Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации





 

1. Знать особенности правового регулирования уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних.

2. Уметь ориентироваться в нормативном материале с целью выявления особенностей регламентации возбуждения дел по преступлениям несовершеннолетних, производства предварительного расследования и рассмотрения в суде этой категории дел.

По первому вопросу слушатели должны усвоить, когда возникает производство по делам несовершеннолетних и чем обусловлен особый порядок данного производства.

Следует обратить внимание, что по делам о преступлениях несовершеннолетних, помимо обстоятельств, указанных в ст.73 УПК РФ, подлежат установлению обстоятельства, перечисленные в ст.421 УПК РФ. Необходимо запомнить их перечень и содержание, а также определить каким образом эти обстоятельства устанавливаются. Следует также обратить внимание на возможность задержания несовершеннолетнего подозреваемого и решения вопроса об избрании в отношении несовершеннолетнего мер пресечения (ст.423 УПК РФ). При изучении данного вопроса надлежит установить правовые гарантии обеспечения прав несовершеннолетнего обвиняемого, рассмотреть вопросы, касающиеся участия в производстве предварительного следствия по делам несовершеннолетних защитника, педагога, законного представителя. Важно остановиться на установленном ст.427 УПК РФ порядке прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия.



По второму вопросу необходимо учесть, что судебное рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних осуществляется коллегиально. Путем изучения ст.428-432 УПК РФ следует определить лиц, которые вправе участвовать в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних, и объем их полномочий, в каких случаях несовершеннолетний подсудимый может быть удален из зала судебного заседания. Кроме того, надлежит выяснить перечень вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора несовершеннолетнему, после чего установить, в каких случаях несовершеннолетний может быть освобожден судом от наказания.

 



Контрольные вопросы

 

1. В какой форме возможно расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних?

2. Каковы особенности возбуждения уголовного дела и производства предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних?

3. Какие обстоятельства подлежат установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних?

4. Что является основанием выделения дела о несовершеннолетнем, участвовавшем в совершении преступления вместе со взрослыми?

5. Какие меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему?

6. Кто может быть законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства?

7. Какие решения выносит следователь и дознаватель по окончании предварительного расследования по делам несовершеннолетних?

8. Каков порядок прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия?

9. Что является основанием устранения законного представителя несовершеннолетнего от участия в судебном заседании либо ограничения его участия в той или иной части судебного заседания?

10. Что является основанием удаления несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания?

11. Какие вопросы разрешает суд при постановлении приговора несовершеннолетнему?

12. Перечислите решения суда по окончании судебного разбирательства по делам несовершеннолетних.

Задачи:

Задача 1.При расследовании уголовного дела в отношении несовершеннолетнего Окунева А.С. было установлено, что его родители лишены родительских прав, а его бабушка – опекун - на неделю выехала из г. Н. Новгорода в сельскую местность к родственникам, но к каким именно и в какой населенный пункт, Окунев пояснить не мог. Все процессуальные и следственные действия следователь производил с участием защитника. Мера пресечения в отношении Окунева была избрана в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Через 4 дня бабушка Окунева прибыла в г. Н. Новгород и в тот же день была допущена следователем к участию в уголовном деле в качестве законного представителя. При изучении уголовного дела прокурор внес представление в Следственное управление по поводу незаконных действий следователя, а именно – производство процессуальных и следственных действий в отсутствие законного представителя.



Вопросы:

1. Прав ли прокурор в данной ситуации?

2. Как должен поступить следователь, если по уголовному делу временно отсутствует законный представитель (или отказывается принимать участие в деле)?

3. Как поступить, если вообще отсутствуют лица, которых возможно допустить в уголовное дело в качестве законных представителей?

Задача 2.25 ноября 200­_ г. в 12 час. на вещевом рынке был задержан и доставлен в Кировский РОВД несовершеннолетнийЩеткин, совершивший кражу кошелька с деньгами в сумме 5000 руб., принадлежащих гр. Кочкиной. При проведении проверки Щеткин заявил, что родом он из Сибири, точное место своего рождения и жительства назвать затрудняется. Около двух лет назад он убежал из дома на попутном поезде по причине издевательств со стороны отца, злоупотребляющего спиртными напитками, с тех пор занимается бродяжничеством, нигде не учится. До побега он закончил 6 классов вспомогательной школы. Со слов самого Щеткина, на момент задержания ему уже исполнилось 16 лет, но точный год своего рождения он не помнит.

Вопросы:

1. С помощью каких документов возможно установить возраст задержанного лица?

2. Как должен поступить следователь, если отсутствует реальная возможность изъять документы, с помощью которых возможно установить возраст лица?

3. Может ли следователь до установления точного возраста задержанного лица решить вопрос о возбуждении уголовного дела и задержании данного лица в порядке ст. 91 и 92 УПК РФ?

Задача 3.20 декабря 200__ г. следователь Капустин позвонил по телефону домой несовершеннолетнему Ломакину и вызвал его в Канавинский РУВД на допрос в качестве свидетеля к 10 часам. В 10 час. следователь Капустин приступил к допросу явившегося свидетеля Ломакина и продолжал его до 12 час. 30 мин. Далее в составе следственно-оперативной группы следователь выехал на осмотр места происшествия по другому делу. Уезжая, он просил несовершеннолетнего Ломакина обязательно дождаться его возвращения в коридоре около кабинета. Прибыв обратно в РУВД в 15 час., следователь Капустин продолжил допрос несовершеннолетнего Ломакина и закончил его в 17 час. 45 мин., после чего объявил Ломакину и необходимости заключения договора с защитником, т.к. с сего дня Ломакин становится обвиняемым.

