Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовые основы сертификации





ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях мировой рынок авиационной техники (АТ) выдвигает весьма жесткие требования к поступающей на него продукции. Требования мирового рынка заставляет ее производителей создавать конкурентоспособные образцы АТ, отвечающих запросам покупателей.

Продукция обладает высоким качеством, если она полностью соответствует заданным требованиям и стандартам. Однако наличие требований и стандартов еще не обеспечивает высокое качество продукции. Необходим механизм подтверждения соответствия. Таким механизмом является сертификация.

Сертификация-деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации установленным требованиям.

В условиях рыночной экономики сертификация реально влияет на качество товаров и, соответственно, на ее конкурентоспособность. Сертификация продукции на основе международных стандартов и требований имеет преимущества перед национальной, поскольку товары, получившие международный сертификат соответствия, обладают преимуществами в реализации. Системное управление качеством в современных условиях является основным способом создания конкурентоспособной продукции. Только тот товар, который создается в расчете на определенного покупателя, оказывается конкурентоспособным. Последовательная интеграция государства в мировое экономическое сообщество требует целенаправленной политики по созданию государственной системы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством.



Несмотря на разнообразие требований, предъявляемых к авиационная продукции гражданского назначения по ее техническим (скорость и дальность полета, грузоподъемность, длина потребной взлетно-посадочной полосы и т.п.) и потребительским (регулярность полета, стоимость перевозки, состав оказываемых в полете услуг и т.п.) характеристикам, эта продукция и услуги обладает двумя общими свойствами – высоким динамизмом международных контактов путем продажи АТ в другие страны и выполнение международных полетов, а также безопасное выполнение этих полетов как для пассажиров воздушного судна, так и для третьих лиц и окружающей среды. Поэтому основной концепцией государственной системы сертификации авиационной продукции гражданского назначения и услуг является обеспечение безопасности полетов и защита окружающей среды от воздействия авиации.



Необходимо отметить разницу концепций сертификации авиационной продукции гражданского и военного назначения.

В основе сертификации авиационной техники гражданского назначения лежит ее соответствие требованиям безопасности полета и охране окружающей среды. Предъявляемые требования в виде национальных Норм летной годности должны быть гармонизированы с аналогичными Нормами других государств и не противоречить международным рекомендациям. Аналогичным образом Правила сертификации гражданской авиационной техники должны быть гармонизированы с аналогичными Правилами других государств. Эти подходы позволяют сделать сертификацию типовой конструкции авиационной техники гражданского назначения прозрачной и понятной для зарубежных покупателей.

Применительно к авиационной технике военного назначения предъявляемые к ней общие требования отражены в стандартах Министерства обороны и являются ведомственными, а специальные требования к данному типу АТ изложены в Техническом задании и содержат только тактико-технические показатели, необходимые заказчику. В настоящее время нет международных требований к воздушным судам военного назначения и процедурам доказательства их соответствия установленным требованиям.

Необходимо отметить, что для авиационной техники гражданского и военного назначения большинство работ по доказательству соответствия типовой конструкции ТТЗ или сертификационному базису аналогичны. Однако отсутствие широкого доступа к содержанию требований и результатам проверок не позволяют говорить о сертификации типовой конструкции авиационной техники военного назначения. При ее продаже за рубеж доказательство соответствия проводится на основе соответствующих соглашений.



Что касается сертификации производства авиационной техники военного назначения, то оно должно удовлетворять одной из моделей систем качества, обеспечивающих идентичность выпускаемых образцов АТ эталонному образцу и стабильность характеристик продукции. Действующая на предприятии система качества продукции должна быть понятна для Заказчика, в том числе и зарубежного. Одной из наиболее известных и понятных зарубежным покупателям является Система качества, основанная на международной системе стандартов ISO серий 9000 или 2000. Одна из этих систем должна лежать в основе Системы сертификации производства продукции военного назначения, в том числе и авиационной техники.

 

1. Общие сведения о сертификации

авиационной техники гражданского назначения

В Российской Федерации действует система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации (ССАТ и ОГА). Основной концепцией этой системы является обеспечение безопасности полетов и защита окружающей среды от воздействия авиационной техники. Она является государственной системой и ее функционирование носит обязательный характер.

Под авиационной техникой понимаются гражданские воздушные суда, их компоненты: авиационные двигатели, воздушные винты и комплектующие изделия - механизмы, приборы, оборудование и другие изделия, используемые для осуществления полета воздушного судна. Далее под сертификацией будет пониматься сертификация указанной авиационной техники, ее разработчиков и ее производства.

Необходимо иметь в виду, что, в соответствии с действующим законодательством, обязательной сертификации подлежат:

- юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники;

- авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы;

- юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники;

- аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;

- воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное оборудование;

- другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.

