Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция №9 Условия безопасной якорной стоянки





План:

1. Выбор места якорной стоянки

2. Правила технической эксплуатации якорного устройства

3. Техника безопасности при якорных работах

 

 

На внутренних рейдах постановка на якорь производится в месте по указанию лоцмана или оператора СУДС (система управления движением судов) данного района. На внешних рейдах районы якорных стоянок обычно указаны на навигационных картах. При выборе места якорной стоянки следует учитывать следующие факторы (рис.1):

− глубины, рельеф дна и характер грунта;

− защищенность от ветра и волнения;

− размеры места, наличие ориентиров для подхода и контроля места судна;

− наличие и характеристики приливо-отливных явлений;

− близость навигационных опасностей;

− состояние и прогноз погоды;

− характеристика самого судна;

− предполагаемая длительность стоянки;

− место якорной стоянки должно располагаться в стороне от створных линий,

фарватеров, подводных кабелей и т. п.

Наиболее удобная глубина места якорной стоянки составляет 20 – 30 метров. На глубинах более 100 метров становиться на якорь не рекомендуется. Наименьшая глубина должна быть такой, чтобы во время качки на волнении судно не могло коснуться грунта.



От характера грунта зависит держащая сила якоря. Хорошими являются вязкие грунты: ил, песчаный ил, глина, глинистый ил. К средним относятся рыхлые грунты: песок, ракушка, галька, щебень. Плохими считаются скальные грунты: плита, валуны, скалы. На илистых грунтах якоря Холла и Матросова держат хорошо, но забиваются глиной или илом и после срыва плохо забирают. На плите якоря «ползут». На скалистых грунтах они иногда заклиниваются.

 

 

Рис. 1. Планирование места якорной стоянки

Надежность якорной стоянки зависит также от рельефа дна. Удобным является ровное горизонтальное дно или дно, имеющее пологий подъем к берегу или навигационной опасности. В последнем случае при дрейфе судна в сторону опасности якорь забирает еще сильнее. О рельефе дна и характере грунта можно судить по записи на ленте самописца или изображении на дисплее эхолота. На самописце мягкие грунты дают слабую, расплывчатую запись широкой полосой; твердые (плита, песок) дают рельефную запись глубины.



 

 

 

Рис. 2. Место якорной стоянки на навигационной и электронной картах

 

При выборе размера акватории необходимо учитывать, что может возникнуть необходимость потравить якорную цепь, а также предусмотреть запас на случай дрейфа и маневрирования при съемке с якоря (рис. 2.).

При подходе к выбранному месту якорной стоянки необходимо заблаговременно выполнить:

− главный двигатель перевести в маневренный режим;

− проверить работу и согласование машинного телеграфа;

− проверить связь с машинным отделением;

− сверить часы на мостике и в машинном отделении;

− за 15 – 20 минут до подхода к месту якорной стоянки все члены экипажа, принимающие участие в постановке судна на якорь, должны быть на своих местах. Проверяется связь мостика с баком (стационарная или носимые УКВ радиостанции).

 

2. Правила технической эксплуатации якорного устройства

 

Якорное устройство следует содержать в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к эксплуатации. Во время эксплуатации необходимо:

− регулярно проводить окраску и маркировку якорной цепи;

− регулярно проверять состояние якорной цепи и деталей ее крепления к корпусу судна;

− устройство для экстренной отдачи коренного конца содержать в исправности, разработанным и смазанным;

−брашпиль (шпиль) проверять на холостом ходу каждый раз перед его использованием;

− якорные цепи содержать чистыми, при подъеме их надо всегда обмывать;



− якорные цепи на ходу судна должны быть на стопорах. Запрещается плавание с не втянутыми до места якорями;

− цепные ящики раз в год очищать от грязи и ржавчины;

− зимой обледеневшие якорь или якорные цепи, прежде чем с ними работать, освободить ото льда (оттаивание, страгивание с места);

− не оставлять соединительную скобу якорной цепи на звездочке брашпиля

(шпиля), для чего после остановки брашпиля следует потравить цепь;

− если под якорем, висящим на якорной цепи, находится причал или проводятся забортные работы, якорную цепь взять на два стопора. Необходимо также крепить двумя стопорами якорную цепь, если с нею или в цепном ящике проводятся какие-либо работы;

− при длительных стоянках на якорях следить, чтобы якорные цепи не перекручивались;

− не допускать длительной стоянки на якорях в подвижном льду.

 

Уход за брашпилем (шпилем) и его обслуживание необходимо вести в соответствии с Правилами технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов и оборудования.

При определении технического состояния якорного устройства при ремонте необходимо руководствоваться следующим:

− подлежат замене звенья якорных цепей при уменьшении среднего диаметра в наиболее изношенной части на 1/10 и более первоначального диаметра, а также при наличии трещин;

− подлежат замене или ремонту звенья цепей с выпавшими или ослабленными распорками.

Один раз в два года якорные цепи должны быть предъявлены нспекции

Регистра для освидетельствования.

 

3. Техника безопасности при якорных работах

 

При постановке и съемке с якоря необходимо выполнять следующие правила техники безопасности:

− запрещается оставлять без надзора работающий брашпиль;

− перед отдачей якоря или его подъемом следует убедиться в отсутствии людей в цепном ящике и на линии натяжения якорной цепи;

−перед отдачей якоря необходимо проверить отсутствие под носовым подзором судна катеров, барж и других плавсредств;

−при отдаче или подъеме якоря боцман должен одеть защитные очки и каску для предохранения от попадания ржавчины и грязи;

− при стоянке у причала или на рейде запрещается оставлять якоря в клюзах, закрепленными только на ленточных стопорах. Якорные цепи должны дополнительно крепиться винтовыми стопорами;

− во время очистки цепного ящика работа брашпиля должна быть прекращена, а якорные цепи взяты на винтовые стопоры. Для освещения должны использоваться взрывобезопасные светильники.

С якорной цепью как в цепном ящике, так и на палубе следует работать только с помощью абгалдыря.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.