Сделай Сам Свою Работу на 5

Матрица формирования компетенций





Таблица 2

№ п/п Наименование темы Компетенции, формируемые на занятиях
ОК - 1 ОК - 4 ОК - 5 ОК - 7 ОК - 8 ОК - 9 ОК – ОК - 12 ОК - 13 ПК – ПК – ПК – ПК – ПК – ПК – ПК – ПК – ПК – ПК – ПК – ПК - 13
Тема 1. Предмет, метод макроэкономики. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы   *           *               *         *
Тема 2. Макроэкономические показатели *   *                               *      
Тема 3. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики               *   *     * *         *       *            
Тема 4. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель АD—АS), кейнсианская модель равновесия. Теория мультипликатора   * *         *               *            
Тема 5. Адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис *       * *   *     *   *   *     *           *   * *
Тема 6. Денежное обращение (М. Фридман) *           *               *         * *
Тема 7. Государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги   *                               *        
Тема 8. Закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности             *   *     * *         *       *              
Тема 9. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS – LM), сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства * *         *               *             *
Тема 10. Стабилизационная политика       * *   *     *   *   *     *           *   * *  
Тема 11. Технологические уклады и «длинные» волны, теории экономического роста и экономического цикла       * *   *     *   *   *     *           *   * *  
общекультурными компетенциями (ОК): - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); - умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); - способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8); - способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); аналитическая, научно-исследовательская деятельность - способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); - способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); - способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); организационно-управленческая деятельность - способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); - способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).  

 








2.3. Задания для подготовки к практическим занятиям:

Макроэкономика: предмет и метод

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 

2.1.В некотором безденежном хозяйстве сложилось устойчивое равновесие при ежедневном производстве кг хлеба, л молока, м2 тканей, пар обуви при следующих пропорциях обмена: 1 л молока = 3 кг хлеба; 1 м2 ткани = 5 кг хлеба; 1 пара обуви = 8 кг хлеба. Найти: а) реальный национальный доход производимых благ в хлебном эквиваленте; б) номинальный национальный доход в денежном эквиваленте, если денежная цена 1 кг хлеба установилась равной денежных ед.

Решение:

а) Приняв 1 кг хлеба в качестве масштаба цен, получаем равновесный вектор относительных цен: .

Величина реального национального дохода:

.

Вывод: ценность всего набора производимых благ эквивалентна ценности 610 кг хлеба.

б) Вектор денежных цен: .

Величина номинального национального дохода будет равна:

.

Если по каким-то причинам денежная оценка хлеба удвоится так, что , то имеет место удвоения уровня цен, что найдет адекватное отражение в индексе Ласпейреса .

Ответ: а) реальный национальный доход в хлебном эквиваленте 610 кг хлеба; б) номинальный национальный доход в денежном эквиваленте 3660 денежных единиц.

 

2.2.Предпринимательский сектор состоит из двух фирм. Определить на основе представленных ниже счетов производства каждой из фирм следующие созданные в этом секторе величины: а) ВНП; б) ЧНП; в) НД.

Фирма 1

Дебет Кредит
Полуфабрикаты, купленные у фирмы 2 Комплектующие для фирмы 2
Амортизация Оборудование для фирмы 2
Налоги косвенные Предметы потребления для населения
Заработная плата    
Дивиденды    
Нераспределенная прибыль    
ИТОГО  

Фирма 2

Дебет Кредит
Комплектующие, купленные у фирмы 1 Полуфабрикаты для фирмы 1
Амортизация Оборудование для фирмы 1
Налоги косвенные Предметы потребления для государства
Заработная плата    
Дивиденды    
Нераспределенная прибыль    
ИТОГО  

Решение:

а) Валовой национальный продукт представляет собой стоимостную суммарную оценку всех конечных благ, произведенных резидентами, следовательно, показатель ВНП можно рассчитать, как разность между совокупным общественным продуктом и промежуточным продуктом:

;

б) ;

в) .

Ответ: а) ВНП – 1180; б) ЧНП – 1140; в) НД – 1015.

 

2.3.В прошедшем году страна имела следующие показатели (в денежных единицах): валовой национальный продукт – ; чистые инвестиции частного сектора – ; государственные закупки – ; потребление домашних хозяйств – ; поступление в государственный бюджет прямых налогов – ; косвенных налогов – ; экспорт – ; импорт – . Определить: а) личный располагаемый доход домашних хозяйств ; б) валовую амортизацию ; в) определить государственные сбережения.

