Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Модель поведения потребителя





ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «Микроэкономика» является

формирование компетенций, направленных на изучение основных проблем, рассматриваемыми в рамках микроэкономического анализа. В нём рассматриваются существующие микроэкономические теории, модели, а так же методы микроанализа, закладывающие основу для дальнейшего изучения таких дисциплин как "Макроэкономика" и "Мировая экономика".

Задачи дисциплины:

- познание микроэкономических категорий, принципов и законов;

- анализ различных микроэкономических теорий, моделей и научных подходов;

- ознакомление с микроэкономическими методами исследования;

- ознакомление с особенностями функционирования отдельных рынков;

- изучение подходов к анализу поведения экономических агентов;

- овладение навыками применения теоретических знаний для объяснения наблюдаемых микроэкономических процессов и явлений.

Эти задачи определяют значение курса "Микроэкономика" и его место в учебном процессе. Структура курса "Микроэкономика" обусловлена логической последовательностью изучения базовых элементов микроэкономической теории.



 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Цикл, к которому относится дисциплина:

Б 1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами.

Из курса «Введение в экономическую теорию»:

Знания: общих закономерностей и особенностей экономического развития и основных экономических теорий.

Умения: анализировать экономические процессы и явления.

Владения: пониманием перспектив мирового экономического развития.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Макроэкономика

· Мировая экономика

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «Микроэкономика» должно способствовать формированию компетенций.

общекультурные компетенции:

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);



готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

 

профессиональные компетенции:

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

владеет методами и программными средствами обработки деловой информации, способен взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-4);

умеет моделировать бизнес-процессы (ПК-5);

владеет навыками составления финансовой отчетности и осознает влияние различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-8).

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

основные понятия и концепции микроэкономики, к которым относятся:

анализ предельных затрат и результатов;

эластичность;

спрос и предложение;

равновесие;

типы рыночных структур;

эффективность обмена по Парето;

особенности функционирования рынков факторов производства;

Уметь:

анализировать принципы поведения фирм и потребителей на рынках в условиях различных рыночных структур;

Владеть:понимать, находить и использовать информацию, необходимую для анализа и оценки современных проблем экономики;



определять наличие положительных и отрицательных внешних эффектов хозяйствования.

 

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины – 468 часа, 13 зачетные единицы.

Аудиторная – 60 часов

Самостоятельная-48 часа

 

4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Форма обучения
Очная Заочная полный срок Заочная сокр. срок[1]
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
семинарские занятия       -
лабораторные работы       -
другие виды аудиторных занятий     -
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
контрольная работа    
курсовая работа
домашние задания    
подготовка к зачету/экзамену
Вид промежуточного контроля Зачет экзамен Зачет экзамен Зачет экзамен экзамен
График изучения дисциплин
Курс II-III II-III III III
Семестр 3,4,5-й 3,4,5-й 4,5-й 5-й
Экзамен (семестр) 4,5-й 4,5-й 5-й 5-й
Зачет (семестр) 3-й 3-й 4-й  
Курсовая работа (семестр) 5-й 5-й 5-й 5-й
Контрольная работа (семестр)     4-й  
           

 

 

4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Предмет, методы и основные этапы развития микроэкономической теории 1,2 Еженед. Собеседование (ФТК-14)
2. Базовая теория спроса и предложения 3,4 Еженед. Индивидуальный опрос (ФТК-3)
3. Рыночное равновесие 5,6 Еженед. Индивидуальный опрос (ФТК-3)
4. Теория потребительского выбора 7,8 Еженед. Собеседование (ФТК-14)
5. Модель поведения потребителя 9,10 Еженед. Тестирование (ФТК-16)
  Подготовка к зачету           зачет
  Итого за 3 семестр   зачет
 
6. Принятие решений в условиях неопределенностей и риска 11, Еженед. Письменная работа (ФТК-11)
7. Факторы производства и их взаимозаменяемость 14, Еженед. Фронтальный опрос (ФТК-17)
8. Теория издержек производства 15, Еженед. Индивидуальный опрос (ФТК-3)
9. Основы теории конкурентных рыночных структур 1,2 Еженед. Фронтальный опрос (ФТК-17)
10. Сущность и признаки совершенной конкуренции 3,4 Еженед. Тестирование (ФТК – 16)
11. Чистая монополия 5,6 Еженед. Собеседование (ФТК-14)
12. Олигополия и ее признаки 7,8 Еженед. Письменная работа (ФТК-11)
13. Основы теории рынков факторов производства 9,10 Еженед. Собеседование (ФТК-14)
  Подготовка к экзамену           экзамен
  Итого за 4 семестр   экзамен
   
