Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная концепция прав и свобод человека





Практическая реализация прав и свобод человека в абсолютном большинстве стран мира, по существу, началась только в XX в. Это­му во многом содействовали социальные революции, происходив­шие под лозунгами свободы, равенства, независимости, равнопра­вия. В этом ряду особое место занимают мексиканская, Великая Ок­тябрьская и глобальная народно-демократическая революция 1939-1947 гг. Последняя революция осталась незамеченной анали­тиками, поскольку происходила на фоне ВМВ как альтернатива нацизму и милитаризму. Однако именно она стала дей­ствительно поворотной вехой в судьбах всего человечества. В ходе этих грандиозных революций получили безусловное признание та­кие фундаментальные права человека, как право на равенство, спра­ведливость, труд, жилище, образование, здоровье, социальную бе­зопасность и др., постепенно закрепляемые в международных согла­шениях. Учреждение Лиги Наций в 1919 г. перевело решение наиболее острых проблем прав и свобод человека на практические рельсы. Ее Устав провозглашал права каждого человека на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и др. В 1926 г. была подписана Конвен­ция о запрете рабства. Страны - участницы этой конвенции осуж­дали рабство как социальное явление, а также систему отношений между людьми, основанную на рабстве, и обязались бороться с ними. Качественно новый толчок процессу международной кодифика­ции прав и свобод человека дала ВМВ, в которой погибло более 50 млн. человек. Расистские теории правителей «Тре­тьего рейха», трагические последствия их практической реализации и многое другое заставили международное сообщество по-новому взглянуть на проблему прав и свобод человека.



26 января 1941 г. президент США Ф. Д. Рузвельт провозгласил декларацию «О четырех свободах» (о свободе мнения и выражения, свободе вероисповедания, свободе быть свободным от материальной нужды и гарантии жизни без страха). Атлантическая хартия, подпи­санная Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У.Черчиллем в Оттаве 14 августа 1941 г., прибавила к этим свободам право на экономический прогресс.

Декларация Объединенных Наций, с которой выступили 26 стран антигитлеровской коалиции 1 января 1942 г., подтверждая приверженность идеям Атлантической хартии, провозглашала целью подписавших ее стран в войне с Германией и ее союзниками защи­ту жизни, свободы, независимости, религиозных свобод, охрану прав человека и справедливости как в своих собственных странах, так и в остальных. Проблема прав и свобод человека многократно обсуждалась в период войны и нашла свое отражение в Уставе ООН, подписан­ном 25 июня 1945 г. в Сан-Франциско представителями 51 страны. Поддержание уважения прав человека и фундаментальных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии провозглашает­ся одной из главных целей международного сообщества.



В преамбуле Устава ООН ставятся задачи «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав боль­ших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдать­ся справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из до­говоров и других источников международного права».

Согласно ст. 1 Устава, организация призвана осуществлять со­трудничество народов в разрешении мировых проблем экономичес­кого, социального, культурного и гуманитарного характера, поощ­рять и развивать уважение к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка и религии, а также быть цент­ром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Всеобщее уважение и соблюдение прав и основных свобод всех людей на Земле, наряду с повышением уровня их жизни и полной занятостью населения, необходимо ст. 55 Устава ООН для обеспечения условий стабильности и благополучия, важных для сохранения мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов. Act. 73 обязывает все государства-мандатарии руководство­ваться в своей деятельности принципом уважения прав и свобод человека на подмандатных территориях.



Цели Устава ООН, как видно, действительно были благородны­ми. Но, к сожалению, ООН не удалось стать действенным институ­том международного мира и сотрудничества. Однако в области раз­работки и принятия международных деклараций, пактов и конвен­ций по правам человека и в деле формирования международных институтов (комитетов, комиссий и судов по правам человека) ее заслуги несомненны. Без преувеличения можно сказать, что поле прав и свобод человека - одно из немногих, если не единственное, где ООН добилась весьма ощутимых результатов.

