Сделай Сам Свою Работу на 5

А. А. Николаев и его «Школа игры на фортепиано»





Е.Ф. Гнесина

 

Елена Фабиановна Гнесина – крупная, значительная фигура в истории русской и советской педагогики, прожила долгую, активную, красивую жизнь (1874 – 1067)

Она родилась в 1874 году в Ростове - на -Дону. Все дети (Евгения, Елена, Мария, Елизавета, Ольга и Михаил) семьи Гнесиных обладали превосходными музыкальными данными и получили образование в Московской консерватории. Елена Фабиановна училась в классе В.И. Сафонова. Его педагогические принципы стали основой практической деятельности сестер Гнесиных. Сверстниками сестер были А. Скрябин, С. Рахманинов. Дружили они с А. Гольденвейзером, Н. Метнером, Р. Глиэром, А. Гречаниновым.

У сестер постепенно зрела мысль о совместной педагогической работе. В своей квартире в Гагаринском переулке, где стоял один рояль, сестры Евгения, Елена, и Мария в 1895 году открыли «Училище сестер Е.и.М. Гнесиных». В 1901 -02 годах они переехали в особнячок на Собачьей площадке 5, где прожили более полувека. Расширился коллектив училища, росла его известность. Училище было предназначено как для детей, так и для взрослых (школа + училище) В 1944 году на улице Воровского был открыт институт имени Гнесиных.



Очень тщательно отбирался педагогический состав. В основном состав пополнялся педагогами своей выучки, своего воспитания. Вырабатывалось единое мышление, единая психология. Требования к работе педагога были серьезные, не допускалась никакая небрежность, халатность, равнодушие. Общая атмосфера была увлеченной, Гнесины заражали своей преданностью к искусству, интересом к педагогическому делу.

Сестры Гнесины были в курсе всего нового, как в музыке, так и в музыкальной педагогике. Когда началось гонение на музыку Чайковского, Елена Фабиановна смело вступилась за сохранение гениальных произведений композитора в учебном репертуаре. В противовес мнению многих она высоко ценила «Песни без слов» Мендельсона, считая, что они являются отличной подготовкой учащихся к исполнению музыки Шопена и Шумана.

Репертуарбыл обширен и разнообразен, подробно разработан Гнесиными. Строгие требования предъявлялись к последовательности репертуара, проходимого учеником. Е.Ф. была совершенно неумолима по отношению к сложному репертуару. Она говорила: «Если вы начнете развертывать бутон руками, чтобы он быстрее распустился, то цветок не только не расцветет раньше, но будет погублен». Помимо музыкальных произведений всех стилей и времен, большое значение придавалось полифонии, т.к. Гнесины находили, что работа над полифонией – один из самых важных разделов обучения. Что вдумчивая работа над многоголосием, вслушивание в развитие каждого из голосов, их переплетение, различная окраска голосов, обостряет слух и укрепляет память учащегося. Двухголосие, часто исполняемое одной рукой, ставит различные звуковые задачи и дает богатейший материал для развития более тонкого пианизма. Каждый учащийся изучал почти все 2-х и 3-х голосные инвенции Баха.



На следующем этапе ежемесячно выучивалась прелюдия и фуга Баха из ХТК. Много играли сюит Баха и Генделя. Большое внимание уделяли различным редакциям классиков, которые обсуждались совместно.

В работу учащихся всегда включались упражнения, гаммы, несколько этюдов разного характера и на разные виды техники. Уделялось внимание свободе, легкости пианистического аппарата. Чтобы избавить ученика от «зажатости», Елена Фабиановна сводила занятия учащихся на небольшой срок к одним упражнениям и к игре в медленных темпах. Упражнения она придумывала сама для каждого ученика индивидуально.

Очень много внимания Е. Гнесина, уделяла искусству педализации. Она учила не только учитывать обогащение и окраску звучности, но и стилевые особенности произведения, что и определяло характер применения педали. Глубина, сила, длительность, время нажатия и снятия педали зависели в основном от стиля музыки композитора, характера произведения, нюанса. Велась строгая борьба со стуком демпферов при взятии, перемене или снятии педали, а тем более со стуком ноги по педали. В целом ученики приучались к скупой педали.



