Сделай Сам Свою Работу на 5

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕНДЕРНОГО КОМИТЕТА





ГОССТРОЙ РОССИИ

РЕГЛАМЕНТ
РАБОТЫ ТЕНДЕРНОГО
КОМИТЕТА

МДС 80-14-2000

Москва 1999

Регламент определяет общий порядок и правила работы тендерного комитета при проведении подрядных торгов на территории Российской Федерации, которые базируются на общепризнанных нормах, сложившихся в мировой практике, и будут совершенствоваться по мере накопления отечественного опыта.

РАЗРАБОТАН Экспертно-консультативным центром (ЭКЦ) при Минстрое России (В.П. Абрамов, В.А. Кущенко, Н.И. Новиков, при участии В.С. Васильева).

УТВЕРЖДЕН Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Минстрое России протоколом № 5 от 17 февраля 1995 г.

ПРЕДНАЗНАЧЕН для использования тендерными комитетами различных уровней управления строительством и всех участников подрядных торгов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Регламент работы тендерного комитета является методическими рекомендациями (далее Рекомендации), разработанными в соответствии с Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным совместным распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. № 660-Р/18-7.



1.2. Тендерный комитет (постоянный или временный), создаваемый организатором торгов или заказчиком, является рабочим органом проведения подрядных торгов.

1.3. В зависимости от объекта и предмета торгов организатор торгов (или заказчик) самостоятельно формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов и заказчика, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.

В состав тендерного комитета могут включаться представители Минстроя России и Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое России.

1.4. Основанием создания тендерного комитета (временного или постоянного) может быть решение заказчика о назначении времени проведения подрядных торгов, формировании организационных структур подготовки, организации и проведения подрядных торгов.



1.5. Тендерный комитет совместно с организатором торгов и заказчиком несет полную ответственность за правильность подготовки, проведения и объективность результатов торгов, соблюдение законодательства и других нормативных актов Российской Федерации, международных соглашений.

1.6. Тендерный комитет имеет право делегировать часть своих функциональных обязанностей по разработке, распространению и экспертизе тендерной документации, оценке конкурсных предложений инженерно-консультационным организациям (организации), имеющим соответствующую лицензию.

1.7. Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы. Данные рекомендации не носят директивный характер, являются практическим пособием и призваны способствовать созданию профессиональных норм и правил во взаимоотношениях между всеми участниками процесса подрядных торгов.

1.8. Регламент работы тендерного комитета должен основываться на системе взаимосвязанных нормативно-правовых документов различного уровня:

законы Российской Федерации;

указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации;

нормативные документы министерств и ведомств Российской Федерации - государственных заказчиков;

территориальные нормативные документы субъектов Российской Федерации.

Государственные нормативно-правовые документы в области инвестиционной деятельности (первые четыре), в составе которых неотъемлемой частью является тендерное законодательство, обязательны на все объекты федеральных программ развития Российской Федерации, а также на все объекты, финансирование или финансовая поддержка реализации которых осуществляются из средств федерального бюджета.



ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Инвесторы - участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения государственных, собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций, обеспечивающих их целевое использование.

Допускается объединение средств инвесторами для организации совместного инвестирования; экономические взаимоотношения между участниками инвестиционной деятельности регулируются договорными (контрактными) отношениями.

Участники (субъекты) инвестиционной деятельности - инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица (государственные и коммерческие структуры), в том числе иностранные, а также государственные и международные организации.

Тендерное законодательство - система нормативных документов, регламентирующих от имени государства процесс подготовки, организации и проведения подрядных торгов; разрабатывается и рассматривается, как единая система взаимосвязанных документов в целях создания правовых предпосылок для перевода управления строительством на систему подрядных торгов, т.е. на рыночные механизмы управления.

Подрядные торги - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса.

Участник торгов - лицо, имеющее право принимать участие в торгах, в их подготовке, проведении, утверждении результатов торгов.

Заказчик - лицо, для которого строится, реконструируется или переоснащается объект.

На момент принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами (или правом распоряжаться ими в необходимый период времени), подтвержденными соответствующими финансовыми документами, например, кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти. Заказчик обязан иметь статус официального юридического или физического лица с соответствующей регистрацией и с правом осуществления функций заказчика.

При проведении торгов заказчик осуществляет следующие функции:

назначает организатора торгов;

контролирует работу и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;

устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем.