Составители Устава ООН, многократно повторяя в ней форму­лу «права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии», еще не вполне четко представляли себе, о каких конкретных правах и свободах человека идет речь, а также о том, какие из них будут гарантироваться, уважаться и реализовываться под международным контролем. Поэтому почти сразу же была сформирована комиссия для разработки проекта документа, кото­рый стал бы своего рода каталогом признаваемых всеми странами и народами и охраняемых ООН прав и свобод человека, а также со­держал бы их формулировки в первом приближении. В распоряже­нии этой комиссии, состоявшей из известных ученых мира под пред­седательством супруги покойного президента США Элеоноры Руз­вельт, имелись 18 официальных документов и полуофициальных проектов. По каждой формулировке происходили жаркие дебаты.

Международное сообщество, диффе­ренцированное экономически, социально, политически и идеологи­чески, впервые сообща обсуждало важнейшую проблему жизни всей планеты. Согласование различных, порой полярно противополож­ных интересов, взглядов и точек зрения на системы человеческих ценностей не могло быть легким. Декларация была ответом гуманистов на человеконенавис­тнические доктрины фашизма. Победная эйфория и царивший на большей части планеты дух торжества прогресса над реакцией, со­трудничества государств мира, с одной стороны, и такт, сдержан­ность и упорство авторов проекта декларации - с другой, способство­вали выработке согласованного мнения о круге основополагающих прав и свобод человека, признаваемых всем сообществом того вре­мени. Были согласованы их формулировки, выраженные в лаконич­ных и не вызывающих споров дефинициях. Из 56 государств - членов ООН за проект декларации проголо­совали 48, против - ноль, и лишь 8 государств воздержались, вы­разив частичное согласие с документом. После оглашения резуль­татов голосования 10 декабря 1948 г. участники третьей сессии Ге­неральной Ассамблеи ООН (она проходила в Париже) долгой овацией приветствовали принятие декларации. Этому событию при­давалось такое огромное значение, что с тех пор мировое сообще­ство ежегодно отмечает 10 декабря как День прав человека.

Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) - это лаконичный документ, состоящий из 30 статей, где перечислены основные пра­ва и свободы человека, нарушение которых считается недопустимым. Она не проводит различий между правами человека и правами граж­данина. Все провозглашаемые в ней права и свободы представлены как права человека. В декларации изложено общечеловеческое по­нимание концепции прав и свобод человека, характерное для сере­дины XX в. ВДПЧ говорит о необходимости охраны прав человека властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения. Всеобщее понимание характера этих прав и свобод провозглашается важным условием содействия соци­альному прогрессу в мире.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, - гласит ст.1 декларации. - Все они наделены разумом и со­вестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». В этих формулировках нетрудно увидеть влияние американской Декларации независимости и Декларации прав человека и гражда­нина французской революции. В проекте ВДПЧ говорилось даже о Боге и природе, наделивших людей «одинаковыми неотъемлемыми правами», но в последний момент эти слова были исключены из текста. Статья 2 ВДПЧ провозглашает, что «каждый человек обладает всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей дек­ларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеж­дений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия между людьми на основе политического, правового или меж­дународного статуса страны или территории, к которой человек при­надлежит, независимо от того, является ли эта территория незави­симой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо ограниченной в своем суверенитете».

