Неморфологические способы словообразования
Есть такой сайт – грамота.ру
Там есть свои косяки, но основной массив информации действительно правильный.
Все дело в происхождении этих слов. У этих слов оно кардинально различается:
КОМПАНИЯ – от латинского compania. Приставка com- соответствует русской приставке "с(о)-". Корень pani- от panis-"хлеб". Первоначально – группа сотрапезников, а это в древнем мире много значило – преломившие хлеб становились друзьями, почти братьями.
КАМПАНИЯ – лат. campania от campus – "поле". В том числе и "поле боя". Дальше, в общем-то ясно. Во французском campagne - поход, работа (в поле).
Можно запомнить так:
кОмпания проводит кАмпанию, но не наоборот.
Проверка прошлой темы:
Переносы
Ударения
метафора, метонимия, градация, антитеза
омонимы, синонимы, антонимы, паронимы,
архаизмы, историзмы, неологизмы
Выберите правильный ответ:
дружеская к..мпания а о а о а
нефтяная к..мпания а о о а о
приятный компл..мент и е е и и
компл..мент в сыворотке и и е е и
Ищем омонимы и объясняем
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
Есть ряд синонимов. Надо составить словосочетания:
1. Длинный, длительный, долгий, продолжительный
2. Беззвучный, безмолвный, бесшумный, тихий
3. Грубый, обидный, оскорбительный, резкий
4. Заграничный, зарубежный, иностранный.
Подбираем антонимы
| Отсюда найти нужный антоним
| Близкий
| Густой
| Честь
| Опускаться
| Коллективный
| Незнакомый
| Редкий
| Грядущее
| Действительный
| Бесчестие
| Правдивый
| Молчать
| Вздыматься
| Дальний
| Былое
| Вымышленный
| Известный
| Индивидуальный
| Говорить
| Ложный
|
К фразеологическим оборотам надо подобрать слова-синонимы
Изо всех сил (бежать)
Ввести в заблуждение
Тьма кромешная
Держать ухо востро
Поминай как звали
Пойти на попятную
Ни зги не видно
И след простыл
Дать задний ход
Сбить с толку
Глядеть в оба
Во весь дух (лететь)
Новая тема
Словообразование
Состав слова
Слова состоят из частей – морфем (корня, приставки, суффикса, окончания).
Корень – часть слова, которая есть во всех родственных словах.
Приставка– часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс– часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание– изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Основа слова– часть слова без окончания. Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание. Основа слова может состоять из одной морфемы, двух или трёх морфем.
Рассмотрим примеры.
Морфема
| Примеры
| Корень
| ВОДа, ВОДный, подВОДник
| Приставка
| Вбежать, ВЫлететь, ДОбраться
| Суффикс
| морозЕЦ, родНой, дедУШКа
| Окончание
| массА, позднИЙ, рассмотрИШЬ, вход (нулевое)
| Основа
| СИНИЦ-а, КРАСИВ-ый, РАССКАЗЫВА-ешь
|
Что такое словообразование
Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.
Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer. Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:
компьютер→компьютерный,
→компьютерщик,
→компьютеризация
Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.
Не удивляйтесь: термин словообразование употребляется в разных значениях:
1) процесс образования слов в языке;
2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.
Основные способы словообразования
Производная и производящая основы
Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована - значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.
Домик – это маленький дом (связь по смыслу)
Домик←дом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)
Следовательно: слово домик – производное, а слово дом – нет.
Производная основа – основа нового слова, например: конфетка ← конфета, весенний ← весна.
Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна → весенний, конфета → конфетка.
При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный → жёлто-красный.
Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.
Средства словообразования
Средство словообразования - это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:
– словообразовательные морфемы
– специальные операции с основой слова
Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.
Словообразовательные морфемы - это
– приставки, например: за-, на-, до-, пере- в словах записать, написать, дописать, переписать
– суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок
Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами - это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются:
– сложение основ: дымоход, водопровод
– сращение основ: труднодоступный, малопонятный
– сокращение основы: спец, комп и некоторые другие.
При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.
Способы словообразования
Способ словообразования – сам процесс образования производной основы от производящей основы.
Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.
Понятия: средство и способ словообразования - разные, эти термины следует различать и употреблять правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства. Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают.
У слова нефтепроводсредство словообразования - сложение основ, способ словообразования - тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом, лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.
Для русского языка характерны различные способы словообразования:
Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть ← смотреть, пригород ← город, недорого ← дорого
Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй, выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник ← окно, втихаря ← тихо(усечение основы), затенить ← тень
Бессуффиксный (бессуффиксальный):выход ← выходить, высь ← высокий
Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
Сокращение основы: зав, зам
Аббревиация,то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
Изменение части речи: больной, столовая
Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.
Чередование гласных и согласных, например: дорога → дороженька (чередование г//ж)
Вставки интерфикса - соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить(усечение основы)→пароход
Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)
Неморфологические способы словообразования
Переход одной части речи в другую – дежурный врач – дежурный
Слияние словосочетаний – сего дня – сегодня
Распадение на омонимы: среда (день недели) – среда (общество)
Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать.
Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Нужно уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать, с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|