Государственный заказчик - заказчик инвестиционного проекта, определенного федеральной инвестиционной программой.

Организатор торгов - лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов.

Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов.

В качестве организатора торгов могут выступать специализированные на проведение подрядных торгов организации и учреждения независимо от форм собственности.

Организатор торгов осуществляет следующие функции:

подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку приглашений;

формирует тендерный комитет;

направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;

собирает и анализирует оферты;

утверждает результаты торгов;

рассматривает апелляции на решение тендерного комитета;

несет все расходы по подготовке и проведению торгов.

Тендерный комитет - постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором для проведения торгов.

Претендент - организация, фирма, консорциум (отечественный или международный), под чьим именем подана заявка.

К подрядным торгам допускаются претенденты независимо от форм собственности, обладающие опытом проведения работ или услуг, зарегистрированные на территории Российской Федерации и выразившие в письменном виде согласие участвовать в торгах на предложенных условиях.

Оферент - претендент, приславший тендерное предложение (оферту), подкрепленное сведениями о платежеспособности претендента с момента регистрации оферты на конкурсе. Он может также прислать встречное предложение (альтернативный вариант), повышающее эффективность выполнения подряда.

Консультант - организация, привлекаемая тендерным комитетом для методического обеспечения торгов, подготовки тендерной документации, проведения систематизации и предварительного анализа тендерных предложений. В качестве консультантов могут привлекаться физические лица или специализированные инженерно-консультационные организации, в том числе проектные, имеющие лицензии на необходимые виды деятельности.

Инженерно-консультационные (инжиниринговые) организации (ИКО) - организации, специализирующиеся на оказании инженерно-консультационных услуг. ИКО имеют статус формально независимых и не подчиняются каким-либо промышленным, строительным или торговым фирмам. Фактически ИКО работают в тесном контакте с фирмами-поставщиками основного технологического оборудования, разработчиками новых технологических процессов и банками, кредитирующими строительство капиталоемких подрядных объектов.

В международной практике можно выделить следующие группы инжиниринговых фирм:

инженерно-консультационные - оказывают услуги без последующих поставок оборудования;

инженерно-строительные (контракторы) - могут представлять весь комплекс услуг, связанных с созданием промышленных и других объектов на условиях "под ключ";

консультационные - оказывают услуги по управлению предприятиями, организации производства, сбыта;

инженерно-исследовательские - специализируются, главным образом, на разработке технологических процессов и технологий производства новых материалов.

Инженерно-консультационная организация может привлекаться тендерным комитетом также для подготовки тендерной документации, разработки оферт претендентов.

Инженерно-консультационная организация должна иметь лицензии на те виды работ, по которым она привлекается тендерным комитетом, организатором торгов или претендентом.

Одна и та же инженерно-консультационная организация не имеет права сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком и претендентом.

Взаимоотношения между ИКО и заказчиком регулируются подписанным между ними договором. Взаимоотношения междуИКОи подрядчиком регулируются основным контрактом, заключенным между подрядчиком и заказчиком.

Тендер - форма проведения подрядных торгов, представляющая конкурс представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.

Тендерная документация - это комплект документов, содержащих приглашение к торгам, информацию об объекте, предмете и условиях торгов, инструкцию участникам торгов, предложения их организатора об условиях передачи победителю заказа на выполнение работ, указанных в предмете торгов.

Конкретный состав тендерной документации зависит непосредственно от предмета торгов и определяется тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов.

Тендерная документация составляется таким образом, чтобы все участники понимали содержащуюся в ней информацию одинаково. При описании работ должны употребляться общепринятые обозначения. При необходимости введения новых терминов в тендерной документации приводятся их определения.

Требования, включаемые в тендерную документацию, должны быть одинаковыми для всех без исключения оферентов.

Тендерная документация утверждается заказчиком.

Разработка тендерной документации оплачивается заказчиком (инвестором):

по вновь начинаемым стройкам - за счет средств, предусматриваемых по целевому назначению в сводных сметных расчетах (сводных расчетах) стоимости строительства по гл. 12 "Проектные и изыскательские работы";

по незавершенному строительству при отсутствии подрядчика - за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, имеющегося в распоряжении заказчика, а также экономии лимита по другим статьям сводного сметного расчета (сводного расчета) стоимости строительства, образованного в результате его пересмотра.

