Сделай Сам Свою Работу на 5

Будущее - в руках школьного учителя.





В.Гюго.

 

Можно сказать, что желания и потребности по мере их обработки на "прокатном стане" все более и более "охлаждаются". И если в начале "прокатного стана" воздействие на форму проявления потребностей идет достаточно легко и они легко деформируются в нужную воспитателям сторону, то в дальнейшем деформация может происходить только под влиянием очень сильных стимулов. Ковать железо надо пока оно горячо! Эта пословица верна и относительно формирования психики.

Прокатный стан воспитания

 

Потребности проявляются в поведении человека в виде тех или иных влечений. И каждый раз, когда они пытаются проявиться, они вынуждены проходить как бы через "прокатный стан" согласования со многими "инстанциями".

Ты, сынок, конечно же, видел по телевизору работу прокатного стана. В него запускают раскаленную металлическую болванку, которой потом при помощи специальных катков придают требуемую форму. Подобный процесс происходит и внутри человека.

Воспитательные усилия родителей (и не только их, но и всех других людей, которые в это время влияют на развитие ребенка) становятся теми “катками”, которые будут моделировать первичную конфигурацию проявляющегося инстинкта в нужную воспитателям сторону.



Если такое воздействие будет очень сильно ограничивать желания и потенции ребенка, то энергия влечения не сможет реализоваться в естественной форме. Она вынуждена будет искать другие пути и формы для своего прорыва наружу, сублимируясь в другие желания и влечения.

Аналогией является ситуация, когда в прокатном стане кусок металла так зажимают, что он не столько моделируется, сколько деформируется, и не может двигаться дальше, застревает в них. Чаще всего это происходит с реализацией сексуальной энергии. Или же с потребностью творить.

В обществе зачастую запрещают так много и так сильно, что ребенок начинает на каждом шагу натыкаться на препятствия в реализации жизненно важных для него потребностей. Но сделать ничего не может - хочешь жить с волками - будь добр выть в унисон со всей стаей. Ребенок очень часто бывает вынужден наступить на горло своей “песне”. Но подавленные потребности мстят сознанию за это насилие “гражданской войной”.



Шила в мешке не утаишь!

 

Энергия инстинкта, как ее не подавляй, все равно рано или поздно прорвется на поверхность. И чем позже у нее это получится, тем большую потенциальную силу она наберет. Энергия долго подавляемого инстинкта начнет все ломать и крушить на своем пути, как бы мстя за ограничения "прокатному стану". Результат - влечение проявляется в поведении индивида, но только в извращенной форме. Классическим примером является женщина, которая долго-долго хранила целомудрие. Но как только она преодолевает этот “барьер”, то такое начинается.....

 

Принцип построения пирамид взят от Бога?

 

Таким образом, психика человека напоминает перевернутую пирамиду, в начале которой лежит краеугольный камень. А от него, как в цепной реакции, рождается вся иерархия человеческих поведенческих актов. Первый, наиболее узкий «этаж» психики, сделан из самых прочных материалов. И разрушить его почти невозможно. Даже если это в каких-то случаях происходит, то это чаще всего не совместимо с жизнью. Или же приводит к таким уродствам психики, что развитие останавливается. И человек на всю жизнь остается олигофреном в степени идиота.

Материнская любовь – животворящая сила!

 

Ребенок должен вовремя и в достаточном количестве получать то, что ему нужно для нормального развития. И это не только своевременная еда, питье, сон, но и ласка от матери. Изучение малолетних преступников показало, что большинство из них в детстве страдало не от недостатка наказания, а от недостатка любви. Если ребенок своевременно и в достаточном количестве не получает любовь и заботу, то формирование психики становится или невозможным (как это происходило в старые времена в детских приютах) или она формируется уродливой.



Шпитц в 1945-46 годах исследовал младенцев, помещенных в детский дом с недостаточным количеством персонала, в результате чего дети получали мало заботы. Они получали достаточное с гигиенической точки зрения питание. Но если дети оставались в таком режиме больше 5 месяцев, четверть детей умирала от болезней пищеварения. Остальные дети, хоть и выживали, демонстрировали тяжелые душевные и физические нарушения, многие из которых сохранялись в течение многих лет спустя.

У таких бедолаг инстинкт развития не стимулируется любовью матери, а половой инстинкт не имеет объекта, на который он может быть направлен. А один инстинкт самосохранения не может вывезти “воз” развития.

 

Никакая нация не может достичь процветания, пока она на осознает, что пахать поле - такое же достойное занятие, как и писать поэму.

Б. Вашингтон.

 

На втором и третьем «этажах» нарушения нормального развития ребенка происходят намного чаще и проще, чем на первом. И большинство тех людей, которые приходят на лечение к психотерапевтам, страдают от последствий нарушения воспитания при формировании этих уровней их психики. И чем раньше была нарушена «технология» воспитания, тем тяжелее лечить такого человека.

Можно представить себе развитие человека как рост цветка. Вначале было семечко, которое выпустило первый корешок. В зависимости от того, какая была вокруг этого семечка почва, достаточно ли было воды и питательных веществ, зависит – как быстро и легко оно прорастет. Этот период в развитии цветка аналогичен внутриутробному периоду развития человека. Если ребенок был желанным, если у матери даже мысли не возникало об аборте, то это «семечко» попало в благоприятную среду.

Через некоторое время росток выходит на поверхность земли. И тут его поджидают другие опасности. Не будет ли корка на земле иссушена солнцем и сможет ли росток пробить ее (не будут ли родовые схватки слишком слабыми, не будут ли родовые пути слишком узкими)? И если этот этап пройдет хорошо, то цветок получает возможность впитывать солнце и расти.

На первых порах росток очень слаб и не дай Бог солнца будет мало, выпадет снег, ударит заморозок (например, мама будет находиться в послеродовой депрессии и не сможет дать новорожденному достаточного количества своей любви и поддержки), достаточно ли будет влажности и питательных веществ (то есть, будут ли папа и мама адекватно удовлетворять его потребности).

Если цветку повезет и он успешно пройдет и этот период своего развития, он становится крепче и в дальнейшем будет меньше зависеть от внешних условий. Но все, что влияет на цветок в процессе его роста, обязательно скажется на нем в той или иной форме.

И даст ли этот цветок, когда вырастет, много хороших семян – зависит от тысячи и одного фактора. И только нехватка одного единственного элемента в минералах на одном единственном этапе развития растения может привести к достаточно серьезным последствиям. И все его будущее развитие будет нести следы этого периода. Например, деревья на Куршской косе вырастают наклоненными в сторону из-за постоянно дующего в одну и ту же сторону ветра. Так же происходит и с развитием психики ребенка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.