Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы развития АИТ, технических средств и решаемых задач.





Лекция 1. Информационные технологии, понятие и структура правовой информации

 

План лекции

 

1.Понятия информационной технологии и процедур обработки информации. Этапы развития информационной технологии.

2.Методы использования информационной технологии.

3.Особенности новой информационной технологии управленческой деятельности.

4.Задачи и этапы их решения с использованием ЭВМ.

5.Понятие и структура правовой информации.

1.Понятия информационной технологии и процедур обработки информации.

Информационная технология -это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Цель ИТ -производство информации для ее анализа человеком и принятие на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

ИТ обеспечивает перевод практики управления, регулирования материального производства, научных исследований на индивидуальный уровень. В отличие от любой другой инженерной технологии, информационная технология позволяет интегрировать различные виды технологий.



Информационная технология решения задач включает следующие важнейшие процедуры , которые могут быть сгруппированы по функционально-временным стадиям: сбор и регистрация информации, передача ее к месту обработки, машинное кодирование данных, хранение и поиск, вычислительная обработка, тиражирование информации, использование информации, т.е. принятие решений и выработка управленческих воздействий.

Основные процедуры преобразования информации:

Сбор и регистрация информациипроисходят по разному в различных экономических объектах. Особое значение предается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций. Сначала информацию собирают, затем фиксируют. Для сбора фактической информации производят измерения, подсчет, получение временных характеристик. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе. В условиях автоматизации управления используются технические средства с целью формирования первичного документа.



Передача информацииосуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылки по почте, доставка транспортными средствами, дистанционная передача по каналам связи. Дистанционная передача по каналам связи сокращает время передачи данных. Для ее осуществления необходимы специальные технические средства. Дистанционно может передаваться как первичная информация с места ее возникновения, так и результатная в обратном направлении.

Хранение и накопление информациивызвано многократным ее использованием. Хранение информации осуществляется на машинных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному признаку.

Поиск данных- это выборка нужных данных из хранимой информации. Процедура поиска информации выполняется на основе составленного запроса на нужную информацию.

Обработка информациина ЭВМ производится, как правило, централизованно. При обработке информации на ЭВМ выполняются арифметические и логические операции .

Принятие решенияв автоматизированной системе организационного управления, как правило, осуществляется специалистом без применения технических средств, но на основе тщательного анализа результатной информации, полученной на ПЭВМ.

 

Информационная технология должна отвечать следующим требованиям:

* обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия.

* включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели.



* иметь регулярный характер.

 

Этапы развития информационной технологии.

1) по виду задач и процессов обработки информации.

Первый этап (60-70гг.) - обработка данных в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития ИТ являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

Второй этап(с 80 гг.) - создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.

 

2) по проблемам, стоящим на пути информатизации общества.

Первый этап (до конца 60 гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

Второй этап ( до конца 70 гг.) характеризуется отставанием программного обеспечения от уровня развития программных средств.

Третий этап (с начала 80 гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационная система - средством поддержки принятия его решения. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

Четвертый этап (с начала 90 гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы:

1) выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи.

2) организация доступа к стратегической информации.

3) организация защиты и безопасности информации.

3) по видам инструментария технологии.

Первый этап (до 2 половины 19 века) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

Второй этап ( с конца 19 века) - «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

Третий этап (40-60 гг 20 века) - «электрическая» технология. Инструментарий: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы. Цель - акцент перемещается на формирование содержания информации.

Четвертый этап ( с начала 70 гг.) - «электронная» технология. Инструментарий: большие ЭВМ, АСУ на их базе, ИПС(информационно-поисковые). Центр тяжести технологии смещается на формирование содержательной стороны для управленческой среды.

Пятый этап ( с середины 80 гг.) «компьютерная»(новая) технология. Инструментарий: ПЭВМ с широким спектром стандартных программных продуктов. Происходит процесс персонализации АСУ, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решения определенными специалистами.

Классификация АИТ.

 

 

По способу реализации АИТ в АИС выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Традиционные АИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового использования ПЭВМ были ориентированы на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности Новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

Новая информационная технология – это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, широком использовании ППП общего и проблемного назначения, доступе пользователей к удаленным БД и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

По степени охвата АИТзадач управления выделяют

1) АИТ электронной обработки данных - когда с использованием ЭВМ без пересмотра методов и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач.

2) АИТ автоматизации управленческой деятельности когда вычислительные средства, включая суперЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений.

3)АИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно-хозяйственной практики.

4)Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области.

5) Автоматизированные информационные технологии экспертной поддержки составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков.

