Сделай Сам Свою Работу на 5

Ключевые термины и понятия





 

Чистая монополия

Монопольная власть

Барьер для входа на рынок

Монопольная прибыль

Индексы Лернера и Герфиндаля

Естественная монополия

Кривая спроса монополиста

Правило "большого пальца" при ценообразовании

Ценовая дискриминация

Демпинг

Социальная цена монополии

Антимонопольная политика

 

Тема 10. Монополистическая конкуренция и олигополия

Понятие монополистической конкуренции. Определение цены и объ­ема производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Неценовая конкуренция. Издержи монополистической конкуренции: избыточные производственные мощности, значительные расходы на рекламу и чрез­мерная дифференциация продукта.

Олигополия: понятие и причины распространения. Роль олигополии в экономике. Взаимозависимость фирм в олигопольной отрасли. Созна­тельное соперничество и олигополистические ценовые войны. Стратегии поведения в отношении цены и выпуска продукции и теория игр. Модель дуополии Курно.

Четыре модели олигополии. Олигополия без тайного сговора, или ломаная кривая спроса. Олигополия, основанная на тайном сговоре. Обра­зование картеля и его поведение на рынке. Препятствие для тайного сгово­ра. Лидерство в ценах, или молчаливое тайное соглашение. Ценообразова­ние по принципу "издержки плюс".



Роль неценовой конкуренции в олигополии. Олигополия и научно-технический прогресс. Экономическая эффективность олигополии.

 

Методические указания

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда два (или более) продавца, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют за продажи. К ней относятся фирмы, находящиеся между чистой монополией и совершенной конкуренцией. Это монополистическая конкуренция и олигополия. Та и другая обладают специфическими черта­ми, которые нужно проанализировать. В одном случае контроль над ценой достигается за счет уникальности продаваемого товара, что и порождает монопольную власть на рынке. Во втором случае контроль над ценой обу­словлен рыночной долей отдельных продавцов. На таких рынках каждый продавец производит достаточно большую часть рыночного выпуска, что­бы значительно влиять на предложение и, следовательно, на цену.



Рынок монополистической конкуренции аналогичен совершенно конкурентному рынку в том смысле, что на нем также много фирм и про­никновение на рынок новых фирм не ограничено. Но он отличается от со­вершенно конкурентного рынка тем, что рыночная продукция дифферен­цирована: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара.

При анализе краткосрочного и долгосрочного равновесия при моно­полистической конкуренции следует учитывать особенности кривой спро­са, правило МR = МС, дифференциацию продукта и возможность свобод­ного входа в отрасль других фирм, привлеченных прибылью. Эта прибыль в итоге такого пополнения отрасли в долгосрочном периоде у фирмы ис­чезнет. В равновесии при максимизирующем прибыль выпуске цена равна долгосрочным средним издержкам, а экономическая прибыль равна нулю (рис. 10.1).

 
 

Рис. 10.1. Изменение предложения и спроса монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном (а) и долговременном (б) периодах

Рассматривая модель монополистической конкуренции, необходимо видеть как эффект ее развития, так и издержки, связанные с избыточной мощностью и неценовой конкуренцией. Отдельно можно проанализиро­вать издержки по рекламе и ее роль в максимизации прибыли.

В олигопольной структуре идет соперничество гигантов, которое может выливаться в ценовые войны или, наоборот, в сговор (картель). Од­нако нужно учесть, что участники олигополии находятся по отношению друг к Другу в сильной взаимозависимости, которая может приобретать разные формы корректировки их действий на рынке. Они не могут не счи­таться друг с другом, иначе несут огромные потери, поэтому данная струк­тура рынка является достаточно стабильной, но сохраняет конкуренцию (особенно ценовую). Олигополия делает рынок в значительной мере регу­лируемым и устойчивым к непредвиденным колебаниям. Это массовое производство качественной продукции при достаточно равновесных, твер­дых ценах. Чтобы убедиться в этом, необходимо изучить главные модели олигополии.



Первая из них - модель Курно, в которой действуют только две фирмы и каждая принимает цену и объем производства конкурента посто­янными, а затем принимает свое решение. Допустим, на рынке данного то­вара действуют фирмы X и Y. Поскольку рыночный спрос есть величина данная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рис. 10.2 показано, как сместится график спро­са на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажи; цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться от P0Q0 до P1Q1 и до P2Q2

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы V, то можно начер­тить подобный график, отражающий изменения цены и выпуска в зависи­мости от действий, предпринятых фирмой X.

       
   
 

Объединив оба графика, получим кривые реализации обеих фирм (рис. 10.3). Равновесие наступит в точке пересечения кривых реакций обе­их фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

 


Рис. 10.2. Модель Курно. Изменение

цены и объема выпуска продукции

фирмой X

Рис. 10.3. Кривые реакции фирм X и V на поведение друг друга


Второй вариант олигополии - модель, основанная на тайном сго­воре. Поскольку в олигополии небольшое число фирм, они могут заклю­чить между собою соглашение о единых ценах и долях рынка. В таком случае олигополия может принимать различные формы монополии, на­пример, стать картелем, чтобы максимизировать общие прибыли (рис. 10.4).


Однако тайный сговор недолговечен. Олигопольные фирмы стремят­ся к стабильности при наличии конкуренции, особенно в отношении цен. Такая жесткость цен является основой модели ломаной кривой спроса (рис. 10.5).

 
 


Рис. 10.4. Олигополия, основанная на тайном сговоре

Рис. 10.5. Модель ломаной кривой спроса


При ценах выше Р кривая спроса очень эластична. Причина в том, что фирма полагает, что, если она поднимет цену выше Р, остальные фирмы не последуют за ней и она потеряет значительную часть свой доли на рынке.

Четвертая модель олигополии - лидерство в ценообразовании. Это одна из форм скрытого сговора. Одна фирма устанавливает цену, а другие следуют за ней (рис. 10.6).

 
 

Рис. 10.6. Лидерство в ценах: D - общий спрос; DN - спрос лидера;

PL - цена, установленная лидером; MRN - предельный доход лидера;

QL - объем производства лидера

 

Последняя модель олигополии — ценообразование по принципу "издержки плюс". Олигополисты, для того чтобы определить цену, оцени­вают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уров­не производства и добавляют "накидку" в размере определенного процен­та. Этот принцип имеет особые преимущества для фирм, производящих много продуктов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.