Сделай Сам Свою Работу на 5

Ключевые термины и понятия





Рынок

Разделение труда

Частная собственность

Товар

Деньги

Цена

Капитал

Конкуренция

Структура рынка

Рыночная организация экономики

Функции рынка

Предпринимательство и выбор

Риск

Тема 3. Исходный анализ спроса и предложения

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Детерминанты спроса и изменения в спросе.

Предложение товара на рынке. Цена и объем предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Детерминанты предложения и измене­ния в предложении.

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена. "Парадокс Смита". Установление цены при изменении спроса и предложения. Равно­весие в коротком и длительном периодах. Единственность и стабильность равновесия. Паутинообразная модель. Влияние потоварных налогов на ры­ночное равновесие.

Конъюнктура рынка, ее сущность и зависимость от различных эле­ментов рынка. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка. Необходи­мость и методы конъюнктурных исследований.

 

Методические указания

Рынок, с точки зрения микроэкономической, является механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.



 
 

Спрос - это то количество товара, которое покупатели согласны и хотят купить по определенной цене в определенный период. Бесполезно определять спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее. Эта связь образуетзакон спроса, согласно которому спрос на товары изменяется в обратной зависимости от цены (рис.3.1).

 

 

Рис. 3.1. График спроса: Р - цена; О - величина спроса; О - demand (спрос)

 

На изменение спроса влияют и неценовые факторы:

а) изменение потребительских предпочтений и вкусов;

б) изменение денежных доходов населения;

в) изменения в структуре населения;

г) изменение цен на другие товары;

д) потребительские ожидания изменения цен;

е) экономическая политика правительства.

Эти факторы (детерминанты) вызывают сдвиги кривой спроса (рис.3.2)

 
 

Рис. 3.2. Изменения в спросе

 
 

Предложение - это то количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменя­ется в прямой зависимости от изменения цены (рис.3.3).



 

 

Рис. 3.3. График предложения: Р - цена; 9 - величина предложения; 5 - supply (предложение)

 

Предложение, так же как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов:

а) изменение издержек производства в результате технических ново­введений;

б) изменение цен на ресурсы;

в) число продавцов на рынке;

г) ожидания изменения цен;

д) налоги и дотации;

е) природные и социальные катастрофы.

 
 

Под влиянием этих факторов происходит изменение в предложении, что выражается в сдвигах кривой предложения (рис.3.4).

 

Рис. 3.4. Изменения в предложении

 

Спрос и предложение всегда взаимодействуют, образуя единую сис­тему, в которой устанавливается определенная цена (рис.3.5).

 
 

Рис. 3.5. Взаимодействие спроса и предложения

Главный закон непрерывного развития экономики - это закон цен, складывающихся под влиянием рыночной конкуренции, спроса и предло­жения.

Рынок - это не просто сфера обмена, а такая сфера, в которой обмен неотрывен от общественной оценки товаров. Другого механизма, способ­ного выполнять такого рода функции, не существует и не может быть создано. Поэтому необходимо тщательно изучать изменение спроса и пред­ложения и образование цен на основе их взаимодействия. Рыночная цена - "душа" экономики, категория, без которой экономика мертва. Ко­лебания спроса и предложения связаны с конкуренцией, состязанием меж­ду продавцами за покупателей. Только через колебания цен в зависимости от спроса и предложения и может проложить себе путь закон стоимости (ценности). Современная теория равновесных цен анализирует процесс превращения цены в стоимость. Здесь необходимо различать кратковре­менные ("сиюминутные") цены и цены длительного периода ("нормальные" цены в терминологии А.Маршалла). Второй вид цены и об­разует ценность (стоимость). С точки зрения функционирования рынка решающими являются отклонения текущих цен от средней, складываю­щейся на основе спроса - предложения. Именно в этих отклонениях про­является жизнь экономики. Случайные отклонения выправляются меха­низмом рыночного саморегулирования, отклонения же, проистекающие из структурных изменений, становятся устойчивыми и со временем меняют стоимости (нормальные цены). Отклонение цен от стоимости, происходя­щее на основе свободного спроса - предложения, является показателем общественной необходимости тех или иных видов труда и производства и одновременно - через систему прибылей и убытков - служит стимулом развития экономической структуры. Именно таким образом осуществляет­ся прогресс, приспособление производства к потребностям, а в условиях рынка - предложения к платежеспособному спросу. Такие отклонения представляют собой наиболее быстрое средство информации: обесценение или вздорожание продуктов воочию показывает производителям, что и в каком количестве требуется для общества. Отсюда следует, что рацио­нальные методы регулирования состоят не в том, чтобы пресечь колеба­ния цен в зависимости от естественных изменений спроса и предложения, а в том, чтобы с помощью экономических рычагов воздействовать на ры­ночный спрос и предложение в направлении, компенсирующем слишком большой, разрушительный характер отклонений цен вверх или вниз от их стоимости.



Динамичность элементов рынка повышает значение знания его конъюнктуры - совокупности условий, сложившихся на рынке в опреде­ленный момент. Конъюнктура рынка зависит от соотношения спроса и предложения, товарных запасов, соотношения цен на конкурирующие то­вары, емкости рынка, коммерческих условий реализации продукции, рас­пределения доходов, уровня экономического развития страны.

Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифициро­вать по продолжительности действия (временные и постоянные) и по ха­рактеру воздействия (циклические и нециклические). Следует разобрать их конкретно, а также рассмотреть методы конъюнктурного исследова­ния - наблюдение, анализ рынка и прогноз конъюнктуры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.