Частые выступления на академических концертах были обязательны. Не допускались смех, болтовня перед выступлением, чтобы не мешать собранности. Запрещались возгласы: «я боюсь, очень волнуюсь», чтобы не поддаваться самовнушению. Воспитывалась артистичность поведения на эстраде: как поклониться, сесть за рояль, достойно выйти на эстраду и т.д.

Елена Фабиановна была очень строга на оценки и прежде всего в своем классе.

По воспоминания ученика Е.Ф. Гнесиной – А. А. Николаева основные принципы ее работы были следующие: [36,с.102-104]

  • Подчинить все пианистические действия ученика художественным, музыкальным задачам. Работа над произведением – основа развития исполнительской техники, а не добавление, как сладкое блюдо после безвкусного обеда, к ассортименту различных упражнений.
  • Полифония – основа фортепианной техники. Полифония развивает способность слышать многоэлементную ткань фортепианной музыки, приучает к самостоятельному движению обеих рук
  • Бережное отношение к тексту музыкального произведения. Никакой отсебятины.

Все, что написано в нотах – исполняется с максимальной точностью.

Помимо практической работы с учениками, Елена Фабиановна внесла ценный вклад в педагогический репертуар своими сочинениями. Ее детские фортепианные пьесы незаменимы для начинающих пианистов. В своих сочинениях Е. Гнесина большое место отводила развитию самостоятельности, независимости каждой из рук. Для этого она уже на самой первой ступени занятий вводила различные штрихи в партии правой и левой руки.

Помимо практической работы с учениками, Елена Фабиановна внесла ценный вклад в педагогический репертуар своими сочинениями. Ее детские фортепианные пьесы незаменимы для начинающих пианистов. В своих сочинениях Е. Гнесина большое место отводила развитию самостоятельности, независимости каждой из рук. Для этого она уже на самой первой ступени занятий вводила различные штрихи в партии правой и левой руки.

Помимо специальности, Елена Фабиановна организовала в училище кружок по методике обучения игре на фортепиано начинающих. Там она показывала свои упражнения, кто-либо из учащихся их повторял. Придумывали упражнения и сами учащиеся. Гнесина ясно излагала последовательность в занятиях с начинающими, подкрепляя конкретными примерами на упражнениях: как правильно вырабатывать координацию движения рук, хорошую посадку за инструментом. Советовала разнообразить занятия, чтобы у ребенка не было утомления. Параллельно с упражнениями для рук, советовала знакомить ребенка с инструментом, с нотоносцем.

С первых шагов обучения Елена Фабиановна стремилась приобщить маленького ученика к музыке: пела с ним песни, заставляла подбирать на клавиатуре знакомые мелодии, играла ему различные музыкальные примеры, определяя вместе с учеником их характер и выразительный смысл. Наилучшей иллюстрацией ее метода являются сборники собственных произведений. Интересно, что этюды Гнесиной были встречены критически: говорили, что они слишком сложны для начинающих.

В методической записке к своей «Азбуке» Елена Фабиановна дает указания педагогам:

1. Использовать учебный материал после предварительных занятий с учеником.

· Ознакомить ученика с инструментом. Научить ученика чисто повторять голосом отдельные звуки, петь песенки и короткие мелодии с аккомпанементом и без, подбирать мелодии от различных звуков. Познакомить ученика с ритмической записью и нотоносцем.

· Уделять большое внимание правильной посадке за инструментом, а также гимнастике.

· Игру по нотам начинать тогда, когда ученик свободно ориентируется на клавиатуре и поет по нотам.

· Вырабатывать у ученика свободу рук, ощущение веса руки, сосредоточенного в кончике пальцев.

· Начинать первые упражнения на нон легато, с плавным переносом руки и мягким звукоизвлечением сначала 3-м пальцем, затем 1 и 5, делая попеременный акцент.

· Особого внимания требует постановка 1 пальца. Ощущение свода.

· Держать руку ближе к черным клавишам.