В последующих 27 статьях перечислены основные, признавав­шиеся в то время всем мировым сообществом права и свободы че­ловека без ранжирования их по степени важности: на жизнь, на сво­боду и на личную неприкосновенность; на признание его правосубъектности; на равенство перед законом; на рассмотрение уголовного обвинения гласно и с соблюдением всех требований справедливос­ти независимым и беспристрастным судом. Признаются права че­ловека на невмешательство в личную и семейную жизнь, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в нее, искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, права на свободу мыс­ли, совести и религии, на свободу убеждений и на свободное выра­жение их, на свободу мирных собраний и ассоциаций. Впервые про­возглашены права человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, равного доступа к государственной службе в своей стране; на социальное обеспечение; на свободное развитие личнос­ти; на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благо­приятные условия труда и на защиту от безработицы; на отдых и досуг; на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жили­ще, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи; право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам; право на образование; право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участво­вать в научном прогрессе и пользоваться его благами; право на со­циальный и международный порядок, при котором права и свобо­ды могут быть полностью осуществлены. Заключительная, 30-я ста­тья ВДПЧ содержит особенно важное заявление: «Ничто в настоящей декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей декларации».

Преамбула Всеобщей декларации представляет реализацию провозглашенных в ней прав как задачу, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый институт общества стремились содействовать ува­жению этих прав и свобод, обеспечению всеобщего признания и пропаганде их среди народов мира.

О степени практической реализации каждого из провозглашен­ных во Всеобщей декларации прав человека судить трудно, почти невозможно. Но легко заметить, что многие из них включены в при­нятые за последующие полвека конституции государств и рассмат­риваются ныне большей частью человечества как само собою разу­меющиеся. Последующие международные конференции по правам человека квалифицируют положения этого документа как «торже­ственные обязательства государств», как «общая задача всех народов и всех государств», как «нормы обычного права»5. Всеобщая декларация прав человека стала важным шагом на пути к разработке Меж­дународного кодекса о правах человека. Ее идеи были развиты и конкретизированы в десятках деклараций о конкретных правах че­ловека, принятых разными международными институтами в после­дующие десятилетия.

Международные пакты о правах человека. Государства - члены ООН осознали необходимость закрепления декларированных фун­даментальных прав и свобод человека в международных пактах, в ко­торых была бы установлена ответственность государств за их реали­зацию, а также согласованы формы всеобщего контроля над выпол­нением каждым государством взятых на себя обязательств. Практическое решение этой задачи оказалось достаточно трудным делом. Во-первых, потому, что государства всегда крайне ревниво относятся к своему суверенитету и болезненно реагируют на малей­шие попытки ограничить его. Каждое из них, будучи готовым охот­но исполнять роль судьи в отношении других государств и народов, считает совершенно недопустимой любую критику в свой собствен­ный адрес и решительно отвергает ее как «вмешательство в свои внут­ренние дела».

И в самом деле, как согласовать провозглашенные в Уставе ООН суверенное равенство государств и их обязательство не вмешивать­ся в дела друг друга с международным контролем над их политикой в области прав и свобод человека? Этот непростой вопрос урегули­рован признанием принципа солидарности всех государств в обеспе­чении эффективной защиты прав человека во всем мире. Междуна­родный институт права, обсудив проблемы охраны прав человека и принципы невмешательства во внутренние дела других государств, пришел к выводу о том, что права человека, которым дана между­народная протекция, не являются делом только внутренней юрис­дикции государств. Все вопросы, связанные с правами человека, образуют предмет международной заботы, и, соответственно, выра­жение беспокойства одних государств по этому поводу никогда не представляет собой вмешательство во внутренние дела других госу­дарств. Поэтому положение § 6 ст. 2 Устава ООН6 неприменимо к нарушениям прав человека.

Шли горячие споры и о том, что следует понимать под правами и свободами человека, какие из них первичные, а какие - производ­ные, как ранжировать их по степени важности, а также о том, какие формы взаимного контроля здесь возможны и допустимы. Изменив­шиеся отношения между народами и государствами не благоприят­ствовали поиску консенсуса в этих вопросах. Атмосфера взаимного доверия и согласия, характерная для периода работы над Хартией ООН и ВДПЧ, сменилась атмосферой холодной войны и соперни­чества прежних союзников. На характере споров не могло не сказать­ся и разное понимание проблемы прав и свобод государствами Во­стока и Запада. Каждое из них идеализировало свои достижения и отвергало системы ценностей обществ-оппонентов.