При проведении торгов на проектные и инженерно-изыскательские работы и отсутствии сводного сметного расчета (сводного расчета) стоимости строительства финансирование может осуществляться за счет целевых средств, предусмотренных в федеральной или региональной программе проектирования, с последующим отнесением затрат в счет разработки предпроектной или проектно-сметной документации соответствующей стройки.

Тендерная документация передается претендентам, как правило, за плату, в комплекте, по их официальному запросу. Порядок и условия выкупа тендерной документации определяются тендерным комитетом и сообщаются претендентам в приглашении для участия в торгах или в объявлении о проведении торгов, опубликованном в печати. При этом цена на тендерную документацию устанавливается в зависимости от окупаемости затрат на ее разработку и распространение, проведение анализа предложений оферентов, подведение итогов конкурса и определение победителя.

В отдельных случаях тендерная документация может передаваться претендентам бесплатно или по цене затрат на ее размножение.

Тендерная документация состоит, как правило, из следующих основных документов и разделов:

приглашение для участия в торгах;

общие сведения об объекте и предмете торгов;

проектная документация (техническая часть);

инструкция оферента;

форма заявки претендента на участие в торгах;

условия и порядок проведения торгов;

проект контракта.

Конкретный состав, порядок, формы представления информации и другие условия подготовки тендерной документации уточняются тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика либо организатора торгов.

Оферта - тендерное предложение, направленное претендентом, содержащее согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации, и зарегистрированное тендерным комитетом.

Альтернативное предложение - предложение, представляемое одновременно с основным, содержащее отличающиеся от основного предложения условия.

Предварительная квалификация претендентов - это процедура отбора по определенным техническим, экономическим, организационным и другим признакам и возможностям претендента к выполнению представляемого на торги подряда.

Предварительная квалификация проводится в случаепринятиязаказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов.

Предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов в условиях перехода к рыночной экономике. Как претендент рассматривается отдельная организация, фирма или консорциум, под чьим именем подана заявка.

К предварительной квалификации допускаются отдельные организации, фирмы, консорциумы (отечественные и международные) независимо от форм собственности, обладающие опытом проведения работ или услуг, являющихся предметом торгов.

Сообщение о проведении предварительной квалификации должно обязательно содержаться в объявлении о торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме.

При проведении закрытых торгов сообщение о предварительной квалификации содержится в приглашении.

Объем включенных в опросник показателей предварительной квалификации, состав, содержание и формы представления информации разрабатываются тендерным комитетом в зависимости от предмета торгов.

В зависимости от специфики и предмета торгов тендерный комитет вправе изменять, сокращать или дополнять перечень критериев предварительной квалификации, предусмотренных в опроснике, при условии, если они не противоречат Положению о подрядных торгах в Российской Федерации.

Для подготовки документации по предварительной квалификации и оценки представленных документов тендерный комитет может привлекать инженерно-консультационные организации, экспертов (в том числе физических лиц).

При закрытых торгах в состав документации, необходимой для проведения предварительной квалификации, входит приглашение к участию в предварительной квалификации или опросник претендента.

При проведении открытых торгов претенденты направляют в тендерный комитет заявку на опросник.

Опросник - это документ, содержащий сведения об основных критериях предварительной квалификации, предъявляемых к претенденту, в том числе:

опыт проведения сопоставимых работ;

финансовое положение;

техническое оснащение;

производственная база;

состав и квалификация персонала;

"ноу хау" и др.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕНДЕРНОГО КОМИТЕТА

3.1. Тендерный комитет является рабочим органом процесса проведения подрядных торгов, и от его правильного формирования, в том числе от подбора кадров, зависят результаты торгов. Зарубежный и имеющийся отечественный опыт показывает, что экономия средств на проведение торгов и оценку предложений оферентов, правильность определения победителя часто приводит к тяжелым негативным экономическим последствиям, иногда к срыву инвестиционного проекта.

3.2. Тендерный комитет формируется организатором торгов из своих представителей, представителей заказчика (инвестора), а также экспертных, консультационных и других организаций. В состав тендерного комитета могут включаться представители Минстроя России и Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое России.

Как рабочий орган, он может образовать в своем составе секретариат и различные подкомиссии и комиссии (постоянные или временные) для решения конкретных задач при проведении торгов.

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.