1. Первые упражнения на легато, основаны на полутонах. Вслушиваться в переход одного звука в другой. Сначала по 2 звука легато, затем по 3, затем чередование легато и нон легато.

2. Упражнения на подкладывание 1 пальца являются подготовительными упражнениями к гаммам.

· Автор рекомендует молодым педагогам не торопить ученика в первые месяцы учебы, последовательно проходить большинство номеров «Азбуки». Параллельно проходить легкие пьесы и этюды из других сборников.

 

А. А. Николаев и его «Школа игры на фортепиано»

Александр Александрович Николаев родился в Харькове. Советский пианист – педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения. Учился в училище им. Гнесиных в классе Елены Фабиановны 2,5 года. Окончил Московскую консерваторию в 1934 году по классу фортепиано у Григория Гинзбурга, в 1937 году – аспирантуру по истории и теории пианизма. С этого года преподавал в консерватории, став в 1948 году профессором и заведующим кафедрой истории и теории пианизма. 1951-1954 – декан фортепианного факультета, 1954-1973 – проректор по научной части, с 1974 года – профессор-консультант. Основной круг научных интересов – история, теория и эстетика музыкального исполнительства.

«Школа игры на фортепиано» А. Николаева, впервые изданная в 1951 году – одно из самых известных во всём мире пособий для начинающего пианиста.

Л. Баренбойм в своем обзоре школ для начинающих высоко оценивает достоинства «Школы игры на фортепиано». К таковым можно отнести систематичность и последовательность изложения материала.

Учебный репертуар состоит из народных песен и плясок в простейших обработках; переложение детских песен.

Весь этот материал, как правило, высокого вкуса, но за редкими исключениями однообразен в ладогармоническом отношении и не открывает пути к современному языку. (После этой статьи в школу было включено большее количество произведений современных композиторов)

Из недостатков отмечается ритмическая запись первых народных песен и прибауток: они записаны половинными и четвертями, вместо четвертей и восьмых, более соответствующих характеру и темпу песен.

Пояснения, обращенные к ученику, изложены сухо, порой формально, без ориентации на образование психологической связи между слухом, переживанием, осознанием, нотным оформлением и пианистическим действием. Например, ученик узнает понятие такта и сильной доли. Но не переживает выразительность этой доли, не основывается на чувствесильной доли.

«Школа не ставит перед собой общих музыкально-воспитательных задач. Вместе с тем это – полезное пособие: оно опирается на сложившиеся педагогические традиции, на известное, на проверенное и в большей степени закрепляетимеющийся опыт, чем прокладывает новые, более эффективные пути воспитания и обучения» - Л. Баренбойм.[13, с.80]

Со времени выхода статьи Баренбойма «Школа игры на фортепиано» претерпела много переизданий и дополнений. В новом издании она называется «Фортепианная игра».

Основная задача нового издания – качественное улучшение репертуара начинающего пианиста. В сборник включено большое количество произведений классиков, обработок народных мелодий и произведений современных советских и зарубежных композиторов.

Вторая задача заключалась в повышении требовательности к учащимся в соответствии с выросшим уровнем музыкальной и технической подготовки юных пианистов.

Успешное овладение техникой не может быть достигнуто при изолированном изучении тех или иных технических приемов. Они рассматриваются в неразрывной взаимосвязи. Иногда прохождение более сложного материала другого типа помогает освоить ученику ранее не удавшийся технический элемент.

Новое издание предназначается для учеников 1 и 2 классов ДМШ, а включение более трудных произведений позволит использовать пособие в начале 3-го года обучения.

Первая часть состоит из двух разделов:

  1. Посвящен начальному этапу обучения – пению и подбору мелодий по слуху, ознакомление с клавиатурой и нотной грамотой, усвоению первичных приемов игры на фортепиано.
  2. Включает в себя более сложные пьесы и этюды, служащие материалом для закрепления и развития полученных навыков.

Во второй части (второй год обучения) материал сгруппирован по разделам: пьесы, произведения крупной формы, этюды, ансамбли. Произведения расположены в порядке постепенного усложнения.

