Сделай Сам Свою Работу на 5

Чрезвычайные ситуации экологического характера





Тема: Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

 

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время – это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на различных видах транспорта, а также в метрополитене.

В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.



Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями.

Основные причины аварий:

- просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

- некачественное строительство или отступление от проекта;

- непродуманное размещение производства;

- нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

 

Аварии на радиационно-опасных объектах. К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.

В мире на АЭС насчитывается более 480 энергоблоков; на них вырабатывается 75% электроэнергии во Франции, 51% -в Швеции, 40% - в Японии. Поэтому отказаться от них на современном этапе развития человечества уже невозможно.

Радиоактивное загрязнение (заражение) местности происходит в двух случаях: при взрывах ядерных боеприпасов или при аварии на объектах ядерной энергетики.



При ядерном взрыве преобладают радионуклиды с коротким периодом полураспада. Поэтому происходит быстрый спад уровней радиации. Главную опасность представляет внешнее облучение (90-95% от общей дозы). При авариях на АЭС характерно, во-первых, радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий, стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительным периодом полураспада. Поэтому резкого спада уровней радиации нет. При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии, поэтому доза внешнего облучения здесь составляет 15%, а внутреннего - 85%.

При авариях на объектах атомной энергетики образуется очаг длительного и смертоносного радиоактивного заражения.

Услышав сообщение об опасности радиоактивного заражения, необходимо:

1. Принять противорадиационный препарат из индивидуальной аптечки (йодистый калий).

2. Надеть средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки) взрослым и детям.

3. Загерметезировать квартиру (заклеить окна, вентиляционные отверстия, уплотнить стыки).

4. Надеть куртки, брюки, комбинезоны, плащи из прорезиненной или плотной ткани.

5. Укрыть продукты питания в герметичной таре.

6. Автобусы и другие крытые машины подавать непосредственно к подъездам.

 

Опасные химические вещества (ОХВ). Опасными химическими веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений.



Крупными запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах.

На предприятиях создают запас ОХВ для обеспечения их трехсуточной бесперебойной работы. Хранение веществ осуществляется на специальных складах в емкостях повышенной прочности. Для каждой группы емкостей по периметру оборудуется замкнутая земляная обваловка или ограждающая стенка из несгорающих или антикоррозийных материалов.

Наиболее распространенными ОХВ являются хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. В большинстве случаев при обычных условиях они находятся в газообразном (сжиженном) или жидком состояниях. При авариях жидкости испаряются, поэтому такие ОХВ способны образовывать очень большие (до десятков гектаров) зоны поражения (особенно при благоприятных метеорологических условиях).

Хлор. Применяется во многих отраслях науки и промышленности: изготовление профилей для пластиковых окон, каучука, лаков, пенопластов, игрушек, синтетических волокон для одежды, инсектицидов, отбеливание тканей и бумаги, обеззараживание воды, производство чистых металлов в металлургии и т.д.

Газ с резким запахом, в 2,5 раза тяжелее воздуха; скапливается в низинах, затекает в подвалы, тоннели, движется в приземных слоях атмосферы. Пары раздражающе действуют на слизистую оболочку, кожу, дыхательные пути и глаза. При соприкосновении вызывает ожоги. Воздействие на организм характеризуется загрудинной болью, сухим кашлем, рвотой, нарушением координации, одышкой, резью в глазах, слезотечением. При длительном дыхании возможен смертельный исход.

Первая помощь пострадавшему:

- вынести пострадавшего из зоны поражения;

- снять загрязненную одежду и обувь;

- дать обильное питье;

- промыть глаза и лицо водой;

- если человек перестал дышать, сделать ему искусственное дыхание и дать дышать кислородом;

- для эвакуации использовать верхние этажи высоких зданий или двигаться по местности против ветра.

Защита от поражения – противогазы.

Аммиак. Используют при получении азотной кислоты, удобрений для сельского хозяйства, взрывчатых веществ, полимеров, в медицине, в качестве хладогента, в пищевой промышленности и др.

Бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, в 2 раза легче воздуха. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Хорошо растворяется в воде. Применяется в медицине и домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен). Жидкий аммиак применяется как хладагент в холодильных установках.

Вызывает поражение дыхательных путей. Признаки поражения: насморк, кашель, частота пульса, удушье. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах слезотечение. Возможны ожоги с пузырьками и язвами.

Первая помощь пострадавшему:

- надеть ватно-марлевую повязку, смоченную водой или 5% раствором лимонной кислоты, или противогаз;

- вынести из зоны поражения, транспортировать в лежачем состоянии;

- дать подышать теплыми водяными парами 10% раствора ментола в хлороформе;

- слизистые и глаза промывать не менее 15 минут водой или 2% раствором борной кислоты.

Ртуть. Используется в высокоточных ртутных промышленных термометрах, люминесцентных лампах, химических источниках тока, детекторах радиоактивного излучения, детонаторах, сплавах и др.

Жидкий тяжелый металл, очень опасен при попадании внутрь организма. Пары также высоко токсичны и вызывают тяжелые поражения.

При разливе ртути в помещении нужно открыть окна и исключить распространение паров в другие помещения. Кроме того необходимо:

- быстро покинуть опасное место и вызвать специалистов;

- сменить одежду, прополоскать рот 0,25% раствором марганцовки, принять душ, почистить зубы;

- если разбился градусник, ртуть можно собрать медицинской грушей, место протереть влажной тряпкой, тщательно вымыть руки.

