Сделай Сам Свою Работу на 5

Правлением Феодосия І заканчивается эпоха арианских споров.





Лекция №3

Предмет: История Православной Церкви

Лектор: Отец Анатолий Черногор.

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. Православный интернет курс.

Правление Юлиана Отступника

Юлиан Отступник

Было 2 волны арианства, между которыми было правление Юлиана Отступника.

Юлиан Отступник (361-363г.)– был внучатым племянником императора Константина Великого, племянникам императора Констанца.

После смерти бездетного Констанца к власти пришел его племянник Юлиан. Видя раздоры в Христовой Церкви, он захотел восстановить язычество.

Он выпустил из ссылок всех православных епископов, которые были посажены туда при Констанцие. Но его попытка восстановить языческую религию не увенчалась успехом. Он погиб в походе на Персию.

В первое время поборниками христианства выступали:

До Юлиана:

- Афанасий Александрийский – он долго находился в изгнаниях, однако продолжал писать свои труды, важно, что именно он в пасхальном послании впервые приводит точный канонический список Нового Завета.

После Юлиана (во вторую волну арианства):



- Отцы Каппадокийские: Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов — они смогли упорядочить Троичную идеологию, объяснить на основании философского аппарата, что же есть природа и что значит ипостась Бога.

Василий Великий (ок. 330—379, с г.Кесария) – происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев —Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах (где и познакомился с Григорием Богословом), стал епископом г.Кесарии. У него была цель – объединить силы православных, которые были разъединены потому, что не было единства терминологии. Он объяснил в своих трудах православное вероучение о Троице. Он также написал учение о Духе Святом, которое легло в основу нашего Символа Веры.



Григорий Богослов(329, Арианз — 389, Арианз) – стал автором уставов для монахов, он был очень образованным, получил образование в Афинах (там познакомился с Василием Великим), имел прекрасное чувство культуры.

Григорий родился около 329 года, в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского. Его родителями были епископ Назианзский Григорий и святая Нонна. О своих родителях Григорий впоследствии писал в цикле стихов «О собственной жизни»:

Матерь моя, наследовав от отцов богоугодную Веру, и на детей своих наложила золотую сию цепь. В женском образе нося мужественное сердце, она для того только касается земли и заботится о мире, чтобы всё, и даже саму здешнюю жизнь, преселить в жизнь небесную… А родитель прежде, служа идолам, был дикой маслиной, но привился к стеблю маслины доброй и столько принял в себя соков благородного корня, что закрыл собой дерево, и многих напитал медоточными плодами, он сед волосами и вместе сед умом, приветлив, сладкоречив, это новый Моисей или Аарон, посредник между людьми и небесным Богом… От такого родителя и от такой матери произошёл я.

Получив начальное домашнее образование, Григорий обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и вАлександрии. Осенью 350 года Григорий отправился в Афины, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию: «Афины — обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго». В Афинах Григорий познакомился с трудами Платона и Аристотеля. Несмотря на то, что в то время при изучении трудов данных философов больше внимания уделялось их стилю, а не учению, на теологию Григория неоплатонизм оказал сильное влияние.



Во время обучения Григорий познакомился с Василием Великим, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской. Вместе с Григорием и Василием в Афинах обучался будущий император и гонитель христиан Юлиан Отступник.

После окончания обучения Григорий остался в Афинах, где некоторое время преподавал риторику. В 358 году, когда его отец уже был епископом, Григорий вернулся домой и в тридцатилетнем возрасте принял крещение от своего отца. После этого, Григорий, склонный к монашеской жизни, удалился в монастырь, основанный Василием Великим в Понте в своём имении на реке Ирис.

Григорий Нисский (ок. 335—394, Каппадокия, младший родной брат Василия Великого) – Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской, куда переехала его семья после смерти отца в 341 г. Впоследствии полученные знания были дополнены занятиями с его братом Василием, получившем образование в Афинах.

Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он не ранее Пасхи 372 года обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Ниссы. Это предложение было сделано в рамках проводимой Василием борьбы с арианствомв Каппадокии для которой требовались верные ему хорепископы. Григорий после долгих убеждений согласился.

Пребывание Григория на Нисской кафедре сопровождалось нападками со стороны ариан: его обвинили в растрате церковных денег и поставили под сомнение законность его хиротонии. Григория подвергли аресту и под конвоем отправили в Анкиру. Сбежав из под стражи, Григорий три года провёл в скитаниях и лишь после смерти Валента, императора-арианина, в 378 году с триумфом вернулся в Ниссы.

Эта партия святых отцов стала вождем объединения до этого разрозненных православных сил. Все эти отцы были высокообразованными и глубоко верующими людьми. Их трудами была упорядочена богословская Троичная терминология. В частности они смогли разъединить понятия сущности и ипостаси.

Правлением Феодосия І заканчивается эпоха арианских споров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.