Организационно тендерный комитет целесообразно формировать на базе:

1. Постоянных членов - председатель и его заместители, члены комитета и административная группа, в состав которой входит и секретариат;

2. Временных членов - эксперты (экспертные группы), консультанты, привлекаемые для решения тех или иных конкретных задач в зависимости от сложности объекта и предмета торгов.

Ниже приведены рекомендации по подбору экспертных групп и организации их работы.

3.3. Число экспертов должно быть достаточным для того, чтобы они в совокупности могли учесть специфические задачи и чтобы решение, найденное при их помощи, было достаточно точным.

С учетом этого наиболее целесообразно включать в экспертную группу от 10 до 20 чел. При этом возможны отклонения как в большую, так и в меньшую сторону.

При экспертизе достаточно сложного объекта количество экспертных групп может быть равно числу разделов инвестиционного проекта. Для каждого конкретного объекта и предмета торгов этот вопрос решается самостоятельно.

3.4. Когда численность экспертной группы определена, переходят непосредственно к подбору экспертов. Для этого вначале определяют круг задач и составляют список людей, компетентных в рассматриваемыхили близких отраслях. Для составления списка можно предложить следующую процедуру.

Первоначально отобранным экспертам, например, рекомендованным заказчиком, организатором торгов, председателем тендерного комитета и т.п., представляют список вопросов, на которые в процессе проведения экспертизы должны быть получены ответы, и просят рекомендовать специалистов или назвать организации, способные дать заключение по представленным вопросам. Затем список вопросов представляется каждому из названных специалистов, которые, в свою очередь, также просят назвать людей, компетентных в вопросах данного списка, и т.д. Этот процесс заканчивается, как только перестают называться новые специалисты или организации. Данная процедура позволяет составить достаточно полный список компетентных лиц.

3.5. Помимо компетентности хороший эксперт должен обладать еще целым рядом качеств. Основными из них являются способности:

решать задачи, метод решения которых полностью или частично неизвестен;

выявлять неочевидные проблемы;

угадывать решение без его обоснования;

предсказывать или предчувствовать будущее решение;

противостоять мнениям большинства или общепринятым авторитетам;

рассматривать проблему с разных точек зрения.

3.6. Требования, предъявляемые к экспертам и результатам их работы, зависят также от метода организации экспертизы. При работе эксперта в комиссии, где эксперты вступают в непосредственный контакт друг с другом, важное значение приобретают психологические факторы. Подчас специфические требования к эксперту непосредственно вытекают из формы организации и проведения экспертизы.

3.7. Для отбора экспертов из составленного списка можно рекомендовать их тестирование. Тест состоит в следующем:

эксперту предлагают в письменной форме ответить на ряд вопросов, с тем чтобы проверить его знания в области проведения экспертизы и выявить у него наличие качеств, перечисленных выше.

В таких тестах возможна самооценка, т.е. эксперту предлагается оценить свои знания в рассматриваемой области, например, по пятибалльной шкале. Для подготовки, составления и обработки результатов таких тестов можно привлечь специалистов в области психологии.

При подборе экспертов следует также учитывать их личную заинтересованность в конечном результате экспертизы. Наиболее подходящим является эксперт, который безразличен к результату экспертизы.

В ряде случаев при подборе экспертов желательно использовать некоторые относительно простые численные оценки их работы. Такие численные оценки носят статистический характер и их применение возможно только тогда, когда эксперт достаточно часто привлекается для решения задач одного типа. Численные оценки могут быть использованы для улучшения состава экспертной группы и повышения достоверности результирующей оценки.

Пусть одни и те же эксперты многократно использовались в работе тендерного комитета. Тогда относительная ошибка i-го эксперта в j-той экспертизе равна:

где - фактическая оценка экспертируемой числовой величины - конечный результат экспертизы;

- оценка, данная i-тым экспертом в j-той экспертизе.

Тогда среднее значение отклонения решения i-го эксперта от принятого равно:

где i = 1,I - общее количество экспертов в группе;

j = 1,N - количество экспертиз, в которых принял участие i-тый эксперт.

3.8 Взаимодействие экспертов. Организация взаимодействия экспертов оказывает существенное влияние на качество проводимой экспертизы.

В общем случае можно рекомендовать три вида взаимодействия экспертов:

1. Эксперты могут свободно обмениваться информацией друг с другом,

2. Обмен информацией между экспертами регламентирован;

3. Эксперты изолированы друг от друга.