При сборке ртути запрещается использовать пылесос. Категорически запрещается выбрасывать собранную ртуть в канализацию или мусоропровод.

 

Аварии на гидротехнических сооружениях. Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества движущейся воды.

Высота и скорость волны зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях достигает до 100 км/час. При таких скоростях движения воды значительные участки местности уже через 15-30 минут оказываются затопленными слоем воды от 0,5 до 10 м. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

При возвращении на прежние места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его; спичками не пользоваться, т.к. возможно присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

 

Аварии на железнодорожном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах; при возникновении аварии – четко следовать руководящим инструкциям спасателей и медиков.

Аварии в метрополитене. Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии на автомобильном транспорте. Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.

Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.

Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать Скорую помощь (или МЧС) и ГИБДД.

Аварии на морском и речном транспорте. Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек. При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и пожилые, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

Все плавучие средства со спасенными людьми должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Аварии на авиационном транспорте. Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.

Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.

При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.

 

Чрезвычайная экологическая ситуация – этоопасное отклонение от естественного, или обычного, состояния окружающей среды, возникшее в результате стихийного бедствия или хозяйственной деятельности человека, ведущее к неблагоприятным последствиям экономического и социального характера и представляющее непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, объектам экономики и элементам окружающей природной среды на ограниченной территории.

По характеру явлений ЧС экологического характера делят на 4 группы:

1) изменение состояния суши:

- катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр (перегрузка верхней части склонов различными отвалами и инженерными сооружениями, нарушение целостности пород склона траншеями, нагорными канавами или оврагами);

- изменение ландшафтов;

- наличие тяжелых металлов (в том числе, радионуклидов) и других вредных веществ в почве сверх предельно допустимых концентраций;

- интенсивная деградация почвпод влиянием хозяйственной деятельности человека (неправильная агротехника, загрязнение, истощение). Так, деградация происходит при неправильном применении удобрений и пестицидов, поскольку они, за счет содержания солей тяжёлых металлов, снижают плодородие почвы, уничтожают микроорганизмы и червей в земле;

- опустынивание почв на обширных территориях в результате их эрозии, засоления и заболачивания;

- истощение природных ископаемых;

- переполнение хранилищ (свалок) промышленных и бытовых отходов.

2) изменение свойств воздушной среды:

- резкие изменения климата в результате антропогенной деятельности;

- превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере;

- превышение предельно допустимого уровня городского шума;

- образование обширной зоны кислотных осадков;

- температурные инверсии над городами;

- недостаток кислорода в городах;

- снижение прозрачности атмосферы;

- разрушение озонового слоя.

3) изменение состояния гидросферы:

- резкая нехватка питьевой воды вследствие истощения вод или их загрязнения;

- истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

- загрязнение водных ресурсов.

4) изменение состояния биосферы:

- исчезновение видов животных и растений, чувствительных к изменению условий среды обитания;

- резкое изменение способности биосферы к воспроизводству ресурсов (например, к восстановлению нарушенных лесных экосистем, к самоочищению воды, воздуха, почвы);

- массовая гибель растений и животных в результате катастроф и аварий.

 

Угрозы экологических катастроф, обусловленных наличием глобальных экологических проблем, существуют и в России. По мнению многих экспертов, темпы и масштабы деградации окружающей среды в стране находятся на среднемировом уровне, но при этом, по характеру деградации земель и лесов, Россия ближе к развивающимся странам, а по выбросам ядовитых веществ в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию – к развитым в промышленном отношении странам.

Вместе с тем, к особенностям деградации окружающей среды в России следует отнести самую высокую в мире радиационную загрязненность и более высокий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями.

Значительное негативное влияние на состояние природной среды оказывает экстенсивный характер экономики, сопровождающийся нерациональным использованием многих видов природных ресурсов, нерациональными объемами добычи природного сырья, концентрацией производств только в отдельных регионах без учета хозяйственной емкости соответствующих экосистем, отсутствием мощностей по переработке бытовых и производственных отходов. К этому следует добавить наличие на большинстве предприятий устаревших технологий, ненадежность технологического оборудования, обусловленную старением основных фондов и т. д.

Защитные меры против экологических катастроф.Предпосылкой успешной защиты от природных и экологических ЧС является изучение их причин и механизмов. Зная сущность процессов, можно их предсказывать. А своевременный и точный прогноз опасных явлений является важнейшим условием эффективной защиты. Защита от природных опасностей может быть:

- активной: строительство инженерно-технических сооружений, реконструкция природных объектов, правильная эксплуатация природных ресурсов, использование комплекса очистительных сооружений, реализация международных договоренностей неиспользования особо опасных веществ и др.;

- пассивной: использование укрытий.

В большинстве случаев активные и пассивные методы сочетаются.

 

Самым эффективным способом защиты были и остаются экологически чистые производства. Их особенностью является то, что чистые, безопасные и экологически благоприятные технологии применяются на протяжении всего процесса производства и потребления, от эксплуатации ресурсов до удаления отходов, при полном использовании материалов, предотвращающих загрязнение и сокращающих риск для людей и окружающей среды. Экологически чистое производство – это основополагающий подход к предотвращению и уменьшению риска чрезвычайных экологических ситуаций, особенно техногенных чрезвычайных ситуаций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.