14. Современное состояние, структура и особенности рынка капитала 11, Еженед. Индивидуальный опрос (ФТК-3)
15. Фиаско рыночного механизма 13, Еженед. Письменная работа (ФТК-11)
16. Теория общего экономического равновесия 15, Еженед. Тестирование (ФТК-16)
Подготовка к экзамену           экзамен
Курсовая работа           курсовая работа
Итого за 5 семестр   Экзамен
Всего за курс   Зачет, экзамен
                       

 

 

4.3. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Предмет, методы и основные этапы развития микроэкономической теории

Место микроэкономики в общей экономической теории. Предмет микроэкономики и его особенности. Генезис предмета микроэкономики в ходе развития экономической мысли. Подход А. Маршалла к микроэкономическому анализу. Основные принципы микроэкономического анализа: ограниченность ресурсов, безграничность потребностей, альтернативность выбора. Поведенческие предпосылки микроанализа: степень рациональности деятельности экономических субъектов, следование своим интересам.

Методологические принципы микроэкономического анализа: принцип альтернативности, принцип равновесности, принцип максимизации результата, принцип последовательного атомизма. Методы микроэкономического анализа: метод равновесного анализа, метод предельных приращений, метод графического анализа.

Тема 2. Базовая теория спроса и предложения

Рыночный спрос. Понятие спроса, закон спроса. Графическое представление кривой спроса. Изменение величины спроса и изменения в спросе. Факторы, определяющие изменение спроса: ценовые и неценовые факторы, формализуемые и неформализуемые факторы. Зависимость спроса на различные группы товаров от располагаемого бюджета: кривые Торнквиста, парадокс Гиффена.

Эластичность спроса и её факторы. Дуговая эластичность и эластичность в точке. Коэффициент эластичности и его интерпретация. Ценовая эластичность спроса. Факторы, влияющие на абсолютное значение ценовой эластичности. Использование показателей эластичности при разработке ценовой политики фирмы. Эластичность спроса по доходу. Диапазон значений эластичности по доходу: инфериорные (малоценные) товары, предметы первой необходимости, предметы роскоши. Перекрёстная эластичность спроса.

Предложение. Понятие предложения, закон предложения. Графическое представление кривой предложения. Факторы предложения. Эластичность предложения и фактор времени.

Тема 3. Рыночное равновесие

Понятие рыночной конъюнктуры. Излишек потребителя, излишек производителя и общие выгоды рыночного обмена. Концепция рыночного равновесия по Вальрасу. Концепция рыночного равновесия по Маршаллу. Равновесная цена и равновесное количество товара на рынке. Дефицит и избыток. Устойчивость рыночного равновесия. Неопределенность рыночного равновесия. Реакция рынка на изменения спроса и предложения. Равновесие и экономическая динамика. Вмешательство государства в формирование рыночной конъюнктуры. Пропорции распределения налогового бремени (выигрыша от субсидий) между продавцами и покупателями. Неэффективность государственного регулирования конкурентных рынков.

Тема 4. Теория потребительского выбора

Трудовая теория стоимости, теория предельной полезности и неоклассическая теория стоимости и цены товара. Потребности и их удовлетворение. Понятие полезности и проблема её измерения. Функция полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Таблица Менгера.

Кардиналистский подход к измерению полезности. Равновесие потребителя в кардиналистской теории. Внешние эффекты в потреблении: эффект моды, эффект сноба, эффект Веблена.

Ординалистский подход к измерению полезности. Основные аксиомы потребительского поведения. Потребительские предпочтения. Концепция выявленных предпочтений П. Самуэльсона. Кривая безразличия и её свойства. Виды кривых безразличия для различных типов предпочтений: функция полезности Кобба-Дугласа, абсолютнозаменяющие блага, абсолютно-дополняющие блага, антиблага. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения. Коэффициенты замещения и трансформации. Бюджетное ограничение потребителя. Влияние изменения доходов и цен на бюджетное ограничение. Равновесие потребителя в ординалистской теории. «Угловое» равновесие потребителя.