По классу реализуемых технологических операций АИТ включают: текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, обработку графической и звуковой информации, мультимедийные и другие системы.

Программно-техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией получила название мультимедиа-технологии. Такую технологию реализуют специальные программные средства, имеющие встроенную поддержку мультимедиа и позволяющие использовать ее в профессиональной деятельности, учебно- образовательных и научно-популярных областях.

По типу пользовательского интерфейсас точки зрения доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам.

1) Пакетная АИТ исключают возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме. Т.к. обработка основана на выполнении программно-заданной последовательности операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными.

2) Диалоговая АИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени.

3) Сетевая АИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи.

По способу построения сети выделяют:

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Создаются разнообразные сетевых вариантов АИТ (локальные, многоуровневые распределенные, глобальные вычислительные сети, цифровые сети интегрированного обслуживания.)

Основные тенденции развития ИТ:

ü Изменение характеристик информационного продукта, который все более превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю ЭВМ.

ü Способность параллельного взаимодействию логических элементов АИТ, совмещение всех типов информации (текста, образов, цифр, звука) с ориентацией на одновременное восприятие человеком через все естественные чувствительные каналы.

ü Ликвидация всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю, например становится возможным непосредственное общение автора и читателя, специалистов на предприятии через видеоконференции, электронную почту.

ü Тенденция к глобализации информационных технологий за счет использования спутниковой связи и всемирной сети INTERNET, благодаря чему люди могут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты.

ü Конвергенция – актуальная черта современного процесса развития АИТ. Она заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

2.Методы использования информационной технологии.

Организация информационных процессов в системах управления.

 

Информационные процессы в автоматизированных системах организационного управления реализуются с помощью ЭВМ и других технических средств.

Существуют разнообразные способы доступа и общения с ЭВМ.

Централизованные формы применения вычислительных средств предполагали их сосредоточение в одном месте и организацию информационно-вычислительных центров индивидуального и коллективного пользования.

Централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров была первой исторически сложившейся технологией. Создавались крупные вычислительные центры (ВЦ) коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Это позволяло обрабатывать большие объемы входной информации и получать различные виды информационной продукции.

Положительное: высокая степень загрузки , высокопрофессиональное использование оборудования, квалифицированный кадровый состав операторов, программистов, инженеров, проектировщиков вычислительных систем.

Отрицательное: отрыв конечного пользователя( экономиста, плановика и т.д.) от технологического процесса обработки информации.

Достоинства:

1) возможность обращения пользователей к большим массивам информации в виде БД.

2) сравнительная легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию ИТ благодаря централизованному их применению.

Недостатки:

1) ограниченная ответственность низшего персонала, который не способствует оперативному получению информации пользователем.

2) ограниченная возможность пользователя в процессе получения и использования информации.

Децентрализованные формыиспользования вычислительных ресурсов начали формироваться со второй половины 80-х годов. Децентрализация предусматривает размещение ПЭВМ в местах возникновения и потребления информации, где создаются автономные пункты ее обработки. К ним относятся абонентские пункты и автоматизированные рабочие места.

Назначение абонентских пунктов состоит в организации сбора, регистрации и передачи информации в центр обработки.

АРМоборудуются ПЭВМ и предназначаются для автоматизации работ с информацией, относящейся к определенной предметной области. Организуются они на рабочих местах пользователей для их непосредственного доступа к вычислительным ресурсам.

Достоинства:

1) гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя.

2) усиление ответственности низшего персонала.

3) уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и контроле со стороны ВЦ.

4) полная реализация творческого потенциала пользователя.

Недостатки:

1) сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок.

2) неравномерность развития уровня ИТ на локальных местах, что определяется уровнем квалификации конкретного работника.

 

Чаще всего использование вычислительной техники строится на сочетании централизованной и децентрализованной форм, т.е. смешанной формы. Предпосылкой появления смешанной формы явилось создание сетей ЭВМ на основе развития современных средств связи. Сети ЭВМ предполагают объединение в систему с помощью каналов связи вычислительных средств, программных и информационных ресурсов (баз данных, баз знаний). Сетями могут охватываются различные формы использования ЭВМ, причем каждый абонент имеет возможность доступа не только к своим вычислительным, информационным и программным ресурсам, но и к ресурсам всех остальных абонентов , что создает ряд преимуществ при эксплуатации вычислительной системы.

 

3.Особенности новой информационной технологии управленческой деятельности.

 

Внедрение ПЭВМ в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и , как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов «новая», «компьютерная» или «современная».

Новая информационная технология- технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователя (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, возможности для пользователя доступа к удаленным базам данных и программ благодаря сетям ЭВМ.