Решение:

а) Запишем формулу расчета ВНП по личному располагаемому доходу:

.

Запишем формулу расчета ВНП по расходам:

.

Учитывая, что чистый экспорт представляет собой разность между экспортом и импортом, а также то, что брутто инвестиции включают в себя нетто инвестиции и инвестиции замещения – амортизацию, приравняем первую и вторую формулы:

.

Подставим данные задачи в полученное уравнение, будем считать, что переменные, по которым в условии задачи нет данных, имеют нулевые значения:

.

Выразим личный располагаемый доход из полученного уравнения:

,

.

б) Для расчета амортизации запишем формулу расчета ВНП по расходам:

.

Представим брутто инвестиции как сумму нетто инвестиций и валовой амортизации:

.

Подставим данные из условия задачи и формулу брутто инвестиций в первое уравнение, тогда получим:

.

Выразим амортизацию из данного уравнения:

, .

в) Для определения сбережений государственного бюджета выпишем все доходы и расходы государства:

доходы – косвенные и прямые налоги;

расходы – государственные закупки у частного сектора, трансферты, факторный доход домашних хозяйств, занятых в государственном секторе, государственные расчеты с заграницей.

Тогда сбережения будут равны:

.

Подставим данные из условия задачи, кроме того, будем считать, что переменные, по которым в условии задачи нет данных, имеют нулевые значения:

.

Ответ: а) личный располагаемый доход ; б) валовая амортизация ; в) государственный бюджет в прошедшем году имеет дефицит в размере единиц.

 

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 

3.1. Доля потребления домашних хозяйств в НД составляет 50%, доля импорта 10%. Инвестиционный спрос предпринимателей характеризуется функцией . Государство планирует купить единиц благ, а заграница предъявляет спрос на единиц отечественных благ. Найти уравнение линии .

Решение:

На рынке благ установится равновесие при равенстве спроса и предложения или

.

Подставим в это равенство данные из условия задачи, учитывая, что ; :

.

Выражая из уравнения , получим уравнение линии :

.

Ответ: уравнение линии .

 

3.2. Пусть автономные расходы в совокупном спросе равны единиц благ, предельная склонность к потреблению – , а все остальные расходы – . Найти: а) национальный доход, б) прирост национального дохода при возрастании инвестиций до уровня .

Решение:

На рынке благ будет равновесие при равенстве спроса и предложения. Спрос складывается из расходов домашних хозяйств , спроса на инвестиции предпринимателей , закупок государства , спроса заграницы . Предложение включает в себя предложение отечественных благ и заграничных . Приравняем спрос и предложение:

.

а) Подставим значения из условия задачи:

.

Решая уравнение относительно , получим, что национальный доход равен .

б) Первый способ. При возрастании инвестиций подставим изменившиеся данные из условия задачи в уравнение равенства спроса и предложения:

.

Тогда, решая уравнение, получим, что национальный доход стал .

Прирост национального дохода:

.

Второй способ. Найдем значение мультипликатора:

.

По определению мультипликатор показывает, на сколько возрастет равновесный национальный доход при увеличении автономного спроса на единицу. Значит при увеличении инвестиций на , национальный доход возрастет на: .

То есть, прирост национального дохода:

.

Вывод: Каким же образом дополнительный инвестиционный спрос на 30 единиц благ привел к росту национального дохода на 150 единиц?

Объясняется это тем, что инвестиционные расходы предпринимателей есть одновременно дополнительный доход для работников инвестиционного комплекса. В соответствие с предельной склонностью к потреблению эти работники 80% дополнительного дохода используют на потребление. Это есть непосредственное увеличение совокупного спроса, который в свою очередь вызывает (индуцирует) индуцированный спрос. Расходы работников инвестиционного комплекса являются доходами для работников потребительских благ. Последние 80% этого дополнительного дохода обращают на потребление.

Ответ: а) национальный доход равен 600, б) изменение национального дохода составит 150.

 

3.3. Сбережения домашних хозяйств описываются следующим образом: ; спрос на инвестиции . Определить: а) национальный доход, б) величину индуцированного приращения национального дохода при росте инвестиций на 20%.

Решение:

а) Определим исходную величину национального дохода НД из условия равновесия на рынке благ (см. пример решения предыдущей задачи):

.

Решая уравнение, получим, что национальный доход равен:

.

