Сделай Сам Свою Работу на 5

Расчет необходимой длины якорной цепи при постановке судна на один якорь





Лекция №10

Маневрирование при постановке на якорь

План:

Подход к месту якорной стоянки

2. Расчет параметров якорной стоянки

3. Расчет необходимой длины якорной цепи при постановке судна на один якорь

4. Подготовка якорного устройства и отдача якоря

Подход к месту якорной стоянки

При подходе к выбранному месту якорной стоянки необходимо заблаговременно выполнить:

• главный двигатель перевести в маневренный режим;

• проверить работу и согласование машинного телеграфа;

• проверить связь с машинным отделением;

• сверить часы на мостике и в машинном отделении;

• за 15–20 минут до подхода к месту якорной стоянки все члены экипажа, принимающие участие в постановке судна на якорь, должны быть на своих местах. Проверяется связь мостика с ба- ком (стационарная или носимые УКВ радиостанции).

 

 
Рис. 2.20. Выбор места якорной стоянки


 

2. Расчет параметров якорной стоянки

 

Держащая сила якорного устройства

 

Держащей силой якоря называется наименьшее усилие, которое нужно приложить в направлении веретена, чтобы сорвать его с грунта. Это усилие обычно относят к его весу. Если говорится, что держащая сила якоря равна трем, то это означает, что фактически его способность оказывать сопротивление силам, стремящимся сместить судно, будет равна его утроенному весу.



Держащая сила якоря зависит от его типа, характера грунта и длины вытравленной якорной цепи. Наибольшей держащей силой якорь обладает, когда его веретено занимает горизонтальное положение. В противном случае якорь теряет часть держащей силы. Так, при тяговом усилии, направленном к поверхности грунта под углом 15°, держащая сила якоря уменьшается до 50%. При действии тягового усилия в виде отдельных кратковременных рывков держащая сила может оказаться больше расчетной в 2—3 раза.

Внешние силы, действующие на судно, стоящее на якоре

 

Условие безопасной якорной стоянки (без дрейфа на якоре) – сумма внешних воздействий должна быть меньше держащей силы якорного устройства: Rвн ≤ Тяу.

Определяем сумму сил от внешних воздействий:

Rвн = RА + Rт + Rин + Rволн.



 

Сила воздействия от ветра RА зависит от скорости ветра, площади обдуваемой поверхности и определяется по формуле:

RА = 0,8W2Sx,Н;

где Sx – лобовая площадь парусности, м2;

W – скорость ветра, м/с;

 

Сила воздействия от течения Rт равна:

Rт = 60SмVт2, Н;

где Sxп – площадь подводной части миделя, м2;

– скорость течения, м/с.

 

Инерционные силы Rин (силы, возникающие при рыскании) принимаются равными весу якоря в воде:

Rин = 8,5Мя, Н;

где Мя – масса якоря, кг.

В противном случае якорь будет ползти.

 

 
Рис. 1. Схема сил, действующих на судно, стоящее на якоре

 

 

Рис. 2. Влияние мелководья на безопасность якорной стоянки

 

Для учета сил ударов волн о корпус судна вводят коэффициент динамичности , который принимают равным 1,4÷1,7.

Итак, держащая сила якорного устройства должна быть более суммы всех внешних сил, действующих на судно:

 

Т яу ≥ Rвн = Kд (RА + Rт + Rин), Н

 

Расчет необходимой длины якорной цепи при постановке судна на один якорь

 

Расчет якорной стоянки заключается в решении двух задач: расчет длины якорной цепи, необходимой для удержания судна на якоре и определение радиуса безопасной якорной стоянки.

Оптимальная длина якорной цепи, необходимая для надежного удержания судна на одном якоре при заданных гидрометеоусловиях определяется следующим образом:

 

Lяц = 0,17(√Rвн/q*(67,5hкл+Rвн/q) - Rвн/q), м

 

где q – линейная плотность 1 м цепи в воде, кН/м;

 

q = 0,00018dц

 

dц – калибр якорной цепи, мм;

hкл – высота клюза над грунтом, м.