Тема 5. Модель поведения потребителя

Целевая функция и бюджетное ограничение потребителя. Графическое решение задачи потребителя. Аналитическое решение задачи потребителя методом неопределённых множителей Лагранжа. Поведение потребителя в условиях меняющихся цен и дохода. Эффект дохода и эффект замещения в подходах Хикса и Слуцкого-Самуэльсона. Кривая компенсированного спроса.

Временные предпочтения. Предельная норма временного замещения. Межвременное бюджетное ограничение. Межвременной выбор потребителя.

Тема 6. Принятие решений в условиях неопределенности и риска

Проблема неопределённости в микроэкономике. Соответствие результата экономического выбора ожиданиям. Вероятность реализации ожидаемого результата. Риск и его виды. Способы измерения риска. Типы потребителей по отношению к риску: склонные к риску, уклоняющиеся от риска, нейтральные к риску. Риски на рынке активов. Основные показатели риска: дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Ожидаемая полезность и её использование в страховании. Премия за риск. Равновесие на рынке рисковых активов.

Пути снижения риска. Диверсификация как способ минимизации риска. Рассредоточение риска.

Тема 7. Факторы производства и их изменяемость

Неоклассическая теория фирмы. Факторы производства и их взаимозаменяемость. Производственная функция и функция производственных затрат. Идеальное замещение факторов производства, фиксированная структура замещения факторов производства. Производственная функция (общий случай, Кобба-Дугласа, линейная, Леонтьева).

Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт. Общая, средняя и предельная производительность. Закон убывающей производительности ресурса.

Производство с двумя переменными факторами. Изокванта и её свойства. Карта кривых изоквант. Виды изоквант. Зона технологического замещения. Предельная норма технологического замещения. Бюджетное ограничение производителя. Целевая функция производителя. Задача производителя и её графическое решение. Равновесие производителя. Траектория расширения производства. Эффект замены и эффект выпуска.

Типы технического прогресса: трудосберегающий (капиталоинтенсивный), капиталосберегающий (трудоинтенсивный), нетральный.

Альтернативные теории фирмы: теория Х-эффективности, менеджеризм, поведенческие и институциональные теории.

Тема 8. Теория издержек производства

Издержки производства как фактор производства как фактор предложения. Экономические издержки: внутренние и внешние издержки. Невозвратные издержки. Альтернативные (вменённые) издержки. Нормальная экономическая прибыль как элемент издержек. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Теории прибыли.

Изменение издержек производства в краткосрочном периоде. Действие закона убывающей отдачи. Общие издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние издержки и их виды. Предельные издержки. Взаимосвязь различных видов издержек. Характеристика кривых издержек производства в долгосрочном периоде. Общий, средний и предельный доход. Условие максимизации прибыли. Сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде.

Изменение издержек производства в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффект масштаба производства, причины их действия. Динамика средних издержек в долгосрочном периоде. Постоянная отдача от масштаба производства. Влияние эффекта масштаба на структуру отрасли. Минимальный эффективный размер предприятия. Эластичность масштаба как сумма пофакторных эластичностей.

Тема 9. Основы теории конкурентных рыночных структур

Рынок как конкурентная структура. Виды конкуренции: добросовестная и недобросовестная, ценовая и неценовая. Модели конкурентных рыночных структур: совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция.

Основные модели несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Барьеры входа в отрасль как источник появления несовершенной конкуренции: экономический, юридический, внешнеторговый, стратегический. Индекс монопольной власти Лернера.

Критерии классификации рыночных структур: коэффициент ценовой перекрестной эластичности, коэффициент объемной или количественной эластичности, условие входа на рынок. Классификация товарных рынков по Чемберлину и Бейну.

Предпринимательский доход и экономическая прибыль. Источники экономической прибыли. Поведение фирмы на рынке, стремящейся к максимизации прибыли. Понятие предельной прибыли и предельного дохода. Правило равенства предельного дохода и предельных издержек.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.