В методических пояснениях авторов (составители В. Натансон и Л. Рощина, редакция А. Николаева) изложены основные принципы классической, традиционной педагогики:

Основа начального обучения – воспитание у учащегося любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии.

С первых уроков развивать в ученике способность понимать выразительность музыки, ее фразировку. Ни один звук не должен возникать вне звукового контроля, вне задач выразительного интонирования. Основная формула обучения: вижу-слышу-играю.Причем до изучения нотной грамоты – слышу – пою. Развитие слуха, выразительного пения, подбор по слуху – вот основное содержание первых уроков. Словесный текст песен поможет ребенку понять интонационную выразительность песни.

Очень важно давать ребенку «творческие» задания, например, сочинить мелодию на какие-либо стихи из детских книжек. Если ребенок подберет мелодию, споет ее со словами, то педагог может записать это «сочинение», используя его для объяснения нотной грамоты.

Вместе с усложнением интонационных и технических задач, надо приучать ребенка к точной, естественной фразировке.

Осмысленность и выразительность должна присутствовать и в исполнении гамм, технических этюдов.

Среди технических навыков первого года обучения – пятиклавишные последовательности, построения с передачей из одной руки в другую, гаммы, короткие арпеджио и аккорды по 3 звука, кистевое стаккато, скачки.

В результате первого года обучения ученик должен научиться выразительно, певучим звуком, пользуясь динамическими красками, играть мелодию с несложным сопровождением и простейшими приемами подголосочной полифонии, уметь передать музыкальный образ, характер исполняемых пьес.

На втором году обучения перед учащимися должны быть поставлены более сложные музыкальные и технические задачи.

Большое значение для музыкального развития ученика имеет приобщение его к мелодическому и гармоническому языку современной музыки. Из этих соображений, наряду с сочинениями старинных композиторов и классиков Х1Х века, включены произведения советских и зарубежных композиторов ХХ века – Бартока, Лютославского, Стоянова.

В кантиленных произведениях мелодии отличаются большой гибкостью и ритмической сложностью рисунка. Сопровождение требует определенной технической зрелости (двухголосное, аккордовое). Встречается прием выделения мелодического голоса в партии, изложенной двухголосно.

В этюдах шире используется непрерывная фигурационная линия движения, гаммообразные пассажи.

Большое внимание следует уделить читке с листа, знанию музыкальных терминов.

Одной из важнейших задач является развитие у учащихся навыков самостоятельной работы.

Каждое переиздание сборника отличается от предыдущего. «Школа» дополняется новыми произведениями, возвращаются некоторые произведения, незаслуженно исключенные в других изданиях. Несмотря на указанные выше недостатки, «Школа» под редакцией Николаева продолжает оставаться одним из самых популярных пособий начального обучения пианиста.

 

Е. Калантарова.

 

Методика Евгении Калантаровой — ученицы замечательного педагога Моисея Фейгина продолжает принципы классической русской педагогики. В училище им. Гнесиных Евгения Калантарова вела педагогическую практику. Ее огромный педагогический опыт был незаменим для молодых практикантов. Статьи Е. Калантаровой, посвященные начальному обучению пианистов, знакомят нас с ее стилем преподавания, отношением к обучению и воспитанию учащихся, дают ответы на многие актуальные вопросы педагогики.

Познакомьтесь с некоторыми советами опытного педагога:

Общеизвестно, что первый этап занятий музыкой самый сложный. Очень важно вызвать у детей интерес к музыке, суметь его удержать, добиться, чтобы стойкий интерес перерос в любовь к музыкальному искусству. Чтобы добиться этой цели, педагог должен развить в ученике способность эмоционального восприятия музыки, сформировать его музыкально-слуховые представления. Приучить ребенка слушать музыку, вникая в ее смысл. Петь любимые песни, отгадывать музыкальные загадки, двигаться в различных ритмах. Развивая любовь к музыке осторожно перенести ее на занятия за инструментом, делая переход постепенным.

Занятия в донотный период вести по трем направлениям:

  • развитие слуха и музыкальной памяти;

· сообщение теоретических сведений;

  • слушание музыки.

· Длина донотного периода зависит от индивидуальности ученика. Его возрастных особенностей, одаренности. Он может протекать от двух недель до двух месяцев и больше.