Основными целями ССАТ и ОГА являются:

- обеспечение безопасности полетов и безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды;

- оценка и подтверждение соответствия объектов сертификации установленным требованиям;

- содействие повышению качества и конкурентоспособности воздушных судов и их компонентов, оборудования аэродромов, средств, комплексов, подсистем, наземных радиотехнических систем управления воздушным движением;

- разработка правил и процедур сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации, гармонизированных с правилами и процедурами сертификации аналогичных технических средств и объектов передовых зарубежных стран;

- защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и организаций и других юридических и физических лиц, занимающихся авиационной деятельностью.

В авиатранспортной системе гражданской авиации, можно выделить три составляющие (рис. 1):

- авиационная техника - воздушные суда, на которых выполняются перевозки и их компоненты, непосредственно влияющие на безопасность полетов и на окружающую среду;

- объекты гражданской авиации - аэродромы и их оборудование, авиационные трассы и другие объекты, обеспечивающие выполнение перевозок;

- организации, участвующие в выполнении перевозок: авиакомпании, предприятия, обеспечивающие воздушное движение, заправку воздушных судов топливом, обработку багажа, обслуживание воздушных судов и другие субъекты авиатранспортной деятельности.


 

 

 

 


* - Новое направление сертификационной деятельности в гражданской авиации

 

Рис. 1. Авиатранспортная система гражданской авиации

и сертифицируемые компоненты.

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации, сертификация первой и второй составляющих - авиационной техники и объектов гражданской авиации, возложено на Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Сертификация авиатранспортной деятельности возложено на Федеральную службу гражданской авиации Министерства транспорта России (рис. 2.).

Система сертификации АТ имеет две компоненты:

1. Сертификация типа и образцов АТ, полностью удовлетворяющих утвержденным требованиям на продукцию, при доказательстве соответствия которым применяются утвержденные процедуры.

2. Сертификация организаций, разрабатывающих, производящих или ремонтирующих АТ. В их основе лежит анализ систем качества этих предприятий, обеспечивающих профессионализм производственной деятельности при разработке типовой конструкции, и выпуск продукции, полностью соответствующей эталонному образцу.

 

 
 

 


Рис. 2. Система обязательной сертификации авиационной техники, объектов гражданской авиации, эксплуатантов воздушных судов,

обслуживания и ремонта воздушных судов

 

Развитие гражданской авиации, создание новых пассажирских самолетов и вертолетов, обладающих высокими потребительскими свойствами, неразрывно связано с обеспечением высокого уровня безопасности полетов и защитойокружающей среды.

В гражданской авиации под безопасностью полета понимают свойство авиационно-транспортной системы, заключающееся в ее способности осуществлять воздушные перевозки воздушными судами без угрозы для жизни и здоровья людей. Сертификация авиационной техники является частью системы обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации и направлена на обеспечение допуска в эксплуатацию гражданской авиационной техники, соответствующей государственным требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

Соответствие объекта сертификации установленным требованиям удостоверяется документом, выдаваемым специально уполномоченным органом.

 


Правовые основы сертификации

Авиационной техники

Правовые основы сертификации авиационной техники устанавливаются законодательством государства. В Российской Федерации (РФ) основными законами, регулирующими деятельность в области сертификации, являются Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" и Воздушный кодекс РФ (ВК РФ).

ВК РФ содержит определение воздушного законодательства РФ, в соответствии с которым к воздушному законодательству относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, федеральные правила использования воздушного пространства, федеральные авиационные правила, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ.

Перечень объектов и субъектов обязательной сертификации в гражданской авиации определен в статье 8 ВК РФ: "Обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности".

Проведение сертификации осуществляется возмездно. Оплата производится Заявителем, представляющим объект на сертификацию.

Сертификация осуществляется специально уполномоченными органами, под которыми в соответствии с ВК РФ понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.

Указами Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 439 и от 13 июня 1996 г. № 904, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 367 проведение сертификации типа авиационной техники, ее производства и первоначальное одобрение летной годности экземпляров авиационной техники, с выдачей сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, поручено Межгосударственному авиационному комитету (МАК), в котором эти функции выполняются одним из его структурных подразделений - Авиарегистром МАК.

МАК является постоянно действующим исполнительным органом, уполномоченным осуществлять практическую реализацию Межправительственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, принятого 30 декабря 1991 года в Минске. В соответствии с Соглашением подписавшие его государства (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) установили, в том числе, сферы совместного ведения и регулирования в области обеспечения безопасности полетов.

Специально уполномоченным органом в области поддержания летной годности авиационной техники является Минтранс РФ (рис. 3).

