Сделай Сам Свою Работу на 5

Ключевые термины и понятия





Спрос

Предложение

Детерминанты спроса и предложения

Равновесие спроса и предложения

Равновесная цена

Конъюнктура рынка

 

Тема 4. Эластичность спроса и предложения

От индивидуального спроса к рыночному спросу. Понятие ценовой эластичности спроса. Прямая эластичность спроса по цене. Формула цено­вой эластичности и ее интерпретация. Точечная и дуговая (средняя) эла­стичность. Факторы ценовой эластичности спроса: заменяемость, удель­ный вес в доходе потребителя, предметы роскоши и первой необходимо­сти, фактор времени.

Перекрестная эластичность спроса по цене и ее коэффициент. Взаи­мозаменяемость, взаимодополняемость и независимость товаров друг от друга в изменении цен и спроса. Характеристика этих свойств через коэф­фициент перекрестной эластичности.

Эластичность спроса по доходу. Использование коэффициента эла­стичности спроса по доходу. Влияние доходов на формирование спроса на низкокачественные и нормальные товары. Связь между эластичностью' спроса и изменением цены и выручкой продавца (расходами потребителя). Соотношение между коэффициентами эластичности.



Эластичность предложения. Использование формулы эластичности или неэластичности предложения. Количество времени, имеющееся в рас­поряжении производителей, как важнейший фактор эластичности предло­жения: кратчайший, краткосрочный и долговременный периоды.

Практическое применение концепции эластичности в управлении маркетинга, выработке социальной и аграрной политики и т.д.

 

Методические указания

 

Цена является важнейшей категорией рынка. Спрос на товар зависит в первую очередь от его цены. Аналогичным образом предложение зависит от цены на этот товар. Вот почему очень важно проанализировать, как по­купатели реагируют на изменение цен различных продуктов. В конечном счете от этого зависят как объем их покупок, так и доходы деловых фирм.

В первую очередь необходимо задаться вопросами: что собой пред­ставляет ценовая эластичность спроса, какими свойствами она обладает и как она измеряется.

Ценовая эластичность измеряет степень чувствительности потре­бителей к изменению цены. Наиболее удобной, унифицированной едини­цей измерения эластичности является процент. Измерение ценовой эла­стичности спроса осуществляют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж товаров вследствие 1%-ного измене­ния цены за единицу данных товаров. Для этого используется прямой ко­эффициент эластичности по цене



 
 

 

Если абсолютная величина коэффициента больше 1, это относитель­но эластичный спрос, если меньше 1, то спрос относительно эластичен. При величине коэффициента, равной 1, говорят о единичной эластичности (рис.4.1).

 
 

 

Рис. 4.1. Относительно эластичный (а), относительно неэластичный (б) и единичный (в) спрос

 


Более правильно расчет показателя ценовой эластичности спроса осуществлять по формуле центральной точки:

 

Впрочем, существует и более простой способ определения эластич­ности спроса — по показателю выручки. Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение выручки в противоположном направлении. На­пример, снижение цены приводит к росту выручки. Если спрос неэласти­чен, изменение цены вызывает изменение выручки в том же направлении. Например, снижение цены приводит к снижению выручки.

Существует ряд факторов, влияющих на ценовую эластичность спроса: а) наличие товаров-заменителей, б) значимость того или иного то­вара для потребителя и в) период времени для принятия решений. Необхо­димо на конкретных примерах показать действие указанных факторов, их значимость.

Помимо прямой ценовой эластичности спроса существует понятие перекрестной эластичности, которое используется для определения сте­пени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены друго­го товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение про­центного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В:




Данный коэффициент позволяет определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми, как изменение це­ны на один товар приведет к изменению спроса на другие товары.

Для оценки эластичности спроса можно выбрать не только цену, но и доход. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение из­менения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Она позволя­ет определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

Немалую роль в анализе рыночного механизма играет эластич­ность предложения. Измерив ее, можно получить ответ на вопрос, на­сколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Раз­личие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина пред­ложения:


При оценке эластичности предложения рассматриваются три вре­менных периода: краткосрочный (предложение неэластичное), средне­срочный (эластичность повышается) и долгосрочный (высокая эластич­ность) (рис.4.2).

 
 

Необходимо обратить внимание на практическое применение теории эластичности: в маркетинговых решениях фирм, в государственной нало­говой и дотационной политике, в решении вопросов занятости и уровня оплаты труда, в выборе фирмой технологии и т.д.

 

Рис. 4.2. Эластичность предложения в краткосрочном среднесрочном (82) и долгосрочном (83) периодах

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.