· Подбор по слуху Е. Калантарова советует начинать традиционно с 3-го пальца, держа остальные пальцы в естественном состоянии. Не бояться подбирать неорганизованной рукой. Игровые движения педагог должен налаживать незаметно, помогая ученику при подборе. Важно, чтобы попевка, подбираемая учеником ощущалась как мелодическая линия, а не как сочетание отдельных звуков.

· Знакомство с нотной записью происходит примерно на девятом-десятом уроке. Используется одиннадцати-линеечная система. Три главных звука — фа малой октавы, до и соль первой октавы помогают ориентироваться в нотной записи. Закреплению знания нотоносца способствует запись учеником знакомых попевок.

· Упражнения на звукоизвлечение Е.Калантарова советует начинать с non legato в разных регистрах, вслушиваясь в характер звучания. Ребенок должен глазами наметить клавишу, устойчивым пальцем «взять» звук и дослушав окончание звука плавно и легко снять руку. Давая детям играть несколько звуков подряд, не стоит давать играть весь звукоряд, т.к. детям это скучно. Смело вводить упражнения с черными клавишами (основа — формула Шопена)

· Планируя урок, молодой педагог должен помнить, что дети 4-6 лет не могут долго сосредоточиваться на одной задаче. Поэтому для сохранения интереса и активности на протяжении урока необходимо давать разнообразные задания, где ребенок может отдохнуть.

· На этом этапе полезно начать заниматься творчеством задания самые простые:

  • закончить мелодию (1-3 звука)
  • заполнить пропущенные такты в мелодии
  • сочинить песенку-попевку на слова, предложенные педагогом
  • на сыгранный «вопрос» ребенок сочиняет «ответ»
  • давать на дом сочинения-предложения в определенных октавах, например: «По большой октаве смело ходит Волк» и т.д.
  • по ритмическому рисунку сочинить мелодию
  • найти подходящее сопровождение к мелодии (сначала басы T-D)

· Вводить игру по нотам Е. Калантарова советует тогда, когда ученик свободно ориентируется на нотоносце, свободно записывает свой репертуар попевок от основных звуков и в транспорте, может свободно играть по записям, и, самое важное — освоился с игрой.

· Необходимо сразу приучать ребенка к осмысленному разбору: посмотреть, какие знаки при ключе, прохлопать ритм в ладоши, считая вслух, назвать ноты, встречающиеся в тексте. Обращать внимание на аппликатуру, штрихи.

· Усвоив навыки non legato можно переходить к legato. Главное — не спешить. Переход должен осуществляться, если у ученика появился устойчивый звук, он умеет свободно использовать всю массу руки и научился чутко прислушиваться к звуку.

· Постепенность, последовательность — вот девиз для обучения детей в ДМШ. Часто из-за спешащей педагогики ученики во всем беспомощны: не могут ни разобрать, ни прочесть с листа, ни подобрать.

Заключение для молодых педагогов:

1. Наладить контакт с учеником (искреннее отношение к себе дети хорошо понимают)

2. Первые шаги должны быть медленными (спешка, завышение программы губительны для среднего ученика)

3. Уроки должны увлекать, заинтересовывать ребенка (поэтому задания небольшие, разнообразные)

  1. Репертуар подбирать индивидуально. Все пьесы должны быть высокого художественного уровня

5. Обучение строить на основе нескольких фортепианных школЗЗ

6. Помнить, что дети 4-6 лет не могут долго сосредоточиваться на одной проблеме

7. Дети легко воспринимают и также легко забывают. Не раздражаться!

8. Помнить, что мышление у ребенка медленное.

9. Дети хотят играть, но не хотят работать. Постепенно приучать сидеть за инструментом. Важнейшие стимулы – интерес и поощрение.

10. Не добиваться цели на одном произведении

11. Увеличивая объем изучаемых произведений, не забывать о музыкальном развитии. Слушать музыку, транспонировать, играть в 4 руки и т.д.

12. Цель начального обучения – не загружать огромным количеством произведений, а заинтересовать ребенка музыкой.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.