Сделай Сам Свою Работу на 5

Неморфологические способы словообразования





Есть такой сайт – грамота.ру

Там есть свои косяки, но основной массив информации действительно правильный.

 

Все дело в происхождении этих слов. У этих слов оно кардинально различается:

 

КОМПАНИЯ – от латинского compania. Приставка com- соответствует русской приставке "с(о)-". Корень pani- от panis-"хлеб". Первоначально – группа сотрапезников, а это в древнем мире много значило – преломившие хлеб становились друзьями, почти братьями.

КАМПАНИЯ – лат. campania от campus – "поле". В том числе и "поле боя". Дальше, в общем-то ясно. Во французском campagne - поход, работа (в поле).

 

Можно запомнить так:

кОмпания проводит кАмпанию, но не наоборот.

 

Проверка прошлой темы:

Переносы

Ударения

метафора, метонимия, градация, антитеза

омонимы, синонимы, антонимы, паронимы,

архаизмы, историзмы, неологизмы

 

Выберите правильный ответ:

 

дружеская к..мпания а о а о а

нефтяная к..мпания а о о а о

приятный компл..мент и е е и и

компл..мент в сыворотке и и е е и

 

 

Ищем омонимы и объясняем

 

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.



 

Есть ряд синонимов. Надо составить словосочетания:

 

1. Длинный, длительный, долгий, продолжительный

2. Беззвучный, безмолвный, бесшумный, тихий

3. Грубый, обидный, оскорбительный, резкий

4. Заграничный, зарубежный, иностранный.

 

 

Подбираем антонимы

 

  Отсюда найти нужный антоним
Близкий Густой
Честь Опускаться
Коллективный Незнакомый
Редкий Грядущее
Действительный Бесчестие
Правдивый Молчать
Вздыматься Дальний
Былое Вымышленный
Известный Индивидуальный
Говорить Ложный

 

К фразеологическим оборотам надо подобрать слова-синонимы

 

Изо всех сил (бежать)

Ввести в заблуждение

Тьма кромешная

Держать ухо востро

Поминай как звали

Пойти на попятную

Ни зги не видно

И след простыл

Дать задний ход

Сбить с толку

Глядеть в оба

Во весь дух (лететь)

 

 

Новая тема

Словообразование

 

Состав слова

 

Слова состоят из частей – морфем (корня, приставки, суффикса, окончания).



 

Корень – часть слова, которая есть во всех родственных словах.

Приставка– часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс– часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание– изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Основа слова– часть слова без окончания. Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание. Основа слова может состоять из одной морфемы, двух или трёх морфем.

 

Рассмотрим примеры.

Морфема Примеры
Корень ВОДа, ВОДный, подВОДник
Приставка Вбежать, ВЫлететь, ДОбраться
Суффикс морозЕЦ, родНой, дедУШКа
Окончание массА, позднИЙ, рассмотрИШЬ, вход (нулевое)
Основа СИНИЦ-а, КРАСИВ-ый, РАССКАЗЫВА-ешь

 

 

Что такое словообразование

 

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.

Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer. Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

 

компьютер→компьютерный,

→компьютерщик,

→компьютеризация

 

Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

 

Не удивляйтесь: термин словообразование употребляется в разных значениях:

1) процесс образования слов в языке;

2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.



 

Основные способы словообразования

 

Производная и производящая основы

 

Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована - значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

 

Домик – это маленький дом (связь по смыслу)

Домик←дом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)

 

Следовательно: слово домик – производное, а слово дом – нет.

 

Производная основа – основа нового слова, например: конфетка ← конфета, весенний ← весна.

 

Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна → весенний, конфета → конфетка.

 

При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный → жёлто-красный.

 

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.

 

Средства словообразования

 

Средство словообразования - это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

– словообразовательные морфемы

– специальные операции с основой слова

 

Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

 

Словообразовательные морфемы - это

– приставки, например: за-, на-, до-, пере- в словах записать, написать, дописать, переписать

– суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок

 

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами - это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются:

– сложение основ: дымоход, водопровод

– сращение основ: труднодоступный, малопонятный

– сокращение основы: спец, комп и некоторые другие.

 

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

 

 

Способы словообразования

 

 

Способ словообразования – сам процесс образования производной основы от производящей основы.

 

Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Понятия: средство и способ словообразования - разные, эти термины следует различать и употреблять правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства. Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают.

 

У слова нефтепроводсредство словообразования - сложение основ, способ словообразования - тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом, лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

 

Для русского языка характерны различные способы словообразования:

Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть ← смотреть, пригород ← город, недорого ← дорого

Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй, выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор

Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник ← окно, втихаря ← тихо(усечение основы), затенить ← тень

Бессуффиксный (бессуффиксальный):выход ← выходить, высь ← высокий

Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать

Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный

Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый

Сокращение основы: зав, зам

Аббревиация,то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком

Изменение части речи: больной, столовая

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

Чередование гласных и согласных, например: дорога → дороженька (чередование г//ж)

Вставки интерфикса - соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить(усечение основы)→пароход

Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)

 

Неморфологические способы словообразования

 

 

Переход одной части речи в другую – дежурный врач – дежурный

Слияние словосочетаний – сего дня – сегодня

Распадение на омонимы: среда (день недели) – среда (общество)

 

 

Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать.

 

Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Нужно уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать, с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.