В схеме круглого стола взаимодействие между экспертами не регламентируется. Вся экспертная группа собирается для определения общего мнения. Такая обстановка может способствовать созданию творческой атмосферы, так как эксперты будут обогащаться идеями друг друга. С другой стороны, такой способ имеет свои отрицательные стороны. Он предъявляет повышенные требования к экспертам:

умение высказывать собственное мнение, не зависящее от мнения большинства, в том числе от мнения руководителя (заказчика) и признанных авторитетов;

способность отказаться от своей оценки, если будет доказана ее ошибочность.

Некоторая регламентация общения экспертов в схеме круглого стола позволяет избежать указанных недостатков. Соответствующая модификация этого метода называется методом мозговой атаки. Она заключается в том, что в течение определенного времени любое высказывание, даже самое нелепое, не подлежит обсуждению и не может быть отвергнуто. За это время каждый из экспертов успевает обдумать соображения, высказанные другими экспертами (последовательность высказывания экспертов также может быть задана заранее); принятие или отклонение мнения других экспертов необходимо в этом случае обосновать.

Если эксперты изолированы, то каждый эксперт высказывает свое мнение независимо от других (решает свою задачу выбора). При этом для обработки результатов экспертизы можно использовать экономико-математические модели обработки статистической информации, поскольку оценки мнений отдельных экспертов следует рассматривать как независимые реализации случайной величины.

Обратная связь в экспертизе. Идея обратной связи в экспертизе заключается в следующем: эксперты дают оценки, которые обрабатываются; после этого каждому из них предъявляют результирующую оценку, как правило, с некоторой дополнительной информацией; на основании полученных данных эксперты уточняют свои оценки, после чего процедура повторяется вновь, пока не будет получен удовлетворяющий, например, заказчика результат.

Недостатками метода являются: большие затраты времени на проведение всех туров опроса, большая трудоемкость работ, связанная с обработкой результатов и пересмотров мнений экспертов.

К достоинствам следует отнести более качественные результаты процедуры.

3.9. Формы опросов экспертов. Можно рекомендовать три формы опроса экспертов:

1. Опрос типа интервью предполагает беседу эксперта с лицом, принимающим решения (ЛПР), например, с председателем экспертного совета, председателем тендерного комитета и т.п., в ходе которой он ставит вопросы в соответствии с заранее разработанной программой.

Большую роль в проведении интервью играет установление взаимопонимания между ЛПР и экспертом. К недостатку метода относится сложность формализации вопросов, предъявленных к ЛПР и эксперту.

2. Опрос типа анкетирования. Анкета - это набор вопросов, на которые надо ответить эксперту. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы не допускать неоднозначного толкования. Сложные вопросы желательно разбивать на простые.

Анкетирование - наиболее часто встречаемая форма опроса эксперта.

Многочисленными экспериментами работы с экспертами установлено, что человек лучше отвечает на качественные вопросы (лучше-хорошо), чем на количественные. Поэтому при составлении вопросов следует отдавать предпочтение таким вопросам, на которые от эксперта требуется качественный ответ.

Вопросы, включаемые в анкету, рекомендуется составлять по некоторой иерархической схеме, т.е. сначала должны следовать общие вопросы, а затем частные. Полезными для ЛПР являются формализованные сведения о характере источников аргументации эксперта. Например, из личного опыта, по аналогии, из литературных источников, обобщения опыта отечественных работ в данной области, анализа зарубежного опыта работ и т.п.

Такие сведения получаются в результате заполнения каждым экспертом таблицы.

3. Аналитическая форма опроса предполагает длительную, самостоятельную работу эксперта, направленную на анализ характерных свойств и тенденций исследуемого объекта. Такую форму работы с экспертами называют методом докладной записки. При этом по необходимости в состав такой докладной записки могут быть включены, например, технико-экономические обоснования инвестиций на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, поставку технологического оборудования и т.п.) рассматриваемого объекта.

Источник аргументации Степень влияния источника
высокая средняя низкая
Личный опыт *    
По аналогии   *  
Обобщение отечественного опыта     *
Обобщение зарубежного опыта *    

В докладной записке эксперт в свободной форме излагает свое мнение. Такая форма является плохо формализуемой и трудоемкой для эксперта, но позволяет наиболее точно выяснить его мнение. Форма докладной записки часто применяется как первый этап более сложной экспертизы, позволяющей уточнить общее направление развития (тенденции) на спрос и предложение какой-либо строительной продукции, товара и услуг.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.