Как уже отмечалось нами в гл. 1, страны с разными экономи­ческими, политическими и социальными системами по-разному смотрят на одни и те же социальные явления (общество, коллектив, индивид, собственность, труд, свобода, справедливость, права че­ловека) и по-разному оценивают их. Это закономерно. Недаром го­ворят: «Что полезно для одних - смертельно для других». Это в рав­ной мере относится к политическим и духовным ценностям.

Западная политическая традиция, особенно либеральная, счи­тала, что права человека - это права только индивидов, в то время как восточная традиция всегда отдавала приоритет целому, коллек­тиву и обществу, элементами которых индивиды являются. Первая признавала только те права и свободы, которые поддаются точному измерению, оценке и контролю, а вторая ставила на первое место социальные, экономические и духовные права и свободы. «Права человека начинаются с полицейского участка», - заявляли сторон­ники западной традиции. «Права человека начинаются с повседнев­ных завтраков», - отвечали им представители восточной политичес­кой традиции.

Второй аргумент сводился к разной степени верификации этих прав, отсутствию единых критериев оценки и возможности провер­ки их реализации. Некоторые полагают, что только гражданские и политические права - это права индивидов против государства, про­тив его незаконных действий. Они, дескать, могут быть определе­ны с точностью. Нарушение каждого из этих прав может быть рас­смотрено в суде и устранено немедленно. Экономические, соци альные и культурные права якобы незримы и не поддаются оценке. Это справедливо, но лишь отчасти.

Явления не перестают существовать оттого, что они не видны и не поддаются точному измерению, отвечали сторонники признания экономических, социальных и культурных прав человека. Есть права абсолютные, неотъемлемые и безотлагательные, есть права относи­тельные, прогрессивные, без которых нет свободного человека. Эти права реализуются постепенно и при активнейшем участии государ­ства. Гражданские и политические права являются абсолютными и безотлагательными, а экономические, социальные и культурные права - относительными и прогрессивными, которые в разных стра­нах реализуются в разных объемах или будут все полнее реализовываться по мере создания необходимых для этого условий. Долгое время считалось, что гражданские и политические права имеют отрицательный характер, поскольку требуют невмешательства государства в сферу прав и сво­бод граждан. А экономические права, напротив, требуют активного участия государства, поскольку степень их реализации зависит от имеющихся средств и ресурсов, создаваемых деятельностью государ­ства. Однако при внимательном рассмотрении прав и свобод чело­века оказывается, что в реальной жизни многое обстоит иначе. Вы­ясняется, что некоторые гражданские и политические права требу­ют позитивных действий и активного участия государства, могут быть реализованы только после создания некоторых предваритель­ных условий. И в то же время отдельные экономические, социальные и культурные права требуют невмешательства государства, а соот­ветственно, имеют отрицательный характер. Стало быть, жесткое различение прав и свобод человека в двух международных пактах лишено всяких четких оснований.

Некоторые права и свободы человека многоплановы, охватывают множество сфер жизни, являясь одновременно и гражданско-политическими, и социально-экономическими, и культурными. Действи­тельно, к какой группе прав относятся право человека на жизнь или право на самоуправление? А свобода совести и вероисповедания - к политической, социальной, духовной (культурной) или ко всем од­новременно? Религия возникла как фактор социальной и духовной жизни и только после своего возникновения превра­тилась в важный фактор политической жизни. Право на образова­ние, относимое преимущественно к культурным правам, на самом деле является одновременно и социальным, и экономическим, и политическим, и культурным, а соответственно, и гражданским правом. После длительных споров договорились разработать проекты двух пактов: один из них назвать Пактом о гражданских и полити­ческих правах, а другой - Пактом об экономических, социальных и культурных правах. Как ни парадоксально, деление мира на две противоположные системы в области прав человека сыграло огромную положительную роль. Соревнуясь друг с другом и подталкивая друг друга, каждая сторона выступала с новыми и новыми «инициативами», призван­ными доказывать «демократичность», «народность», «гуманность» каждой из них. Предложение одной стороны, если оно казалось бес­спорным, тут же дополнялось другим, не менее бесспорным. Поэто­му не случайно, что период самого острого соперничества двух си­стем - 50-80~е годы XX столетия - оказался самым продуктивным и в области международной кодификации прав и свобод человека. В эти годы ООН, ее специализированными учреждениями (ЮНЕС­КО, ВОЗ, МОТ), континентальными и региональными организаци­ями были приняты сотни деклараций и соглашений в этой области. Многие из них обеспечены в настоящее время эффективными кон­трольными механизмами и дают хорошие результаты.

