Сделай Сам Свою Работу на 5

Кривая спроса и предложения.





Под влиянием изменений вкусов и предпочтений людей, их доходов, а также ситуации на рынках товаров-заменителей и дополняющих товаров кривая спроса может смещаться вправо (спрос растёт) или влево (спрос падает). Сдвиг кривой спроса не следует путать с движением по кривой под воздействием изменения цены на товар – в последнем случае говорят об изменении величины спроса.

Эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объёма покупаемого товара от колебания рыночных цен. Она равна относительному изменению величины спроса, делённому на относительное изменение цены. Если эластичность больше единицы (Е > 1), то спрос называется эластичным; если эластичность меньше единицы (Е < 1), то спрос называется неэластичным.

К товарам с эластичным спросом по цене: предметы роскоши, товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор).

Товары с неэластичным спросом: предметы первой необходимости (лекарства, одежда, электричество); товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (ручка, зубная щётка), труднозаменяемые товары (бензин, электролампочки).



Эластичность предложения по цене – степень изменения объёма предложения в зависимости от увеличения цены.

Классификация рынков:

1)по объектам: 1) рынок потребительских товаров и услуг, 2) рынок труда (рабочей силы), 3) финансовый рынок = фондовый рынок (рынок ценных бумаг) + рынок капитала (страхового, ипотечного, межбанковского) + кредитный рынок (банки, инвестиционные и дилерские компании) + рынок иностранных валют), 4) рынок средств производства, 5) информации (научно-технических разработок).

2) по географическому положению: местный рынок, национальный рынок, региональный рынок, мировой рынок

3) по отраслям: рынок зерна, рынок автомобилей, рынок компьютеров и т.д.

4)по степени конкуренции:

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Типы конкуренции (типы конкурентных рынков):

А) рынок совершенной (чистой) конкуренции;

1) на рынке имеется много конкурирующих фирм;

2) для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают одинаковые товары;



3) фирмы не имеют возможности влиять на цену, по которой они продают свои товары;

4) существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам;

Б) монополистическая конкуренция:

1) на рынке имеется много конкурирующих фирм;

2) для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары;

3) каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продаёт свои товары;

4) существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам;

В)олигополия:

1) производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, конкурирующих между собой;

2) каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются её товары.

Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Г) Монополия – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству.

Классификация монополий.

  • По степени охвата экономики.

1) Чистая монополия в масштабе определённой отрасли.

2) Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства.

Монополистом здесь является государство в лице своих хозяйственных органов.

3) Монопсония – ситуация, возникающая на рынке при наличии только одного покупателя товаров (монопсониста), который, в силу своего исключительного положения, может диктовать всем продавцам условия приобретения этих товаров, и прежде всего их цену.

  • В зависимости от характера и причин возникновения.

1) Естественные монополии, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые), либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (железные дороги, метрополитен).



2) Искусственные монополии: 1) картель; 2) синдикат; 3) трест; 4) концерн; 5) холдинг.

Картель – объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объёме производства.

Синдикат – объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохранялись производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входившие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведённая на них реализуется как собственность предприятий через единую контору.

Трест – объединение ряда предприятий, теряющих производственную и коммерческую самостоятельность, подчинённых единому управлению; бывшие владельцы этих предприятий превращаются из пайщиков в акционеров.

Концерн – объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.

Холдинг – компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний и осуществляющая общее управление ими.

Инфраструктура рынка-совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

1) биржи

2)институты, связывающие рынки в единое целое (транспортная сеть, система коммуникаций, информационные сети, страховые компании, суды).

 

Постоянные и переменные затраты.

1. Издержки производства – это стоимость всех ресурсов, затрачиваемых в процессе производства, выраженная в денежной форме.

А) Общие издержки – расходы на приобретение всего объёма ресурсов, который предприятие использует для организации производства определённого объёма продукции.

Внешние ресурсы – это всё то, что фирма покупает у других коммерческих организаций или граждан.

Внутренние ресурсы – это всё то, что принадлежит самой фирме и используется ею для организации своей деятельности (помещения, оборудование, земля, денежные средства владельца и его предпринимательские способности, которые можно было бы направить на иные цели).

  • Внешние (явные, бухгалтерские) издержки – расходы на приобретение внешних ресурсов.
  • Внутренние (неявные) издержки – расходы на приобретение внутренних ресурсов.

Внутренние издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственные ресурсы при альтернативном их использовании (наилучшем из возможных). Так, собственное помещение могло бы быть сдано в аренду, а владелец фирмы, не получая удовлетворяющего его дохода, мог бы получать доход в виде зарплаты, работая по найму.

Прибыль.

Экономическая прибыль = выручка от продаж – внешние издержки – внутренние издержки.

Бухгалтерская прибыль = выручка от продаж – внешние издержки.

  • Постоянные издержки – это та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объёма выпускаемой продукции (арендная плата за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация).

Амортизация – уменьшение стоимости капитальных ресурсов по мере их износа в процессе производственного использования.

  • Переменные издержки – это та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объёма производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару, и упаковку и т.п.).

Полные (общие, валовые) издержки = постоянные + переменные.

Экономическая эффективность – способ организации производства, при котором затраты на производство определённого количества продукции минимальны.

Рентабельность – показатель экономической эффективности производства, рассчитывается как отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции.

Рентабельность = прибыль / затраты.

Финансовые институты.

1.Деньги.

2.Функции денег в условиях действия золотого стандарта:

1) мера стоимости,

2) средство обращения,

3) средство накопления (сбережения, сокровища).

Деньги не единственная форма сокровищ.

Активы – в широком смысле любые ценности, обладающие денежной стоимостью. Главным признаком активов выступает ликвидность – способность данной ценности выступать в роли денег.

Ликвидность – степень лёгкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены владельцем в деньги. Абсолютным активом являются наличные деньги.

1) мера стоимости,

2) средство обращения,

3) средство платежа,

4) средство накопления (средство образования сокровищ),

5) мировые деньги.

По мнению современных западных экономистов функции средства обращения и средства платежа – одно и то же. Мировые деньги не выделяются в отдельную функцию, так как на мировом рынке деньги могут выполнять любую функцию.

3.Денежная масса – совокупность платёжных средств, обращающихся в стране на данный момент, та общая сумма денег, которая обеспечивает финансирование экономики страны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.