Типы экономических систем.
Тип экономической системы характеризуется: 1) формами собственности; 2) способами распределения ограниченных ресурсов; 3) способами регулирования экономики.
1) Традиционнаяэкономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
Преимущества: 1) стабильность общества; 2) достаточно высокое качество производимых благ.
Недостатки: 1) отсутствие технического прогресса; 2) слабая приспособляемость к изменению внешних условий; 3) ограниченность числа производимых благ.
2)Командная (централизованная, директивная, плановая) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
Преимущества: 1) способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности); 2) гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем; 3) позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда.
Недостатки: 1) невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других; 2) отсутствие стимула к выпуску качественных товаров; 3) отсутствие экономической свободы у граждан.
3) Рыночнаяэкономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находится в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
Преимущества: 1) гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям; 2) наличие стимулов к техническому прогрессу; 3) рациональное (???) использование ресурсов.
Недостатки: 1) неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни; 2) слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям; 3) нестабильность развития (кризисы, инфляция); 4) неэффективность использования невосполнимых ресурсов; 5) отсутствие полной занятости и стабильности цен.
Каждая экономическая система по-разному отвечает на три вопроса: 1) что производить?; 2) как производить?; 3) для кого производить?
Что производить?
1) традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями;
2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками»;
3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.
Как производить?
1) традиционная: производят так и тем, как и чем производили предки;
2) централизованная: определяется планом;
3) рыночная: определяют сами производители.
Для кого производить?
1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям;
2) централизованная: «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг;
3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители - прибыль.
Во многих странах существует смешанная экономика, в которой сочетаются черты рыночной и командной экономических систем, экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.
4)Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
3.Собственность –система экономических и правовых отношений между людьми по поводу владения, распоряжения и использования жизненных благ.
Юридическое право собственности: 1) владение; 2) пользование; 3) распоряжение.
Право владения – возможность иметь имущество в своем хозяйстве.
Право пользования – возможность получать от вещи пользу.
Право распоряжения – возможность определять судьбу вещи: продать, сдать в аренду, обменять и т. д.
Собственность как социально-экономическая категория – реальные отношения между людьми, складывающиеся в процессе присвоения и хозяйственного использования имущества. Присвоением называется экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим.
Чем отличаются различные типы собственности?Тем, кому принадлежат средства производства, как и кем распределяется доход от использования собственности, кто является участником экономической деятельности.
Типы собственности:
1) общая (первобытно-общинная, семейная, государственная, коллективная);
2)частная (трудовая = семейная, фермерское хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность; нетрудовая = рабовладельческая, феодальная, буржуазно-индивидуальная); 3) смешанная (акционерная, кооперативная, совместная).
1) частная (личная, индивидуальная), например, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство;
2) государственная (может быть общегосударственной – федеральной, региональной, муниципальной);
3) коллективная, совместная акционерные предприятия, кооперативы, товарищества)..
Муниципальная форма собственности – это форма собственности, при которой имущество находится в распоряжении, ведении местных органов власти.
Формы собственности в России. Согласно Конституции РФ, в России признаются и защищаются равным образом
1)частная (собственность граждан и юридических лиц),
2)государственная,
3)муниципальная
4)иные формы собственности (к ним можно отнести собственность общественных организаций, иностранных граждан, собственность совместных предприятий и др.).
Приватизация – передача государственной собственности отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам.
Национализация – передача частной собственности в руки государства.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
Рынок–
1) форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг, валюты
2) совокупность экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.
Рыночный механизм.
Признаки свободного («чистого») рынка: 1) нерегулируемое предложение; 2) нерегулируемый спрос; 3) нерегулируемая цена, уравновешивающая спрос и предложение.
Чем регулируется поведение участников рынка? 1) Спрос, 2) предложение, 3) цена.
1) Спрос – это то количество товаров определённого вида, которое покупатель желает и способен купить при определённом (том или ином) уровне цен.
Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить при данной цене в течение определённого периода.
От чего зависит объём и структура спроса?
Спрос зависит как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряжённые сопутствующие товары. Неценовые факторы спроса: 1) цены на сопряжённые товары; 2) потребительские предпочтения; 3) число покупателей; 4) ожидания изменения цены; 5) доход.
2) Предложение – это то количество товаров, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Величина предложения – количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный промежуток времени.
Неценовые факторы предложения: 1) цены на ресурсы; 2) налоги и дотации; 3) цены на другие товары; 4) технология производства; 5) число продавцов на рынке; 6) ожидания изменения цен.
3) На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар) и цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов продать товар).
Равновесная цена (цена, при которой объём спроса в точности равен объёму предложения) не может опуститься ниже цены предложения и подниматься выше цены спроса.
1) Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить.
2) Закон предложения: чем выше цены, тем больше величина предложения товара; чем ниже цена, тем величина предложения меньше.
Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной. Она находится на пересечении кривых спроса и предложения.
Закон спроса характеризует поведение потребителей, закон предложения – поведение производителей (продавцов).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|