Проекты двух пактов о правах человека были обсуждены и при­няты на 21-й пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и под­писаны 16 и 19 декабря 1966 г. Еще 10 лет ушли на процедуру рати­фикации9. Вступили в силу они 3 января (ПЭСКП) и 23 марта 1976 г. (ПГПП). Ст. 48 Пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и ст. 26 Пакта об экономических, социальных и культур­ных правах (МПЭСКП) объявляли их открытыми для подписания любым государством - членом ООН, ее специализированных учреж­дений, а также любым государством - участником статута Между­народного суда или любым другим государством. Эти два пакта име­ют не только отличия, но и немало общего, что обусловлено логикой самой жизни. В некоторых статьях обоих пактов провозглаше­ны одни и те же права (право на образование, право на брак и со­здание семьи и т. д.), но в одном случае они отнесены к гражданс­ким и политическим, в другом - к экономическим, социальным и культурным правам.

Оба пакта объединены общей преамбулой. В ней провозглаша­ется, что признание достоинства, присущего всем членам человечес­кой семьи, равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, а эти права вытекают из прису­щего человеческой личности достоинства. Государства, подписавшие пакты, признают, что идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой, а также сво­бодой от страха и нужды, может быть осуществлен только в том слу­чае, если будут созданы условия, при которых каждый человек мо­жет пользоваться своими как экономическими, социальными и куль­турными, так и гражданскими и политическими правами. Общей для обоих пактов является их первая часть, состоящая из одной статьи, в которой признается право индивидуума и народов на самоопреде­ление и содержится обязательство подписавших их государств «по­ощрять осуществление права на самоопределение и уважать это пра­во». В обоих документах провозглашено также право на равенство и свободу от дискриминации.

Участвующие в Пакте о гражданских и политических правах го­сударства обязуются уважать и обеспечивать всем находящимся под их юрисдикцией лицам признаваемые в пакте права «без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Они должны принять такие законодательные акты или меры, которые могут оказаться необходимыми для осуще­ствления признаваемых пактом прав. Число этих прав в пакте боль­ше, чем во ВД ПЧ, причем в пакте они более детализированы. Пункт 3 ст. 2 пакта налагает на каждое участвующее в нем государство сле­дующие обязательства:

а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, призна­ваемые в настоящем пакте, нарушены, эффективное средство пра­вовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

б) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судеб­ными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой
системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

в) обеспечить применение компетентными властями правовой защиты, когда она предоставляется.

Пакт перечисляет права и свободы, которые не могут быть на­рушены или ограничены ни при каких условиях - даже во время чрезвычайного положения в государстве, когда жизнь нации нахо­дится под угрозой. Это право на жизнь (ст. 6); свобода от пыток или жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения или наказания (ст. 7); свобода от рабства и подневольного состоя­ния (ст. 8, п. 1 и 2); запрет лишения свободы на том лишь основа­нии, что человек не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст. 11); право оценки действий человека в соответ­ствии с законом, действовавшим в момент совершения деяния (ст. 15); право каждого человека на признание его правосубъектности (ст. 16); право на свободу мысли, совести и религии (ст.18).