б) Найдем мультипликатор:

.

Прирост национального дохода составит:

,

в том числе индуцированное приращение .

Ответ: а) национальный доход равен 1750, б) индуцированное приращение 150.

 

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 

4.1. Количество денег, созданное банковской системой, равно 128 млрд. рублей. Предельный спрос на реальную кассу для сделок и из-за предосторожности: . Максимальная ставка процента – %. Предельная склонность к предпочтению ликвидности как имущества млрд. рублей.

Найти уравнение линии .

Решение:

На рынке денег установится равновесие при равенстве спроса и предложения или

.

Подставим в это равенство данные из условия задачи:

.

Выражая из уравнения , получим уравнение линии :

или при получим .

Ответ: уравнение линии .

 

4.2. Найти депозитный, кредитный и денежный мультипликаторы, построить балансы ЦБ, коммерческих банков и публики при ; ; ; .

Решение:

По формулам определим соответственно депозитный, кредитный и денежный мультипликаторы: 2,174; 1,565; 2,565. Тогда ; ; M1=256,5; ; ; . Балансы денежных средств каждого из участников создания денег выглядит так:

 

Баланс ЦБ   Баланс коммерческих банков   Баланс публики
Актив Пассив   Актив Пассив   Актив Пассив
39,13   43,48 217,37   39,13 156,5
  43,48   17,39     217,37
  17,39   156,5        
  217,37 217,37   256,5 256,5

 

4.3. Центральный банк располагает активами в размере млрд. рублей; он установил норму минимального резервного покрытия %. Коммерческие банки в качестве избыточных резервов держат % депозитов и выдали кредитов на сумму млрд. рублей. Спрос населения на деньги для сделок и из-за предосторожности составляет 25% от национального дохода, а спрос на деньги как имущество определяется по формуле . Уровень цен постоянно равен . Какова должна быть величина реального национального дохода, чтобы при ставке процента, равной %, все предложенное банковской системой количество денег добровольно держало население?

Решение:

На рынке денег будет равновесие, если предложение равно спросу на деньги .

Спрос на деньги c учетом равен: .

Найдем предложение денег, которое состоит из суммы депозитов и суммы наличных денег .

Из балансового уравнения системы коммерческих банков найдем величину депозитов населения :

;

;

;

млрд. руб.

Теперь из балансового уравнения Центрального банка найдем долю наличных денег в сумме кредитов , предоставленных коммерческими банками:

;

;

.

Наличными население держит:

млрд. руб.

Тогда общее предложение денег равно:

млрд. руб.

Подставим полученные значения и выражения в уравнение равновесия .

Выразим из полученного равенства национальный доход:

.

Полученное выражение представляет собой уравнение линии . При ставке процента % величина реального равновесного национального дохода равна .

Ответ: млрд. руб.

 

4.4. .Предложение денег осуществляется по формуле ; скорость их обращения равна оборотов за период, в течении которого создается национальный реальный доход в размере 2900 единиц. Спрос домашних хозяйств на деньги по мотиву предосторожности равен составляет % национального дохода, а реальный спрос на деньги как имущества характеризуется формулой . Определить равновесную ставку процента и уравнение линии .

Решение:

На рынке денег достигается равновесие при .

Подставим выражения для спроса и предложения денег

;

;

.

Выразим процентную ставку из полученного равенства

;

%.

Множество сочетаний и , обеспечивающих равновесие на рынке денег, определяется из равенства или – это и есть уравнения линии .

Ответ: уравнение линии , равновесная процентная ставка %.

 

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 

5.1. Количество работающих 180 человек, безработных 20 человек, взрослых 400 человек. Найти уровень участия, уровень безработицы и долю безработных во взрослом населении.

Решение:

Численность рабочей силы человек.

Уровень участия .

Уровень безработицы .

Доля безработных .

Ответ: 50%, 10%, 5%.

 

5.2. Имеется 8 домохозяйств. Доход –го домохозяйства равен . Найти квартильный коэффициент.

Решение:

Для расчета квартильного коэффициента разделим все домохозяйства на четыре группы – в каждом будет по два домохозяйства. Тогда доходы двух беднейших домохозяйств будут:

, .

Сумма доходов беднейшей группы .

Доходы двух богатейших домохозяйств:

, .

Сумма доходов .

Квартильный коэффициент равен .

Ответ: квартильный коэффициент .

 

5.3. Потенциальный ВВП равен 40, а естественный уровень безработицы равен 5%. Построить кривую Оукена.

