализа поломок оборудования.

Большие затраты времени на переработку грузов. Излишние затраты времени на выполнение разгрузочно-погрузочных и складских операций приводят к срыву графиков, сверхурочным работам, задержке поставок и создают трудности в работе как предприятий-поставщиков, так и предприятий-потребителей, что в конечном итоге обусловливает издержки производства выше нормативных.

Неэффективная организация материальных потоков. Подобный недостаток не всегда выступает в явном виде, но, тем не менее, его признаком является снижение прибыли на уровне участка, цеха. Изучение организации ПРТС-работ на предприятии позволяет быстро вскрыть недостатки в системе.

Расчленение функций. В процессе углубления системного анализа может быть вскрыта необходимость интеграции функции транспортирования материалов с другими функциями, например, функциями размещения оборудования, обоснования замены оборудования, расчета экономической эффективности капиталовложений и т.д.

 

Основные термины и определения.

 

КМА ПРТСр: «Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ» - один из основных предметов подготовки инженеров по специальности 170900, предусмотренный Государственным образовательным стандартом. Одной из первых дисциплина введена в учебный план специальности кафедрой ПТМиР УПИ по инициативе проф. П. З. Петухова, разработавшего ее концептуальные основы.

АТСС, АТНС: «Автоматизированная транспортно – складская (транспортно ‑ накопительная) система» - предназначены для взаимосвязанного выполнения процессов транспортирования и складирования тарно-штучных грузов по грузопотокам предприятия и обеспечения согласованности, равномерности и ритмичности производственных процессов, снижения влияния сбойных ситуаций, увеличения надежности функционирования производственной системы. Для массового производства важнее обеспечить согласованность и ритмичность, для мелкосерийного – гибкость.

АС: «Автоматизированный склад» На фазе производства – склады готовой продукции, на фазе потребления – склады сырья, в стыковых пунктах – перевалочные склады. По типу применяемого подъемно-транспортного оборудования классифицируются на три группы – оснащенные:

- ПТМ периодического действия (погрузчики, краны – штабелеры, подъемники);

- машинами непрерывного действия – конвейерными установками;

- ПТМ и периодического и непрерывного действия.

Склады штабельного хранения, стеллажного и бункерного типов.

Основные задачи – определение оптимальных параметров и мощности технического оснащения, выбор рациональной схемы планировки склада.

Автоматическое адресование грузов – сортировка и выдача в определенной последовательности грузов из транспортной системы (ТС)

Груз: объект перемещения и складирования, погрузки и разгрузки.

Грузовая единица:часть груза определенной формы, размеров и конфигураций, не изменяющихся в процессе перемещения, складирования, погрузки и разгрузки.

Грузопоток: количество грузов, перемещаемых по заданному направлению или через заданный пункт в течение определенного периода времени одним или несколькими ТС.

Грузооборот: сумма внешних грузопотоков поступления и отправления за определенный период времени.

Комплектация:Одна или несколько операций единовременного объединения разноименных грузов в одну грузовую единицу.

Карты типовых операций перемещения груза:ГОСТ 3. 1602-74. Используется для описания операций, выполняемых с однородными грузами с помощью однотипного оборудования и технологической оснастки. Карта содержит таблицу норм времени на операцию в зависимости от параметров перемещения и является нормативно-справочным материалом для всех последующих технологических документов.

Карта эскизов:ГОСТ 3. 1105-84. Служит для изображения строповки грузов, способа подачи и их съема, специального типа тары или грузозахватных приспособлений. Возможно указание схемы трассы перемещения груза или ТТС в целом.

Карта типового технологического процесса перемещения: ГОСТ 3. 1602-74. Предназначена для описания типового внутризаводского технологического процесса перемещения и расчета затрат времени на весь процесс ПРТС работ в целом и отдельно по оборудованию и обслуживающему персоналу. Применяют карту совместно с ведомостью изделий.

Кодирование тары:ГОСТ 14861-74. В условное обозначение входит тип тары, ее габариты, грузоподъемность и номер стандарта.

Кодирование грузозахватных устройств:Отдельно выделяется тип стропа, его подвес, захват и общая силовая нагрузка. Код может состоять из начальных букв элемента.