Допускаются ограничения, предусмотренные за­коном и необходимые в демократическом обществе в интересах го­сударственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Согласно ст. 27 МПГПП в странах, где проживают этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к ним, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным язы­ком. В части IV (ст. 28-47) говорится о механизме контроля над осу­ществлением провозглашенных в пакте прав и свобод. В частности, определены процедура формирования, формы деятельности и руко­водства Комитетом по правам человека со стороны ООН.

В дополнение к МПГПП был принят и вступил в силу Факуль­тативный протокол об учреждении Комитета по правам человека с правом принимать и рассматривать заявления от отдельных лиц, считающих, что они стали жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в пакте. В 14 статьях этого протокола определены ус­ловия, при наличии которых индивиды могут апеллировать к комитету, а также действия самого комитета и государств, против кото­рых направлены заявления отдельных граждан.

15 декабря 1989 г. ГА ООН приняла Второй дополнительный протокол к МПГПП. Государства — участники данного протокола, полагая, что отмена смертной казни будет способствовать возвыше­нию человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека (в первую очередь права на жизнь), провозгласили, что в пределах их юрисдикции не должен быть казнен ни один человек. Никакие оговорки к протоколу не допускаются, за исключением тех, которые будут сделаны в период ратификации или присоединения к нему, а также применения смертной казни за серьезные преступле­ния военного характера в период войны. О таких оговорках государ­ства должны сообщить Генеральному секретарю ООН, а их доклады, представляемые Комитету ООН по правам человека в соответствии со ст. 40 ПГПП, должны содержать раздел об усилиях государств по реализации данного протокола.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах гаран­тирует право на труд (работу) и право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечи­вающее как минимум справедливую зарплату, т. е. одинаковое вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было раз­личия. Зарплата работников должна обеспечивать удовлетворитель­ное существование для них самих и их семей. Условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, создавать одинаковые для всех возможности продвижения в работе на более вы­сокие ступени исключительно на основании трудового стажа и ква­лификации. Гарантируются права на отдых, досуг и разумное ограни­чение рабочего времени, а также на оплачиваемый периодический отпуск, равно как и на вознаграждение за работу в праздничные дни.

Подписавшие пакт государства обязаны обеспечивать право каж­дого человека создавать профессиональные союзы для осуществле­ния и защиты своих экономических и социальных интересов. При­знается право на образование национальных федераций или конфе­дераций, а также право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к существую­щим. Провозглашается право на забастовки при условии их органи­зации в соответствии с законами страны. Пакт гарантирует каждому человеку право на социальное обеспечение, право на охрану се­мьи, право на оплачиваемый отпуск работающим матерям до и пос­ле родов или отпуск с достаточными для проживания пособиями по социальному обеспечению. Все эти права должны быть осуществле­ны без какой-либо дискриминации.

Все ратифицировавшие пакт государства обязаны принимать особые меры охраны и помощи в отношении детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного про­исхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Приме­нение их труда в областях, вредных для их нравственности и здоро­вья или опасных для жизни или могущих повредить их нормально­му развитию, должно быть наказуемо по закону. Государства долж­ны установить возрастные пределы, ниже которых использование детского труда запрещается и карается законом.

Слаборазвитые страны могут сами определять, с учетом состо­яния своего народного хозяйства, в какой мере они будут гаранти­ровать эти права лицам, не являющимся их гражданами. Однако они вправе устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и лишь постольку, поскольку это совмести­мо с природой указанных прав, и исключительно с целью способ­ствовать общему благосостоянию (ст. 4). Государства - участники пакта обязаны принять, в индивидуальном порядке и в порядке меж­дународной помощи и сотрудничества, меры для обеспечения посте­пенной реализации признаваемых в документе прав.

Пакт исходит из того, что для реализации закрепляемых прав необходимо сотрудничество всех государств. Следует осуществлять конкретные программы улучшения методов производства, хранения и распределения продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний, реформирования аграрных систем таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов и обеспечения справедливого распределения мировых запасов продовольствия.