Требования к объектам сертификации и процедуры проведения сертификации содержатся в Авиационных правилах (АП), принимаемых в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Авиационные правила, принятые МАК и утвержденные Советом по авиации и использованию воздушного пространства, образованным Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, вводятся в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Так, например, Авиационные правила, относящиеся к области сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации, вводятся в действие в качестве федеральных Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 360 утверждено "Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил". Положением установлено, что соответствующие специально уполномоченные органы являются ответственными за разработку авиационных правил определенной тематики. При этом МАКу поручены, в том числе, разработка и совершенствование авиационных правил по нормированию летной годности гражданской авиационной техники и процедурам сертификации воздушных судов и их компонентов, правил сертификации производства авиационной техники, а также правил по нормированию воздействия авиации на окружающую среду. Положение предусматривает обязательное согласование проектов авиационных правил с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Авиационные правила, принятые МАК и утвержденные Советом по авиации и использованию воздушного пространства, образованным Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, вводятся в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Так, например, Авиационные правила, относящиеся к области сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации, вводятся в действие в качестве федеральных Министерством транспорта Российской Федерации.



             
   
 
   
 
 
 
 


Рис.2. Государственный контроль за летной годностью гражданских воздушных судов на этапах разработки, производства и эксплуатации (РО – Руководство по техническому обслуживанию; РЛЭ – Руководство по летной эксплуатации)  

 
 


При сертификации в РФ авиационной техники зарубежного производства необходимым, но не достаточным условием для допуска изделия к эксплуатации в России является наличие сертификата государства, изготавливающего данную АТ. МАК выдает свой сертификат, удостоверяющий соответствие отечественным нормам, основываясь на результатах собственных дополнительных сертификационных проверок, с учетом сертификационных материалов, принятых авиационными властями государства разработчика для выдачи своего сертификата.

При наличии двустороннего соглашения процедуры сертификации могут быть существенно упрощены, т.е. объект сертификации проверяется только на соответствие дополнительным техническим условиям, вытекающим из различия отечественных и зарубежных норм.

В системе сертификации АТ и ОГА РФ подлежат обязательной сертификации:

А. Авиационная техника:

1. Воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и их компоненты, являющимися объектами авиационной техники;

2. Производство и ремонт воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и их компонентов;

3. Организации, разрабатывающие авиационную технику.

Б. Объекты гражданской авиации:

1. Аэродромы международные;

2. Аэродромы категорированные;

3. Оборудование аэродромов и воздушных трасс:

- наземное оборудование спутниковых систем;

- навигационное оборудование;

- радиолокационное оборудование;

- посадочное оборудование;

- связное оборудование;

- светосигнальное оборудование;

- метеорологическое оборудование;

- оборудование контроля состояния ВПП;

- автоматизированные системы управления воздушным движением;

- аэродромные пожарные автомобили.

4. Производство оборудования аэродромов и воздушных трасс;

5. Организации, разрабатывающие объекты гражданской авиации.

Таким образом, применительно к авиационной технике объектами сертификации являются:

- воздушные суда (самолеты, вертолеты и др.);

- маршевые двигатели воздушных судов;

- вспомогательные двигатели воздушных судов;

- воздушные винты;

- компоненты авиационной техники и комплектующие изделия (КИ).

Система сертификации авиационной техники, используемая в Российской Федерации, распространяется на Разработчика АТ, тип АТ, производство АТ и экземпляр АТ (табл. 1).

При сертификации Разработчика устанавливается его соответствие требованиям Авиарегистра МАК и РАКА. По завершении сертификации Авиарегистром МАК выдается Сертификат Разработчика.

При сертификации типа АТ устанавливается его соответствие применимым авиационным правилам, содержащим требования к летной годности и охране окружающей среды. По завершении сертификации Авиарегистром МАК выдается Сертификат типа.

Таблица 1.

Объекты сертификации АТ, требования соответствия

и выдаваемые документы

  Объекты сертификации     Соответствие   Выдаваемый документ
Разработчик авиационной техники Требованиям Авиарегистра МАК Сертификат Разработчика
  Тип авиационной техники Нормам летной годности   Сертификат типа
Производство авиационной техники Авиационным правилам Свидетельство об одобрении производства
  Экземпляр авиационной техники   Типовой конструкции Удостоверение о годности к полетам (сертификат летной годности)

 

При сертификации производства АТ устанавливается его соответствие применимым требованиям Авиационных правил. По завершении сертификации Авиарегистром МАК выдается Сертификат или Свидетельство об одобрении производства.

При сертификации экземпляра АТ устанавливается его соответствие сертифицированной типовой конструкции. По завершении сертификации полномочным представителем Авиарегистра МАК выдается первоначальный Сертификат летной годности (Удостоверение о годности к полетам) на экземпляр воздушного судна или оформляется эквивалентный Сертификату документ на экземпляр другой АТ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.