 

Для судов, имеющих якорь Холла и цепные якорные канаты, количество смычек, которое необходимо иметь на клюзе при благоприятных условиях погоды (ветер до 3–4 баллов) и незначительном течении, приблизительно можно определить как корень квадратный из глубины n = √hгл. При длине цепи в 250 метров полностью использовать держащую силу якоря можно до глубины 100 м.

 

Радиус якорной стоянки складывается из следующих величин: R = Lяц + Lc + ΔL

где ΔL – навигационный запас на случай дрейфа и маневрирования при съемке с якоря. Площадь круга, ограниченного радиусом R,

называется местом якорной стоянки.

 

 
Рис. 2.23. Радиус рыскания судна, стоящего на якоре

 

4. Подготовка якорного устройства и отдача якоря

 

Подготовка проводится под руководством помощника капитана.

У поста управления брашпилем находится боцман.

Подготовку осуществляют в следующем порядке:

• снимают металлические задвижки с якорного клюза, а также парусиновый чехол или заглушку с палубного клюза, через который якорная цепь проходит в цепной ящик;

• проверяют состояние якорной цепи в цепном ящике (цепь не должна быть перекручена);

• убеждаются в отсутствии людей в цепном ящике;

• проверяют ленточный стопор, после чего отдают все дополнительные стопоры, наложенные на якорную цепь;

• проверяется работоспособность брашпиля на холостом ходу;

• убеждаются в отсутствии за бортом судна посторонних предметов, могущих создать помехи свободной отдаче якоря;

• стравливают якорь под клюз и держат его на ленточном стопоре;

• докладывают на мостик о готовности якоря к отдаче.

 

Отдача якоря

 

По команде с мостика боцман отдает ленточный стопор. Малый задний ход судна позволяет якорю быстрее забрать грунт и предотвращает навал якорной цепи на якорь. Якорную цепь следует травить с умеренной скоростью, чтобы цепь легко было застопорить в тот момент, когда якорь коснется грунта. При быстром стравливании цепь может навалиться: на якорь и запутаться вокруг его лап, вследствие чего они не смогут войти в грунт. В дальнейшем якорную цепь потравливают по мере натяжения, постепенно задерживая ее, поскольку требуется приостановить продвижение судна. Не следует резко зажимать ленточный стопор. Если якорная цепь натянется, а затем ослабнет, можно считать, что якорь удерживает судно и что оно остановилось в своем движении.

По мере вытравливания цепи помощник докладывает на мостик о количестве смычек «на брашпиле» или «в воде», натяжение цепи (слабое, среднее, сильное) и направление цепи относительно диаметральной плоскости судна. Параллельно боцман дублирует доклад ударами в колокол, количество ударов соответствует количеству вытравленных смычек (с шестой отсчет начинается сначала).

На большой глубине якорь не следует одавать сразу, так как от удара о грунт якорь и звенья первой смычки могут получить повреждения. На глубинах от 30 до 50 м якорную цепь следует травить медленно при помощи ленточного стопора до тех пор, пока якорь не ляжет на грунт. На глубинах, превышающих 50 м, якорную цепь необходимо травить при помощи брашпиля, сообщенного с цепным барабаном, остановив якорь на небольшой высоте над грунтом, затем разобщить брашпиль и травить при помощи ленточного стопора.

Когда будет установлено, что якорь держит («забрал»), на баке поднимают днем черный шар, ночью включают якорные огни и выключают ходовые.

После окончания постановки судна на якорь не следует оставлять цепные барабаны сообщенными с ходовым механизмом брашпиля, необходимо только надежно зажать ленточный стопор и затем, насколько это требует обстановка, наложить на якорную цепь дополнительные временные стопоры.

Для того чтобы с мостика визуально контролировать – травит или не травит цепь, рекомендуется в звено воткнуть шест.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.