Маршрутная карта:ГОСТ 3. 1105-74. Составляется для каждого изделия с указанием операций ПРТС-работ и основных технологических операций с расчетом затрат времени на всем маршруте, с указанием используемого оборудования и лиц, участвующих в общем технологическом процессе. Выделяется время на подготовку операций и отдельно на выполнение самой операции, что позволяет планировать выбор ПРТС оборудования, оптимизировать маршрут, определить резервы рабочего времени. В маршрутную карту включаются операции основного технологического процесса, а также погрузочно-разгрузочные и транспортные операции.

Погрузка:Операция перемещения груза с места постоянного хранения или с места перемещения груза в транспортное средство.

Пакетирование:Операция укрупнения грузовой единицы укладкой более мелких единиц на общий поддон или в тару большего размера в строго установленном порядке с определенной пространственной ориентацией и, в случае необходимости, последующим скреплением пакета.

Перегрузка:Операция перемещения груза с одного транспортного средства на другое или с одного места хранения на другое.

Погрузочно-разгрузочные машины:Погрузчики всех типов – вилочные для штучных грузов и ковшовые для сыпучих грузов.

Разгрузка:Операция перемещения груза из ТС на место постоянного хранения или временного накопления.

Складирование:Операция размещения грузов в определенном порядке для хранения или временного накопления.

Строповка грузов:Подвешивание груза к крюкам, скобам, траверсам грузозахватного органа ПТМ.

Транспортирование:Операция перемещения грузов по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки.

Транспортная партия:Совокупность однородных грузовых единиц, одновременно перемещаемых по одному общему маршруту.

Транспортно-технологическая схема (ТТС):ГОСТ 21181-75. Составляется по каждому грузопотоку, цеху, складу. Исходными данными для разработки ТТС являются:

- генплан участка, цеха, склада;

- номенклатура грузов;

- грузооборот;

- перечень требуемого ПРТС - оборудования

Технологическая инструкция:Предназначена для описания безопасных приемов ПРТС работ, правил эксплуатации оборудования.

Хранение:Пребывание груза на специально отведенном месте и в определенных условиях.

 

Основные положения генерального планирования предприятий.

 

Важной частью проекта промышленного предприятия любой отрасли промышленности является генеральный план, определяющий положение самого предприятия на местности и взаимное расположение на промышленной площадке основных и вспомогательных цехов, складов, энергетических и транспортных сооружений, всех подземных, наземных и надземных энергетических и транспортных коммуникаций с учетом требований технологии, транспорта и планировки. Основой технических решений по генеральному плану промышленного предприятия являются технология основного производства, состав основных и вспомогательных цехов, единичная мощность агрегатов и взаимная связь цехов и агрегатов в процессе производства.

Технологическая связь отдельных цехов (или производств) в производственном процессе предприятия осуществляется с помощью различных видов транспорта (железнодорожного конвейерного, автомобильного и других), который, по существу, объеденяет все цехи в единый производственный комплекс. Такая взаимная связь цехов и складов с помощью различных видов транспорта, с одной стороны, оказывает существенное влияние на взаимное расположение цехов, а с другой – решения по взаимному размещению цехов на генеральном плане влияют на выбор типа транспорта между цехами и складами и технические средства транспорта, используемые при этом.

Расположение различных зданий и сооружений на площадке предприятия в большой мере определяется архитектурно-строительными требованиями и геолого-топографическими условиями площадки. Размещение предприятия в составе промышленного узла, близость и взаимное его расположение по отношению к селительному району, необходимость создания архитектурно-выразительного облика предприятия, вертикальная планировка с учетом рельефа местности, ориентация площадки относительно сторон света, преобладающее направление ветра и ряд других факторов существенно влияют на решение генерального плана.

По указанным соображениям генеральный план промышленного предприятия по своему содержанию понимается как комплексное технологическое, транспортное и архитектурно-строительное решение промышленного предприятия. В составе проекта генеральный план разрабатывается как чертеж (или комплект чертежей), на котором в определенном масштабе показано взаимное расположение всех зданий и сооружений, транспортных и энергетических коммуникаций в увязке с рельефом местности и планировочными решениями на площадке с учетом требований технологии и транспорта. При решении взаимного расположения зданий и сооружений на генеральном плане предприятия должны быть обеспеченны установленные действующими нормами расстояния между ними в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, а также правилами техники безопасности.

Различают проектный, строительный и исполнительный генеральный план. Генеральный план (проектный) разрабатывают на всех стадиях проектирования, но с различной степенью детализации. Он необходим для строительства предприятия как основной документ, определяющий где и какие необходимо строить здания и сооружения.