Решение:

Обозначим фактический ВВП через , а фактический уровень безработицы через . Согласно закону Оукена имеем:

.

Тогда уравнение кривой Оукена .

Рисунок 5.3 – кривая Оукена

 

Выводы: из полученного уравнения следует, что при уровне безработицы в 45% ВВП равен нулю, а максимально возможный ВВП (превышающий потенциальный ВВП) равен 45.

Ответ: уравнение кривой Оукена .

 

5.4 Заданы функции, определяющие поведение экономических субъектов на рынках благ и денег: потребление домашних хозяйств , инвестиции ; спрос на деньги для сделок ; как имущество . В обращении находится денежных единиц.

Найти суммы денег, используемых для проведения сделок и накоплений в качестве имущества при достижении совместного равновесия на рынке благ и финансовом рынке.

Решение:

Найдем сбережения, как разность национального дохода и потребления:

.

На рынке благ равновесие достигается при равенстве сбережений и инвестиций, то есть:

или

.

Выразим из полученного равенства ставку процента:

.

На финансовом рынке равновесие достигается при равенстве спроса и предложения денег: .

Подставим выражения для спроса и предложения денег из условия задачи:

и ,

тогда получим:

.

Выразим ставку процента из полученного равенства:

.

Условие общего взаимного равновесия – равенство процентных ставок на рынке благ и на финансовом рынке:

.

Из вышеуказанного уравнения находится равновесный национальный доход: , а также другие величины:

; ; ; ; .

Ответ: при достижении совместного равновесия на рынке благ и финансовом рынке для проведения сделок используется 150 денежных единиц, а для накоплений в качестве имущества 250.

 

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 

6.1. Номинальный ВВП вырос за год на 5%, а уровень инфляции за год составил 10%.

Найти процентное изменение реального ВВП.

Решение:

 

Для текущего года реальный ВВП – , а номинальный ВВП – , дефлятор – . Тогда: .

Аналогично для предыдущего года: .

Выразим реальный ВВП для текущего года через реальный ВВП для предыдущего года с учетом условия задачи:

и , тогда

.

Ответ: реальный ВВП уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 4,55%.

 

6.2. Доля потребления в национальном доходе составляет 80%. Капиталоемкость 5. Акселератор 5,2. В базовом году национальный доход равен 140. Рассчитать темп роста инвестиций и национальный доход через год.

Решение:

1) Решение по Е. Домару. Подставим предельную склонность и среднюю фондоотдачу в модель Е. Домара:

.

2) Решение по Р. Харроду. Подставим и значение акселератора из условия задачи в модель Р. Харрода:

.

Национальный доход через год равен: .

Ответ: 4%, 145,6.

 

6.3. Норма сбережений 0,5. Норма выбытия капитала 0,1. Эластичность 0,5. Найти капиталовооруженность в долгосрочной перспективе.

Решение:

Воспользуемся макромоделью Р. Солоу. В долгосрочной перспективе темп экономического роста стабилен, следовательно:

.

Подставим функцию Кобба-Дугласа в выражение средней производительности труда:

или .

Сделаем замену в соответствии с определением капиталовооруженности и примем, что коэффициент , тогда:

или .

Подставим данные из условия задачи и рассчитаем капиталовооруженность в долгосрочной перспективе:

.

Ответ: 25.

 

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 

7.1. Заработная плата равна 680 тысяч рублей в год. Найти величину Единого социального налога.

Решение:

Годовой доход в 380 тысяч рублей разбивается на три части: до 280 тысяч рублей облагается налогом в 26%; от 280 тысяч до 600 тысяч рублей – налогом в 10%; а от 600 тысяч – налогом в 2%.

тысячи рублей.

Ответ: тысячи рублей.

 

7.2. Отношение величины Единого социального налога к доходу составляет 20%. Найти величину заработной платы.

Решение:

При заработной плате 280 тысяч рублей отношение налога к доходу равно . При 600 тысячах рублей отношение равно:

.

Следовательно, искомый доход лежит в пределах от 280 до 600 тысяч рублей. Обозначим доход через , тогда величина налога будет равна: или .

Согласно условию задачи, получаем уравнение

.

Решаем уравнение – .

Ответ: заработная плата равна 448 тысяч рублей.

 

7.3. Отец двоих детей заплатил в феврале подоходный налог в размере 455 рублей. Найти его месячную заработную плату.

Решение:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.