 

Этапы развития АИТ, технических средств и решаемых задач.

Год ЭВМ Решаемые задачи Тип АИТ
Конец 1950-х - начало 1960-х гг I, II поколения Использование ЭВМ для решения отдельных наиболее трудоемких задач по начислению заработной платы, материальному учету и др.; решение отдельных оптимизированных задач Частичная электронная обработка данных
1960-е гг. – начало 1970-х гг. II, III поколения Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях ЭСОД -электронная система обработки данных
1970-е гг. III поколение Комплексная обработка информации на всех этапах управленческого процесса деятельностью предприятия, организации, переход к разработке подсистем АСУ (материально-технического снабжения, товаро - движения, контроль запасов и транспортных перевозок, учет реализации готовой продукции, планирование и управление) Централизованная автоматизированная обработка информации в условиях ВЦ, ВЦКП (вычислительных центров коллективного использования)
1980-е гг. IV поколение Развитие АСУТП (АСУ технологическими процессами), САПР (систем автоматизированного проектирования), АСУП (АСУ предприятиями), ОАСУ (отраслевых АСУ), общегосударственных АСУ: плановых расчетов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и др. Тенденция к децентрализации обработки данных, решению задач в многопользовательском режиме, переход к безбумажной эксплуатации вычислительной техники Специализация технологических решений на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе мощных суперЭВМ
Конец 1980-х гг. – по настоящее время V поколение Комплексное решение экономических задач; объектно-ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области; широкий спектр приложений; сетевая организация информационных структур; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники. Реализация интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем поддержки принятия решений, информационно -советующих систем НИТ (новая информационная технология) – сочетание средств вычислительной техники, средств связи и оргтехники

 

Основные характеристики новой информационной технологии.

Методология Основной признак Результат
Принципиально новые средства обработки информации «встраивание» в технологию управления новая технология коммуникаций
целостные технологические системы интеграция функций специалистов и менеджеров новая технология обработки информации
целенаправленное создание, передача, хранение, отображение информации учет закономерностей социальной сферы новая технология принятия управленческих решений

 

Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в которой позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария используют следующие распространенные виды программных продуктов для ПЭВМ: текстовые редакторы, настольные издательские системы, электронные таблицы, СУБД, электронные записные книжки, информационные системы, экспертные системы и т.д.

В настоящее время успешно функционируют локальные и многоуровневые вычислительные сети, представляющие собой интегрированные компьютерные системы обработки данных. Особое значение в таких системах придается защите информации при ее передаче и обработке. Наибольшее распространение при защите информации получили аппаратно-программные способы.

Интегрированные компьютерные системы обработки данных создаются на основе объединения и жесткой увязке всех входящих в систему элементов в информационном, техническом, программном аспектах. При этом должна быть построена максимально унифицированная технологическая схема функционирования системы с использованием общих четко спроектированных для различных задач структур и моделей данных.

Реализация принципа интеграции, накопления, хранения и системного обновления данных для своевременного надежного и информационного обслуживания многочисленных пользователей системы закладывается на стадии ее создания. В процессе проектирования баз данных ведется тщательное разностороннее исследование предметной области , ее элементов, взаимосвязи между ними, а также выявляются особенности циркулирующих в них данных как особо важного ресурса. Создается общая структурная схема баз данных в виде многоуровневых моделей, формируются условия и осуществляется выбор системы управления базами данных(СУБД).При этом между пользователями устанавливаются соглашения по составу и структуре данных , разрабатываются способы фильтрации ошибочных данных, устанавливаются необходимые разграничения доступа к массивам конкретных пользователей.

Под автоматизированным банком данных понимается организационно-технологический комплекс, включающий базы данных для решения функциональных задач управления, технические, программные и языковые средства, а также обслуживающий персонал.

В результате дальнейшего совершенствования интегрированной обработки информации новая информационная технология начинает включать в работу базы знаний. Под базой знанийсложная, детально моделируемая структура информационных совокупностей, описывающих все особенности предметной области, включая факты( фактические знания) ,правила ( знания условий для принятия решений) и метазнания (знания о знаниях), т.е. знания, касающиеся способов использования знаний и их свойств.

Перспективным направлением развития компьютерной технологии является создание программных средств для вывода высококачественного звука и видеоизображения. Технология формирования видеоизображений получила название компьютерной графики. Компьютерная графика объединяет в себя процессы создания, хранения и обработки моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ.

Программно-техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией получила название мультимедиа-технология. Такую технологию организуют специальные программные средства, которые имеют встроенную поддержку мультимедиа и позволяют использовать ее в профессиональной деятельности, учебно-образовательных, научно-популярных и игровых областях.