Строительный генеральный план (стройгенплан) разрабатывается на основе проектного генплана и служит для решения вопросов размещения временных сооружений, необходимых для нужд строительства предприятия, например складов строительных материалов, площадок для монтажа технологического оборудования строящихся цехов, участков сборки металлоконструкций бытовых помещений для строительных рабочих и др.

Исполнительный генеральный план ведется на предприятиях. На нем фиксируется фактическое положение всех построенных на предприятии зданий и сооружений и отмечаются возможные отступления (обычно - незначительные) от проектного генерального плана, связанные с технологией строительства, неточностью ведения строительных работ и непредвиденными обстоятельствами. Исполнительный генеральный план по своему содержанию является постоянно действующим топографическим планом предприятия, который непрерывно дополняется по мере его строительства.

Разработка генерального плана начинается со схем, которые для предприятий разных отраслей промышленности имеют существенные различия. Так, схемы генеральных планов предприятий перерабатывающей промышленности резко отличаются от схем генеральных планов предприятий добывающей промышленности, для которых, как правило, общий генеральный план не разрабатывается, а составляются генеральные планы отдельных объектов; общая же их увязка производится на ситуационном плане.

На предприятиях добывающей промышленности различают постоянные и временные транспортные трассы, проектирование которых осуществляется по разным техническим условиям. Так, например, при добыче полезного ископаемого открытым способом главные откаточные пути проектируют, как правило, постоянными с большими руководящими уклонами, а забойные и отвальные пути – временными с пологими уклонами.

Генеральный план предприятий перерабатывающей промышленности разрабатывается на полное развитие предприятия с выделением первой очереди строительства. При поэтапном развитии предприятия генеральный план проектируется для каждого этапа.

Для предприятий добывающей промышленности, например для открытых горных работ, даются проекты расположения горных работ и схемы транспорта на ряд лет эксплуатации карьера (обычно на год начала эксплуатации и на период затухания карьера).

Транспорт предприятий обрабатывающей промышленности характеризуется бóльшим развитием внутризаводских путей. Для предприятий добывающей промышленности более характерно развитие подъездных и погрузочных путей.

 

Основные принципы проектирования генерального плана.

 

На основе анализа отечественного зарубежного опыта проектирования предприятий различных отраслей промышленности выработаны следующие основные принципы проектирования генерального плана.

1. Расположение цехов должно соответствовать требованиям производственного процесса и организации производства, обеспечивать поточность производственных процессов, рациональные транспортные связи и условия для их автоматизации. В зависимости от направления производственного потока различают следующие схемы генерального плана предприятий: а) с поперечным производственным потоком, перпендикулярно направленным к большей оси площадки (рис. 5., а); б) с продольным производственным потоком, направленным вдоль большей оси (рис. 5., б); в) с комбинированным (продольным и поперечным) направлением производственного потока (рис. 5., в).

В различных отраслях промышленности в зависимости от специфики производства используется классификация схем, которая учитывает технологические особенности данного производства. Такая классификация разработана для генпланов предприятий черной металлургии, машиностроения, химии и др.

Под рациональными транспортными связями понимается, в первую очередь, гармоничное сочетание различных видов транспорта и увязка внешнего межцехового и внутрицехового транспорта между собой и с технологией основного производства. При этом более предпочтительны наиболее короткие и прямые транспортные коммуникации.

2. Должно быть проведено зонирование территории, т. е. четкое ее деление в зависимости от вида производства и назначения зданий и сооружений с объединением однородных групп цехов в целях улучшения их эксплуатационных условий, рационального решения вопросов специализации и кооперации. При зонировании территории учитывается общность условий: энергопотребления, водоснабжения, транспортного обслуживания, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий.

Так, зона энергетических и водоохлаждающих устройств должна располагаться с соблюдением пожарных и санитарно-гигиенических требований, а также условий приближения ее к цехам ‑ потребителям энергии и удаления от главного ввода коммуникаций на промышленную площадку.

Вспомогательные цехи следует располагать возможно ближе к обслуживаемым или основным цехам. Здания общезаводского назначения (заводоуправление, вычислительный центр, центральная заводская лаборатория) необходимо размещать у главного входа за пределами заводской ограды, выделяя их в отдельную предзаводскую зону.

Особенности зонирования цехов основного производства специфичны для разных отраслей промышленности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.