Вопросы:

1. Каков порядок вызова к следователю (дознавателю) несовершеннолетнего лица?

2??Каковы правила допроса несовершеннолетних лиц?

3. Оцените действия следователя в данной ситуации.

За два дня до совершеннолетия Басков Николай совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.162 УК (разбой). Данный факт преступления органом дознания был установлен спустя три месяца после его совершения.

По каким правилам должно вестись производство по данному делу?

 

Дознаватель Баранов в ходе расследования преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК установил:

· преступление совершено несовершеннолетним Никоновым;

· преступление совершено Никоновым впервые;

· ущерб добровольно возмещен.

Какие обстоятельства необходимо еще установить по делу?

 

При производстве по уголовному делу по обвинению Садкова в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК установлено, что документы, подтверждающие его возраст утеряны. Дознаватель допросил мать Садкова в качестве свидетеля, которая показала, что ее сыну 15 лет. Дознаватель прекратил уголовное дело по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК.

Оцените решение дознавателя

По делу в отношении Деева (15 лет), обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.158 УК, к следователю поступило ходатайство от защитника о необходимости участия в допросе его подзащитного педагога.

Следователь отказал в удовлетворении ходатайства, указав, что в допросе несовершеннолетнего, кроме защитника, участвует его законный представитель – мать Деева, которая к тому же является педагогом по образованию.

Оцените решение дознавателя. Какова роль педагога в допросе несовершеннолетнего, какими правами он обладает?

Несовершеннолетнему Кондрашкову предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.167 УК (умышленное уничтожение чужого имущества) и избрана мера пресечения – заключение под стражу.

Оцените действия следователя.

 

Несовершеннолетнему Ивлеву предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.168 УК и избрана мера пресечения – отдача под присмотр опекуна. Однако опекун Рыбкин отказался от желания исполнять обязательства, связанные с осуществлением "присмотра".

Как должен поступить следователь?

 

По уголовному делу в отношении 15-летнего Богдановича, совершившего несколько краж чужого имущества, следователь решил выяснить, соответствует ли психическое развитие подростка его возрасту. Была проведена судебная психолого-психиатрическая экспертиза, которая пришла к выводу, что психическое развитие обвиняемого Богдановича не соответствует его возрасту по причине неблагоприятной внутрисемейной обстановки и индивидуальных особенностей психики, а соответствует возрасту 12 лет. С учетом такого заключения следователь прекратил уголовное преследование в отношении Богдановича по п.2 ч.1 ст.24 и ч.3 ст.27 УПК. Свое решение следователь мотивировал тем, что "Богданович к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность".

Дайте оценку принятого решения следователем?

Согласны ли Вы с мотивами, приведенными в постановлении следователем в обоснование принятого решения?

Используя данную фабулу, составьте постановление о прекращении уголовного преследования.

 

17 летний Осинкин в соучастии с 20-ти летним Иваниди совершили кражу чужого имущества, а так же ряд грабежей. Из материалов дела усматривается, что Осинкин является организатором и исполнителем совершенных преступлений. Защитник обвиняемого заявил ходатайство о выделении материалов дела в отношении Осинкина в отдельное производство.

Как должен поступить следователь?

Назовите основания и порядок выделения дел о преступлениях несовершеннолетних в отдельное производство.

 

Несовершеннолетний Гавриков заявил следователю о нежелании иметь защитника при предъявлении обвинения. Свой отказ он мотивировал тем, что ему уже исполнилось 16 лет, свою вину в совершении преступления он признает полностью, считает ее доказанной, и поэтому защитник ему не нужен и ничем не сможет помочь.

Как должен поступить следователь?

Какова роль защитника в предварительном следствии по делам о преступлениях несовершеннолетних?

 

Следователь пришел к выводу о том, что исправление несовершеннолетнего Иванова, совершившего впервые преступление, предусмотренного п."б" ч.2 ст.161 УК (грабеж), возможно путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Следователь вынес постановление о прекращении уголовного дел в порядке ст.427 УПК и направил материалы уголовного дела в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Оцените действия следователя. Какие требования уголовно-процессуального законодательства нарушены?

Кто является субъектом применения принудительных мер воспитательного воздействия?

Кто осуществляет контроль за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия?

 

В ходе проверки явки участников судебного заседания было обнаружено отсутствие законного представителя несовершеннолетнего подсудимого. Судья вынес постановление об отложении судебного заседания.

Оцените решение судьи. Обязательно ли участие законного представителя несовершеннолетнего подсудимого в судебном заседании?

В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу, что исправление несовершеннолетнего подсудимого, совершившего преступление, предусмотренного ст.168 УК, возможно путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Суд вынес обвинительный приговор с освобождением несовершеннолетнего от наказания, назначил ограничение досуга сроком на четыре месяца и направил материалы дела в соответствующее подразделение ОВД по профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Правильно ли поступил суд?

Назовите условия применения судом принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему.

 

16-ти летний Харитонов по приговору суда помещен, в соответствии со ст.423 УПК, в специальное учебно-воспитательное учреждение на срок до наступления совершеннолетия.

Через год администрация данного воспитательного учреждения пришла к выводу, что следует поставить вопрос о досрочном прекращении пребывания Харитонова в учреждении.

Кто вправе и в каком порядке решать вопрос о прекращении срока пребывания лица в специальном учебно-воспитательном учреждении?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.