 

4.Задачи и этапы их решения с использованием ЭВМ.

 

Понятие «задача» и сопряженные с ним понятия «цель», «средства», «результат» играют важную роль при исследовании целенаправленной деятельности человека. С их помощью раскрывается структура мыслительной деятельности человека, которая может быть охарактеризована как отражательная, информационная сторона деятельности, регулирующая взаимодействие человека с предметной средой.

Возможному и планируемому результату деятельности соответствует понятие «цель». Поскольку цель предполагает некоторую деятельность, направленную на ее достижение , формирование цели включает и выявление конкретных средств этой деятельности. В качестве средствмогут выступать как объекты внешнего мира, так и психические феномены, например, те или иные мыслительные операции.

Особое место в системе средств человеческой деятельности приобрели средства вычислительной техники.

Целостный процесс работы над задачей - ее решение - является процессом многоступенчатым. Он включает этапы постановки задачи , планирования решения, интерпретации решения, получение результата, анализ его приемлемости. На любом этапе решение задачи может быть прервано как для решения вспомогательной задачи, так и для коррекции решения основной.

В зависимости от объектов деятельности и характера операций по решению задач можно выделить несколько типов задач.

Если при решении мы имеем дело с числовыми величинами , то соответствующие задачи называются вычислительными или расчетными. Первые ЭВМ предназначались именно для решения таких задач. Примером расчетных задач может быть: расчет сил и средств правоохранительных органов для обеспечения правопорядка; определение скорости автомобиля по длине тормозного пути.

Понятие «обработка данных» определяет особый класс расчетных задач, содержащих большое число исходных данных и сравнительно небольшое число выходных. Такого рода данными часто бывает статистическая информация. Примером могут быть: расчеты, связанные с переписью населения; обработка анкет при проведении социально- правовых исследований. Для достоверности решения задач такого типа большое значение имеют способ сбора статистических данных и способ их ввода в вычислительную систему.

Самостоятельный класс задач, реализуемых с использованием ЭВМ, составляют логические задачи.Объектом обработки здесь являются утверждения, высказывания, которые мы можем характеризовать как истинные, ложные , достоверные, возможные. В процессе решения используются не вычислительные формулы, а логические выводы, позволяющие оценить истинность некоторого утверждения.

Специфическим объектом обработки являются тексты.Работа с текстом может заключаться в редактировании, корректировке, придании ему законченной формы.

Другой критерий классификации задач связан со способами поиска решения. Если в процессе планирования решения неоднократно приходится делать выбор между различными альтернативами, то задача относится к классу переработанных задач.

Классифицировать задачи можно и с учетом специфики целей, которых мы стремимся достичь. Если цель состоит в улучшении тех или иных характеристик , то мы имеем дело с задачей оптимизации.

Если цель заключается в переводе системы из одного состояния в другое путем воздействия на параметры ее элементов, задача является задачей управления.

Особый класс составляют задачи обучения. Цель процесса обучения - передача обучаемому информации, которая является новой и полезной.

Наиболее обширный класс задач образуют задачи информационного поиска,сущность которых состоит в отыскании в некотором множестве документов( поисковом массиве) таких, которые содержат необходимые факты, сведения.

Этапы решения задач на ЭВМ.

 


Из рисунка видно, что прежде всего необходимо собрать и проанализировать имеющуюся информацию.

Постановка задачи на содержательном уровне. Здесь описывается задача на профессиональном языке, требуемая цель, совокупность знаний, которые могут потребоваться при решении задачи. Результатом совместной работы пользователя и системного аналитика является формальное описание условий задачи , в котором ясно выделены и строго описаны ( например, в виде математических формул) фигурирующие в задаче объекты, их отношения и связи.

После формализации условий задачи пользователь и системный аналитик приступают к планированию решения - поиск путей достижения поставленной цели. Способ решения должен быть описан формально ( например, с помощью блок-схемы).

Разработанный алгоритм нужно записать на языке ЭВМ, т.е. в виде программы. Этим занимается программист.

Следующий этап - этап отладки ( выявление и устранение ошибок) и тестирование программы (выполнение ее со специально подобранными входными данными, для которых известен результат работы).

Затем программа применяется для решения основной задачи с реальными входными данными. Этот этап называется решением задачи.

В организации технической стороны выполнения программы на ЭВМ, управлении работой вычислительной системы, подготовке и вводе текста программы участвуют операторы ЭВМ.

Результат выполнения программы для реальных исходных данных передается пользователю. В его функции входят содержательная оценка результата, принятие решения на основе полученных данных.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.