Провозгласив права каждого человека на наивысший достижи­мый уровень физического и психического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, МПЭСКП определяет и меры, ко­торые должны быть приняты государствами для их полного осуще­ствления. В установленные сроки государства обязаны представить на имя Генерального секретаря ООН доклады о том, как предусмотренные пактом права реализуются в соответствующих странах. Эти доклады подлежат изучению Экономическим и социальным советом ООН, являющимся главным контрольным органом по данному пак­ту, а его выводы оглашаются на Генеральной Ассамблее.

Принято считать, что Устав ООН, ВДПЧ и два пакта ООН о правах человека образуют Международный билль о правах человека. Правильнее было бы сказать, что они образуют смысловое ядро этого кодекса, ибо почти каждое упомянутое в них право детализировано еще несколькими международными конвенциями и соглашениями. ООН приняты многочисленные конвенции, закрепляющие права конкретных групп людей и в конкретных областях жизни. Наибо­лее важными из них, образующими своего рода крону дерева прав человека, являются:

Женевские конвенции и дополнительные протоколы к ним;

Конвенция по предотвращению и наказанию преступления гено­цида (вст. в 1951 г.);

Конвенция по устранению всех форм расовой дискриминации (1969);

Конвенция против пыток и другого жестокого, бесчеловечного или деградирующего обращения или наказания (1987);

Конвенция об устранении всех форм дискриминации против женщин (1981);

Конвенция о правах ребенка (1990);

Международное соглашение о защите прав всех мигран­тов и членов их семей (1990).

В число международных договоров о правах и свободах челове­ка с определенными оговорками, следует включить и Заключитель­ный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хель­синки, 1 августа 1975 г.). Хотя Европейское совещание по безопас­ности и сотрудничеству стало своеобразной формой закрепления межгосударственных отношений в Европе, сложившихся после Вто­рой мировой войны, важное место в его решениях заняла проблема прав и свобод человека. Поэтому Заключительный акт Хельсинки по­лучил название Договора о правах человека. Он провозглашает де­сять принципов международной политики, один из которых (седь­мой) обязывает государства «уважать человеческие права и фундаментальные свободы». В последующих документах Организации по бе­зопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) эта цель была конк­ретизирована. Речь идет об обсуждении и согласовании человечес­ких измерений на конференциях ОБСЕ в Париже (1990), Хельсинки (9-10 июля 1992 г.), Копенгагене (1990 и 1992 гг.), Будапеште (1994), Лиссабоне (1996), Стамбуле (1999). К ним относятся:

- признание плюралистической демократии и правления зако­на в качестве условий обеспечения уважительного отношения ко всем правам человека и фундаментальным свободам;

- согласие с тем, что правление закона не сводится только лишь к обеспечению формальной законности, но и справедливости, основанной на признании и полном принятии человеческой индивидуальности как высшей ценности;

- подтверждение обязательства уважать право каждого государ­ства свободно выбирать и развивать, в соответствии с между­народными стандартами прав человека, их политические, со­циальные, экономические и культурные системы.

Многочисленные конвенции и соглашения о развитии прав че­ловека на труд, вознаграждение за труд, приемлемые условия тру­да, на образование, здоровье и культуру приняты по линии МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ и других международных организаций. В специальном документе подчеркивается необходимость более строгого и ответственного соблюдения международных стандартов в области прав человека правительствами стран. Пример в этом должны показывать государства - постоянные чле­ны Совета Безопасности, которые несут особую ответственность за положение в мире с правами человека.

Важно также отметить, что на каждом из континентов планеты параллельно действуют еще и континентальные декларации, конвен­ции и хартии прав и свобод человека с присущими им контрольны­ми механизмами. Таким образом, наряду с универсальной системой защиты прав и свобод человека существуют также и континенталь­ные системы защиты прав и свобод человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.